Занимательная грамматика
рабочая программа (7 класс)
Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для детей 12-13 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass._luchshaya_vneurochka._1.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«средняя школа № 56»
«Согласована» Зам. директора по УВР ________/___________ «___» _________20__г. | «Принята» Педагогическим советом как приложение к основной образовательной программе МБОУ «СШ №56» Протокол № ___ от «___» _________20__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СШ №56» _______/__________ Приказ №____ от «___» _________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
общеинтеллектуальное направление
12-13 лет
Количество часов: 34.
Срок реализации: 1 год.
Составитель программы: Лапшина Е.А.
Иваново 2019.
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373); Уставом МБОУ «СШ № 56»; Программой развития МБОУ «СШ № 56» на 2019-2020 годы.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- уметь выделять нравственный аспект поведения;
- усваивать теоретические знания и ориентации на обобщенные способы действий, формировать рефлективность самооценки в учебной деятельности;
- соблюдать морально-нравственные и этические нормы поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- ставить задачи на освоение способов действий, которые обеспечат правильное выполнение;
- учатся своевременно вносить изменения, преодолевать препятствия на уровне осознанного поведения;
- уметь давать логическую оценку действий своих и других;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
- строить логические цепи рассуждений, выделять и осмысливать отдельные слова, термины, понятия;
- уметь строить схемы, находить пути решения лингвистических задач;
- ставить и решать проблемы на данном этапе обучения;
- осознавать выбор способов решения поставленных задач;
- понимать и давать оценку информации, учебного материала специальных знаний по русскому языку.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
-уметь точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;
- устраивать групповые обсуждения;
- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
- уметь участвовать в диалоге, логически обосновывать свое мнение;
- уметь давать точную оценку, анализ действий при решении поставленных задач
Обучающиеся получат возможность научиться:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
-оценивать адекватно собственное поведение и поведение окружающих.
-передать результаты изучения грамматических особенностей языка; владеть рассуждением, описанием, повествованием
Предметные результаты:
- иметь представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;
- овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- формировать базовые умения, обеспечивающие возможность дальнейшего изучения языка;
- обогащать активный и потенциальный словарный запас для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
- использовать коммуникативно-эстетические возможности русского языка;
- расширять и систематизировать научные знания о языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц;
- формировать навыки проведения различных видов анализа слова
- формировать ответственность за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.
Содержание программы
Раздел 1. Введение (1ч.)
Тема. Вводное занятие. Язык и речь - чудо из чудес. 1 ч. Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов.
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел 2 Фонетика. Орфоэпия. (4 ч.)
Тема. Звуки не буквы. Звучащая строка. 2 ч.
Теория : Звуки и буквы русского языка. Гласные и согласные. Ударные и безударные. Твёрдые и мягкие. Парные и непарные. Глухие и звонкие. Фонетическая транскрипция.
Практическая работа: фонетический разбор слов, игры со словами, запись фонетической транскрипции слов.
Тема. Банты и шарфы. Орфоэпические нормы. 2 ч.
Теория: Орфоэпия как раздел науки о языке. Произносительные нормы современного русского языка.
Практическая работа: работа с тестами, текстами, игра «Комментатор», « Заговори, чтобы я услышал тебя.»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 3. Морфемика. Словообразование.(4 ч.)
Тема. Судьба слова. 1ч.
Теория: Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Морфемы как составные части слова. Способы словообразования.
Практическая работа: Лингвистические игры. «Происхождение слов».
Тема. « Говорящие» приставки и « весёлые» суффиксы.
Теория: Способы образования слов: приставочный и суффиксальный. История происхождения приставок и суффиксов.
Практическая работа: Лингвистические игры « Собери слово», « К истокам слова».
Тема. « Прадедовские» приставки.
Теория: Рассказ об исторических изменениях в приставках.
Практическая работа: морфемный разбор слов, определение их значений, наблюдения над историческими изменениями.
Тема. « Двое из ларца». 1ч.
Теория: Гнездо однокоренных слов. Изменения в морфемном составе слова.
Практическая работа: Использование шарад, метаграмм, в завершении этой темы и раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел Орфография (5 ч.)
Тема. Необычные правила. 2ч.
Теория: Работа с некоторыми школьными правилами и создание новых формулировок правил.
Практическая работа: работа с деформированными текстами , нахождение слов- исключений, а также слов на указанные орфограммы. Орфографические игры.
Тема. Путеводные звёзды орфографии. 2ч.
Теория: Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.
Практическая работа: Связь этимологии с орфографией. Разучивание правил в стихотворной форме на правописание непроверяемых гласных и согласных в корне. Выполнение тестовых заданий.
Тема. Ъ и Ь – смягчение иль разделение? 1ч.
Теория: Использование знаков в тексте.
Практическая работа: Конкурс-игра «Что там стоит?..
Тема. Хитрый звук «й» 1ч.
Теория: Роль его в речи и на письме.
Практическая работа: Работа с текстом.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 5 Грамматика. Морфология и синтаксис. (19 ч.)
Тема. Проще простого или сложнее сложного.1ч.
Теория: Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.
Практическая работа: Составление предложений с использованием инверсии. Работа с текстами на нахождение инверсии.
Тема. Согласуй меня и помни.1ч.
Теория: Морфологические нормы современного русского языка.
Практическая работа: Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий. Работа над проектом. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).
Тема. «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного», или всё о причастиях. 1ч.
Теория: Причастие как самостоятельная часть речи. Морфологические признаки причастия. Синтаксическая роль в предложении.
Практическая работа: Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.
Тема. Образование бывает разным… Действительные и страдательные причастия. 1ч.
Теория: Способы образования причастий.
Практическая работа: Решение лингвистических примеров и задач.
Тема Внимание: причастный оборот. 2ч.
Теория: Причастный оборот. Условия обособления причастных оборотов.Практическая работа: Работа с деформированными текстами.
Тема. Н+Н=НН. 2ч.
Теория: Н и НН в суффиксах полных и кратких страдательных причастий прошедшего времени. Н и НН в суффиксах разных частей речи.
Практическая работа: Лингвистические игры.
Тема. Дорисовывает движение…Одинаковы ли деепричастия? 1ч.
Теория: Деепричастие как самостоятельная часть речи. Образование деепричастий. Морфологические признаки.
Практическая работа: Нахождение в текстах деепричастий, определение морфологических признаков. Задания на образование возможных форм деепричастий.
Тема. « Коварство» деепричастного оборота. 2ч.
Теория: Деепричастный оборот. Условия обособления деепричастных оборо
тов.
Практическая работа: Работа с деформированными текстами.
Тема. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Происхождение производных предлогов. 1ч.
Теория: Роль предлога в речи и в тексте.
Практическая работа: Работа с текстом.
Тема. Употреби меня со словом.1ч.
Теория: Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.
Практическая работа: работа с географическим атласом.
Тема. Тоже, также иль зато?1ч.
Теория: Правописание союзов.
Практическая работа: Дидактические игры с союзами. Лингвистическая игра «Найди соответствие».
Тема. Соединю простое в сложное.1ч.
Теория: Роль союзов в тексте
Практическая работа: Построение текстов
Тема. Уточню, укажу, на вопрос отвечу.1ч.
Теория: Разряды частиц.
Практическая работа: Игры на внимание.
Тема. Не могу не знать = я знаю! 1ч.
Теория: Значение и роль частицы в тексте.
Практическая работа: Конкурс на восстановление деформированного текста.
Тема. Эти эмоциональные междометия. 1ч.
Теория: Междометия , их роль и употребление.
Практическая работа: Комплексный анализ текстов. Нахождение предложений с междометиями. Определение их роли. Чтение стихотворений с междометиями.
Тема. Волшебные слова. Этикетные слова . 1ч.
Теория: Слова вежливости, междометия.
Практическая работа: Создаём ребусы.
Раздел 6 Итоговое занятие. Защита проекта (1ч.).
Тема.Итоговое занятие. Защита проекта. Как грамматика « …ум в порядок приводит». 1ч.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий .
Тематическое планирование.
Тема. | Количество часов | Основные виды деятельности учащихся | Формы аттестации (контроля). | |||||||
всего | теория | практика | ||||||||
РАЗДЕЛ 1. Введение (1ч.). | ||||||||||
1. Язык и речь - чудо из чудес | 1 | 1 | 0 | Знакомство учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределение обязанностей среди детей, заполнение анкеты. | ||||||
РАЗДЕЛ 2. Фонетика. Орфоэпия. (4ч.). | ||||||||||
2-3. Звуки не буквы. Звучащая строка | 2 | 1 | 1 | Фонетический разбор слов, игры со словами, запись фонетической транскрипции слов. | ||||||
4-5. Банты и шарфы. Орфоэпические нормы. | 2 | 1 | 1 | Работа с тестами, игра «Комментатор», « Заговори, чтобы я услышал тебя.» | ||||||
РАЗДЕЛ. 3. Морфемика. Словообразование (4ч). | ||||||||||
6. Судьба слова. | Лингвистические игры. «Происхождение слов». | |||||||||
7. «Говорящие» приставки и «весёлые» суффиксы. | Лингвистические игры « Собери слово», « К истокам слова». | |||||||||
8. «Прадедовские» приставки. | Морфемный разбор слов, определение их значений, наблюдения над историческими изменениями. | |||||||||
9. « Двое из ларца». | Использование шарад, метаграмм, реклама своих творческих работ с использованием средств массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет. | |||||||||
РАЗДЕЛ 4. Орфография (5ч). | ||||||||||
10-11. Необычные правила. | Работа с деформированными текстами , нахождение слов- исключений, а также слов на указанные орфограммы. Орфографические игры. | |||||||||
12. Путеводные звёзды орфографии. | Разучивание правил в стихотворной форме на правописание непроверяемых гласных и согласных в корне. Выполнение тестовых заданий. | |||||||||
13. Ъ и Ь – смягчение иль разделение? | Конкурс-игра «Что там стоит?..» | |||||||||
14. Хитрый звук «й» | Работа с текстом. | |||||||||
РАЗДЕЛ 5 Грамматика. Морфология и синтаксис (19ч). | ||||||||||
15. Проще простого или сложнее сложного. | Составление предложений с использованием инверсии. Работа с текстами на нахождение инверсии. | |||||||||
16. Согласуй меня и помни. | Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий. Работа над проектом. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала). | |||||||||
17. «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного», или всё о причастиях. | Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото. | |||||||||
18. Образование бывает разным… Действительные и страдательные причастия. | Решение лингвистических примеров и задач. | |||||||||
19-20. Внимание: причастный оборот. | Работа с деформированными текстами. | |||||||||
21-22. Н+Н=НН. | Лингвистические игры. | |||||||||
23. Дорисовывает движение…Одинаковы ли деепричастия? | Нахождение в текстах деепричастий, определение морфологических признаков. Задания на образование возможных форм деепричастий. | |||||||||
24-25. «Коварство» деепричастного оборота. | Работа с деформированными текстами. | |||||||||
26. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Происхождение производных предлогов. | Работа с текстом. | |||||||||
27. Употреби меня со словом. | Работа с географическим атласом. | |||||||||
28. Тоже, также иль зато? | Дидактические игры с союзами. Лингвистическая игра «Найди соответствие». | |||||||||
29. Соединю простое в сложное. | Построение текстов | |||||||||
30. Уточню, укажу, на вопрос отвечу. | Игры на внимание. | |||||||||
31. Не могу не знать = я знаю! | Конкурс на восстановление деформированного текста. | |||||||||
32. Эти эмоциональные междометия. | Комплексный анализ текстов. Нахождение предложений с междометиями. Определение их роли. Чтение стихотворений с междометиями. | |||||||||
33. Волшебные слова. Этикетные слова . | Создаём ребусы. | |||||||||
34. Итоговое занятие. Защита проекта. Как грамматика « …ум в порядок приводит». | Подведение итогов знаний и навыков, полученных за год занятий . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Занимательная грамматика"
Актуальность работы в школе кружка "Занимательная грамматика" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени...
Факультативный курс "Занимательная грамматика"
Предлагаемый курс поможет учащимся расширить свои знания по истории русского языка, повысить уровень грамотности, культуры речи, расширить общий и лингвистический кругозор....
Путешествие в страну "Занимательной грамматики"
обобщение по изученным ранее буквам, умение делать звукобуквенный анализ слов....
Занимательная грамматика (изучение настоящего простого времени)
разнообразные задания на закрепление настоящего простого времени...
Тема внеклассного мероприятия: Час занимательной грамматики
На нашем занятии мы проверим своё языковое здоровье. В этом нам поможет «Лингвопункт», в котором работают прекрасные специалисты: врач-окулист, лор-врач, логопед, психолог. Их задач...
Программа кружка "Занимательная грамматика" (6 класс)-34ч.
Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные ...
Внеклассное мероприятие "Занимательная грамматика"
https://docs.google.com/document/edit?id=1Fz0H_hsPIwRonvrwwPhL61gYlWQmA3r8W6neyzRbXEU&hl=ru&pli=1...