Классный час по теме "100 лет Комсомолу" в 7 классе
классный час (7 класс)

Ильенко Екатерина Владимировна

классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_komsomol_1_sentyabrya.docx228.7 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  изучение истории и общественной деятельности детских общественных организаций;

Задачи: 

  1. Изучение истории Отечества;
  2. Воспитание гражданственности и патриотизма у детей, любви к своей Родине, родному краю;
  3. Воспитание готовности участвовать в общественно-политической жизни  школы, города, государства;
    Классный руководитель:

Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в прошлое.

Теперь только в старых семейных альбомах можно отыскать фотографии, где юные дедушки и бабушки в кругу своих сверстников в пионерских галстуках стоят на торжественной линейке, отдают салют под звуки горна и барабана. А на команду старшего пионервожатого: «Будь готов!» – дружно отвечают: «Всегда готов!»

Это уже история. Но даже сегодня школьники все-таки расспрашивают своих бабушек и дедушек о самых интересных событиях в их пионерской жизни.

Давно, когда были маленькие ваши бабушки и прабабушки, для нашей страны и нашего народа было очень тяжелое время. Только закончилась гражданская война, везде была разруха и голод. Людям нечего было одеть и обуть, не говоря о том, что им нечего было и кушать.

Но наш народ не пал духом. Люди стали объединяться в группы. Эти группы назывались колхозы. Все вместе люди поднимали сельское хозяйство. Строили деревни, осваивали

целину. Где раньше никто не жил и не обрабатывал землю, стали появляться сначала палаточные городки, а потом и целые деревни. На месте разрушенных домов появились заводы и фабрики. Люди работали не жалея сил.

В стороне не остались и дети. Чем могли они помогали взрослым: приглядывали за младшими сестрами и братьями, учили их домашним делам, иногда даже обучали грамоте. Младшие слушали старших и ни в чем им не перечили. Дети выполняли посильную работу, помогая взрослым на фабриках и заводах. Они были внимательными, послушными, заботливыми, трудолюбивыми и всегда приходили на помощь одними из первых.

Они собирались в небольшие отряды. Со временем их стали называть пионерами, а «пионер», значит первый во всем. Так начали создаваться первые пионерские

организации.

Что же такое организация? (ответы ребят).

Организация – это добровольное объединение людей. Они объединены общими целями. У организации есть правила, которые все ее члены должны обязательно соблюдать.

19 мая 1922 года – День рождения пионерской организации.

Сегодня, ребята, вы познакомитесь с новыми для вас словами – это пионер, октябрёнок! Это важные слова в истории нашего государства.

На протяжении многих лет правительство нашего государства стремилось построить такое государство, чтобы всем людям жилось хорошо, чтобы не было бедных и богатых, чтобы никто не угнетал друг друга, а было всё всем поровну.

В то время вождём нашего государства был В.И. Ленин. Он не один стремился построить государство для народа, в этом ему помогали взрослые, которые хотели видеть всех счастливыми и здоровыми и дети – пионеры и октябрята.

Пионеры – это юные ленинцы.

Октябрята – внучата Ильича.

Все они выполняли заветы Ленина, боролись за дело Ленина, за светлое будущее нашей страны

Кто же они такие октябрята? Раньше, не в столь далёкие времена каждого первоклассника в октябре месяце принимали в октябрята. Такое название произошло в честь Великой Октябрьской Социалистической революции. Не зря сами октябрята говорят про себя: «Так назвали нас не зря, в честь победы Октября!» На торжественной линейке, в присутствии гостей и родителей вожатые октябрят– пионеры прикалывали первоклассникам октябрятские значки. С тех пор каждый октябрёнок должен был носить на груди пятиконечную звёздочку, на которой изображён самый дорогой для нас человек В.И. Ленин.

Увы, давно прошло то время,

И в памяти всплывает, словно сон,

Счастливейших воспоминаний бремя

Мелькает, как за поездом вагон.

Итак, начнём рассказ сначала,

О том, как много лет назад,

Счастливой первоклашкой стала,

Искала место в ряде парт.

С огромным ранцем за плечами

Ходила в школу каждый день.

Пятёрки часто получала –

Учиться было мне не лень.

Была традиция такая –

В Великий праздник Октября,

Нам звёздочки торжественно вручали –

Так Октябрёнком стала я.

Октябрятские группы делились на звёздочки. Каждая звёздочка выбирала своего командира, который следил за порядком в звездочке, за выполнением каждого члена звёздочки своего поручения.

Каждый октябрёнок подчинялся единым правилам октябрят. Этих правил тоже было пять:

Ученики:

Мы активные ребята,

Потому что октябрята.

Октябрёнок не забудь –

В пионеры держишь путь!

Мы отважные ребята,

Потому что октябрята.

Как страны родной герои,

Жизнь свою хотим построить.

Мы прилежные ребята,

Потому что октябрята.

Только тех, кто любит труд,

Октябрятами зовут!

Мы правдивые ребята,

Потому что октябрята.

Никогда, нигде, ни в чём

Мы друзей не подведём!

Мы весёлые ребята,

Потому что октябрята.

Наши песни, танцы, смех

Делим поровну на всех!

В каждой октябрятской группе был свой красный флажок. Этот флажок – частица красного знамени. Под Красным Знаменем ваши деды и прадеды шли на борьбу против нищеты и бесправия и завоевывали лучшую долю. Вот частица, какого замечательного знамени и есть октябрятский флажок. В октябрятской звёздочке ребята были дружными, помогали друг другу в учёбе и в беде.

Октябрята были честными, трудолюбивыми, смелыми,дружными. Иначе говоря, хорошими людьми. Это, правда, не простое дело. Ежегодно 16—22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят. Для октябрят издавались всесоюзные журналы «Весёлые картинки» и «Мурзилка».

Но октябрята брали пример со своих старших товарищей и своих вожатых – пионеров.

- Кто такие пионеры? Слово «пионер» - значит первый. Тот, кто идёт впереди и за кем идут другие. Пионерами были названы люди, которые заселяли новые, только что открытые земли. Пионерами называют многих знаменитых

работников науки. Ю.А.Гагарин – пионер космоса, потому что он первый покорил просторы космоса. Каждый, кто первый вступает в неизвестное, - пионер!

Почему же ребят – школьников назвали пионерами? (ответы детей)

Ребята – это люди будущего. Сегодня они учатся в школе, а через несколько лет станут взрослыми, и вся наша страна будет строиться их руками. Они первые вступают в будущее, поэтому они - пионеры! Стать пионером – это почётное звание. В пионеры принимали только самых честных, трудолюбивых, послушных детей, тех, кто учился на четыре и пять в возрасте от 9 до 14 лет.

Каждый школьник, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации, произносил Торжественное обещание:

Я, _______, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал Великий Ленин, как учит коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза!

После этого старший вожатый повязывал на шею красный галстук и произносил слова: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» - пионер отвечал: «Всегда готов!».

У пионеров тоже были свои законы, которым они обязаны были подчиняться.

• Пионер предан Родине.

• Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.

• Пионер – чти память павших борцов, и готовиться стать защитником Родины.

• Пионер настойчив в учении, труде и спорте.

• Пионер честный и верный товарищ.

У пионерской организации были свои символы:

знамя, галстук, пионерский значок, салют, горн, барабан. Что же они обозначают?

Знамя – красного цвета. Оно говорит о боях и сражения, о погибших людях.

Красный галстук – это частица красного пионерского знамени. Три конца пионерского галстука означают единство трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. Их объединяют общие интересы, как три конца

галстука объединены узлом на груди пионера. Пионер дорожит этим символом.

Пионерский значок – носят пионеры вместе с галстуком, на нем В.И. Ленин и призыв: «Будь готов!»

Пионерский салют – это приветствие юных ленинцев. Когда пионеры отдают салют, они поднимают над головой крепкую ладонь со сжатыми пальцами – в знак дружбы с трудящимися пяти частей света.

Горн и барабан – горн созывает пионеров. Он собирает их на сбор, линейку, приветствует вынос знамени. Сигнал горна слышит и понимает каждый пионер.

Горнист отряда – это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать различные сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. На пионерской линейке место горниста было на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда – за флаговым.

Где горн там и барабан. Барабанщик выбивает дробь, чётко отбивает ритм. Барабан сопровождал строй пионеров во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда должен был уметь выполнять строевые приемы, исполнять «Марш», «Дробь».

Быть пионером очень почётно! Но случались случаи, когда за поведение или плохую учебу исключали из рядов пионеров. Каждый пионер стремился стать комсомольцем.

Не отступать, открывать, строить, бороться – таков пионерский характер.

У пионеров Советского Союза был и свой Гимн, им считалась одна из первых пионерских песен «Марш юных пионеров» написанная в 1922 году двумя комсомольцами — пианистом Сергеем Кайдан-Дешкиным и поэтом Александром Жаровым

Все члены организации юных пионеров носили единую форму.

В обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой — красным галстуком и пионерским значком. В торжественных случаях надевалась парадная форма, которая включала в себя:

• красные пилотки, пионерские галстуки и значки;

• у мальчиков — белые рубашки с позолоченными пуговицами и нарукавными эмблемами, подпоясанные светло-коричневым ремнем с позолоченной пряжкой, синие брюки и тёмные туфли;

• у девочек — белые блузки, синие юбки, белые гольфы и белые туфли;

• у знамённых групп парадная форма дополнялась красной лентой через плечо и белыми перчатками.

Быть пионером было очень почетно и ответственно. Это были честные, смелые, активные, целеустремленные, добрые, ответственные ребята. Старайтесь и вы, ребята, быть такими же, как они. Что бы ни вам, ни вашим родителям не было стыдно за ваши поступки. Стремитесь быть лучшими, тогда и жизнь наша будет самой лучшей, самой прекрасной.

Я был когда-то пионером,

И в то, что будет коммунизм

По-детски искренне я верил,

Поскольку был душою чист.

Я по утрам свой алый галстук

Горячим гладил утюгом,

В кино переживал за Красных

И собирал металлолом,

Маршировал под барабаны,

Любил, когда играет горн,

Цветы дарил я ветеранам

И обожал ночной костёр.

Я помню, как до “синей ночи"

Мы пели песни у костра

О том, что “дети мы рабочих”,

Что ждёт нас светлая пора.

И мы “всегда готовы” были

Хоть в космос, хоть на целину,

В забой, чтоб “сказку сделать былью”,

А если надо – на войну…

Забыт давно и галстук алый

И пионерский тот салют,

Теперь другие идеалы

И песни новые поют.

Давно уж старый горн в утиле,

А цель былую – коммунизм,

Для многих нынче заменили

Нажива, алчность и цинизм.

С весёлой грустью вспоминаю

Времён далёких дребедень,

А девятнадцатое мая

Теперь простой весенний день!

Я не случайно выбрала именно это стихотворение, чтобы подвести итог нашему путешествию. Дело в том, что я тоже застала те времена.

С наступлением Великой Отечественной войны, пионеры стремились во всем помогать взрослым в борьбе с врагом, как в тылу, так и на фронте, в партизанских отрядах и в подполье. Пионеры становились разведчиками, партизанами, юнгами на военных кораблях, помогали укрывать раненых. За боевые заслуги десятки тысяч пионеров награждены орденами и медалями, четверо посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. Стихотворение О. Высотской «Красный галстук».

Красным галстуком гордиться

Мы привыкли с малых лет.

Это — знамени частица,

Это — звезд кремлевских свет.

Впоследствии погибшие пионеры были внесены в официальный список пионеров-героев.

Деятельность пионеров была разнообразной. Они организовали тимуровское движение (помогали ветеранам войны и пенсионерам), участвовали в сборе макулатуры и металлолома – «Миллион Родине», проводили смотры строя и песни.

Классный руководитель:

В стране велась большая стройка,

И слышалось то тут, то там:

«Собирайтесь, комсомольцы!

Будем дружно строить БАМ!»

Хотелось вырасти скорее,

Хотелось подвиг совершить,

Хотелось быть не пионером,

Хотелось в Комсомол вступить.

Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи -

известный как комсомол — общественная молодёжная организация. ВЛКСМ работал под руководством Коммунистической партии Советского Союза. Днём рождения комсомола считается 29 октября 1918 года. В 1924 году было присвоено имя В. И. Ленина, а в марте 1926 года комсомол был переименован во Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи - ВЛКСМ.

22 октября 1944 г. ЦК ВЛКСМ принял «Положение о нагрудном значке ВЛКСМ» - он является единым значком Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи.

Это красный флаг с древком, на фоне которого рельефный профиль Ленина золотого цвета и аббревиатура ВЛКСМ. Его носили фронтовики рядом с боевыми орденами и медалями. Комсомольские значки были нарисованы на крыльях советских самолетов, на танках, на торпедных катерах, громивших ненавистного врага.

В члены ВЛКСМ принималась передовая советская молодежь в возрасте от 14 до 28 лет.
Комсомол был надеждой и гордостью советского народа. В его рядах выросли миллионы молодых патриотов, активных строителей общества. В трудную минуту комсомол доказывал свою любовь к народу, своей Родине.

От одного поколения к другому передавались его славные традиции – горячо откликаться на зов Родине, быть там, где трудно. В любом деле проявлять свою инициативу и почин, во всем быть верным, надежным помощником. В свои славные юбилеи комсомол рапортовал любимой отчизне, что он на протяжении всей своей истории с честью несет знамя Родины, беззаветно помогая воспитывать советскую молодежь.

Вступал в жизнь поколения юношей и девушек, получали они алую книжечку с силуэтом В.И. Ленина, как когда то ее получали старшие братья. В чем то они похожи друг на друга; как похожа молодость, а в чем то несхожи, как всегда несхоже время минувшее и настоящее.

Комсомольский билет! Комсомольский билет!

Ты у сердца согрет молодого,

Там, где спрятан заветный девичий портрет,

Да от матери нежное слово.

Все мечты, все, что было, что будет и есть,

Нашей юности свет, нашей Родины честь,

Все слилось в комсомольском билете.

Пионерских костров золотая зола,

Необъятные наши просторы,

Наша школа, где крепкая дружба росла.

Комсомольские жаркие споры.

Вечеринки, собрания и ночи без сна.

И любовь, и работа большая…

Комсомольский билет – это наша страна,

Это молодость наша родная.

Комсомольцы всегда и везде впереди.

Не дают они клятвы впустую,

Как святыню они берегут на груди

Комсомольскую книжку простую.
В 1931 году комсомол за самоотверженный труд, успешное выполнение первого 5-летнего плана получил награду — орден Трудового Красного Знамени.
В 1941 году в СССР было более 10 млн комсомольцев. Около 1 млн членов ВЛКСМ перед войной стали «Ворошиловскими стрелками», более 5 млн сдали нормы ПВХО (противовоздушная и противохимическая оборона), по военной топографии и другим военным специальностям. Они и стали «Молодой гвардией» и «Юными мстителями». Три с половиной тысячи стали Героями Советского Союза, три с половиной миллиона были награждены орденами и медалями. 

Специальные подразделения из девушек-комсомолок насчитывали в своих рядах более 200 тысяч пулеметчиков, снайперов и специалистов других специальностей. За свои боевые заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками орденами и медалями были награждены 100 тысяч девушек, 58 из которых получили звание Героя Советского Союза.

Был ты парень горячий и бравый,

Не боялся не бомб, ни штыков,

Ты упал за лихой переправой

До победы за десять шагов.

Командир всем записку простую,

Сняв помятую каску прочел:

«Если в этом бою упаду я,

Запишите меня в комсомол!»

Навсегда останутся в сердцах людей имена молодых героев: Николая Гастело, Зои Космодемьянской, Александра Матрасова, Олега Кошевого, Лизы Чайкиной и многих других.

В 1945 году за выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны и за большую работу по воспитанию советской молодежи в духе беззаветной преданности социалистическому Отечеству комсомол был награжден орденом Ленина.

В октябре 1948 года за выдающиеся заслуги в деле коммунистического воспитания советской молодежи и активное участие в социалистическом строительстве комсомол был награжден вторым орденом Ленина.

В 1956 году за большие заслуги в социалистическом строительстве и самоотверженный труд по освоению целинных и залежных земель комсомол был награжден третьим орденом Ленина.
Комсомол являлся массовой организацией, которая имела колоссальное влияние во всех сферах жизни: промышленности и экономике, образовании и науке, культуре и искусстве, спорте, организации досуга. В каждом учреждении, предприятии и силовых ведомствах обязательно была первичная организация ВЛКСМ. К началу 1970-х гг. выходит 131 комсомольская газета разовым тиражом 16,6 млн экземпляров, в том числе одна всесоюзная — «Комсомольская правда». Комсомольские журналы, комсомольское издательство «Молодая гвардия», премия Ленинского Комсомола.

Роль комсомола — это восстановление разрушенной войной страны, освоение целины, строительство БАМа, Всесоюзные ударные комсомольские стройки.

В дальнейшем социальная база ВЛКСМ постепенно расширялась, и в 1960—1980-х годах в ВЛКСМ принимались практически все учащиеся общеобразовательных школ. Комсомол направлял и распределял на работу по «Комсомольским путёвкам», реализовывал жилищную программу Молодёжный жилой комплекс по бесплатному обеспечению молодёжи жильём. 

В поздние годы СССР членство ВЛКСМ фактически являлось необходимым атрибутом для успешной карьеры молодого гражданина в СССР. Комсомол стал не просто массовым, а практически всеобщим. 

hello_html_6f630a70.png

Массовость почти неизбежно вела к организационной размытости, к тому, что членство в ВЛКСМ перестало восприниматься как почёт и ответственность одновременно.
Комсомол был надеждой и гордостью советского народа. В его рядах выросли миллионы молодых патриотов, активных строителей общества. В трудную минуту комсомол доказывал свою любовь к народу, своей Родине.

От одного поколения к другому передавались его славные традиции – горячо откликаться на зов Родине, быть там, где трудно. В любом деле проявлять свою инициативу и почин, во всем быть верным, надежным помощником. В свои славные юбилеи комсомол рапортовал любимой отчизне, что он на протяжении всей своей истории с честью несет знамя Родины, беззаветно помогая воспитывать советскую молодежь.

27—28 сентября 1991 года прошёл XXII Чрезвычайный съезд ВЛКСМ, объявивший историческую роль ВЛКСМ исчерпанной и распустивший организацию.

Комсомолом гордится страна:

Много дел у него за плечами.

На груди у него ордена

Золотыми искрятся лучами.

Комсомол возводил города,

Зажигал огоньки Днепростроя.

Не искал комсомол никогда

Для себя тишины и покоя.

Он солдатом прошёл всю войну,

Прикрывая отчизну собою,

Он в степи распахал целину,

Рвался в небо, спускался в забои.

Комсомол – космонавт и поэт

И свою краснозвёздную славу

В вихре лет, героических лет,

От людей заслужил он по праву.

Нам, товарищ, в нелёгком пути

Эту звонкую славу устроив,

Дальше надо её пронести

И равненье держать на героев!

Комсомолом гордится страна,

И горят, как рассветы России,

Боевые его ордена

И его ордена трудовые!


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Первый раз в пятый класс" для 5-х классов

Данная разработка классного часа ориентирована на учеников 5 класса. Такой классный час нужно провести 1 сентября или в день посещения учениками кабинетов различных учебных дисциплин. Цель классного ч...

Классный час для учащихся 9-го класса «Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»

Цели:информировать  учащихся о процедуре допуска к государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов, формах проведения экзаменов, числе экзаменов по выбору и обязательных экзаменов,...

Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:

Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....

Методическая разработка группового-коррекционного занятия с использованием ЭОР для работы с педагогами по улучшению взаимодействия внутри класса. Классный час: «Какая погода в нашем классе?»

Данную методическую разработку можно использовать для работы с детьми и взрослыми на разных возрастных группах для решения конфликтных ситуаций и проведения совместного классного часа с участием психо...

«Обмен опытом классного руководителя 5 в класса Чаплыгиной Ж.В. о проведении классных часов, различных форм работы с классом»

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. ...

Методическая разработка классного часа День знаний в 5 классе «Первый раз в пятый класс. Пусть цифра 5 нам принесёт удачу!»

Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса». Цель данного мероприятия - знакомство с детьми и ад...

Материалы психолого-педагогического консилиума в 5 классах по итогам обобщения данных классно-обобщающего контроля в параллели 5 классов

Материалы психолого-педагогического консилиума в 5 классах по итогам обобщения данных классно-обобщающего контроля в параллели 5 классов...