Правила подготовки к родительскому собранию
материал
Правила подготовки к родительскому собранию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_podgotovki_k_roditelskomu_sobraniyu.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ
КЛАССНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Правило ПЕРВОЕ. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Правило ВТОРОЕ. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
Правило ТРЕТЬЕ. План проведения родительского собрания должен быть им известен.
Правило ЧЕТВЕРТОЕ. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Правило ПЯТОЕ. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
Правило ШЕСТОЕ. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Любое собрание должно включать в себя пять обязательных компонентов:
1. Анализ учебных достижений учащихся класса. Учитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса.
2. Ознакомление родителей с состоянием социально-экономического климата класса. Учитель делится наблюдениями о поведении ребят на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д. Темой разговора могут быть взаимоотношения, речь, внешний вид учащихся и другие вопросы. Здесь нужно быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.
3. Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач учителя, Неплохо было бы предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы.
4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, утренники, приобретение учебных пособий) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.
5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают собраний. Классный руководитель должен дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!».
Советы психологов:
• перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение; » отводить на проведение собрания не более 1-2 часов;
• самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
• перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
• не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор с предложениями на будущее;
• поблагодарите тех, кто нашел время прийти (особенно отцов);
• дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;
• в личной беседе оценивайте детей относительно их потенциальных возможностей;
• доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;
• родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
- сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;
- давать негативную оценку всему классу;
- переоценивать значение отдельных предметов;
- избирать для общения назидательный тон.
И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны.
Желательно, чтобы на собрании присутствовал не только монолог учителя, а диалог, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, современный поиск решения возникающих проблем. Каждое собрание требует тщательной подготовки, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Иногда заранее провожу анкетирование детей или родителей или по ходу обсуждения темы.
Тематика родительских собраний распределена по классам. Но у каждого класса возникают какие-то проблемы. Поэтому иногда приходится корректировать тему, внося новую, злободневную. Вот какие темы собраний мы планировали в 1 - 2-ом классе и что запланировано на 3-ий класс.
1-й класс.
Многие родители не учитывают индивидуальных возрастных особенностей детей, предъявляя к детям повышенные требования, стремятся к их взрослению.
Поэтому первая тема родительского собрания «О возрастных психологических особенностях младшего школьника». Зная особенности младших школьников, родители по-иному будут оценивать поведение детей. Первый год учебы - самый трудный: меняется весь уклад жизни ребенка, появляются новые обязанности, заботы. Чтобы справиться с учебной нагрузкой, выдержать достойно период адаптации к школьной жизни, чтобы защитить нервную систему, необходимо соблюдать режим дня.
Поэтому вторая тема родительского собрания - «Режим дня».
Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому следующая тема родительского собрания. «Как помочь детям хорошо учиться». Эта помощь должна идти в трех направлениях:
1. Контроль за выполнением домашних заданий.
2. Приучение детей к самостоятельности.
3. Соблюдение режима дня.
Еще одна важная для этого года тема «Умеете ли вы любить своего ребенка?»
И наконец, итоговое собрание. (О летнем отдыхе детей. О закаливании организма. Влияние здоровья на работоспособность и успеваемость детей.)
2-й класс.
Родители, отдающие своих детей в престижные школы, гимназии, обладают определенными престижными установками. Престижные установки и ожидания должны присутствовать у всех родителей, но для правильного развития личности ребенка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний; завышенный подавляет, гасит природную любознательность детей, заниженный не стимулирует их развитие.
Если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то в том или ином случае дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе и в родительской любви, острой нехватки любви, тепла, внимания.
Здесь актуальна тема «Папы, мамы и школьные отметки»; на этом собрании отмечаю, что родителям важно оценивать не те оценки, что получает ребенок, а желание учиться и стараться.
Плохие отметки - это не повод для наказания, а сигнал тревоги. Любой ребенок имеет право на ошибку.
Следующая тема родительского собрания «Как готовить домашнее задание». Здесь обращаю внимание родителей на то, что не нужно натаскивать детей в отдельных умениях и навыках, а нужно развивать в главном -умении размышлять. Необходимо приучать детей к самостоятельности, к организованной и обдуманной деятельности, воспитывать привычку к систематическому, каждодневному труду.
Знакомлю с памятками по предметам, говорю о том, как включаться в работу разным детям.
То, как читает ребенок, отражается на успеваемости детей в среднем звене.
Ученые провели эксперимент и сделали вывод, что на «4» и «5» успевают дети, которые читают со скоростью 120-150 сл.мин. Темп чтения - это не самоцель, он отражает уровень развития ученика.
На этом собрании знакомлю родителей с таблицами (по скорочтению), говорю о приемах работы с детьми, чтобы привить любовь к чтению.
Последняя тема собрания «Как избежать детской агрессии». В каждом классе встречаются агрессивно настроенные дети, и эта проблема требует внимания.
3-й класс.
1. «Воспитание трудолюбия в семье».
2. «Окрыляющая сила успеха». Эта тема актуальна, так как если у ребенка есть успех, то есть и желание учиться. Успех в учении - первостепенное условие становления личности.
3. «Семейный этикет» (о своде правил в семье, в основе их лежит взаимное уважение и внимание друг к другу, посильное содействие каждого общему благополучию). Здесь я говорю о систематическом, каждодневном воспитании детей дома, чтобы эти правила стали для детей привычными.
4. «Об особенностях памяти младших школьников, о концентрации внимания».
При работе с родителями определила несколько правил:
1. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.
2. Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от меня нечего скрывать.
3. Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорю в индивидуальной беседе).
4. Всегда можно найти, за что родителям сказать спасибо.
5. В общении с родителями стараюсь быть доброжелательной, внимательной, тактичной, требовательной.
6. Стараюсь помнить правило: ребенок - главная цель общения.
И если даже между учителем и родителями неприязнь, то ее необходимо преодолеть во имя ребенка.
Бывает, что родители не всегда принимают учителя из-за того, что он излишне строг к детям, по их мнению несправедлив. Есть родители, которые потребительски относятся к школе и не склонны к сотрудничеству с учителем. Ломать стену отчуждения не просто, но и оставлять как есть нельзя. Стараюсь понять причину, вникнуть в суть неприятия, так как без этого нельзя сформировать у родителей благожелательность и чувство ответственности за ребенка. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена, пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: «Я хочу, чтобы вашему ребенку было хорошо». Родители обязаны в это поверить. Сближают родителей и учителя школьные праздники, поездки, походы.
Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. И все же на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях. И если родители становятся нашими единомышленниками, коллегами - это даст свой положительный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки к родительскому собранию по теме "Жизненные цели подростков"
Методическая разработка родительского собрания в 8 классе по теме "Жизненные цели подростка"....
Подготовка к родительскому собранию " как воспитать уверенного в себе человека?"
Предлагается обсудить статью...
О правах и обязанностях (родительское собрание вместе с учащимися)
Разработка родительского собрания...
Подготовка к родительскому собранию.
Как подготовиться к родительскому собранию?...
Подготовка к родительскому собранию
В статье идет речь об основных причинах плохой посещаемости родительских собраний и путях решения этой проблемы....
Семья и школа вместе в вопросах профилактики зависимого поведения.В помощь классным руководителям при подготовке к родительскому собранию.
В статье раскрывается понятие "Зависимое поведение" и "Профилактика зависимостей" , подробно рассматривается роль семьи в деле профилактики зависимостей....
В помощь педагогу: Подготовка к родительскому собранию.
В данной статье предложены к рассмотрению некоторые общие принципы и подходы к подготовке и проведению родительских собраний. Материал основан на опыте педагогов разных направлений педагогической деят...