Классный час "Уроки Победы"
классный час
Материал прдназначен для подготовки и проведения мероприятия, посвященного дню Победы. Возраст учащихся 5-6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_frontotvye_pisma-pamyat_voennyh_let.docx | 981.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №418»
Методическая разработка
классный час
Фронтовые письма - память военных лет
подготовила: Пирогова Л. А.
учитель математики и физики
Кронштадт 2019
Цель мероприятия: Способствовать формированию патриотического сознания учащихся на основе культурно- исторических ценностей России и её роли в мировой истории.
Задачи мероприятия:
1.Расширить знания учащихся по истории Великой Отечественной Войны
2.Воспитывать у учащихся чувство гордости за свой народ, уважение к героическому прошлому нашей Родины.
3.Формировать у учащихся чувство сопричастности к подвигу своих предков
Оборудование:
- компьютер, проектор, презентация «Фронтовые письма- память военных лет»
- Ролик «Письмо с фронта. Э. Асадов. Читает С. Никоненко», ролик «Письма войны», песня М. Бернеса «Мне кажется порою…», ролик памяти погибшим в ВОВ.
Учащиеся 5-6 классов
Внимание: Все ролики в презентации запускаются по щелчку
Ход мероприятия:
Этапы мероприятия | Деятельность учащихся | Время |
1. Ролик «Письмо с фронта. Э. Асадов. Читает С. Никоненко» Внимание: ролик снят в 2015 году. | Смотрят ролик | 2.10 |
2.Вступительное слово учителя | Слушают учителя | 2.00 |
3.Выступление учащегося | Слушают рассказ о работе фронтовой почты | 5.00 |
4.Ролик «Письма войны», обсуждение | Смотрят ролик, отвечают на вопросы | 1.40 |
5.Работа в группах, обсуждение | Читают письма и обсуждают | 15.00 |
6.Стихотворенипе «Родина», читает учащийся | Слушают выступление одноклассника | 1.50 |
7.Слово учителя | 0.20 | |
8.Письмо воину-освободителю | Пишут письма, складывают их во фронтовой треугольник | 10.00 |
9.Ролик «Памяти погибшим в ВОВ». Рефлексия | Смотрят ролик, отвечают на вопросы | 2.00 |
10.Минута молчания | 1.00 | |
Резерв времени | 5.00 |
1.Ролик «Письмо с фронта. Э. Асадов. Читает С. Никоненко» Внимание: ролик снят в 2015 году.
2.Вступительное слово учителя.
Все дальше и дальше в историю уходит Великая Отечественная Война. Все тише звучит её эхо. Все меньше ветеранов, защитников Родины остается среди нас. Они уходят, но память об их подвиге остается с ними памятниками военных лет. Живую память хранят для нас фронтовые письма.
Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волненьем читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновья берегут.
(С. Герасимов)
3.Учащийся в военной форме рассказывает о подвиге военного почтальона.
Во время Великой Отечественной Войны на фронт ежемесячно доставлялось около 70 миллионов писем. Семьи, разлученные войной на долгие годы имели единственную возможность узнать о судьбе близких, получив заветный фронтовой треугольник. Ребята, а вы знаете, почему письмо имело такую форму? (Ответы учащихся)
В первые недели войны работники почты столкнулись с острой нехваткой бумаги для конвертов. Тогда и появились письма-треугольники, ставшие в истории символами веры и жизни. Они представляли собой прямоугольный лист бумаги, загнутый сначала справа налево, а потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь. Письма не заклеивались, так как их читала цензура. На наружной стороне писали адрес и оставляли чистое место для отметок почтовых работников. Их писали на обрывках плакатов, брошюрах и даже на обрывках упаковок из под еды.
«По рассказам очевидцев, вовремя доставленное из дома письмо было для солдат Советской Армии гораздо важнее, нежели полевая кухня и прочие скромные блага фронтовой жизни. А тысячи женщин по всей стране часами караулили почтальонов в надежде на то, что они, наконец, принесут им известия от их мужей, сыновей и братьев»
Доставить такую долгожданную весточки было не просто. Письма шли и под обстрелами, несмотря на голод, холод, блокаду Ленинграда и осаду Севастополя. Рискуя жизнью, погибая, почтальоны выполняли свой воинский долг. В память об их подвиге, в 2015 году в Воронеже, был открыт Монумент военному почтальону. Его прототипом стал ефрейтор Иван Леонтьев, доставлявший почту на передовую Воронежского фронта. В мае 1943 г. он был награждён медалью «За боевые заслуги», а последнее письмо домой пришло от него в январе 1944 г.
4.Учитель:
Что же было в таких дорогих и желанных треугольниках? О чем думали люди? Чем жили, о чем мечтали? Попробуем все вместе поискать ответы на эти вопросы.
Ролик «Письма войны»
Перед вами копии военных писем. Прочитайте их и ответьте на поставленные вопросы. Что в этих письмах тронуло вас больше всего? (Работа в группах).
(тексты писем в приложении).
5.Коллективное обсуждение.
Какие эмоции возникали у вас при чтении этих писем? Как вы думаете, о чем думали люди, писавшие эти письма? Какие чувства они испытывали? Какое значение имели?
Ненависть к врагу
Любовь к Родине
Тоска по близким и забота о них Тревога за родных людей
Именно эти чувства, такие близкие и понятные каждому человеку, поднимали бойцов в атаку, придавали им сил, дарили надежу и веру.
Читает учащийся
Родина
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
К. Симонов
Учитель: Сегодня мы вспоминаем подвиг героев-освободителей. Чтим память тех, кто отдал свою жизнь за то, чтобы жили мы. Я предлагаю вам, обратится к ним в своих письмах со словами искренней благодарности. (Учащиеся пишут письма).
Звучит песня М. Бернеса «Мне кажется порою…»
А теперь мы сложим, получившееся письмо фронтовым треугольником. В предстоящий праздник свои поздравления вы можете подарить ветеранам или оставить у памятника Неизвестному Солдату.
Наш классный час подходит к концу. Какие эмоции вы испытали сегодня? Гордились ли своей Родиной, спасшей мир от фашистской угрозы?(ролик памяти погибшим в ВОВ)
В память о тех, кто не вернулся с войны; о тех, кто работал в тылу; о тех, кто погиб в концлагерях … В знак благодарности за их великий подвиг – минута молчания.
Список источников
1. http://gosarhro.ru/dates-events-people/the-letter/selection-of-pise/
2. http://angarochka.ru/index.php/65-/5863-2014-05-20-06-46-24
3. https://www.youtube.com/watch?v=CN2W2J2rNhk
4. https://www.youtube.com/watch?v=1_KLzz0OEd4
5. https://www.youtube.com/watch?v=h-c5DzXFeEA
6. http://youtube.com/watch?v=za6QQt6Xdrs
Группа 1
Добрый день, мои
Родные Мама, Люся,
Игорь и Леночка!!!
Милые простите, что я вам так долго не писал. Письма ваши все получал, за которые большое спасибо. Их, мои родные, очень мало. Как хочется почитать в свободную минутку ваше письмецо, да еще такое, как вы пишите. После такого письма еще становишься злей, еще больше желания сделать больше, бить сильней эту гадину. Спасибо, милые, за такие письма. Я очень доволен, даже не знаю, как передать мою радость, что хотя через письма, но вы вместе со мной.
Как хорошо, что вы все матери, сестры, братья, родные и близкие вместе с нами куете с нами победу – это еще один их трех залогов нашей победы. Конечно, жаль умереть, но и в тоже время хочется умереть, если твоя смерть приблизит час победы, вы, мои родные, будете жить, замечательно, будете о нас петь замечательные песни и будете с гордо поднятой головой и будете говорить, что ваш родной сын, брат, дядя погиб честно в борьбе за родину, за освобождение.
Мои милые, мои дела хороши. Только давно не получал писем от Коли, да и сам давно ему не писал.
Как милые Ваши дела?
Как, мамочка, твое здоровье?
Пишите больше и чаще.
Крепко целую Ваш Жора
Полевая почта 575 261 Б.А.О Горелов
ГАРО. Ф.Р-4408. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-1об.
Фрагменты писем с фронта и фотография стрелка-радиста Георгия Горелова, погибшего в июле 1943 г. под Курском
Группа 2
Группа 3
Даниил Иванович Погуляев, гвардии майор, старший инструктор политотдела бригады.
Из письма жене и детям, 13.03.44
Дорогая, любимая Татьяна! Маленький мой, родной мой Юрка! Сегодня тебе, Юрка, исполнилось три года. Родился ты в грозный тяжелый для Родины год — 1941-й. Папа твой в тот же год, как и многие папы таких же маленьких детей, ушли защищать родную землю, поля, реки, луга и леса, которыми богата наша страна; ушли защищать свободу и независимость советских людей — больших и малых, защищать твою маму, твоих сестер, тебя и многих, очень многих людей, которых ты видишь и знаешь...
...Ты этого не понимаешь сейчас, но ты это поймешь тогда, когда вырастешь большим, а теперь кое-что мама тебе расскажет про немцев, какие они людоеды, изверги и насильники.
Папа твой скоро три года как на войне. Он не знает покоя ни днем, ни ночью. Ему приходится почти все время жить в земле — в землянках. По нем стреляют немцы. Но он и другие папы и старшие твои братья радуются, что с каждым днем очищается наша страна, наша любимая Родина от проклятых немцев...
...Но мы скоро должны вернуться в тот город, где ты родился. Еще несколько месяцев надо бить немцев, уничтожать их из пушек, минометов, пулеметов, автоматов, винтовок, чтобы совсем очистить от них леса, поля, деревни, города. Много пап советских детей еще погибнет, но много вернется к своим детям. Это будут счастливые папы. Папы — победители. И твой папа постарается вернуться к тебе, когда кончится война, он быстро вернется.
СПРАВКА
Даниил Иванович Погуляев родом из Беларуси (родился в 1895 году в местечке Горах Могилёвской губернии), но жизнь его тесно связана со Смоленском. После Гражданской войны работал председателем волостного исполкома в Любавичах Смоленского уезда. В мае 1927 года окончил педагогический факультет Смоленского университета, а в 1930 году – аспирантуру по геологии. С той поры он навсегда связал свою жизнь со Смоленском. Отсюда в 1941-м уходил на фронт, сюда же в 1945-м возвращался. За успешные боевые действия награжден орденом Отечественной войны I-й степени, двумя орденами Отечественной войны II-й степени, орденом Красной звезды и многими боевыми медалями.
Демобилизовавшись, Даниил Иванович вернулся к педагогической и научной работе. В 1957 году он защитил докторскую диссертацию, а через год получил звание профессора. На его счету более 70 научных работ, 7 книг и 5 брошюр. Умер в 1974 году.
Группа 4
Василий Гиргорьевич Буренков, пилот, младший лейтенант
Письма боевого друга родным Василия, 23.06.43
Уважаемые мать и сестра Васи!
Вы, вероятно, уже получили от командования извещение о смерти вашего любимого сына и брата. Она последовала 11 июня в госпитале, Вася не смог перебороть тяжелых ожогов, которые он получил.
Несколько ранее вы, вероятно, получили от меня письмо, в котором я сообщил вам о тяжелом состоянии Васи, однако, там я уверял вас в том, что Вася будет жить. Простите меня за напрасно обнадеживающее вас письмо. Я тогда сам в это верил, и когда получил известие о том, что мой друг, боевой товарищ Вася умер, меня это ударило очень крепко, я не мог этому вначале поверить...
...Знайте одно - ваш Вася, несмотря на мучительную боль в пламени, обжигавшем его, до конца стоял на своем посту, помогая своему командиру сажать горящую машину. Сам получил смертельные ожоги, но спас жизнь почти всем своим товарищам. Так поступают все, искренне любящие свою Родину, свой народ, своих боевых товарищей.
Справка
Жизнь Василия Григорьевича Буренкова (1923 г.р.), уроженца деревни Сельчуки Краснинского района, была тесно связана с небом и самолетами. В 1939 году он поступает в Великолукский железнодорожный техникум на паровозное отделение, однако мечту о небе не оставляет, параллельно учась в аэроклубе на курсах авиамехаников. В итоге небе перевесило железную дорогу и в 1940 году, оставив учебу в техникуме, Василий Григорьевич поступает в Ржевский аэроклуб на курсы пилотов. По их окончании он продолжил обучение в Тамбовской летной школе. Именно оттуда, в 1942 году, он и ушел на фронт. 1 июня 1943 года Василий Буренков вместе с боевыми товарищами возвращался с задания в тылу врага. Но при пересечении линии фронта самолет был подбит зенитным огнем противника. Несмотря на тяжелые ожоги, Василий Григорьевич помог командиру посадить самолет и тем самым спас жизнь всему экипажу. Умер от ран в госпитале 11 июня 1943 года.
Группа 5
Письмо А. Голикова жене:
«28 июня 1941 года.
Милая Тонечка!
Я не знаю, прочитаешь ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку… Сегодня шестой день войны… Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за Родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь…
Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче — ты со мной. Мне хочется с тобой говорить, много-много, откровенно, как раньше…
22 июня, когда объявили войну, я подумал о тебе, думал, когда теперь вернусь, когда увижу тебя и прижму твою милую головку к своей груди? А может, никогда. Ведь война…
Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись…
Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я «отдыхаю», с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз. И мне хочется говорить долго-долго, но некогда. Ты помнишь, как мы прощались, когда меня провожала на вокзал? Ты тогда сомневалась в моих словах, что я вечно буду тебя любить…
Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие.
У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она — могила-то?»
Справка
Экипаж танка №736 – Павел Абрамов и Александр Голиков – получил приказ следовать по направлению к Ровно. Оказавшись в окружении, танк помчался к центру города, туда, где находились основные массы врага. С ходу он врезался в гущу вражеской колонны. Бегущих пехотинцев догоняли меткие пулемётные очереди. Весь день носился советский танк по городу, наводя панику на гитлеровцев, пока один из снарядов не попал в гусеницу. Машина замерла. Обрадованные фашисты стянули к подбитому танку пушки и пулемёты. Так начался неравный поединок.
Очевидцы рассказывали потом: «Со всех сторон по танку били пушки и пулемёты. Когда от вражеской пули погиб один из танкистов, другой продолжал неравный бой. Вышли снаряды и патроны. Оставшийся в живых поджег танк и тоже погиб».
Их похоронили местные жители. Павлу Абрамову было 26, а Александру Голикову — 24 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа “Победа в сердце каждого живет”.
Сценарий классного часа “Победа в сердце каждого живет”....
Классный час "Победи свою лень"
Классный час нацелен на помощь ребятам в том, чтобы познать природу лени и найти способы борьбы с ней. Классный час был разработан для участия в конкурсе "Самый классный классный", проведён в 9 классе...
Классный час: "Победа будет за нами!"
Конспект классного часа для учеников 6-7 классов...
Классный час: "Победа будет за нами!"
Конспект классного часа для учеников 6-7 классов...
Классный час " Победа над собой"
Материал для беседы с учащимися на классном часу....
Классный час "Победа в сердце каждого живет"
Классный час посвящен Дню победы. Нужно помнить те страшные события Второй мировой и рассказывать о них детям....
Методическая разработка классного часа "Победы Маршала Жукова"
Классный час направлен на привитие интереса у кадет к изучению истории страны, воспитанию чувства гордости за подвиги героев ВОВ, развитию гражданской позиции....