классный час
классный час (5 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час на тему:
«Милосердие и доброта победят бесчеловечность».
Цель мероприятия: Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным; воспитание в детях доброты, привитие учащимся нравственных ценностей.
Оформление и оборудование: Книжная выставка: «Они помогают ценить хорошее»; изречения-плакаты: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот кто не умеет делать зло»(В. Ключевский),
«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность» (Сент-Экзюпери); стенд с фотографиями «Они в нас верят»; магнитофон с классическими записями; таблицы человеческих ценностей (на партах); два плаката, символизирующие два дерева без листьев (листья это качества присущие жестокому и хорошему человеку).
Ход мероприятия.
Выходит ученица и читает стихотворение:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает птица птицу.
От доброго-добро,
От злого-зло родится.
Учитель: Ребята! Вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь. Да, мы будем говорить о добре и зле.
У человека есть всегда выбор, но основное назначение человека – творить добро, а для этого требуются усилия.
Л.Н.Толстой был прав, утверждая, что «добродетель начинается тогда, когда начинается усилие».
Все высокое и доброе имеет корни в наших поступках. А всегда ли поступки людей несут добро? Сейчас, ребята послушайте рассказ, а скорее историю, которые, к сожалению, не так редко происходят.
(На фоне медленной музыки):
Этот дом расположен на окраине города в малонаселенном районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь; другим не нашлось места в семьях их родных детей; третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками; четвертые… Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины? Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.
Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведет узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг него не растет ни деревца, ни единого кустика,
Нет даже клумб со цветами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три-четыре пары старых людей, о чем-то меж собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие собаки, надеясь получить что-либо съестное, однако вскоре отстают.
Впрочем, старики не больно-то и обращают на них внимание, и собаки просто-напросто убегают дальше по улице, в поисках более приветливого места.
Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на груботесанные скамейки и подолгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого-то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, друзей… А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и хозяек этого дома.
Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25 – 30 лет вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.
Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно…» –Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:
– Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алеши сегодня день рождения.
Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины.
Ступив на крыльцо дома, женщина как-то просветлела и, облегченно вздохнув, громко произнесла: «Слава Богу, наконец-то, дошли!». Правда, вокруг не было никого, кто бы мог разделить ее радость. Назидательно сказав старушке: «Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор», – она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный голос:
– Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но он куда-то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.
Старуха поспешно взяла тяжелый узел в руки и пошла за женщиной.
Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.
– Проходите, пожалуйста, садитесь, – сказал он, вставая со своего места, – я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы?
Женщина вынула из сумочки какой-то сверток, небрежно завернутый в газету и положила перед директором на стол:
– Вот, читайте. Здесь, между прочим, все должно быть написано.
Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платочек и не спеша, старательно протер стекло очков. Затем развязал тесемочку на свертке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:
– Ханым, а вы кем приходитесь Марфуге əби?
– Как это кем? Дочерью, конечно.
– Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?
– Да, – ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила: – Что-то не в порядке с документами? Мне в соцобесе заверили, что «все в порядке».
– Конечно, конечно, «все в порядке», – полуиронически сказал директор, бросив взгляд на женщину, – только одно мне непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?
И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:
– Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.
– Да, да, – поддержала ее мать, – я сама напросилась. Захотела, чтобы дети жили посвободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.
Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:
– Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую не соглашается. Уперлась на своем, как деревенский бык. И все тут!...
– Сейчас мне все стало понятно, – сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. – Теперь вы, ханым, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите…
Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошел вплотную к старушке и спросил напрямую:
– Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все таки, пришли сюда?
– Да откуда такому желанию-то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так что, не обессудьте старуху.
Вопросы для обсуждения.
– Как вы думаете: чего же не смогла вынести старуха?
– Чем допекла ее собственная дочь?
Ученик 1: Оскорблений в свой адрес, неуважительности, бездушия, бессердечности.
Учитель: Как это можно назвать кратко?
Ученик 2: Безжалостность, жестокость.
Учитель: Как вы думаете, больше добрых или жестоких людей?
Ученик 2: Конечно же, добрых, доброжелательных, милосердных.
Ученик 3: Но ведь жестокость не появляется сама по себе, она должна иметь причины своего появления.
Учитель: Да, конечно! Мы должны рассмотреть причины, чтобы никогда не столкнуться, а столкнуться, то преодолеть их.
Мир устроен парадоксально. Во все времена мы говорим о том, что мир может спасти только доброта, а вокруг все больше жестокости.
Ученик 4: Сейчас даже самые маленькие дети видят по телевизору кровь и убийства. А ведь детская психология – самая восприимчивая. Война идет в настоящей жизни: взрываются дома, торговые точки, автотранспорт от рук террористов.
Ученик 5: Все чаще наши сверстники втягиваются а преступные группировки, секты, становятся жертвами, а кто и соучастниками преступлений.
Ученик 6: За последние 10 лет в мире убито в войнах более миллиона детей, 6 миллионов получили ранения, почти 30 миллионов превратились в беженцы.
Ученик 7: В Сараеве более половины детей были ранены, почти все подвергались смертельной опасности.
Ученик 8: В Анголе 67% детей стали свидетелями пыток, причем, среди пострадавших было много их родственников.
Ученик 9: В Руанде почти все дети осиротели, 16% из них выжили, прячась под трупами близких.
Учитель: Какие страшные цифры. Ребята, как вы думаете, какие чувства будут развиваться у этих детей?
Ученик 10: Агрессивность, злость. Становится страшно. По-настоящему страшно. Ведь никто из нас не знает, что было бы с ним, если бы пришлось такое испытать.
Учитель: И, так, одну из причин мы выделили.
Ученик 8: Это война.
Ученик 7: Влияние телевидения.
Ученик 10: Может идти из семьи.
Ученик 11: Неравенство, обнищание. А ведь любому хочется что-то иметь в жизни. Обидно, когда у одного много, а у другого нет. Это вызывает злость.
Учитель: Я думаю основные причины мы с вами узнали. А как бороться с тем чтобы зла, жестокости стало меньше. Это конечно зависит от самих себя.
Сейчас я предложу вам немного подумать. Перед вами лежит лист бумаги. В одной колонке напишите характерные черты жестокого, злого человека, а в другой – доброго, назовем его так, обыкновенного человека.
(Заполняют листочки)
Учитель: Я предлагаю эти качества записать на «листьях» и закрепить на соответствующем дереве.
Качества жестокого человека | Качества доброго человека |
Агрессивность Раздражительность Нервозность Мстительность Отсутствие ласки и нежности Бессердечность Равнодушие Конфликтность Хамство Цинизм Хладнокровие Холодность | Доброта Ласка Нежность Забота Сдержанность Сострадание Умение оказать помощь в любую минуту Внимание Неравнодушие Веселость Увлекательность Образованность Интеллигентность Вежливость Культурное поведение Неконфликтность Сердечность Милосердие Доброжелательность |
Учитель: Посмотрите, ребята, какое красивое дерево, говорящее о добром человеке. Сколько хороших качеств оно содержит в себе.
Все высокое и доброе имеет корни в наших поступка. Подумайте, способны ли вы:
- простить обиду;
- поделиться последним с другом;
- уступить слабому;
- пожертвовать незнакомому человеку;
- заботиться о стариках;
- помочь;
- утешить;
- пожертвовать.
Ученик 11: Это высокие качества и им нужно учиться, думаю, каждый приложит усилия, чтобы быть достойным человеком.
Учитель: Монтель сказал: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред». Как вы это понимаете, ребята?
Ученик 12: Все нужно делать с добрым сердцем, и ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло.
Ученик 13: Я думаю, что равнодушие и неучастие приведут к тому, что к тебе будут относиться так же.
Ученик 14: Мы все живем среди людей, зачем жить бесполезно, ведь жизнь складывается из хороших поступков, и в старости тебе будет о чем жалеть или не жалеть.
Ученик 15: Мне хочется прочесть известное стихотворение Киплинга. (читает стихотворение).
Учитель: Спасибо за стихотворение. Да, сильный характер радуется трудностям и улыбается неприятностям. Поэтому пусть трудно быть человеком с большой буквы, но в этом и смысл жизни.
О, если ты покоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым тебя не назовешь.
И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будет тверд в удаче и несчастье,
Которым, в сущности, цена одна.
И если ты готов к тому, что слово
Твое в ловушку превращает плут,
И потерпев крушенье, можешь снова –
Без прежних сил – возобновить свой труд,
И если ты способен все, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Все проиграть и вновь начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел,
И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит : «Держись!»,
И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить,
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянья
Секундами, пускаясь в дальний бег, –
Земля, – твое, мой мальчик, достоянье!
И более того, ты – Человек!
Учитель: Какие примеры из прочитанных произведений на тему милосердия вы можете привести?
– Герой рассказа Максима Горького Данко ради людей пожертвовал своим сердцем. Это поистине грандиознейший пример милосердия, человеколюбия!
– У В. Распутина есть произведение «Уроки французского», где учительница помогает ученику в голодные послевоенные годы. Этот рассказ автобиографичен. Сам писатель написал об этом в статье «Уроки доброты». Мне запомнились такие его строки: «…добро возвращается через много лет совсем с другой стороны, значит, тем больше оно обошло людей, и тем шире был круг его действия…»
– В рассказе А. Платонова «Неизвестный цветок» маленькая девочка Даша вместила в свою душу необыкновенную доброту к цветку, который вырос на пустыне. Её доброта передалась другим ребятам, и они засадили пустырь цветами, которые радовали всех людей своим разноцветьем и благоуханием.
– У А. Платонова есть необыкновенный герой – Юшка. Внешне он ничем не примечателен, люди даже издеваются над его беззлобностью и простотой. А какой души оказался этот человек! Он содержал на свои деньги бедную сироту, выучил её на врача. Особенно берут за сердце слова писателя. «…Юшка, человек, кормивший её с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его…». Доброта его перешла на неё, и она бесплатно лечила всех больных в городе.
Учитель: А сейчас, я попросила бы вас вспомнить, какие высказывания о добре, милосердии вы знаете?
Ученик 1: Доброе дело – не забудется.
Ученик 2: Делая добро другим – себе помогаешь.
Ученик 3: Красота на один день – милосердие на век.
Ученик 4: Милосердие всегда кстати.
Ученик 5: Благо делающий никогда не пропадет.
Учитель: Молодцы!
Философы разных эпох размышляли на «вечные» темы. Поэтому осталось так много выражений о смысле жизни, о её ценности. Я предлагаю вам воссоздать эти выражения.
(Выражения на доске)
– Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука…(приносит вред).
– Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, – это было бы…(полной глупостью)
– Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого…(знания людей)
– Всякая пошлость и глупость одного из нас отзывается страданиями на… (другом)
Учитель: Молодцы! Какие глубокие мысли. Надеюсь, каждый из вас сейчас задумался: а все ли у меня так хорошо? А обладаю ли я этими качествами? И постараться развить все положительные качества в себе. Быть внимательным к людям, уметь видеть в людях, прежде всего только хорошее.
Ученик 6: Конечно, мы тоже способны сделать мир добрее и сами помогать друзьям и знакомым в этом. Ведь мир прекрасен, и наслаждаться им должен каждый из нас. Думаю, каждому хочется жить в стране, где не страшно выйти на улицу, где вечером можно гулять по парку, где по телевизору показывают действительно, произведения искусства и где будем спокойны за жизнь своих будущих детей.
Учитель: Мне останется только пожелать, чтобы вы стали настоящими высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди.
Предлагаем отрывки из сочинений:
1. Старым, беспомощным людям нужно всегда помогать. Нельзя их оставлять без внимания и поддержки. Помогая им, надо думать о себе тоже: ты тоже стареть будешь, ты тоже можешь остаться завтра таким беспомощным. Если сделать доброе, хорошее дело, поможешь создать хорошее настроение, пожилые люди обрадуются, и тебе тоже станет приятно на душе.
2. Доброта – это не только желание что-либо сделать хорошее, доброта – это состояние человеческой души. Никто никого и никогда не может заставить сделать добро. Человек либо добр, либо нет. Все, что мы делаем, лежит на нашей совести. Я не могу и не хочу делать кому-либо неприятно и больно! Если даже придется страдать самой, я не оставлю беззащитные души в беде.
Учитель: В память о нашем мероприятии примите от нас памятку доброты:
« Жизнь дана на добрые дела»
- «Пока человек творит добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью» (Франсуа де Ларошфуко)
- «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый час. Чтобы своим существованием облегчать людям жизнь» (А.Лиханов)
- «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» (Платон)
- «Хочешь жить для себя, живи для других» (Сенека)
- «Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив себялюбец, эгоист - несчастлив» (И. С. Тургенев)
- «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы быть хорошими людьми» (Аристотель)
- «Добродетель есть особый строй души, позволяющий сохранить достоинства в отношении себя и других» (М. Финичи)
- «Любовь к родителям – основа добродетели» (Н. Радищев)
- «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» (Г. Гейне)
Крылатые выражения.
- Чувство благодарности приносит благодарность.
- Никогда не делайте того, за что вам придется казнить себя.
- Вы причиняете страдания себе и другим не только обижая, но и обижаясь.
- Добрые слова дешево стоят, но дорого ценятся.
- Чтобы изменить свою жизнь, надо изменить свои мысли.
- Кто творит добро, тот процветает.
- Мера душевного здоровья – это готовность во всем находить хорошее.
- Чтобы получить прощение, надо научиться прощать.
- Добрым поступкам – сердце раскрыто.
- Недоброе слово, что огонь жжет.
Пословицы и поговорки.
- Доброе дело само себя хвалит.
- Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
- С добром жить хорошо.
- Добро худо переможет.
- Учись доброму – худое на ум не пойдет.
- Кто доброму учится, тот добром и живет.
- Жизнь дана на добрые дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...