Классный час по правам человека
классный час (6 класс)
Классный час по правам человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_edinyy_urok_po_pravam_cheloveka.docx | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 6 классе «Единый урок по правам человека»
Сегодня нашу беседу мы посвятим правам человека.
После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.
- Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.
Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка. В этом году - этой дате 30 лет.
Этот документ должны знать всё дети мира: Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают - из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый. Знает ли свои права ребенок? Об этом и подумало Мировое сообщество, принимая Конвенцию о правах ребенка. Она начинает действовать, когда человек делает первый вздох - вступает в жизнь.
Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка? В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы. Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям».
В Конвенции о правах ребенка записано «… Ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе». Эта охрана и забота возлагается на родителей ребенка. Семья – маленькое государство, где действуют свои порядки и обычаи.
К сожалению, нередко случается так, что ребенок остается без родителей по той или иной причине, следовательно, нарушается одно из правил Конвенции – право на семью. Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества. Для этого была создана Конвенции о правах ребенка.
Мы знаем, что есть случаи, когда нарушаются права детей. Не всё в мире спокойно.
В наше время до сих пор есть «горячие точки» - это страны, где идут войны, совершаются террористические акты.
В первую очередь страдают дети, они остаются сиротами, не могут посещать школу, занимаются воровством, нищенствуют.
В процессе подготовки «Конвенции о правах ребёнка» её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран:
1) покинуты своими семьями около 100 млн. детей, которые существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, нищенства;
2) 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
3) ежегодно около 3,5 млн. детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;
4) в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности.
Дети должны знать свои права. Уметь их отстаивать. Изучение прав человека - это, прежде всего, воспитание уверенности в себе, терпимости.
У каждого человека есть права.
Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права.
Они отличаются от прав взрослых:
1) меньшими возможностями защитить самого себя;
2) физической и психологической незрелостью;
3) ранимостью;
4) зависимостью от опеки старших.
Поэтому и права его в чём-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого.
В 1959 г. была принята «Декларация прав ребёнка».
В ней записано о правах ребёнка:
« Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющим семьи, и о детях, не имеющих достаточно средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям выдавались государственные или иные пособия на содержание детей».
В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов:
Выживания, развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.
Выживание. Самое главное право детей — это неотъемлемое право на
жизнь. Все государства должны обеспечить «в максимальной возможной
степени выживаемость и развитие ребенка». Также Конвенция признает
право каждого ребенка на доступ к пунктам медицинского обслуживания, на
уровень жизни, отвечающий стандарту (включающий пищу, чистую воду и
жилище), право на собственное имя и национальность.
Развитие. Конвенция предусматривает право ребенка на образование,
отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать
любую религию, право на свободу совести. Одно из положений Конвенции
утверждает, что родители должны, с учетом возраста и зрелости ребенка, с
уважением относиться к его взглядам.
Защита. Многие положения Конвенции предусматривают защиту ребенка в разных ситуациях: умственно отсталых, физически неполноценных детей, детей беженцев, детей-сирот, детей, по тем или иным причинам
расставшиеся со своими родителями. В некоторых случаях детей нужно
защищать от их собственных родителей.
Обеспечение активного участия в жизни общества. В Конвенции
записано, что все дети имеют право выражать свои убеждения и добиваться
того, чтобы их мнение учитывалось при принятии решений, касающихся их
жизни. Дети имеют право на личную жизнь, тайну корреспонденции и
защиту от незаконного посягательства на честь и репутацию.
Сокращенный перечень прав ребенка (из Конвенции о правах ребенка)
- У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений.
- Право на имя при рождении, на получение гражданства.
- Право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам.
- Право сохранять связь с родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.
- Право на общение с обоими родителями.
- Право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и самостоятельно обращаться за помощью к государству в необходимых случаях.
- Право свободно выражать свои взгляды и мнение.
- Право на уважение человеческого достоинства и обеспечение интересов.
- Право на достойный уровень жизни.
- Право на защиту от жестокого обращения.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых, досуг и участие культурной и творческой жизни.
- Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.
- Право на защиту от всех форм насилия.
- Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу.
- Право исповедовать любую религию.
2. Ролевая игра по произведению Ж. Верна «Таинственный остров».
- Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и отправиться на остров Линкольна, где поселились 5 известных вам героев Жюля Верна из произведения «Таинственный остров».
Эти смельчаки совершили побег из плена на воздушном шаре и волею судеб и Жюля Верна оказались на таинственном острове.
Давайте послушаем, о чём они ведут разговор?
Это 15-летний Герберт Браун, инженер Сайрес Смит и моряк Пенкроф, журналист Гедеон Спилет и негр Наб.
Сценка.
Пенкроф. Освоение острова уже почти закончено, все части его окрещены, здесь имеется естественная гавань, здесь оси, источники пресной воды, прекрасные дороги, телеграфная линия, верфь и даже фабрика, значит остается только одно — нанести остров Линкольна на карту!
Смит. Мы пригласили на остров всех желающих и заживем дружной семьей. Спилен Вы думаете, это возможно? Сейчас нас пятеро, мы действительно дружная семья. Но когда население острова увеличится, нужно будет регулировать отношения между людьми. Как вы собираетесь это делать?
Смит. Но существует же Всеобщая декларация прав человека, ею и будем руководствоваться. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, имущественного, сословного или иного положения.
Наб. У нас будет настоящий остров справедливости!
Герберт. Вы не подумали о том, что пожелавшие приехать сюда могут быть людьми семейными. А у детей обязательно должны быть свои права.
Смит. Что ж, идея неплохая. Давайте подумаем, какие права могут быть у детей и назовем это Конвенцией о правах ребенка. Спилет, записывайте! Ваши предложения?
Герберт. Я считаю, что все права должны распространяться на всех детей без исключения. И государство, то есть правление нашего острова, обязано защищать эти права.
Спилет. А какие конкретно права записать?
Пенкроф. Каждый ребенок имеет право на имя при рождении, на получение гражданства.
Наб. Ребенок имеет право жить со своими родителями. Как часто негров разлучают со своими детьми.
Смит. Я считаю, нужно дополнить, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам.
Наб. Но ребенок должен иметь право сохранить связь с родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.
Герберт. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, причем этим взглядам должно уделяться внимание при решении любых вопросов, затрагивающих данного ребенка.
Спилет. Родители должны видеть в своем ребенке самостоятельно развивающуюся личность, имеющую право на уважение ее человеческого достоинства и обеспечение ее интересов.
Герберт. Я думаю, дети должны уметь постоять за себя. Ребенок должен иметь право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и самостоятельно обращаться за помощью к государству, не боясь «выносить сор из избы».
Наб. Я сам рос без родителей и знаю, что это такое, поэтому считаю, что государство обязано защитить ребенка, лишенного семьи и обеспечить ему ее замену. Только нужно обязательно учитывать его культурную принадлежность.
Смит. Нужно записать, что детям должно предоставляться все самое лучшее. Например, ребенок имеет право на медицинскую помощь, соответствующую наивысшим стандартам, которая может быть реально обеспечена; на образование, которое должно быть нацелено
на максимальное развитие личности, талантов, умственных и физических способностей; на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.
Пенкроф. Я бы хотел сказать о Герберте. Он все время работает наравне с нами. Ребенок должен иметь право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования и развития,
Герберт. Я не ребенок!
Спилет. Все мои записи нужно начать с определения, кого же считать ребенком.
Смит. Запишите: ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет.
Герберт. Я не согласен!
Смит. Герберт, ты всем нам как сын, поэтому мы всегда будем считать тебя ребенком. А чтобы не спорить сейчас, давайте запишем: «Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда».
Спилет. Наверное, достаточно.
Наб. Пожалуйста, запишите еще: «Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению, имеют право пользоваться своей культурой, родным языком и исповедовать свою религию».
Смит. Есть еще какие-нибудь предложения?
Пенкроф. Я избороздил все моря и океаны, и такого насмотрелся. Что только не приходится терпеть бедным детям! Их пытают и лишают свободы, подвергают сексуальной эксплуатации, заставляют продавать наркотики. Я думаю, обо всем этом тоже нужно написать.
Смит. Я согласен. Спилет, пожалуйста, запишите, что государство должно защищать детей от всего этого. Ну как, Герберт, ты доволен? Теперь можно сказать, что дети на нашем острове будут защищены.
Герберт. О да, сэр, благодарю вас!
3. Обсуждение сценки. Работа над правами ребёнка.
Конечно, такого разговора на острове Линкольна не было, но всё, что здесь говорилось - правда.
- О чём вели разговор герои Жюля Верна?
- Как называется документ, в котором записаны права ребёнка?
- Кого Конвенция называет ребёнком?
- Назовите права ребёнка, о которых говорят герои.
(Учащиеся перечисляют права). Да, верно. Эти права записаны в «Конвенции о правах ребёнка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Права человека"
Актуальность проблемы по правам человека стоит остро в современном мире....
классный час "Права человека"
классный час "Права человека" Учитель Чернякова Ольга Вячеславовна ...
Классный час "Декларация прав человека"
Классный час, посвященный к 60-летию принятия Декларации прав человека...
классный час "Права человека"
Разработка для классного часа по правам человека...
План-конспект классного часа "Права ребёнка - права человека".
Ознакомить обучащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с основными положениями «Конвенции о правах ребенка»,спобствовать формированию у подростков правовой культ...
Классный час о правах человека
Классный час о правах человека знакомит детей с историей прав человека, основными документами, принятыми в этой области, правами и обязанностями каждого конкретного человека....
Классный час на тему: Классный час «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА или еще раз о правах и не только…»
Классный час на тему: «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА или еще раз о правах и не только…»Цель: расширить представления учащихся об основных документах ...