Развитие ученического самоуправления. Из опыта работы
статья

Грекова Наталия Викторовна

Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.3.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ученического самоуправления

Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Являясь классным руководителем с 6 класса, в  течение нескольких лет в классе организуется ученическое самоуправление, являющееся первым уровнем школьного самоуправления, которое предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами класса.

Основные цели, реализуемые органами самоуправления в различных видах деятельности:

в учебной – это организация взаимопомощи в учёбе (проверка дневников, учебников, шефство над слабыми учащимися), организация коллективной познавательной деятельности учащихся (проведение викторин, конкурсов и т.д.);

в общественно-трудовой – реализация задач самообслуживания, благоустройство территории (дежурство в классе и школе, генеральная уборка кабинета, уборка территории);

в досуговой – содержание досуга, подготовка и проведение физкультурно-массовых, культурно-массовых и других досуговых мероприятий (проведение праздничных вечеров, выпуск стенгазет, различных акций и т.д.).

Деятельность в школе предполагает не только учебный процесс, но участие в различных мероприятиях школы. Для этого существует распределение обязанностей между учащимися класса, чтобы выполнение определенных функций не ложились на плечи 2-3 учеников. Каждый учащийся обладает разными способностями, поэтому назначать обязанности лучше конечно в соответствии с интересами и способностями.

В начале четверти организуется классное собрание, на котором классный руководитель озвучивает план школьных мероприятий на четверть. В соответствии с планом мероприятий намечаются кандидаты по направлениям и проводится голосование:

  1. Учебная часть
  2. Редколлегия
  3. Хозяйственная деятельность
  4. Спортивная деятельность
  5. Культмассовая деятельность
  6. Общественная деятельность

Таким образом, в ходе голосования вовлечены все учащиеся класса. Каждая секция избирает своего председателя, заместителя и членов секции. В течение четверти обязанности могут меняться, и председателем может стать каждый член секции.

Ученическое самоуправление должно обязательно взаимодействовать с классным руководителем, особенно, когда идет процесс его формирования. Очень часто в ученическом коллективе происходят конфликтные ситуации, поэтому задача классного руководителя-наставника искать пути решения этих конфликтов, помочь совместно решить проблемы, устранить негативные моменты в конфликте.

В процессе работы использовались различные методы работы в коллективе: дискуссия, создание ситуаций, воспитывающих разные качества личности, убеждение,  стимулирование, коррекционные упражнения и т.д.

Таким образом, через систему самоуправления решаются многие задачи в коллективе:

- его сплоченность (особенно эффективно если класс сборный);

- формирование навыков межличностных отношений;

- формирование умения вести переговоры, искать пути выхода из конфликтных ситуаций;

- идет процесс развития личности (ученик может раскрыться с очень неожиданной стороны);

- воспитывается уважение друг к другу, умение слушать и слышать;

- идет подготовка к взрослой жизни, так как многие ситуации способствуют накоплению жизненного опыта.

В процессе обучения все сферы деятельности в классе работали. Что-то удавалось лучше, что-то надо дорабатывать. При правильной организации учащихся органы самоуправления будут развиваться, и в старших классах каждый будет знать свои обязанности и без лишних напоминаний будет их выполнять.

Мероприятия, которые организовывались и проводились силами органов самоуправления в школе:

  1. Помощь в организации «Дня здоровья», «Веселые старты» (начальная школа)
  2. Классные часы в начальной школе и 5-6 классах по темам «Спорт – это здоровье», «Вредные привычки», «Соблюдай ПДД», «Как вести себя при пожаре», «Мой родной город – моя Малая родина»
  3. Участие в конкурсах рисунков
  4. Мисс «Осень»
  5. Помощь в организации концертов, посвященных «Дню матери», «Дню учителя», «8 марта»

В конце каждого класса проводилась самая распространенная методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения.

Учащимся предлагается прочитать (прослушать)   утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

Таблица

1. Я иду утром в школу с радостью.

4   3    2   1   0

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

4   3    2   1   0

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4   3    2   1   0

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

4   3    2   1   0

5. У меня есть любимый учитель.

4   3    2   1   0

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

4   3    2   1   0

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

4   3    2   1   0

8. У меня есть любимые школьные предметы.

4   3    2   1   0

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

4   3    2   1   0

  10. На летних каникулах я скучаю по школе.

4   3    2   1   0

Результаты по классам в период с 2014 по 2018 год

Класс

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

6 класс (30 человек)

7

19

4

7 класс (28 человек)

5

17

6

8 класс (27 человек)

5

15

7

9 класс (27 человек)

4

16

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская разработка На тему: «Развитие ученического самоуправления в образовательном учреждении».

самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). В результате чего при...

Программа развития ученического самоуправления "Школярия"

Программа развития ученического самоуправления "Школярия"Цель программы: создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каж...

Из опыта работы по развитию ученического самоуправления

ИНСТИТУТ  ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРИ, ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА  И СЕВЕРА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯУПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНСКОГО И ОКТЯБРЬСКОГО ОКРУГОВ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ...

Развитие ученическое самоуправление через комплексно - целевую программу Сотвори себя сам

Творческий отчет на тему "Развитие ученическое самоуправление через комплексно - целевую программу Сотвори себя сам"...

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Педагогическое взаимодействие определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других обществен...

МО классных руководителей. Статья тема «Создание и развитие ученического самоуправления»

«Из разговоров в учительской:Мария Ивановна: «Петр Сергеевич, а у вас в классе есть самоуправление?»Петр Сергеевич: «Конечно, есть! Все, что моим ребятам скажу сделать, все сделают самостоятельн...