План воспитательной деятельности в 5 классе
рабочая программа (5 класс)

Копылова Надежда Евгеньевна

В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  План ставятся цели, задачи, принципы воспитания, а также цели и задачи внеурочной деятельности. Сроки реализации программы рассчитаны на учебный год - 2019-2020.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_rb.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ г. Улан – Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №19 г. Улан – Удэ»

ПЛАН

воспитательной деятельности

на 2019-2020 учебный год


 Классный руководитель 5А класса:

Копылова Надежда Евгеньевна

г.Улан - Удэ

 2019 – 2020 учебный год

  1. Пояснительная записка

В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Настоящая программа воспитания и социализации создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Занятия проводятся в форме КТД, экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, научных исследований и т.д.  

Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям:

- спортивно-оздоровительное;

- духовно-нравственное;

- социальное;

- общеинтеллектуальное;

- общекультурное.

  1. Цели, задачи, принципы программы

Цель - социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

- создание условий для самоопределения и самореализации;

- формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

- усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

- укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

воспитание качеств, присущих:

- гражданину: чувство долга перед страной, чувство национальной гордости, уважение к символике государства и  законам, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к языку, культуре и традициям, общественная активность, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;

- работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и  организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;

- семьянину: трудолюбие, культура общения, умение держаться в обществе, здоровый образ жизни, умение организовать свой досуг, знание норм и законов семейного права, знание психологии и этики, умение воспитывать собственных детей, уважение к родителям, старикам.

  1. Цели внеурочной деятельности

Создание  условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

  1. Задачи внеурочной деятельности

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом.
  2. Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
  3. Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
  6. Организация информационной поддержки учащихся.
  7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
  8. Реализация основных программ по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному.                                
  9. Совершенствование  системы мониторинга эффективности воспитательной работы в гимназии.        

              

  1. Основные принципы программы

  1. Включение учащихся в активную деятельность.
  2. Преемственность, доступность и наглядность.
  3. Связь теории с практикой.
  4. Учёт возрастных особенностей.
  5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). 

           

  1. Сроки реализации программы

Учебный год - 2019-2020.

Формы реализации программы

Спортивно-оздоровительное направление

Цель

Создание условий, обеспечивающих становление физически здоровой личности школьника на основе развития его индивидуальности

Задачи

  • Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям

      (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для

      формирования здорового образа жизни.

  • Формирование негативного отношения к вредным привычкам.
  • Повышение активности обучающихся в делах класса, формирующих умение и потребность вести здоровый образ жизни.

Формы реализации программы

Участие учеников класса в занятиях спортивных секций, проведение физкультминуток на уроках;

беседы о ЗОЖ (серия классных часов и информационных устных справок,  

выпуск классных листовок: «Как относиться к курению?», «Жвачка: за и против», «Для чего надо соблюдать режим дня», «Горячее питание - правильное питание», «Витамины на страже здоровья», «Как сохранить иммунитет»);

участие в спортивных мероприятиях (День здоровья, командные игры «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья»);

Ожидаемые результаты

Улучшение показателей физического здоровья.

Овладение культурой здоровья.

Формирование негативного отношения к вредным привычкам.

Умение вести здоровый образ жизни.

Социальное направление

Цель

Создание условий, обеспечивающих социальную активность школьника на основе развития его индивидуальности

Задачи

  • Расширение знаний о человеке (человек - часть социума,  человек в общении с другими людьми, терпимое отношение к людям).
  • Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .
  •   Формирование потребности  активно участвовать в социальной жизни класса, школы, голода, страны.
  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.

Формы реализации программы

Работа над оформлением классного уголка;

проведение классных часов о символике РФ, Уставе школы;

подготовка и участие в концертах для родителей и учителей;

поздравление ветеранов труда с государственными и профессиональными праздниками;

беседа «Учись учиться: где же взять время?»; беседы о правилах безопасного поведения дома и в общественных местах, классный час «Они сражались за Родину», посвящённый Дню Победы;  серия классных часов, приуроченных Дню Героев России;

организация и проведение классных праздников, посвященных Дню матери, 8 Марта и 23 Февраля;  

участие в субботниках и благотворительных акциях; индивидуальная работа с родителями обучающихся;

адаптационные занятия «Тропинка к своему я» педагога-психолога

система классных часов «Этикет поведения и общения» (ответственный – классный руководитель).

Ожидаемые результаты

Активное участие школьников в социальной жизни класса, школы, города, страны.

Развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.

Формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам.

Повышение уровня социальной комфортности в коллективе.

 

Общеинтеллектуальное направление

Цель

Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности

Задачи

  • Формирование представления о самопознании и его месте в самовоспитывающей деятельности.
  • Развитие позитивного отношения к общеинтеллектуальным видам деятельности, способствующим постоянному саморазвитию.
  • Повышение активности обучающихся в интеллектуально-творческих проектах, конкурсах, викторинах, олимпиадах, интеллектуальных играх  

Формы реализации программы

Повышение активности участия в  викторинах, познавательных играх, предметных неделях, олимпиадах, внешкольных интеллектуально-творческих проектах, в т.ч. дистанционных (интеллектуальный марафон школьников,  «Познание и творчество», «Интеллект-экспресс», , «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «КИТ», «Британский Бульдог» и др.)

Ожидаемые результаты

Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.

Интерес учащихся в разносторонней интеллектуальной деятельности.

Повышение мотивации к участию в викторинах, познавательных играх, предметных неделях, олимпиадах, внешкольных интеллектуально-творческих проектах.

Использование кейс-метода (портфолио) для демонстрации достижений школьников в интеллектуально-творческих проектах.

Духовно-нравственное направление

Цель

Создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности

Задачи

  • Формирование представления о духовных и нравственных ценностях.
  • Развитие потребности соблюдать «золотые правила» взаимоотношений в семье и обществе.
  • Развитие интереса школьников к духовно-нравственным ценностям  народа.

Формы реализации программы

Классные часы «Человек в обществе: обязанности и права», «У войны не детское лицо»;

культпоходы в школьный и городские музеи, на выставки;

участие в работе предметных недель гуманитарных дисциплин, конференций; подготовка классных часов духовно-нравственной тематики, бесед о правилах безопасного поведения дома и в общественных местах;

клуб «Я – гражданин России».

Ожидаемые результаты

Повышение уровня духовно-нравственной культуры школьников.

Развитие потребности жить по законам добра и милосердия, уважать общечеловеческие ценности.

Общекультурное направление

Цель

Создание условий, обеспечивающих общекультурное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности

Задачи

  • Формирование представления о культуре личности.
  • Расширение знаний о культурных ценностях народов мира.
  • Развитие потребности соблюдать «золотые правила» взаимоотношений с окружающими.

Формы реализации

Система классных часов по культуре общения;

посещение школьного и городских музеев, библиотек. Выход в театр.

Ожидаемые результаты

Повышение уровня общей культуры школьников.

Развитие потребности соблюдать «золотые правила» этикета, повышать уровень своей культуры, расширять свои знания о культурных ценностях народов мира.

Тема самообразования

Самоуправление в классе

    Обучение и воспитание учащихся происходит не только на уроках, но и во внеучебное время. Именно поэтому очень важно правильно организовать внеклассую работу.

Васильев С.А.- директор «Лесной» МДЦ «Артек» писал:

«Детский коллектив- педагогически управляемое явление. И цель каждого педагога должна звучать примерно так: Служить развитию детей, побуждая их к самопознанию, самообразованию, саморазвитию, утверждая общечеловеческие нравственные принципы»

Работа по формированию самоуправления

  Участие детей в самоуправлении, в организаторской работе- дело всегда сложное и требует выучки. Поэтому недостаточно провести выборы или назначить лидеров- активистов, а потом ждать от них каких-то действий. И дело не в том, что были выбраны не те ребята, а в том, что серьезная и полезная работа детей в самоуправлении возможна лишь тогда и там, где есть спецподготовка и обучение со стороны педагогов. То есть педагог сам должен четко представить, что придется делать выбранным активистам, какими значениями и умениями следует их вооружить.

     Таким образом одно из важнейших правил педагогов руководства- учить всему.

Член актива должен практически применять знания в организаторской работе. Здесь задача педагога- формировать чувство личной ответственности, здорового соревновательного отношения к делу в интересах класса.

      Педагог должен контролировать себя, чтобы не подменять детей в их организационной работе.

Самостоятельность детей не появляется просто так. В 5 классе- подробно инструктировать детей, контролировать каждый шаг, подсказывать правильные оптимальные решения. На первых порах всегда трудно.

Но настойчивое стремление педагога сплотить класс через самоуправление, научить не бояться трудностей и неудач, радоваться за успехи свои и друзей, выработать активную жизненную позицию приведет к задуманной цели. Организацию самоуправления можно разделить на 3 стадии:

1стадия. Задания по отработке отдельных компонентов законченных действий детей. (все по указаниям и контролем педагога)- сложный

-подробный инструктаж с практической демонстрацией.(пример- газета- открытка).

-контроль и комментарий.

Задача педагога: помочь ребятам увидеть связь между проделанной работой и ее лучшими результатами.(велика роль поощрений).

 А.С.Макаренко о 1 стадии:

         «Без искренного, открытого, убежденного, горячего и решительного требования нельзя начинать формирование и воспитание детского коллектива, и тот, кто думает начать с колеблющихся, подмазывающихся, тот делает ошибку.»

      Требование педагога должно быть выполнено, должно доводиться до конца.(авторитет педагога)

      Признание своей ошибки и отмена указанного указания больше укрепит авторитет, чем настаивание на абсолютной правильности своих решений ради ложного престижа.

      Каждое требование должно проводится в жизнь последовательно и систематически.

2 стадия.  Самостоятельное выполнение отдельных законченных заданий детьми, ранее выполнявшимися с помощью педагога.(процесс контролировать, комментировать)  

3 стадия.  Включение отработанных действий в систему деятельности в класс.(Детям поручается раздел работы в целом, где нужно самостоятельно принимать те или иные решения.)

Актив (совет) класса можно формировать по поручениям. Следует все хорошо объяснить детям, убедить их в необходимости толковой работы. Ведь по сути организуется жизнедеятельность самих ребят. У каждого лидера группы- должностная инструкция, где четко оговорены права и обязанности.

На помощь может прийти любой член коллектива, эта деятельность не будет мешать их работе.

Выводы:

Первоочередные задачи педагога:

1.Организация разнообразной деятельности и общения.

2.Обеспечение психологической защиты детей.

3.Формирование официальной структуры класса.

4.Выработка перспектив деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной деятельности коллектива обучающихся 7 класса на 2013-2014 учебный год

План содержит: тему, цели, задачи, формы работы с коллективом., функции классного руководителя,характеристика класса,состав, план работы по направлениям, план работы по ПДД, ППБ,  и.тд....

План воспитательной деятельности 2015-2016

Материалы для классного руководителя...

Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс

Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения,  воспитания и  развития детей, УУД, тематическое планирование....

План воспитательной деятельности в 6 классе

План воспитательной деятельности на 2021-2022 учебный год разработан с учетом требований принятой Программы воспитания, а также на основе Программы воспитательной деятельности Гимназии на 2021-2025 уч...

План воспитательной деятельности в 5 классе

План воспитательной деятельности в 5 классе разработан в соответствии с рабочей программой воспитания школы...