Система работы классного руководителя по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности
статья
Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nehay_f.a.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы классного руководителя по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности
(Работа учителя географии МБОУ «СОШ №1 им. Ю.К. Намитокова» а. Понежукая Теучежского района Республики Адыгея,
Нехай Фатимы Аскербиевны)
Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много.
Поэтому одной из важных целей работы классного руководителя является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
В МБОУ «СОШ № 1» реализовывается Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Задачи программы: выявление проблемного поля ребенка и его семьи на ранних стадиях возникновения асоциального поведения; создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся путем взаимодействия и сотрудничества взрослых; повышение уровня воспитательно-профилактической работы с учащимися; развитие творческих способностей и социальной активности школьников.
В ходе реализации Программы в школе ежемесячно проводятся мероприятия по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, предупреждению ДТП, употребления ПАВ, проявлений экстремизма, терроризма, во время осенних, зимних, весенних каникул проходит операция «Каникулы».
Традиционно, в начале года, проводится межведомственная профилактическая акция «Внимание, дети!», целью которой является воспитание у обучающихся навыков, связанных с безопасным поведением на улицах и дорогах, адаптации к транспортной среде в местах постоянного жительства и учебы. В рамках акции проходят: уроки правовых знаний; уроки безопасности; классные часы, беседы по ПДД; конкурс рисунков, плакатов, фотографий «По безопасной дороге - в безопасное будущее»; игра по станциям «Мы - участники дорожного движения», «Безопасное колесо». На 1 этаже школы оформлен стенд по ПДД, в кабинетах начальных классов имеются уголки по ПДД. Создан отряд «Юных инспекторов движения», куда вовлекаются дети «группы риска».
Ежемесячно классные руководители проводят инструктажи с обучающимися по ТБ, знакомят с правилами поведения в лесу (во время походов), на водоемах, на льду, в общественных местах, на дороге, ТБ при проведении массовых мероприятий, пожарной безопасности и др., с последующей подписью обучающихся в журнале прохождения инструктажа.
С целью предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и формирования личностных качеств и поведенческих навыков, предопределяющих выбор здорового образа жизни, проводится месячник по профилактике правонарушений, безнадзорности, алкоголизма, наркомании, курения среди несовершеннолетних и защите их прав. Профилактические мероприятия распределяются по тематическим неделям. Так, 1 неделя - «Неделя медицинских знаний». В ее рамках проводятся профилактические беседы, встречи. Цель - ознакомление учащихся с медицинскими аспектами курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании. К проведению бесед привлекаются медицинские работники.
2 неделя - «Неделя правовых знаний». Девиз недели: «Действуем вместе!». Проводятся беседы с целью ознакомления с правовыми аспектами табакокурения, алкоголизма, безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних. К работе привлекаются: психолог, работники правоохранительных органов.
3 неделя - «Познай себя». В рамках этой недели проводятся: тематические классные часы, деловые игры: «Наши права – наши обязанности», «Человек и закон», «Единый урок права», игра «Правовой лабиринт», анкетирование обучающихся по проблемам отклоняющегося поведения, беседа: «Экстремизм в современном мире», «От шалости к административным правонарушениям» и др.
4 неделя - «Знаю, умею, могу» - является итоговой неделей всего месячника профилактики. В рамках этой недели проводятся: конкурс сочинений, плакатов, выпуск листовок по пропаганде ЗОЖ, выпуск буклетов «Пропаганда ЗОЖ как средство профилактики курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании среди подрастающего поколения» и др.
Вопросы профилактики правонарушений и состояния безнадзорности среди несовершеннолетних систематически рассматриваются на совещаниях при директоре, педсоветах.
На основании Положения в школе создан Совет профилактики, работающий по утверждённому плану. Цель Совета профилактики – воспитательное воздействие на личность обучающегося. Задачи: выявление характера и причин отклонения в поведении и обучении учащихся, разработка плана воспитательных мер в целях коррекции поведения, консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.
Разработано Положение о порядке постановки учащихся на внутришкольный учет и снятия с учета; составлен план совместной работы с комиссией по делам несовершеннолетних; определены источники воспитательного влияния на ребенка.
Каждый классный руководитель составляет «банк данных» обучающихся своего класса. На основании «банка данных» классных коллективов составляется социальный паспорт школы. В начале учебного года выявляются «трудные дети», за которыми в течение учебного года ведется наблюдение, осуществляется контроль за поведением, успеваемостью, посещаемостью.
Сложилась определенная система сбора сведений по пропускам уроков. Данные о пропусках записываются в журнал ежедневно, выясняются причины отсутствия. Также ведется учет пропусков по независящим от учащихся причинам (медосмотр, низкая температура и т.д.); поддерживается тесная связь с родителями. В случае длительного отсутствия ученика социальный педагог и классный руководитель посещают ученика по месту жительства. С родителями проводится большая профилактическая работа: беседы, консультации, встречи с педагогами и инспекторами по делам несовершеннолетних.
Введено в практику заслушивание на педсоветах и заседаниях МО классных руководителей тех классов, где допущен рост нарушений учащихся и пропусков уроков без уважительной причины. Решением МО классных руководителей пятница объявлена Днем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В соответствии с графиком, мобильные группы посещают семьи учащихся, состоящих на разных видах учёта, семьи, где родители не уделяют должного внимания воспитанию, обучению и содержанию своих несовершеннолетних детей. Сведения по фактам нарушений передаются администрации школы.
В течение года осуществлялся периодический патронаж семей, в которых воспитываются опекаемые дети, составляются акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних. С опекунами проводятся индивидуальные консультации, решаются вопросы по оказанию необходимой помощи.
Дети из социально незащищённых малообеспеченных и многодетных семей обеспечиваются бесплатным горячим питанием.
В работе по профилактике правонарушений большую роль играет вовлечение учащихся в школьные органы самоуправления и детские организации. В нашей школе создана детская организация «Созвездие», куда входят все учащиеся, орган ученического самоуправления – Совет старшеклассников. Целью деятельности Совета является формирование активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств школьников, социальной ответственности. Учащиеся вовлекаются в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности; развивается их творческой индивидуальности.
Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся. Чем больше ребенок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности. 90 % учащихся заняты в школьных кружках разного направления, посещают факультативы по разным предметам, посещают секции ДЮСШ, кружки ЦДТ и РДК, отделения Детской школы искусств.
Организационные формы работы с подростками направлены на развитие их познавательных процессов и способностей. Только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Ода из таких форм - художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия. Это массовые представления, вечера отдыха, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми, которые проводятся в школе очень часто.
Особую актуальность вопросы организации досуговой занятости детей и подростков приобретают в каникулярное время, когда свободного времени у детей становится больше. Более пристального внимания требуют подростки, чей отдых не носит организованный характер.
Каждый год, во время летних каникул, на базе школы с целью занятости, укрепления здоровья, организации отдыха детей и подростков организовывается детский оздоровительный лагерь на 100 человек, в который, в первую очередь включаются несовершеннолетние из малообеспеченных семей, семей «группы риска», «трудные дети». К работе в лагере активно привлекаются работники Дома культуры, Детской школы искусств, Центра детского творчества.
Одной из стратегических линий развития и успешного функционирования школы является серьезное и целенаправленное психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам взросления ребенка, его социализации, внутрисемейных отношений. В течение учебного года родительский всеобуч осуществляют классные руководители, завучи, психолог, согласно запланированной тематике. Общешкольные родительские собрания посвящены взаимодействию семьи и школы в вопросах пропаганды здорового образа жизни, профилактики безнадзорности и правонарушений, профилактики вредных привычек, обеспечению безопасности детей. Родители являются активными помощниками классных руководителей в организации классных и общешкольных мероприятий. При содействии родительских комитетов организовываются туристические экскурсии и поездки учащихся. В течение года осуществляется работа классных и общешкольного родительских комитетов. В целом взаимодействие школы и семьи осуществляется посредством установления заинтересованного диалога и сотрудничества, направленного на обеспечение целостности воспитательной системы.
В рамках профилактики правонарушений и асоциального поведения, формирования высоких нравственных качеств с начала учебного года проведены следующие профилактические мероприятия:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
- обновление банка данных по всем категориям, нуждающимся в социальной помощи;
- организация профилактической работы по предупреждению правонарушений среди детей «группы риска»;
- организация бесед и консультаций для учителей, учащихся «группы риска» и их родителей совместно с психологом;
- организация мониторинга социальной среды учащихся школы;
- беседы на темы: «Административная ответственность несовершеннолетнего за нарушение правил поведения в школе и на уроке», «Профилактика экстремизма в подростковой среде»;
- лекции медработника школы по темам: «Формирование здорового образа жизни», «Рациональное питание»; «Формирование представления о здоровье как ценности»;
- классные часы и беседы по формированию нравственных качеств;
- организация профилактической работы со слабоуспевающими, пропускающими уроки без уважительных причин и подростками из проблемных семей;
- осуществление контроля за распределением свободного времени учащихся, состоящих на ВШУ;
- организация и проведение антинаркотической акции «Спорт вместо наркотиков!»;
- проведение декады борьбы со СПИДом (конкурс плакатов, беседы с учащимися).
Индивидуальная работа с учащимися «группы риска»
По индивидуальному плану работы с учащимися данной группы проводились:
Наблюдение за поведением на уроках, в общении со сверстниками и учителями, тестирование по определению уровня воспитанности;
Отслеживание успеваемости и посещаемости уроков трудными учащимися;
Беседы: «Я в ответе за свои поступки», «Ты и закон», «Привычки: полезные и вредные», «Наши права и обязанности».
Заседания школьного Совета профилактики;
Привлечение детей группы «риска» к участию в спортивных мероприятиях школы, к работе в различных кружках;
На базе нашей школы функционирует ДЮСШ. Более 200 учащихся (в том числе все учащиеся «группы риска») посещают секции волейбола, баскетбола, футбола, самбо, дзюдо, шахмат, тенниса. Наличие в школе оборудованных всем необходимым двух спортзалов, 4-х спортплощадок даёт учащимся возможность полноценно заниматься физической культурой и спортом и достигать хороших результатов по разным видам спорта.
Также на базе нашей школы работает районный Центр детского творчества. В кружках различных творческих направлений занимаются ученики с 1 по 11 классы.
Работа с родителями по профилактике семейного неблагополучия
Беседы, ндивидуальные консультации по разрешению проблем, возникающих с детьми в семье;
Приглашение родителей детей «группы риска» на заседания школьного Совета профилактики для обсуждения и предупреждения правонарушений их детьми, а также проблем, связанных с охраной прав детей, их обучением, воспитанием и социальной адаптацией, с привлечением инспектора ПДН;
Привлечение родителей к организации и участию в общешкольных мероприятиях.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп. от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177.
- «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в ред. ФЗ – Ф3/ Федеральный Закон от 24.07.98 г. № 000 – Ф3)
- Демина В.С. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2002. - № 20 (176) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся
Как классный руководитель 7 класса я третий год провожу работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого коллектива...
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. (Из опыта работы Баюновой В.И.)
Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса....
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников...
Система работы классного руководителя по профилактической работе с детьми группы риска
в докладе изложен опыт работы классного руководителя по профилактической работе с детьми и семьями группы риска...