Классный час "Особо охраняемые территории Республики Алтай"
классный час (7 класс)
Классный час краеведческой направленности для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 28.6 КБ |
презентация | 935.22 КБ |
игра | 1.26 МБ |
приложение 1 | 14.27 КБ |
приложение 2 | 15.78 КБ |
приложение 3 | 15.05 КБ |
приложение 4 | 16.24 КБ |
приложение 5 | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боочинская средняя общеобразовательная школа»
Классный час
«Особо охраняемые
природные территории
Республики Алтай»
(цикл классных часов
«Моя страна – моя гордость»,
для 7 класса)
Подготовила: Ечешева
Алтынай Аргамаковна,
учитель русского языка
и литературы
с. Боочи, 2018 г.
Тема: «Особо охраняемые природные территории Республики Алтай»
Цели: ознакомление учащихся с особо охраняемыми территориями Республики Алтай;
Задачи:
- дать понятие о заповедниках, национальных парках, заказниках, памятниках природы,
- научить выделять, различать особо охраняемые территории.
- формировать у детей умения работать в коллективе, слушать товарищей;
- развивать познавательный интерес к экологической дисциплине у учащихся;
- развивать творческий потенциал учащихся через использование образов природы и отображение ее красоты в фотографиях.
Планируемый результат и формирование УУД.
Личностные:
- формирование ответственного отношения к природе через осознание необходимости сохранять леса, чувство гордости за богатство своей малой Родины.
Регулятивные:
- учить определять тему и цели мероприятия, оценивать свою работу.
Познавательные:
- строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
- учить слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор
- компьютер
Методы:
- Словесные методы – рассказ, беседа.
- Наглядные методы – демонстрация наглядного пособия.
Ход занятия
- Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся в деятельность.
Приветствие, проверка готовности к занятию, пожелание успеха.
Включение в деловой ритм.
- Постановка учебной задачи
Цель этапа: сформулировать общую тему урока.
- С появлением человека на Земле вся его жизнь во многом зависела от обилия животных, от сохранения лесов, пастбищ, чистоты водоемов. В последнее время во всем мире необычайно возрос интерес к охраняемым природным территориям. Почему же стали уделять этому так много внимания?
Ответы детей.
- Человек очень много берет у природы, но пока, увы, мало отдает ей взамен. И всякий такой заем кончается для нее плохо: исчезают уникальные природные комплексы, а вместе с ними уничтожаются многие виды растений и животных. Поэтому главная цель человечества сохранить то, что еще осталось, и не дать природе погибнуть от бездумного и неразумного в нее вторжения.
- А как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на классном часе?
Ответы детей.
- Наш сегодняшний классный час мы посвятим разговору об особо охраняемых территориях нашей малой Родины. Что же это такое – особо охраняемые природные территории?
(ответы детей)
- К особо охраняемым природным территориям относятся (слайд 1): заповедники, национальные парки, природные парки, природные заказники, памятники природы, ботанические сады.
- В нашей республике также создана сеть охраняемых территорий.
- (слайд 2) В Республике Алтай имеется 2 биосферных заповедника, 1 национальный парк, 4 природных парка; 2 заказника, 43 памятника природы.
III. Знакомство с новым материалом
- Выясним, что обозначает каждое из этих понятий, чем отличаются друг от друга. И расскажут нам о них наши ученики.
Сообщения учеников (приложение 1)
- Спасибо всем за выступления. Благодаря вашей информации мы поняли, чем отличаются друг от друга объекты особо охраняемых территорий.
- Ребята, какие охраняемые территории Республики Алтай вы знаете?
(ответы детей)
- Сегодня я приглашаю вас совершить небольшое путешествие по столь прекрасным заповедным тропам, и поговорим об особо охраняемых природных территориях нашей Республики Алтай.
- (слайд 3) На территории Республики Алтай расположены 2 биосферных заповедника – Алтайский и Катунский, 1 национальный парк «Сайлюгемский», 4 природных парка «Ак Чолушпа», «Уч-Энмек», «Белуха», «Зона покоя Укок»; 3 заказника «Шавлинский» и «Сумультинский», 43 памятника природы.
- Начнём мы наше путешествие с Алтайского Государственного природного биосферного заповедника.
Сообщение ученика с презентацией (приложение 2)
- Далее познакомимся с Катунским Государственным природным биосферным заповедником.
Сообщение ученика с презентацией (приложение 3).
Сообщение ученика о национальном парке «Сайлюгемский» (приложение 4).
- всем выступавшим большое спасибо. На территории нашего региона также находятся природные парки слайд 4 «Ак Чолушпа», слайд 5 «Белуха»,
слайд 6 «Зона покоя Укок». Кроме перечисленных парков у нас есть еще и заказники. Это слайд7 «Шавлинский» и слайд 8 «Сумультинский». И хотелось бы отметить, что наша республика богата и природными памятниками слайд 9 – их насчитывается 46.
IV. Актуализация и закрепление полученных знаний.
- для закрепления наших полученных знаний я предлагаю поиграть вам в игру «Угадай природный объект». (Учитель показывает на слайде фотографии особо охраняемых природных объектов, а ученики угадывают). Приложение 6
IV. Рефлексия
Вот и закончилось наше путешествие. Надеюсь, оно было интересным и вам захочется больше узнать об охраняемых территориях нашей республики или района.
- Ребята, с какими видами особо охраняемых природных территорий мы познакомились сегодня на занятии?
Ответы обучающихся
- Когда придёте домой, о чём вам хотелось бы рассказать друзьям, родителям? Что больше запомнилось, понравилось?
Ответы обучающихся
- Можно ли решить проблему охраны природы только созданием особо охраняемых природных территорий?
Ответы обучающихся
- Природа нашего края хрупка и любое бездумное вмешательство человека губительно для нее. Что вы оставите следующим поколениям, зависит только от вас. Каждый из вас должен задуматься и сделать выбор в пользу своего будущего и будущего других поколений, что мы оставим после себя?
- Закончить наше занятие я хочу стихотворением Николая Рыленкова.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь,
Как ландыши в траве зелёной
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету
Ведь другой такой на свете нету!
Литература:
1.http://www.svprim.ru/park/oopt_park.shtml
2.http://gp- russia.livejournal.com/1966420.htmlhttp://politsib.ru/news/40843http://images.yandex.ru/
3.Особо охраняемые природные территории Республики Алтай. Современное состояние и перспективы развития : монография / Ю. В. Робертус [и др.] ; WWF России, Алтай. регион. ин-т экологии, ГПБЗ «Катунский». – Красноярск, 2012. – 118 c. – ISBN 978-5-904314-51-4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В Республике Алтай имеются: - 2 биосферных заповедника; - 1 национальный парк ; - 4 природных парка ; - 2 заказника ; - 43 памятника природы.
На территории Республики Алтай расположены: 2 биосферных заповедника – Алтайский и Катунский; 1 национальный парк « Сайлюгемский »; 4 природных парка «Ак Чолушпа », « Уч-Энмек », «Белуха», «Зона покоя Укок »; 2 заказника « Шавлинский » и « Сумультинский »; 43 памятника природы.
«Ак Чолушпа »
«Белуха»
«Зона покоя Укок »
Шавлинский заказник Сумультинский заказник
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Ученик 1. Заповедники - заповедные участки, где оберегаются редкие и ценные растения и животные. В заповеднике запрещена какая бы ни было деятельность человека. Заповедать… Это слово издревле означало в нашем языке стремление людей передать грядущим поколениям в нетронутом, первозданном виде все самое ценное, самое прекрасное, созданное человеком или самой природой. Но если творения рук человеческих, даже самые уникальные, можно воссоздать, повторить, то создания живой природы – многообразные виды растений и животных, их сообщества, естественные ландшафты – будучи утрачены, исчезают навсегда. Это хорошо понимали и наши далекие предки: они объявляли заповедными отдельные уголки леса или участки рек, где нельзя охотиться, ловить рыбу, охраняли территории с выходами горных пород, источники с чистой целебной водой. Так многие века тому назад появлялись прообразы заповедников
Ученик 2. Национальный парк похож на заповедник, но между ними есть различия; заповедники закрыты для туристов, а в национальные парки их привлекают специально. Это природные музеи под открытым небом. Для туристов здесь устраивают экскурсионные тропинки, смотровые площадки, гостиницы, дороги. Но есть в национальных парках и заповедные уголки, куда посетителей не допускают.
Ученик 3. В заказниках могут присутствовать люди, собирать грибы-ягоды, проводить другие заготовки, отдыхать, но только с жестким соблюдением правил. Запрещены строительство предприятий и заготовка древесины. Памятники природы – это уникальные природные объекты, имеющие эстетическое значение.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Алтайский государственный природный заповедник — уникальнейшая особо охраняемая природная территория России, объект всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, включает часть акватории Телецкого озера — жемчужины Горного Алтая, «маленького Байкала» Западной Сибири. Занимает одно из первых мест среди Российских заповедников по биологическому разнообразию.
Основная цель создания заповедника — сохранение ценнейшего и редкостного по красоте Телецкого озера, его ландшафтов, защита кедровых лесов, спасение находившихся на грани исчезновения важнейших охотничье-промысловых животных — соболя, лося, марала и других, а также постоянное стационарное изучение природы региона в целом. Алтайский заповедник также обеспечивает сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. По геоморфологическому районированию вся территория заповедника относится к Алтайской провинции страны «Горы юга Сибири». Вдоль границ заповедника располагаются высокие хребты: на севере — Абаканский (2890 м над у.м.), на юге — Чихачева (3021 м над у.м.), на Востоке — Шапшальский (3507 м над у.м.). с запада территория ограничена долинами рек Чулышман, Каракем и Телецким озером.
Алтайский заповедник расположен в центре Алтае-Саянской горной страны. Обширная территория с горами, хвойными лесами, альпийскими лугами и горными тундрами, бурными реками и озерами протянулась на 230 километров. Территория заповедника постепенно повышается в юго-восточном направлении.
Повсюду в горах родники, ручьи с чистейшей, вкусной и холодной водой. На водораздельных плато обычны высокогорные озера. Самое большое из них — Джулукуль, длинной более 10 километров; оно находится в истоках Чулышмана, на высоте 2200 метров. Озеро Джулукуль — уникальный водоем Алтайского заповедника, место обитания, гнездовья разнообразных представителей мира пернатых, место нереста ценнейших пород рыб Горного Алтая. Все высокогорные озера Алтайского заповедника очень красивы, с изумрудно-голубой прозрачной водой, живописными берегами.
Наиболее распространенными древесными породами в Алтайском заповеднике являются: кедр, пихта, лиственница, ель, сосна, береза. Чистые кедровые высокогорные леса — гордость заповедника.
На заповедной территории можно встретить обитателей высоких широт (северного оленя, белую куропатку), и жителя монгольских степей (серого сурка), и многих типичных «таежников». В прителецком районе заповедника встречаются все промысловые млекопитающие южной тайги. Самые массовые виды — соболь и марал, обитают кабарга, кабан, лось, косуля и другие. Из хищников здесь обитают: медведь, волк, барсук, росомаха, рысь и выдра.
Летом по берегам Телецкого озера можно наблюдать многочисленные, необычайные по красоте водопады, несущие свои воды в озеро. Большинство водопадов недоступны для посещения, исключением является главный водопад Телецкого озера — «Корбу», ежегодно собирающий у своего подножия несколько десятков тысяч туристов за летний сезон.
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Катунский биосферный заповедник – это одна из природных достопримечательностей Республики Алтай. Он располагается на территории Усть-Коксинского района на Катунском хребте, который является самой высокогорной частью Алтая. Общая площадь биосферного заповедника составляет около 151 тыс. га.
Идея создания Алтайского горного парка появилась еще в 1917 г. и принадлежала В.П. Семенову-Тянь-Шанскому. Официально же Катунский заповедник был основан 25 июля 1991 г. Территорию его составили южный и часть северного макросклона Катунского хребта, а также северный макросклон хребта Листвяга.
Изначально Катунский заповедник рассматривали как территорию рационального ведения хозяйства. Однако в его состав вошли высокогорья со снежниками и ледниками, которые формируют сток верхней Катуни, удивительные альпийские луга и высокогорные озера, поэтому решено было организовать охраняемую природную зону. Территория биосферного заповедника размещается на таких горных хребтах как, Южный Алтай, Катунский, Тарбагатай, Сарым-Сакты и Листвяга, а также частично охватывает массив высочайшей точки Сибири – горы Белухи.
В заповеднике встречаются почти все характерные ландшафты для Южного и Центрального Алтая – горные тундры, горная тайга, гляциально-нивальные высокогорья со снежниками и ледниками, субальпийские крупнотравные и альпинотипные низкотравные луга, а также степные, лесостепные, лугово-лесные и среднегорные комплексы. Всего на трансграничной территории заповеднике насчитывается более 2 тыс. видов высших сосудистых растений и около 68 видов млекопитающих.
В Катунском биосферном заповеднике встречается достаточно большое разнообразие высокогорных, лесных, степных и луговых растительных сообществ.
В зоогеографическом плане территория заповедника вполне репрезентативна для Центрально-алтайской физико-географической провинции. Из лесных копытных зверей здесь встречаются лось, марал и кабарга, а из пушных зверей - белка, соболь и бурундук. В высокогорьях можно встретить сибирского горного козла. Для Катунского заповедника типичны такие хищники как росомаха, бурый медведь и рысь, а их мелких хищников - ласка, колонок, горностай, американская норка. Из птиц здесь гнездятся белая куропатка, азиатский бекас, глухарь.
В 2000 г. Катунский биосферный заповедник удостоился статуса биосферного резервата ЮНЕСКО.
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Национальный парк «Сайлюгемский» — особо охраняемая природная территория на Алтае. Создан в 2010 году в Кош-Агачском районе Республики Алтай с целью сохранения крупнейшей на Алтае группировки снежного барса и крупнейшей трансграничной группировки горного барана аргали. Входит в состав ассоциации заповедников и национальных парков Алтай-Саянского экорегиона.
Флора национального парка «Сайлюгемский» своеобразна и неоднородна по составу.
На хребте Сайлюгем, находящемся на стыке относительно влажной Сибири и сухого климата Монголии, господствующие типы растительности — степи и опустыненные степи. Большую площадь занимают тундры. Кластер отличается безлесостью.
Кластер «Аргут» — один из самых девственных уголков Республики Алтай с наименее измененными человеком ландшафтами. Растительность включает опустыненные и настоящие степи, остепененные луга, в долинах рек — леса.
Национальный парк «Сайлюгемский» — место обитания крупнейшей трансграничной группировки алтайского горного барана аргали на границе России и Монголии. На Сайлюгеме расположены и основные места ягнения этого подвида архара.
В среднем и нижнем течении реки Аргут, где находится кластер «Аргут», обитает крупнейшая группировка снежного барса, которая ориентировочно насчитывает 10—15 особей, присутствие 6 из которых доказано данными мониторинга с использованием автоматических камер.
Это — дом для одной из самых многочисленных в Алтае–Саянском экорегионе группировок сибирского горного козла (козерога) — основной добычи снежного барса. На хребте Сайлюгем также обитает гнездовая группировка сокола-балобана, численность которого в регионе под угрозой из-за интенсивного браконьерского отлова.
Снежный барс (Uncia uncia) – единственный из больших кошек, приспособившийся к жизни в суровом высокогорье.
В России распространение снежного барса ограничено Алтае-Саянской горной страной. Этот вид занесён в Красную книгу МСОП, Красную книгу РФ и Приложения Конвенции о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES). В России проходит северная граница мирового ареала ирбиса. Это значит, что вид обитает в экстремальных условиях, как и любой другой вид животных на краю ареала. Общая численность снежного барса в России не превышает 100 особей.
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Уч-Энме́к — особо охраняемая природная территория Республики Алтай. Природный парк «Уч-Энмек» создан постановлением Правительства Республики Алтай от 23 апреля 2001 года № 109[1].
Гора Уч-Энмек (2792м), давшая название парку, является священной горой для алтайцев. «Уч» — три, «Энмек» — голова (макушка, темя), гора Уч-Энмек — имеет три вершины.
Территория парка расположена на северном склоне Теректинского хребта. На формирование рельефа оказало большое влияние прошлое оледенение. Воздействие древних ледников на осевые участки основных хребтов привели к образованию островершинных пиков, чашеобразных долин со множеством озёр. На территории парка отсутствуют крупные озёра, все имеющиеся озёра расположены в ледниковых долинах и карстовых воронках и имеют чаще всего ледниковое, реже тектоническое, происхождение. В высокогорной части ледниковые озера образуют многоступенчатый каскад. Перепад высот составляет от 2800 м над уровнем моря до 900 м в долине реки Урсул. Самая высокая вершина на территории парка — гора Уч-Энмек — достигает высоты 2821 м. Таким образом, на территории парка достаточно полно представлены формы рельефа, свойственные различным высотным поясам Центрального Алтая.
Исторические памятники располагаются на преобразованных территориях: долины рек, склоны гор, где также располагаются сельскохозяйственные земли — пашни, пастбища, поселения коренных алтайцев. К малонарушенным территориям природного парка относится высокогорная зона — гора Уч-Энмек и прилегающие площади — высокогорные ландшафты
На территории парка «Уч-Энмек» сохранились следы древних культур — афанасьевской (3 тыс. лет до н. э.), каракольской (1,5 лет до н. э.), скифской (VIII—IV века до н. э.), тюркской (VI—VIII века н. э.). Около пяти тысяч историко-культурных памятников — каменные стелы, курганы, балбалы, наскальные рисунки, которые когда-то являлись своеобразными алтарями — находятся в урочищах Соору и Башадар и недалеко от села Туэкта.
В верховьях реки Арыгем на северных склонах центральной части Теректинского хребта располагается священное для коренного населения озеро Арыгем (Арукем — с алт. «чистое озеро»). Расположено примерно в 15 км от села Кулада в сторону Теректинского хребта. Живописное горное озеро в диаметре примерно 600 м, находится на высоте 1300—1400 м. С озера открывается панорама на Теректинский хребет и на одну из его вершин — Уч-Энмек.
Курганный могильник «Усть-Каракол» находится напротив впадения реки Каракол в Урсул. Является объектом культурного наследи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 8 класс. Тема "Охрана природы и охраняемые территории"
Охрана природы наиболее актульна для изучения и обсуждения в наше врямя, так человек бездумно вторгается в природное равновесие нарушая его. Обучающиеся должны знать не только охраняемые природн...
Особо охраняемые территории
В России еще много пространства, не затронутого активной хозяйственной деятельностью и сохранившего естественные природные комплексы, которые благотворно влияют на экологические процессы не тол...
Особо охраняемые территории
В России еще много пространства, не затронутого активной хозяйственной деятельностью и сохранившего естественные природные комплексы, которые благотворно влияют на экологические процессы не тол...
Презентация "Особо охраняемые территории Автозаводского района"
Презентация к уроку или внеклассному мероприятию по теме "Особо охраняемые территории Автозаводского района", которую можно применять в курсах географии, географического краеведения. В презентации рас...
Внеклассное мероприятие "Особо охраняемые территории республики Татарстан"
материал может быть полезен учителям биологии, географии, а также педагогам дополнительного образования. Занятие рассчитано на 2 часа, для 8-11 классов общеобразоательных школ....
Охраняемые территории Республики Башкортостан
Познакомить учеников с особо охраняемыми территориями...
Урок по географии республики Тыва "Особо охраняемые территории республики Тыва", 8 класс
Технологическая карта и презенатция урока географии "Особо охраняемые территории республики Тыва" , 8 класс. Дается информация об ООПТ республики, повторение и закрепление определений ООПТ: ...