Внеклассное мероприятие "Особо охраняемые территории республики Татарстан"
методическая разработка по биологии (8, 9, 10 класс) на тему
материал может быть полезен учителям биологии, географии, а также педагогам дополнительного образования. Занятие рассчитано на 2 часа, для 8-11 классов общеобразоательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_zanyatiya.docx | 25.96 КБ |
prezentatsiya_k_meropriyatiyu.pptx | 97.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Баранова Наталья Ивановна,
педагог дополнительного образования
МУ ДО «Детский эколого-биологический центр»
г.Нижнекамска,
учитель биологии МБОУ «Старошешминская сош»
Нижнекамского муниципального района РТ
Разработка открытого занятия
в рамках работы объединения дополнительного образования учащихся
эколого-биологического профиля.
Тема занятия: «Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан»
Цель: изучить виды особо охраняемых природных территорий республики Татарстан, их географическое положение, особенности и роль в охране биологических объектов.
Задачи:
- познакомить обучающихся с особенностями Волжско-Камского Государственного заповедника, видами животных и растений, охраняемых на его территории, значением заповедника для сохранения видов животных и растений;
- изучить особенности Национального парка «Нижняя Кама»
- сравнить заповедник с национальным парком, выявить сходства и различия;
- формировать навыки работы команде, умения общаться друг с другом и отстаивать свою точку зрения;
- воспитывать чувства бережного отношения к природным объектам, гордости за национальное богатство природы родного края;
Оборудование: компьютеры с выходом в интернет 2-3 шт, компьютер с проектором, физическая карта Республики Татарстан с обозначением ООПТ, Красная книга РТ (2 шт.), бумага для черчения (2 шт.), карандаши, ручки, фломастеры, линейки.
Ход занятия:
Приветствие.
Представляется жюри: приглашенные старшеклассники, педагоги, родители.
- Стадия актуализации.
Задаются обучающимся вопросы, ответы обсуждаются и дополняются. Ответы выводятся на экран в виде слайдов презентации.
Что такое особо охраняемая природная территория?
Ответ: Это территория, на которой запрещается или ограничивается деятельность человека, сохраняются природные или ценные в культурном, эстетическом или историческом плане объекты.
Какие виды ООПТ Вам известны?
Ответ: Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.
Что такое заповедник?
Ответ: Это участки территории суши или акватории со всеми находящимися в их пределах природными объектами, полностью исключенными из всех видов хозяйственной деятельности.
Что такое национальный парк?
Ответ: Это территории, исключенные их промышленной и хозяйственной эксплуатации с целью сохранения природных комплексов, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, а также используемые для отдыха людей.
Что такое заказник?
Ответ: Это участки территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов (видов растений, животных или полезных ископаемых)
Что такое памятник природы?
Ответ: уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты (рощи, озёра, гейзеры, участки рек, старинные парки и т.п.)
Назовите ООПТ Республики Татарстан.
Ответ: Волжско-Камский Государственный заповедник, Национальный парк «Нижняя Кама».
Покажите на карте РТ названные объекты.
(Учащиеся показывают на карте РТ объекты)
Учитель: И мы определяем тему нашего занятия: «Особо охраняемые природные территории республики Татарстан»
А сейчас мы поиграем….
Обучающиеся разделяются на 2 команды, придумывают название команды и девиз.
Представляют свою команду соперникам и озвучивают девиз.
- Брейн-ринг. «Редкие и охраняемые»
(10 минут)
Правила игры. Учитель задает вопрос. На обсуждение дается 30 секунд. Команда, первая поднявшая руку, отвечает на вопрос и получает за правильный ответ 1 балл. Если команда ошиблась, право ответа на тот же вопрос переходит к соперникам.
Вопросы. (Ответы с изображением демонстрируются на слайдах презентации)
- Согласно легенде, лягушки на этом озере не квакают. Назовите озеро. (Раифское)
- Какая редкая для наших мест птица делает запасы в виде наколотых на сучок мышей? (Сорокопут серый)
- Назовите самую крупную и редкую сову нашей местности (Филин)
- Эта редкая птица называется также, как и лесной дед-знахарь (Травник)
- Эта птица в республике отмечается как залетный вид, редкая для России, самая крупная птица России (Дрофа)
- Эта птица с красноватым оперением занесена в Красную книгу России, в РТ – редкий залетный вид. (Фламинго обыкновенный)
- Этот редкий зверь – специализированный хищник. Основу его питания составляют мелкие грызуны – преимущественно полевка водяная. Зимой он весь, кроме кончика хвоста, становится белым. Назовите его. (Горностай)
- Видовые эпитеты этих зверьков – садовая, лесная, полчок. А название рода – это женское имя. Назовите род редких зверьков. (Соня)
- Назовите род растений, определяющих природную зону «степь», все виды которого занесены в Красную книгу РТ. (Ковыль)
- Название этого редкого растения такое же, как и у охотничье-промысловой птицы, которую подают в дорогих русских ресторанах. (Рябчик русский)
Подсчитываются баллы, набранные командами. (Жюри работает)
- Кино-пауза
А сейчас, чтобы вы отдохнули и получили новые знания. Я предлагаю вам посмотреть фильм о Волжско-Камском государственном биосферном заповеднике. Будьте внимательны – после просмотра Вас ожидает следующий тур игры.
(Просмотр фильма 15 минут)
А теперь примените свои знания и достаньте -
- «Заморочки из бочки»
Команды по очереди вытаскивают из бочонка вопросы и отвечают на них. Стоимость ответа – один балл. Если ответ не верный, команда соперников, ответившая на вопрос, получит 2 балла.
- Когда был основан Волжско-Камский государственный заповедник?
- Сколько видов позвоночных животных охраняется в Волжско-Камском государственном заповеднике ? (Ответ: 295)
- Заповедник разделен на 2 части. Назовите их.(Ответ: Раифская и Сараловская)
- Каково расстояние между этими участками? (Ответ: 100 км)
- Между какими городами располагается Раифская часть заповедника? (Ответ: Казань, Зеленодольск)
- Назовите крупную дневную хищную птицу, питающуюся в большей степени рыбой, охраняемую на территории заповедника, занесенную в Красную книгу России (Ответ: Орлан-белохвост)
- В границах каких природных зон находится заповедник? (Ответ: лесная и лесостепная)
- А могут ли туристы посетить какие-либо объекты в заповеднике? (Ответ: да. Дендрологический сад и Музей природы заповедника)
- Каким растениям, произрастающим на территории заповедника, может быть 200-300 лет? (ответ: соснам, елям, дубам)
- Назовите крупную бабочку, охраняемую в заповеднике. Также называется крупная фирма-производитель тортов. (Ответ: Махаон)
Динамическая пауза (5-10 минут)
- «Мозговой штурм»
Командам дается задание. На листе для черчения создать кроссворд по Красной книге РТ. Зашифровать необходимо за 10 минут не менее 5 названий растений и животных. Побеждает команда, составившая лучший кроссворд.
(На данном этапе обучающиеся работают с Красной книгой РТ. Задействованы все члены команд. Формируются умения работать с литературным научным источником информации, анализировать и интерпретировать информацию. Совершенствуются коммуникативные навыки )
- Кино-пауза.
Фильм Пола Ньюмана «Национальные парки мира. НП «Нижняя Кама» (15 минут)
Мы посмотрели очень интересный фильм. А сейчас переходим к следующему этапу нашей игры. Он будет финальным и самым сложным. Называется –
- Спрашивали – отвечаем!
Задание: подготовить для соперников 5 вопросов на сравнение НП «Нижняя Кама» и Волжско-Камского государственного заповедника. На подготовку вопросов – не более 10 минут. Затем нужно задать вопросы соперникам. Жюри может дать команде до 5 баллов за грамотно поставленный вопрос. Ответ на вопрос также оценивается 5 баллами.
Пример вопроса: «Чем отличается Национальный парк от заповедника?»
Команды работают. По завершении подготовки вопросов наступает стадия вопрос-ответ.
По ходу работы команд, педагог корректирует, при необходимости, вопросы, проверяет правильность ответов.
Жюри подводит итоги. Объявляются баллы, набранные командами, выявляется победитель.
Результаты урока.
В результате проведения такого занятия-игры у обучающихся:
формируются
- навыки и умения работать в команде;
- позитивное отношение к товарищам по команде и к соперникам;
-активная гражданская позиция к ООПТ;
- аналитические способности;
появляется возможность
- проявления лидерских качеств;
- демонстрации знаний и умений перед товарищами;
активизируется
- познавательная деятельность.
В игре обучающиеся более раскрепощенные, чем на обычных занятиях. Отсутствие оценивания «в журнал» позволяет им высказывать свои мнения без боязни ошибиться и получить плохую отметку. Соперничество со сверстниками активизирует мыслительную деятельность, сплачивает членов команды. Выступление жюри повышает мотивацию к познанию объекта изучения, стимулирует соперников, вызывает отклик в виде эмоций.
В итоге, обучающиеся получают знания о крупных особо охраняемых природных территориях РТ, повышают уровень экологической грамотности, учатся работать в команде.
Использованные ресурсы:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA
- https://vkgz.ru/ru
- Красная книга Республики Татарстан (животные, растения, грибы). Издание второе – Казань. Изд. Идел-Пресс, 2006.-832 с.
- Богданова Т.Л. Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы. – 2- изд., перераб. И доп. – М.: Высшая школа, 1991. – 350 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : изучить виды особо охраняемых природных территорий республики Татарстан, их географическое положение, особенности и роль в охране биологических объектов . Задачи: - познакомить обучающихся с особенностями Волжско-Камского Государственного заповедника, видами животных и растений, охраняемых на его территории, значением заповедника для сохранения видов животных и растений; - изучить особенности Национального парка «Нижняя Кама» - сравнить заповедник с национальным парком, выявить сходства и различия; - формировать навыки работы команде, умения общаться друг с другом и отстаивать свою точку зрения; - воспитывать чувства бережного отношения к природным объектам, гордости за национальное богатство природы родного края; Цель и задачи занятия:
Что такое особо охраняемая природная территория?
Это территория, на которой запрещается или ограничивается деятельность человека, сохраняются природные или ценные в культурном, эстетическом или историческом плане объекты. Что такое особо охраняемая природная территория?
Какие виды особо охраняемых природных территорий Вам известны?
Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. Какие виды ООПТ Вам известны?
Что такое заповедник?
Это участки территории суши или акватории со всеми находящимися в их пределах природными объектами, полностью исключенными из всех видов хозяйственной деятельности. Что такое заповедник?
Что такое национальный парк?
Это территории, исключенные их промышленной и хозяйственной эксплуатации с целью сохранения природных комплексов, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, а также используемые для отдыха людей. Что такое национальный парк?
Что такое заказник?
Это участки территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов (видов растений, животных или полезных ископаемых) Что такое заказник?
Что такое памятник природы?
уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты (рощи, озёра, гейзеры, участки рек, старинные парки и т.п.) Что такое памятник природы?
Назовите особо охраняемые природные территории Республики Татарстан.
Волжско-Камский Государственный биосферный заповедник , Национальный парк «Нижняя Кама », памятники природы – низовья реки Шешмы , Борковская дача, гора Чатыр-Тау . Назовите особо охраняемые природные территории Республики Татарстан.
Игра – дело серьёзное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие-к 230-летию города Буинска и 80-летию Буинского района Республики Татарстан посвящается
Внеклассное мероприятие-к 230-летию города Буинска и 80-летию Буинского района Республики Татарстан посвящается ...
Конспект внеклассного мероприятия "Особо охраняемые территории Ульяновской области"
Внеклассное мероприятие, посвященное ООПТ Ульяновской области....
Внеклассное мероприятие ( виртуальное путешествие) на тему : " Мир заповедной природы республики Татарстан"
Внеклассное мероприятие (виртуальное путешествие ) прведено в 8 классе в рамках акции "Урок чистоты"...
Внеклассное мероприятие " Растения Бугульминского района, занесенные в Красную книгу Республики Татарстан" в рамках Международного дня биоразнообразия.
Ситуацию с охраной редких растений усугубляет то, что население их почти не знает. Именно поэтому на занятиях кружка, мы решили выяснить какие редкие и исчезающие растения, занесенные в К...
Охраняемые территории Республики Башкортостан
Познакомить учеников с особо охраняемыми территориями...
Классный час "Особо охраняемые территории Республики Алтай"
Классный час краеведческой направленности для 7 класса...
Урок по географии республики Тыва "Особо охраняемые территории республики Тыва", 8 класс
Технологическая карта и презенатция урока географии "Особо охраняемые территории республики Тыва" , 8 класс. Дается информация об ООПТ республики, повторение и закрепление определений ООПТ: ...