"Линия жизни"
проект (9, 10, 11 класс)

Заиграева Наталья Михайловна

Проект по профессиональному самоопределению сташеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaigraeva_n._m._proekt_po_proforientatsii_0.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Заиграева Н.М. – учитель

МАОУ «СОШ №35» г. Улан-удэ

Проект по профессиональному самоопределению старшеклассников  «Линия жизни»

Цели проекта:

Формирование комплексного подхода к профессиональному самоопределению школьников посредством построения системы профориентационной работы в 10 -11 классе.

Цели развивающие:

  • содействие адекватной и сформированной мотивации выбора профессиональной деятельности;
  • развитие познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развитие навыков и культуры трудовой деятельности.

Цели воспитательные:

  • формирование навыков межличностного общения  в процессе коллективной деятельности;
  • воспитание уважительного отношения к людям труда, к результатам их труда. Формирование представлений о значимости труда человека;
  • воспитание трудолюбия;
  • воспитание нравственных качеств учащихся: доброты, взаимовыручки, внимательности,  справедливости и  т. д.

Задачи

1. Координация деятельности всех заинтересованных структур в вопросах профориентации.

2. Профпросвещение, профконсультирование и психологическая поддержка всех участников образовательного процесса.

3. Формирование у школьников способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемого профиля и выбираемой профессии.

Актуальность проблемы 

 Современный период характеризуется возрастающим вниманием со стороны государства к возрождению и развитию отечественной профориентации.

Об этом говорит Концепция образования и новые Федеральные государственные образовательные стандарты.В которых среди требований к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования есть и предполагаемый портрет выпускника школы, где одной из его черт является готовность к «осознанному выбору профессии», понимание «значения профессиональной деятельности для человека и общества, её нравственных основ». Тем не менее, официальные документы не предусматривают решение жизненно значимой для каждого выпускника проблемы выбора профиля обучения, который связан с будущей профессиональной карьерой. Да и переход к профильному образованию, как показывает практика, пока не дает положительных результатов в решении данной проблемы.

 Привлекаемые специалисты:

  • Школьный психолог
  • Классный руководитель
  • Кабинет профориентации
  • Школьная администрация
  •  Учителя – предметники
  •  Учащиеся
  •  Родители
  •  Социальный педагог
  • Психолог
  • Центр занятости

Классный руководитель:

  • реализует комплексную профессиональную ориентацию в классе;
  • организует и координирует работу всех учителей-предметников по изучению, формированию и воспитанию личности школьника;
  • изучает различными методиками личностные особенности, профессиональные интересы, способности и намерения каждого ученика
  • полученную информацию вместе со школьным психологом систематизирует, анализирует и заносит в карту личностных интересов и в картотеку;
  • вовлекает учеников, согласно их интересам и способностям, в различные внеклассные и внешкольные мероприятия;
  • уточняет семейные условия каждого ученика и выясняет мнение родителей о выборе профессии их ребенком;
  • формирует у школьников представления о своих возможностях и особенностях;
  • организует беседы о сознательном выборе профессии.

Каждый учитель-предметник:

  • осуществляет профессиональную ориентацию;
  • развивает и формирует психические, психологические и моральные качества, убеждения и мировоззрение учащихся;
  • изучает школьников и консультирует их по вопросам профориентации,
  • выявляет интересы учащихся к определенным учебным предметам,
  • дает рекомендации с целью развития этих интересов;
  • при изучении определенной учебной темы учитель характеризует соответствующую отрасль экономики или культуры и связанные с ними профессии,
  • рассказывает о работе известных специалистов, их успехах и достижениях;
  • привлекает к занятиям в предметных, художественных и технических кружках и факультативах учеников для развития их интересов и склонностей;
  • проводит индивидуальные беседы, в которых выясняет проблемы, волнующие учеников, помогает советами; помогает учащимся выбирать профессию или учебное заведение для продолжения образования.

Школьный психолог:

  • Профориентационная работа: групповые и индивидуальные справочно-информационные, профориентационные, психологические консультации, диагностика по профориентации.
  • Тренинги, профориентационные классные часы, интегрированные уроки.
  • Родительские собрания.
  • Психологическая поддержка.

 Социальный педагог:

  • Классные часы по профориентации.
  • Родительские собрания.
  • Работа по занятости учащихся в летний период.

.

Библиотека:

  • Профориентационные выставки (оформление стендов, тематическая подборка книг и т. д.).
  • Беседы.
  • Классные часы по профориентации.

Направления деятельности в рамках реализации программы:

  1. Тестирование, диагностика.

Цель - Определение интересов, склонностей, способностей, сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.

  1. Профессиональное просвещение.

Цель - ознакомление школьников с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями общества в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, региональным рынком образовательных услуг, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалифицированного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности, предоставление учащимся информации о профессиональных учебных заведениях.

  1. Профессиональное консультирование.

Основная задача заключается в выявлении внутренних ресурсов личности и раскрытии путей осознания себя в процессе профессионального самоопределения. Виды профконсультации: групповая и индивидуальная. Групповая может проводиться в различных формах: тестирование, тренинг, лекция. Индивидуальная обычно проводится в форме тестирования, которое можно разбить на следующие этапы: беседа, выбор теста, процесс тестирования, результат тестирования, обсуждение результатов и вопросы.

  1. Тренинги личностного роста, уверенности в себе, коммуникативной

компетентности, креативности.

  1. Профессиональная адаптация. Ролевые, имитационные, профориентационные игры.
  2.  Психологическая поддержка - система социально-психологическихспособов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.

. Форма продуктов проектной деятельности:

  • стендовые доклады
  • рефераты
  • игры, тренинги, диспуты, круглые столы
  • выпуск стенгазет
  • тематические экскурсии на производства
  • посещение средних и высших профессиональных учебных заведений в День открытых дверей
  • подготовка и проведение тематических классных часов
  • публичная конференция

Заключение

Перед каждым человеком в определенный момент встает важный вопрос о будущем: «Кем быть?». Для кого-то эта проблема становится тяжелой и мучительной, для кого-то ее решение  не представляет особого труда. Но, так или иначе, любой подросток к окончанию школы должен иметь относительно четкие представления о своей дальнейшей трудовой жизни. Стремительно меняющиеся экономические условия в нашей стране существенно усложняют детям перспективное планирование своей будущей профессии и карьеры. Поэтому профориентацию в школе можно считать одним из приоритетных направлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

За окном чья–то линия жизни ...

       *       *        * За окном чья–то линия жизниПроходит длиною в вечность,Утончённая нитью...

Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.

Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к  Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....

Сценарий проведения акции "Оставайся на линии жизни"

Пропаганда здорового образа жизни и формирование правильных духовных ценностей является одной из важных задач любого государства для поддержания здоровья нации. Причем инициатива должна происход...

Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»

Рабочая программа по биологии  5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...

Рабочая программа по биологии для 8 класса линия "Линия жизни" по учебнику В. Пасечника

Рабочая программа по биологии для 8 класса по учебнику В. Пасечника ФГОС. Материал  расчитан на изучение в объёме 68 часо (2ч в неделю). В данной рабочей программе учтены современные направления ...

Рабочая программа на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" 5—9 классы.» - М.: Просвещение , 2011.),

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Л...