Развитие ученического самоуправления. Из опыта работы
статья
Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.3.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие ученического самоуправления
Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Являясь классным руководителем с 6 класса, в течение нескольких лет в классе организуется ученическое самоуправление, являющееся первым уровнем школьного самоуправления, которое предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами класса.
Основные цели, реализуемые органами самоуправления в различных видах деятельности:
в учебной – это организация взаимопомощи в учёбе (проверка дневников, учебников, шефство над слабыми учащимися), организация коллективной познавательной деятельности учащихся (проведение викторин, конкурсов и т.д.);
в общественно-трудовой – реализация задач самообслуживания, благоустройство территории (дежурство в классе и школе, генеральная уборка кабинета, уборка территории);
в досуговой – содержание досуга, подготовка и проведение физкультурно-массовых, культурно-массовых и других досуговых мероприятий (проведение праздничных вечеров, выпуск стенгазет, различных акций и т.д.).
Деятельность в школе предполагает не только учебный процесс, но участие в различных мероприятиях школы. Для этого существует распределение обязанностей между учащимися класса, чтобы выполнение определенных функций не ложились на плечи 2-3 учеников. Каждый учащийся обладает разными способностями, поэтому назначать обязанности лучше конечно в соответствии с интересами и способностями.
В начале четверти организуется классное собрание, на котором классный руководитель озвучивает план школьных мероприятий на четверть. В соответствии с планом мероприятий намечаются кандидаты по направлениям и проводится голосование:
- Учебная часть
- Редколлегия
- Хозяйственная деятельность
- Спортивная деятельность
- Культмассовая деятельность
- Общественная деятельность
Таким образом, в ходе голосования вовлечены все учащиеся класса. Каждая секция избирает своего председателя, заместителя и членов секции. В течение четверти обязанности могут меняться, и председателем может стать каждый член секции.
Ученическое самоуправление должно обязательно взаимодействовать с классным руководителем, особенно, когда идет процесс его формирования. Очень часто в ученическом коллективе происходят конфликтные ситуации, поэтому задача классного руководителя-наставника искать пути решения этих конфликтов, помочь совместно решить проблемы, устранить негативные моменты в конфликте.
В процессе работы использовались различные методы работы в коллективе: дискуссия, создание ситуаций, воспитывающих разные качества личности, убеждение, стимулирование, коррекционные упражнения и т.д.
Таким образом, через систему самоуправления решаются многие задачи в коллективе:
- его сплоченность (особенно эффективно если класс сборный);
- формирование навыков межличностных отношений;
- формирование умения вести переговоры, искать пути выхода из конфликтных ситуаций;
- идет процесс развития личности (ученик может раскрыться с очень неожиданной стороны);
- воспитывается уважение друг к другу, умение слушать и слышать;
- идет подготовка к взрослой жизни, так как многие ситуации способствуют накоплению жизненного опыта.
В процессе обучения все сферы деятельности в классе работали. Что-то удавалось лучше, что-то надо дорабатывать. При правильной организации учащихся органы самоуправления будут развиваться, и в старших классах каждый будет знать свои обязанности и без лишних напоминаний будет их выполнять.
Мероприятия, которые организовывались и проводились силами органов самоуправления в школе:
- Помощь в организации «Дня здоровья», «Веселые старты» (начальная школа)
- Классные часы в начальной школе и 5-6 классах по темам «Спорт – это здоровье», «Вредные привычки», «Соблюдай ПДД», «Как вести себя при пожаре», «Мой родной город – моя Малая родина»
- Участие в конкурсах рисунков
- Мисс «Осень»
- Помощь в организации концертов, посвященных «Дню матери», «Дню учителя», «8 марта»
В конце каждого класса проводилась самая распространенная методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведения.
Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - совершенно согласен;
3 - согласен;
2 - трудно сказать;
1 - не согласен;
0 - совершенно не согласен.
Таблица
Результаты по классам в период с 2014 по 2018 год
Класс | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
6 класс (30 человек) | 7 | 19 | 4 |
7 класс (28 человек) | 5 | 17 | 6 |
8 класс (27 человек) | 5 | 15 | 7 |
9 класс (27 человек) | 4 | 16 | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская разработка На тему: «Развитие ученического самоуправления в образовательном учреждении».
самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). В результате чего при...
Программа развития ученического самоуправления "Школярия"
Программа развития ученического самоуправления "Школярия"Цель программы: создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каж...
Из опыта работы по развитию ученического самоуправления
ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРИ, ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯУПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНСКОГО И ОКТЯБРЬСКОГО ОКРУГОВ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ...
Развитие ученическое самоуправление через комплексно - целевую программу Сотвори себя сам
Творческий отчет на тему "Развитие ученическое самоуправление через комплексно - целевую программу Сотвори себя сам"...
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»
Педагогическое взаимодействие определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других обществен...
МО классных руководителей. Статья тема «Создание и развитие ученического самоуправления»
«Из разговоров в учительской:Мария Ивановна: «Петр Сергеевич, а у вас в классе есть самоуправление?»Петр Сергеевич: «Конечно, есть! Все, что моим ребятам скажу сделать, все сделают самостоятельн...