Классный час "Особо охраняемые территории Республики Алтай"
классный час (7 класс)

Ечешева Алтынай Аргамаковна

Классный час краеведческой направленности для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия28.6 КБ
Файл презентация935.22 КБ
Файл игра1.26 МБ
Файл приложение 114.27 КБ
Файл приложение 215.78 КБ
Файл приложение 315.05 КБ
Файл приложение 416.24 КБ
Файл приложение 516.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боочинская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

«Особо охраняемые

природные территории

Республики Алтай»

(цикл классных часов

«Моя страна – моя гордость»,

для 7 класса)

Подготовила: Ечешева

Алтынай Аргамаковна,

учитель русского языка

и литературы

с. Боочи, 2018 г.

Тема: «Особо охраняемые природные территории Республики Алтай»

Цели: ознакомление учащихся с особо охраняемыми территориями Республики Алтай;

Задачи:

- дать понятие о заповедниках, национальных парках, заказниках, памятниках природы,

- научить выделять, различать особо охраняемые территории.

- формировать у детей умения работать в коллективе, слушать товарищей;

- развивать познавательный интерес к экологической дисциплине у учащихся;
- развивать творческий потенциал учащихся через использование образов природы и отображение ее красоты в фотографиях.

Планируемый результат и формирование УУД.

Личностные: 

- формирование ответственного отношения к природе через осознание необходимости сохранять леса, чувство гордости за богатство своей малой Родины.

Регулятивные:

- учить определять тему и цели мероприятия, оценивать свою работу.

Познавательные:

- строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

- учить слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор
  • компьютер

Методы:

  1. Словесные методы – рассказ, беседа.
  2. Наглядные методы – демонстрация наглядного пособия.

Ход занятия

  1. Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся  в деятельность.

Приветствие, проверка готовности к занятию, пожелание  успеха.

Включение  в  деловой  ритм.

  1. Постановка учебной задачи

Цель этапа: сформулировать общую тему урока.

- С появлением человека на Земле вся его жизнь во многом зависела от обилия животных, от сохранения лесов, пастбищ, чистоты водоемов. В последнее время во всем мире необычайно возрос интерес к охраняемым природным территориям. Почему же стали уделять этому так много внимания?

Ответы детей.

- Человек очень много берет у природы, но пока, увы, мало отдает ей взамен. И всякий такой заем кончается для нее плохо: исчезают уникальные природные комплексы, а вместе с ними уничтожаются многие виды растений и животных. Поэтому главная цель человечества сохранить то, что еще осталось, и не дать природе погибнуть от бездумного и неразумного в нее вторжения.

- А как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на классном часе?

Ответы детей.

- Наш сегодняшний классный час мы посвятим разговору об особо охраняемых территориях нашей малой Родины. Что же это такое – особо охраняемые природные территории?

(ответы детей)

- К особо охраняемым природным территориям относятся (слайд 1): заповедники, национальные парки, природные парки, природные заказники, памятники природы, ботанические сады.

- В нашей республике также создана сеть охраняемых территорий.

- (слайд 2) В Республике Алтай имеется 2 биосферных заповедника, 1 национальный парк, 4 природных парка; 2 заказника, 43 памятника природы.

III.        Знакомство с новым  материалом

- Выясним, что обозначает каждое из этих понятий, чем отличаются друг от друга. И расскажут нам  о них наши ученики.

Сообщения учеников (приложение 1)

- Спасибо всем за выступления. Благодаря вашей информации мы поняли, чем отличаются друг от друга объекты особо охраняемых территорий.

- Ребята, какие охраняемые территории Республики Алтай вы знаете?

(ответы детей)

- Сегодня я приглашаю вас совершить небольшое путешествие по столь прекрасным заповедным тропам, и поговорим об особо охраняемых природных территориях нашей Республики Алтай.

- (слайд 3) На территории Республики Алтай расположены  2 биосферных заповедника – Алтайский и Катунский, 1 национальный парк «Сайлюгемский», 4 природных парка «Ак Чолушпа», «Уч-Энмек», «Белуха», «Зона покоя Укок»; 3 заказника «Шавлинский» и «Сумультинский», 43 памятника природы.

- Начнём мы наше путешествие с Алтайского Государственного природного биосферного заповедника.

Сообщение ученика с презентацией (приложение 2)

- Далее познакомимся с Катунским Государственным природным биосферным заповедником.

Сообщение ученика с презентацией (приложение 3).

Сообщение ученика о национальном парке «Сайлюгемский» (приложение 4).

- всем выступавшим большое спасибо. На территории нашего региона также находятся природные парки слайд 4 «Ак Чолушпа», слайд 5 «Белуха»,

слайд 6 «Зона покоя Укок». Кроме перечисленных парков у нас есть еще и заказники. Это слайд7 «Шавлинский» и слайд 8 «Сумультинский». И хотелось бы отметить, что наша республика богата и природными памятниками слайд 9 – их насчитывается 46.

IV.        Актуализация и закрепление полученных знаний.

- для закрепления наших полученных знаний я предлагаю поиграть вам в игру «Угадай природный объект». (Учитель показывает на слайде фотографии особо охраняемых природных объектов, а ученики угадывают). Приложение 6

IV. Рефлексия

Вот и закончилось наше путешествие. Надеюсь, оно было интересным и вам захочется больше узнать об охраняемых территориях нашей республики или района.

- Ребята, с какими видами особо охраняемых природных территорий мы познакомились сегодня на занятии?

Ответы обучающихся

- Когда придёте домой, о чём вам хотелось бы рассказать друзьям, родителям? Что больше запомнилось, понравилось?

Ответы обучающихся

- Можно ли решить проблему охраны природы только созданием особо охраняемых природных территорий?

Ответы обучающихся

- Природа нашего края хрупка и любое бездумное вмешательство человека губительно для нее. Что вы оставите следующим поколениям, зависит только от вас. Каждый из вас должен задуматься и сделать выбор в пользу своего будущего и будущего других поколений, что мы оставим после себя?

- Закончить наше занятие я хочу стихотворением Николая Рыленкова.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь,
Как ландыши в траве зелёной
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету
Ведь другой такой на свете нету!

Литература:

1.http://www.svprim.ru/park/oopt_park.shtml

2.http://gp- russia.livejournal.com/1966420.htmlhttp://politsib.ru/news/40843http://images.yandex.ru/

3.Особо охраняемые природные территории Республики Алтай. Современное состояние и перспективы развития : монография / Ю. В. Робертус [и др.] ; WWF России, Алтай. регион. ин-т экологии, ГПБЗ «Катунский». – Красноярск, 2012. – 118 c. – ISBN 978-5-904314-51-4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К особо охраняемым природным территориям относятся: з аповедники; национальные парки ; природные парки ; природные заказники; памятники природы ; ботанические сады.

Слайд 2

В Республике Алтай имеются: - 2 биосферных заповедника; - 1 национальный парк ; - 4 природных парка ; - 2 заказника ; - 43 памятника природы.

Слайд 3

На территории Республики Алтай расположены: 2 биосферных заповедника – Алтайский и Катунский; 1 национальный парк « Сайлюгемский »; 4 природных парка «Ак Чолушпа », « Уч-Энмек », «Белуха», «Зона покоя Укок »; 2 заказника « Шавлинский » и « Сумультинский »; 43 памятника природы.

Слайд 4

«Ак Чолушпа »

Слайд 5

«Белуха»

Слайд 6

«Зона покоя Укок »

Слайд 7

Шавлинский заказник Сумультинский заказник


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Ученик 1. Заповедники - заповедные участки, где оберегаются редкие и ценные растения и животные. В заповеднике запрещена какая бы ни было деятельность человека. Заповедать… Это слово издревле означало в нашем языке стремление людей передать грядущим поколениям в нетронутом, первозданном виде все самое ценное, самое прекрасное, созданное человеком или самой природой. Но если творения рук человеческих, даже самые уникальные, можно воссоздать, повторить, то создания живой природы – многообразные виды растений и животных, их сообщества, естественные ландшафты – будучи утрачены, исчезают навсегда. Это хорошо понимали и наши далекие предки: они объявляли заповедными отдельные уголки леса или участки рек, где нельзя охотиться, ловить рыбу, охраняли территории с выходами горных пород, источники с чистой целебной водой. Так многие века тому назад появлялись прообразы заповедников

Ученик 2. Национальный парк похож на заповедник, но между ними есть различия; заповедники закрыты для туристов, а в национальные парки их привлекают специально. Это природные музеи под открытым небом. Для туристов здесь устраивают экскурсионные тропинки, смотровые площадки, гостиницы, дороги. Но есть в национальных парках и заповедные уголки, куда посетителей не допускают.

Ученик 3. В заказниках могут присутствовать люди, собирать грибы-ягоды, проводить другие заготовки, отдыхать, но только с жестким соблюдением правил. Запрещены строительство предприятий и заготовка древесины. Памятники природы – это уникальные природные объекты, имеющие эстетическое значение.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Алтайский государственный природный заповедник — уникальнейшая особо охраняемая природная территория России, объект всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, включает часть акватории Телецкого озера — жемчужины Горного Алтая, «маленького Байкала» Западной Сибири. Занимает одно из первых мест среди Российских заповедников по биологическому разнообразию.

Основная цель создания заповедника — сохранение ценнейшего и редкостного по красоте Телецкого озера, его ландшафтов, защита кедровых лесов, спасение находившихся на грани исчезновения важнейших охотничье-промысловых животных — соболя, лося, марала и других, а также постоянное стационарное изучение природы региона в целом. Алтайский заповедник также обеспечивает сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. По геоморфологическому районированию вся территория заповедника относится к Алтайской провинции страны «Горы юга Сибири». Вдоль границ заповедника располагаются высокие хребты: на севере — Абаканский (2890 м над у.м.), на юге — Чихачева (3021 м над у.м.), на Востоке — Шапшальский (3507 м над у.м.). с запада территория ограничена долинами рек Чулышман, Каракем и Телецким озером.

Алтайский заповедник расположен в центре Алтае-Саянской горной страны. Обширная территория с горами, хвойными лесами, альпийскими лугами и горными тундрами, бурными реками и озерами протянулась на 230 километров. Территория заповедника постепенно повышается в юго-восточном направлении.

Повсюду в горах родники, ручьи с чистейшей, вкусной и холодной водой. На водораздельных плато обычны высокогорные озера. Самое большое из них — Джулукуль, длинной более 10 километров; оно находится в истоках Чулышмана, на высоте 2200 метров. Озеро Джулукуль — уникальный водоем Алтайского заповедника, место обитания, гнездовья разнообразных представителей мира пернатых, место нереста ценнейших пород рыб Горного Алтая. Все высокогорные озера Алтайского заповедника очень красивы, с изумрудно-голубой прозрачной водой, живописными берегами.

Наиболее распространенными древесными породами в Алтайском заповеднике являются: кедр, пихта, лиственница, ель, сосна, береза. Чистые кедровые высокогорные леса — гордость заповедника.

На заповедной территории можно встретить обитателей высоких широт (северного оленя, белую куропатку), и жителя монгольских степей (серого сурка), и многих типичных «таежников». В прителецком районе заповедника встречаются все промысловые млекопитающие южной тайги. Самые массовые виды — соболь и марал, обитают кабарга, кабан, лось, косуля и другие. Из хищников здесь обитают: медведь, волк, барсук, росомаха, рысь и выдра.

Летом по берегам Телецкого озера можно наблюдать многочисленные, необычайные по красоте водопады, несущие свои воды в озеро. Большинство водопадов недоступны для посещения, исключением является главный водопад Телецкого озера — «Корбу», ежегодно собирающий у своего подножия несколько десятков тысяч туристов за летний сезон.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Катунский биосферный заповедник – это одна из природных достопримечательностей Республики Алтай. Он располагается на территории Усть-Коксинского района на Катунском хребте, который является самой высокогорной частью Алтая. Общая площадь биосферного заповедника составляет около 151 тыс. га.

Идея создания Алтайского горного парка появилась еще в 1917 г. и принадлежала В.П. Семенову-Тянь-Шанскому. Официально же Катунский заповедник был основан 25 июля 1991 г. Территорию его составили южный и часть северного макросклона Катунского хребта, а также северный макросклон хребта Листвяга.

Изначально Катунский заповедник рассматривали как территорию рационального ведения хозяйства. Однако в его состав вошли высокогорья со снежниками и ледниками, которые формируют сток верхней Катуни, удивительные альпийские луга и высокогорные озера, поэтому решено было организовать охраняемую природную зону. Территория биосферного заповедника размещается на таких горных хребтах как, Южный Алтай, Катунский, Тарбагатай, Сарым-Сакты и Листвяга, а также частично охватывает массив высочайшей точки Сибири – горы Белухи.

В заповеднике встречаются почти все характерные ландшафты для Южного и Центрального Алтая – горные тундры, горная тайга, гляциально-нивальные высокогорья со снежниками и ледниками, субальпийские крупнотравные и альпинотипные низкотравные луга, а также степные, лесостепные, лугово-лесные и среднегорные комплексы. Всего на трансграничной территории заповеднике насчитывается более 2 тыс. видов высших сосудистых растений и около 68 видов млекопитающих.

В Катунском биосферном заповеднике встречается достаточно большое разнообразие высокогорных, лесных, степных и луговых растительных сообществ.

В зоогеографическом плане территория заповедника вполне репрезентативна для Центрально-алтайской физико-географической провинции. Из лесных копытных зверей здесь встречаются лось, марал и кабарга, а из пушных зверей - белка, соболь и бурундук. В высокогорьях можно встретить сибирского горного козла. Для Катунского заповедника типичны такие хищники как росомаха, бурый медведь и рысь, а их мелких хищников - ласка, колонок, горностай, американская норка. Из птиц здесь гнездятся белая куропатка, азиатский бекас, глухарь.

В 2000 г. Катунский биосферный заповедник удостоился статуса биосферного резервата ЮНЕСКО.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Национальный парк «Сайлюгемский» — особо охраняемая природная территория на Алтае. Создан в 2010 году в Кош-Агачском районе Республики Алтай с целью сохранения крупнейшей на Алтае группировки снежного барса и крупнейшей трансграничной группировки горного барана аргали. Входит в состав ассоциации заповедников и национальных парков Алтай-Саянского экорегиона.

Флора национального парка «Сайлюгемский» своеобразна и неоднородна по составу.

На хребте Сайлюгем, находящемся на стыке относительно влажной Сибири и сухого климата Монголии, господствующие типы растительности — степи и опустыненные степи. Большую площадь занимают тундры. Кластер отличается безлесостью.

Кластер «Аргут» — один из самых девственных уголков Республики Алтай с наименее измененными человеком ландшафтами. Растительность включает опустыненные и настоящие степи, остепененные луга, в долинах рек — леса.

Национальный парк «Сайлюгемский» — место обитания крупнейшей трансграничной группировки алтайского горного барана аргали на границе России и Монголии. На Сайлюгеме расположены и основные места ягнения этого подвида архара.

В среднем и нижнем течении реки Аргут, где находится кластер «Аргут», обитает крупнейшая группировка снежного барса, которая ориентировочно насчитывает 10—15 особей, присутствие 6 из которых доказано данными мониторинга с использованием автоматических камер.

Это — дом для одной из самых многочисленных в Алтае–Саянском экорегионе группировок сибирского горного козла (козерога) — основной добычи снежного барса. На хребте Сайлюгем также обитает гнездовая группировка сокола-балобана, численность которого в регионе под угрозой из-за интенсивного браконьерского отлова.

Снежный барс (Uncia uncia) – единственный из больших кошек, приспособившийся к жизни в суровом высокогорье.

В России распространение снежного барса ограничено Алтае-Саянской горной страной. Этот вид занесён в Красную книгу МСОП, Красную книгу РФ и Приложения Конвенции о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES). В России проходит северная граница мирового ареала ирбиса. Это значит, что вид обитает в экстремальных условиях, как и любой другой вид животных на краю ареала. Общая численность снежного барса в России не превышает 100 особей.



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Уч-Энме́к — особо охраняемая природная территория Республики Алтай. Природный парк «Уч-Энмек» создан постановлением Правительства Республики Алтай от 23 апреля 2001 года № 109[1].

 Гора Уч-Энмек (2792м), давшая название парку, является священной горой для алтайцев. «Уч» — три, «Энмек» — голова (макушка, темя), гора Уч-Энмек — имеет три вершины.

Территория парка расположена на северном склоне Теректинского хребта. На формирование рельефа оказало большое влияние прошлое оледенение. Воздействие древних ледников на осевые участки основных хребтов привели к образованию островершинных пиков, чашеобразных долин со множеством озёр. На территории парка отсутствуют крупные озёра, все имеющиеся озёра расположены в ледниковых долинах и карстовых воронках и имеют чаще всего ледниковое, реже тектоническое, происхождение. В высокогорной части ледниковые озера образуют многоступенчатый каскад. Перепад высот составляет от 2800 м над уровнем моря до 900 м в долине реки Урсул. Самая высокая вершина на территории парка — гора Уч-Энмек — достигает высоты 2821 м. Таким образом, на территории парка достаточно полно представлены формы рельефа, свойственные различным высотным поясам Центрального Алтая.

Исторические памятники располагаются на преобразованных территориях: долины рек, склоны гор, где также располагаются сельскохозяйственные земли — пашни, пастбища, поселения коренных алтайцев. К малонарушенным территориям природного парка относится высокогорная зона — гора Уч-Энмек и прилегающие площади — высокогорные ландшафты

На территории парка «Уч-Энмек» сохранились следы древних культур — афанасьевской (3 тыс. лет до н. э.), каракольской (1,5 лет до н. э.), скифской (VIII—IV века до н. э.), тюркской (VI—VIII века н. э.). Около пяти тысяч историко-культурных памятников — каменные стелы, курганы, балбалынаскальные рисунки, которые когда-то являлись своеобразными алтарями — находятся в урочищах Соору и Башадар и недалеко от села Туэкта.

В верховьях реки Арыгем на северных склонах центральной части Теректинского хребта располагается священное для коренного населения озеро Арыгем (Арукем — с алт. «чистое озеро»). Расположено примерно в 15 км от села Кулада в сторону Теректинского хребта. Живописное горное озеро в диаметре примерно 600 м, находится на высоте 1300—1400 м. С озера открывается панорама на Теректинский хребет и на одну из его вершин — Уч-Энмек.

Курганный могильник «Усть-Каракол» находится напротив впадения реки Каракол в Урсул. Является объектом культурного наследи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 8 класс. Тема "Охрана природы и охраняемые территории"

Охрана природы наиболее актульна для изучения и обсуждения  в наше врямя, так человек бездумно вторгается в природное равновесие нарушая его. Обучающиеся должны знать не только охраняемые природн...

Особо охраняемые территории

В России еще много пространства, не затронутого активной хозяйственной деятельностью и сохранивше­го естественные природные комплексы, которые благотворно влияют на экологические процессы не тол...

Особо охраняемые территории

В России еще много пространства, не затронутого активной хозяйственной деятельностью и сохранивше­го естественные природные комплексы, которые благотворно влияют на экологические процессы не тол...

Презентация "Особо охраняемые территории Автозаводского района"

Презентация к уроку или внеклассному мероприятию по теме "Особо охраняемые территории Автозаводского района", которую можно применять в курсах географии, географического краеведения. В презентации рас...

Внеклассное мероприятие "Особо охраняемые территории республики Татарстан"

материал может быть полезен учителям биологии, географии, а также педагогам дополнительного образования. Занятие рассчитано на 2 часа, для 8-11 классов общеобразоательных школ....

Охраняемые территории Республики Башкортостан

                                  Познакомить учеников с особо охраняемыми территориями...

Урок по географии республики Тыва "Особо охраняемые территории республики Тыва", 8 класс

Технологическая карта и презенатция урока географии "Особо охраняемые территории республики Тыва" , 8 класс. Дается информация об ООПТ республики, повторение и закрепление определений ООПТ: ...