Классный час "Конфликты и пути их разрешения"
методическая разработка (8 класс)

Кутько Наталья Александровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikt_klassnyy_chas.docx24.01 КБ
Файл konflikt_prezentatsiya.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Конфликты и пути их разрешения"

автор Кутько Н.А., г.Каменск-Шахтинский МБОУ лицей №5

(Слайд №1)

Конфликты и пути их разрешения

        (Слайд №2)        

Послушайте одну известную притчу: два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево.

       Оказывается, можно решить проблему.

  • Что бы Вы сделали на месте одного из этих людей, если бы апельсин нужен был для одной и той же цели?
    (Возможные варианты ответов обучающихся)применить силу, уступить, договориться и т.п.
  • Для чего мы об этом сейчас говорим? Дело в том, что неумение слушать друг друга, не идти на компромисс, нарушает взаимоотношения человека с людьми, ведёт к внутреннему разладу, т.е. приводит к внутренним и внешним конфликтам.

  • Предлагаю вам вспомнить, как называется тот возраст, в котором вы сейчас находитесь?

    (Возможные варианты ответов обучающихся): подростковый, юношество. 

Действительно, вы находитесь на границе: между подростковым возрастом и ранней юностью.

        (Слайд №3)

        

Известный немецкий философ И. Кант так охарактеризовал этот возраст: «Годы юности - трудные годы, ибо это годы выбора». Как вы думаете, о каком выборе говорил Кант?

(Возможные варианты ответов обучающихся): выбор друзей и т.д.

Человек в ранней юности,  выбирает не только друзей,  но и те принципы, по которым он будет общаться с другими людьми, стиль поведения в конфликте.

        

(Слайд №4)

Учитель: Что же означает слово «конфликт»?          

(Слайд №5)        

Конфликт– столкновение , противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми

(СЛАЙД 6)         Причина конфликта в подростковой среде

(СЛАЙД 7)         Анкета

(СЛАЙД 8)        

Переходим к практической части нашего занятия:

Способы предотвращения конфликтов.

Классный руководитель. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных. Первый способ предупреждения конфликта - это мягкое противостояние. Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно и отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех.

Рассмотрим конкретные ситуации

(Слайд №9-15)        

(Слайд №16-20)

        

 «Проигрывание ситуаций»

Игра «Речевой этикет»

(Слайды23-28)

Советы для Вас!

(Слайд 29) Пожелания

Подведение итогов: С какими чувствами Вы уходите? За что бы Вы хотели сказать спасибо этому часу  Вашей жизни!

Примерные ответы детей:

– Впечатление хорошее, появилась уверенность, что смогу избежать конфликтов.
– Пока все понятно, а когда сам попадешь в конфликтную ситуацию, может быть, все окажется сложнее.
– Очень хорошее впечатление, если бы все так научились разговаривать, не было бы конфликтов.
– Я уверена, что смогу избежать конфликтов.
– Умный человек никогда не доведет дела до конфликта. Технология проведения: Час общения с элементами тренинга

 (Слайд 30 – 31)

(Классный руководитель просит учащихся всегда помнить закон жизни)

Правда.

Справедливость выше правды, но выше справедливости милосердии
Если бы наше общество жило по закону “око за око”,
весь мир был бы незрячим.

Заключительное слово:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, общем, серьезно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

 Как от мелких, но острых осколков.


Ситуация 1

Настя обижена:

- Вчера ты, Вова, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо.

   Вова удивлен:

- А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась.

   Кто прав?

Ситуация №2

Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими.

   Как будете действовать?

Ситуация № 3

Тебя обозвали. Твоя реакция?

а) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова).

б) Отблагодарю тем же (обзову).

в) Пожалуюсь старшим.

Ситуация № 4

На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители.

   Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

Ситуация №5

В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед  одноклассниками – мальчишками. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек.

Как добиться понимания?

Ситуация №6

Класс условно разделен на две группировки, в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс.

Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию.

Анкета:

1. Я чувствую себя уязвленным, когда_______________________________________________

2. Я могу преодолеть свою боль, если________________________________________________

3. Я бываю расстроенным, когда____________________________________________________

4. Я легче переношу свое расстройство, если __________________________________________

5. Я подавлен, когда_________________________________________________________________

6. Я могу преодолеть свое расстройство следующим способом ____________________________________________________________________________________

5. Я испуган, когда___________________________________________________________________

6. Я могу преодолеть свой испуг, если__________________________________________________

7. Я бываю рассержен, когда__________________________________________________________

8. Я могу руководить этим чувством (как? когда?)_______________________________________

Анкета:

1. Я чувствую себя уязвленным, когда_______________________________________________

2. Я могу преодолеть свою боль, если________________________________________________

3. Я бываю расстроенным, когда____________________________________________________

4. Я легче переношу свое расстройство, если __________________________________________

5. Я подавлен, когда_________________________________________________________________

6. Я могу преодолеть свое расстройство следующим способом ____________________________________________________________________________________

5. Я испуган, когда___________________________________________________________________

6. Я могу преодолеть свой испуг, если__________________________________________________

7. Я бываю рассержен, когда__________________________________________________________

8. Я могу руководить этим чувством (как? когда?)_______________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конфликты и пути их разрешения

Слайд 3

«Годы юности – трудные годы, ибо это годы выбора» И. Кант

Слайд 4

А что такое конфликт?

Слайд 5

Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

Слайд 6

Причины конфликтов в подростковой среде : -борьба за лидерство; -психологическая несовместимость; - неподтверждение ролевых ожиданий; -примитивный тип общения; - ущемление достоинства или амбиций одного из детей.

Слайд 7

Вопросы анкеты: 1. Я чувствую себя уязвленным, когда_______________ 2. Я могу преодолеть свою боль, если_______________ 3. Я бываю расстроенным, когда___________________ 4. Я легче переношу свое расстройство, если _______ 5. Я подавлен, когда______________________________ 6. Я могу преодолеть свое расстройство следующим способом_______________________________________ 5. Я испуган, когда_______________________________ 6. Я могу преодолеть свой испуг, если__________________________________________ 7. Я бываю рассержен, когда____________________________________________________ 8. Я могу руководить этим чувством (как? когда?)___________________________________

Слайд 8

Способы предотвращения конфликта Один из способов предупреждения конфликтов – «мягкое противостояние» - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. Другой способ называется «конструктивное предложение» - это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех.

Слайд 9

Ситуации (ваше решение конфликта)

Слайд 10

Ситуация № 1 Настя обижена: - Вчера ты, Вова, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо. Вова удивлен: - А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась. Кто прав?

Слайд 11

Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Как будете действовать ? Ситуация №2

Слайд 12

Тебя обозвали. Твоя реакция? а) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова). б) Отблагодарю тем же (обзову). в) Пожалуюсь старшим. Ситуация № 3

Слайд 13

На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям? Ситуация № 4

Слайд 14

В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания? Ситуация № 5

Слайд 15

Класс условно разделен на две группировки, в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию. Ситуация № 6

Слайд 16

Проигрывание ситуаций

Слайд 17

Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным. Вы возвращаете пирожок продавцу и говорите… Ситуация № 1

Слайд 18

Приятель сообщил, что рассказал кому-то вашу тайну… Ситуация № 2

Слайд 19

Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными. Вы говорите… Ситуация № 2

Слайд 20

Игра «Речевой этикет» 1. Назовите слова приветствия. 2. Выскажите просьбу. 3. Какими словами лучше всего начать знакомство? 4. Как принято извиняться в культурном обществе? 5. Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? 6. Слова благодарности. 7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?

Слайд 21

Копилка добрых советов

Слайд 22

Совет № 1 Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

Слайд 23

Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям — так и они к вам. Совет № 2

Слайд 24

Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения. Совет № 3

Слайд 25

Не обижайтесь. Совет № 4

Слайд 26

Старайся, как можно чаще радовать близких тебе людей. Совет № 5 38

Слайд 27

Пожелания 1 . Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным. 2 . В споре умей выслушивать собеседника до конца. 3 . Уважай чувства других людей. 4 . Любую проблему можно решить. 5. Не сердись, улыбнись. 6 . Взгляни на своего обидчика- может, ему просто нужна твоя помощь. 7 . Извинись, если ты не прав. 8 . Не забывай выражать свою благодарность. 9 . Выполняй свои обещания. 10 . Не критикуй постоянно других.

Слайд 28

Помните! Лучший способ разрешения конфликта, когда выигрывают обе стороны.

Слайд 29

Справедливость выше правды, но выше справедливости МИЛОСЕРДИЕ Если бы наше общество жило по закону “око за око”, весь мир был бы незрячим.

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

род.собрание "Конфликты и пути их разрешения".

Задачи:1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуациях в семье.2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода их неё. Форма проведения собрания: семинар...

внеклассное занятие на тему "конфликт и пути его разрешение"

Цель: выяснить сущность конфликта;обучать детей умению благополучно   выходить   из   конфликтных   ситуаций;   учить заботиться о своем душевно...

Приложение к родительскому собранию "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

В данном материале размещены анкеты-заповеди  для родителей и детей- учащихся 10 класса....

Педагогический конфликт. Пути его разрешения

Презентация семинара для педагогов...

Классный час "Конфликт и пути его разрешения"

СЦЕНАРИЙКЛАССНОГО ЧАСА« Конфликт и пути его разрешения»ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКонфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.(Георгий Александров)Человек – удивительное создание, обиды помнит доль...

Презентация для классного часа "Конфликты и пути их разрешения"

Презентация на тему толерантных отношений "Конфликты и пути их разрешения"...

Классный час на тему: «Межличностные конфликты и пути их разрешения»

Классный час на тему:«Межличностные конфликты и пути их разрешения»...