Классный час на тему: « Наука побеждать »
классный час (8 класс)

Мы вспоминаем имя великого русского полководца в честь которого названо наше училище, не потерпевшего ни одного поражения в своей военной карьере, одно из основоположников русского военного искусства, князя Российской империи, графа Российской империи, генералиссимуса российских сухопутных и морских сил, генерала-фельдмаршала австрийских и сардинских войск, кавалера всех российских и многих иностранных военных орденов. Среди многих славных русских имен - имя Александра Васильевича Суворова стоит особняком.

Высшим знаком отличия советского и русского солдата стало названия - суворовец. Один из высших полководческих орденов - орден Суворова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Тверское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Описание: C:\Users\oamihalev\Desktop\Logo.png

Внеклассное мероприятие

Классный час на тему:

 « Наука побеждать »


Выполнил  Л. Артюх,

воспитатель 3 взвода 3 курса

 

Тверь 2018


УТВЕРЖДАЮ

Старший воспитатель (начальник) 2 курса

В. Петров

                                                    20 ноября  2018 г.

План-конспект классного часа

«Наука побеждать »

Методическая цель:

духовно-нравственное воспитание личности; побуждение к самовоспитанию  стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.

привитие интереса к изучению истории России, гордости за героическое прошлое России.  

Задачи:

Способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова.

Образовательные:

Углубить знания о военной истории России и личности А.В. Суворова, привить интерес к изучению истории и героического наследия страны; развитие познавательных способностей, расширение кругозора; активизировать поисковой и исследовательской деятельности обучающихся; 

Развивающие:

Развивать речь, внимательность, творческие способности;
             Развивать умение работать с историческими документами, анализировать, делать выводы и обобщения;

 применять накопленные знания в измененной ситуации;

 учиться видеть, слушать, сопереживать, давать оценку.

Воспитательные:

Воспитать чувство гордости за Родину и чувство сопричастности к её судьбе, за героев страны, за своих предков;

 продолжить  формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;

 вызвать чувство восхищения и гордости подвигами простого человека, развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру;

 формировать социально-активной личности гражданина

 

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

Принятие базовых национальных  ценностей, воспитание патриотизма, привитие любви к истории своего народа, стремление к высшим общегражданским идеалам, готовности к защите Родине;

укрепление чувства личной ответственности за Отечество перед прошлым, настоящим и будущим поколениями.

Коммуникативные:

Готовность и способность выражать и свою позицию, критически оценивать намерения, мысли и поступки; 

Участвовать в работе группы: распределять роли, учиться договариваться друг с другом соблюдением норм этики и этической беседы;

Умение вести диалог: слушать и понимать других, проявлять эмпатию по отношению к собеседнику, корректно высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

Способность к самостоятельным действиям, принятию ответственности за их результаты;

 проявлять целеустремленность, настойчивость и внимание;

 доводить дело до логического завершения, корректировать работу в целом и  на промежуточных этапах её выполнения.

Познавательные:

Запоминать, узнавать, сравнивать, выбирать, анализировать, воспроизводить, перерабатывать информацию;

 Формирование внимательности и синтетичности мышления при  анализе информации

Применяемые технологии

№ п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых

в воспитательном процессе

Этапы мероприятия,

на которых технологии применяются

1

Элементы здоровьесберегающих технологий, ИКТ, технологии коллективного творческого дела и индивидуализации

На всех этапах мероприятия

2

Элементы технологии проблемного обучения. Постановка проблемных вопросов

Этап мотивации

и целеполагания

3

Элементы проектно-исследовательской технологии. Метод проектов

Организационно-деятельностный этап

4

Элементы технологии эвристического обучения. Эвристическая беседа

Этап рефлексии

Оборудование: 

интерактивная доска, экран, компьютер, мультимедийная презентация.

Форма проведения:

социально-культурный проект (исследование социально-значимой проблемы)

Сценарий классного часа:

1. Организационный этап (подготовительный)

Подбор визуального и аудио оформления (ноябрь).

Подготовка класса,  в котором будет проводиться мероприятие (в день проведения)

Проверка работоспособности (тестирование) программного обеспечения, мультимедийного проектора (накануне дня проведения)

Подготовка раздаточного материала, который будет использован в ходе классного часа.

2. Этап мотивации и целеполагания

Воспитатель: тема нашего мероприятия «Наука побеждать»

Воспитатель: Через месяц наше  Тв. СВУ   будет отмечать 76-летие со дня образования  училища. Сегодня мы вспоминаем имя великого русского полководца в честь которого названо наше училище, не потерпевшего ни одного поражения в своей военной карьере, одно из основоположников русского военного искусства, князя Российской империи, графа Российской империи, генералиссимуса российских сухопутных и морских сил, генерала-фельдмаршала австрийских и сардинских войск, кавалера всех российских и многих иностранных военных орденов. Среди многих славных русских имен - имя Александра Васильевича Суворова стоит особняком.

Высшим знаком отличия советского и русского солдата стало названия - суворовец. Один из высших полководческих орденов - орден Суворова.

Что мы знаем о судьбе Суворова? Об этом сегодня расскажут ученики 6 в класса.

3. Организационно-деятельностный этап

Суворовец :

Александр Суворов родился 13 ноября 1729 года в семье прапорщика Преображенского полка Василия Ивановича Суворова в Москве. Согласно дворянской традиции того времени малолетним в 1742 году был зачислен мушкетером в гвардейский Семеновский полк.

Природа наделила его слабым здоровьем, но мальчик очень хотел служить, и потому взялся закаливать свой организм, вел самый простой образ жизни, во всем стараясь подражать любимым полководцам древности. Он жадно следит за вестями о боевых действиях русских генералов П.А. Румянцева и Г.А. Потемкина и день и ночь мечтает совершать подвиги и восхищать собою целый мир. Он мечтал продолжить дело Петра Первого на военном поприще, наслушавшись рассказов деда и отца. Но из-за слабого здоровья Александра отец не верит, что тот сможет служить. Судьбу изменит приезд воспитанника Петра Первого генерала Ибрагима Ганнибала. Ганнибал, увидев игру мальчика в солдатики и попытки справиться с упрямым конем, настоял, чтобы отец отдал Александра служить. Всю жизнь Суворов ощущал себя исполнителем дела Петрова. Молодой Суворов тщательно изучал все, что требовалось для офицера еще до поступления в полк.

Суворовец:

От Петрова устава Суворов переймет четкость и быстроту перестроения, ловкость и твердость в рукопашном бою, почти не применявшемся в зарубежных армиях. Начинает служить Александр простым солдатом. На тяжелой солдатчине по 25 лет и больше русский солдат даже под розгами немецких офицеров умудрялся сохранить свои лучшие национальные качества.

У солдат Суворов научился здравому смыслу, мужеству, умению без ропота довольствоваться малым, переносить невзгоды. Суворов любил службу во всех ее тягостных подробностях. Почистив ружье, он говорил: "Жена моя в надлежащем виде". Ревностное отношение к службе сразу же выделило Суворова среди других. Молодцеватого солдата приметила даже царица Елизавета. Когда он стоял на посту, она хотела наградить его рублем, но Суворов ответил, что он стоит на посту и не имеет права брать деньги. Тогда царица положила деньги к ногам солдата: “ Возьми, когда сменишься”. В 1747 году Суворов был произведен в капралы, а с 1 января1748 года начал свою более чем полувековую военную службу. Неказистый хилый капрал без связей и покровительства задался выполнить нечеловечески трудную задачу

Суворовец :

Уже в 1751 года Суворов стал сержантом, хотя многие сверстники оставались рядовыми по 10-15 лет. Суворов начал путь боевой русского офицера и проводником его идей стали солдаты. Суворов начал учить солдат читать, писать и считать, чем вызвал недоумение офицеров. Суворов был сторонником строжайшей дисциплины, но добивался ее не жестокостями, а через воспитание в солдате нравственного чувства. Он старался возбудить во вчерашнем крепостном ощущение собственного достоинства, самостоятельность, инициативность, убежденность в выполнение поставленной командиром задачи. Потому обученный "на суворовской ноге" солдат верил в свои силы, проявлял находчивость в любой ситуации. В отличие от модной прусской системы воспитания, подавлявшей в солдате личность, суворовская педагогика вырабатывала в солдате личную ответственность с помощью соревнования, поощрения ревностных солдат перспективой продвижения по службе. Суворов постоянно обращался к чувству национальной гордости, любви к Отечеству, ко всему русскому. Подкреплением нравственного воспитания служило воспитание религиозное. Вера в Бога и в добро всю жизнь руководили Суворовым. Он не начинал ни одного сражения, не обратившись с горячей молитвой к Богу. И каждую победу начинал праздновать с благодарственного молебна.

Долгое время Суворов находится на вторых и даже на третьих ролях. Кунерсдоффская битва была первой крупной битвой в его жизни. Стойкость русских солдат была такова, что потрясенный прусский король Фридрих говорил, что русского солдата легче убить, чем побудить к бегству. Россия вступила в полосу войн, долженствующей выдвинуть ее в великую державу Европы. И Суворов, и его солдаты сыграли в этом решающую роль.

В ноябре 1776 года Суворов получил назначение в Крым. Умело расположив войска, Суворов не допустил турецкого вторжения на крымскую землю, и Крым окончательно отошел к России. Потемкин в письме к Суворову писал, что тот стоит десяти тысяч человек.

Суворов в ходе боя с турками поручил картечную рану в бок под сердце и потерял сознание. Наши дрогнули и отступили. Придя в себя, Суворов на следующий день, собрав подкрепления, с такой яростью устремился на турок, что разгром турок к вечеру был обеспечен. Сам Суворов в тяжком бою был ранен ружейной пулей в руку, но не ушел с поля боя.

Первого октября 1787 года во время русско-турецкой войны произошло знаменитое сражение на Кинбурнской косе. Турки выбрали день праздника Покрова Божией Матери. Пользуясь тем, что Суворов и его воины находились в храме на божественной Литургии, турки смогли высадить десант. Суворову неоднократно докладывали о высадке вражеского десанта, но он ничего не делал, пока не была окончена Литургия, и не был отслужен молебен о победе. Сражение окончилось полным поражением турок.

Суворов умело командовал не только сухопутными войсками, но и морскими силами. В подчинении Суворова был знаменитый мореплаватель Ф.Ф. Ушаков. Он, умело маневрируя более слабыми силами, начисто разгромил турецкий флот. Суворов метко назвал это "победой жучек над слоном".

Суворовские молниеносные переходы стали легендой. Он появлялся перед противником там, где его не ожидали. Австрийцы прозвали Суворова "генерал-вперед" и говорили, что русские войска непобедимы, что "перед ними все должно пасть". Суворов получил графский титул с прибавлением Рымникский и орден Георгия I степени, бриллиантовый эполет и богатейшую шпагу. Он также стал графом Австрийской империи.

В русско-турецкой войне оставалось взять сильную турецкую крепость Измаил, про которую начальник гарнизона хвастливо говорил, что "скорее небо упадет на землю, чем Измаил будет взят", но русские солдаты считали, что "как только прибудет Суворов - крепость возьмут штурмом". Так и случилось.

Суворов сделался национальным героем. К нему пришла всеевропейская слава. В честь него все выдающиеся поэты слагали оды.

суворовец :

Для Суворова истинным делом была только война. На 67 году служения России Суворов был отправлен в отставку даже без права ношения своего фельдмаршальского мундира. Его водворили в родное село Кончанское фактически под арест. Шла травля и разорение Суворова. И тут Венский двор потребовал на помощь своей бездарной армии самого выдающегося полководца современной истории, и император отпустил Суворова за новой славой.

Суворов и 70 тысяч русского войска явились спасением для Австрии от Франции. Суворов был объявлен венским двором главнокомандующим союзной армии, он был удостоен звания фельдмаршала австрийского.

Суворов строго придерживался правила, что "в кабинетах врут, а в поле бьют”. С жестокими боями Суворов освобождал Италию. Италия встречала его восторженно. Ему бросали под ноги венки, вставали перед ним на колени. В полтора месяца вся северная Италия была очищена от французов. Но Суворов имел дело с двумя многочисленными армиями. От Суворова требовались все умение, мужество, терпение в этих жестоких боях. Русские солдаты показывали всему миру образцы невиданного мужества, стойкости и воли к победе.

Пойманный в ловушку Суворов нашел выход и узкой горной тропкой, смертельно опасной, вывел всю армию из ловушки. До самого последнего времени эта тропа на картах Швейцарии обозначалась надписью: "Путь Суворова, в 1799 году".

Суворов остался на один с превосходящими силами противника. На военном совете десять генералов ответили Суворову, что не посрамят русского оружия, что, если надо, то лягут со славой. После этого Суворов ободренный, заявил: "Будет двойная победа - и над неприятелем, и над коварством". Люди были истощены походами, беспрерывными боями, голодом, многие босы, оборваны. Патронов уже не было, как и артиллерии.

Даже генералы ходили в сапогах без подошвы. Самой страшной была ночь на 25 сентября, когда русские преодолевали высокий заснеженный перевал. Проводники разбежались, русские вынуждены были оставаться на самой вершине, под ледяным ветром, замерзать в ожидании рассвета, чтобы продолжить не менее опасный спуск ... Но все преодолели, все превозмогли русские чудо-богатыри!

Суворов должен был погибнуть вместе с армией, но он сделал большее - он спас армию при обстоятельствах совершенно безнадежных. Он спас ее как непобедимую! Это был венец его военного дарования. Императору Павлу ничего не оставалось как присвоить Суворову наивысшее воинское звание генералиссимуса, признав при этом, что такой награды "мало".

В величайшем триумфе возвращались русские домой. Суворова боготворили. От всего пережитого Суворов тяжко заболел. 6 мая 1800 года он умер. Величие его военного гения столь велико, что до сих пор вызывает удивление.

В России всегда в трудное время обращались к опыту А. Суворова. В книге “Науке побеждать” Суворов оставил нам главный совет на все времена: “Молись Богу; от Него победа!”. И твердое убеждение великого полководца: “Неверующие войско учить - что ржавое железо точить”.

“Наука побеждать” складывалась и из приказов А. В. Суворова. Перед штурмом предместья Варшавы — Праги: “Его сиятельство граф Александр Васильевич Суворов приказал: взять штурмом прагский ретрашамент. И для того: Охотники (добровольцы) со своими начальниками станут впереди команды. Когда пойдем, воинам идти в тишине, не говорить ни слова, не стрелять. Подошли ко рву, — ни секунды не медля, бросай в него фашинник, опускайся в него и ставь к валу лестницы. Коротка лестница? штык в вал, — лезь по нем, другой, третий. Товарищ товарища обороняй! Стрельбой не заниматься, без нужды не стрелять; бить и гнать врага штыком; работать быстро, скоро, храбро, по-русски! В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Кого из нас убьют, — Царство Небесное, живым — слава! слава! слава!

В годы Великой Отечественной Войны дух православного русского воинства вспыхнул вновь. Были учреждены правительственные награды: ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова — в честь глубоко верующих, жертвенно служивших Церкви и Родине людей.

Наименование “суворовские” в честь русского полководца А.В. Суворова получили военные училища, которые были созданы в соответствии с постановлением от 21 августа 1943 г. “О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации” в целях устройства, обучения и воспитания детей воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших в годы Великий Отечественной войны. В 1943 г. было создано одиннадцать суворовских училищ, а в 1944 г. – еще шесть.

24 июля 1945 года 210 воспитанников Горьковского суворовского училища в составе сводного полка суворовцев участвовали в Параде Победы на Красной площади столицы.

“Наука побеждать” до сих пор изучается в военных училищах. Как завещание Александра Суворова звучат слова: “Потомство мое прошу брать мой пример; всякое дело начинать с благословения Божия; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия, и искать славу через истину и добродетель, которые суть мои символы”.

Викторина.

Уважаемые гости нашего классного часа, вы внимательно слушали наш рассказ о полководце А. Суворове. Ответьте теперь на вопросы:

1.В честь какого военного деятеля XIII века был назван Суворов? (А. Невского)

2.Назовите дату рождения и место рождения А.В. Суворова. (1729 (1730), Москва)

3. Какие правила здорового образа жизни с детства выполнял А.В. Суворов? (закаливание)

4. Сколько лет было Суворову, когда он поступил на военную службу? (16 (12))

5. Сколько лет прослужил Суворов? (52 (54))

6. Сколько сражений выиграл Суворов? (35 (60?))

7. Сколько иностранных языков знал Суворов? (7)

8. Известно, что Александр Васильевич Суворов за свою военную карьеру не проиграл ни одного сражения. Одновременно с выдающимся полководцем, против турок и французов воевал выдающийся флотоводец, который так же не проиграл ни одного сражения на море. Назовите его фамилию. (Ушаков Ф.)

9.Назовите картину, которая принадлежит кисти Василия Ивановича Сурикова. ( “Переход Суворова через Альпы”)

10.Коменданту какой крепости написал А.Суворов:“24 часа на размышление для сдачи и – воля; первые мои выстрелы – уже неволя; штурм – смерть”? (Измаил)

11.Какой полуостров вошел в состав России в ходе второй русско-турецкой войны? (Крым)

12. Назовите последнее воинское звание Суворова. (генералиссимус)

13. Как называлась книга А. Суворова, которая стала учебником для российских военных? (“Наука побеждать”)

Многие слова из книги “Наука побеждать” стали известными поговорками. Продолжите афоризм:

1. Благость и милосердие потребны .... (героям)

2. Будь чистосердечен с друзьями своими, умерен в своих нуждах и бескорыстен ... (в своих поступках)

3. Жалко подражание, похвально ...(соревнование)

4. Пуля - дура, а штык - ... (молодец)

5. Научись ... , прежде чем повелевать другими. (повиноваться)

6. ..... - мать победы. (Дисциплина)

Соревнование “Собери афоризм”.

1) Сам погибай, а товарища выручай.

2) Тяжело в учении - легко в походе, легко на учении - тяжело в походе.

3) Военная наука - наука побеждать.

4) Готовься в войне к миру, а в мире к войне.

5) Геройство побеждает храбрость, терпение - скорость, рассудок - ум, труд - лень, история - газеты...

Подведение итогов.

Александр Суворов всегда говорил: “Горжусь тем, что я Россиянин!”. Будем же также гордиться историей своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "День Науки. История праздника"

Презентация к классному часу на тему: "День Науки. История праздника"...

- классный час на тему «Математика – царица наук»

Внеклассное мероприятие по математике в 9 классе «Математика-царица наук». Тем, кто знает математику,Тем, кто учит математикуТем, кто любит математику,Тем, кто еще не знает,Что может любить матем...

Рациональные уравнения по материалам книги А.В. Суворова "Наука побеждать"

Главная задача урока рассказать о жизни и деятельности великого русского полководца А.В.Суворова,способствовать формированию правильных нравственных ориентиров, воспитывать чувство патриотизма, любви ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Командная этапная игра «Наука побеждать», посвященная Дню взятия Измаила русской армией под командованием А.В.Суворова

Российский народ имеет   славные исторические, боевые и созидательные традиции. Одной из таких традиций является боевой подвиг при защите Отечества. Во все века героизм, мужество воинов Росс...

Исторический вечер "Наука побеждать" для учащихся 6 - 11 классов

Исторический вечер "Наука побеждать"  для учащихся 6 - 11 классов,  посвященный исторической личности А.В. Суворова....

Классный час, посвящённый Дню науки «Да здравствует наука!»

Сегодня современная школа нацелена на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у школьника механизма самообразования, самореализации и создании устойчивой мотивации к учени...

Классный час на тему: "Наука о здоровом питании"

Классный час на тему: "Наука о здоровом питании"...