"Хокук һәм закон" класс сәгате
план-конспект занятия (5 класс)
5-6 нчы сыйныфларда үткәрү өчен класс сәгате эшкәртмәсе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 5-х классах
«Правила и закон, как они влияют на нашу жизнь»
Цель: Воспитание законопослушных учащихся.
Задачи:
- Разъяснить учащимся понятия «Правила» и «Закон».
- Научить пользоваться детей своими правами во взрослом мире.
- Воспитывать ответственность учащихся за совершение противоправных действий.
Ход классного часа.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПРИВЕТСТВИЕ.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ КЛАССНОГО ЧАСА. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
- Ребята, посмотрите на тему нашего классного часа, как её можно закончить. ( Педагог обращает внимание детей на доску, на которой записана часть темы классного часа « ПРАВИЛА И ЗАКОН, ……..» Вторая часть темы пока скрыта)
« ПРАВИЛА И ЗАКОН ….. »
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить ?
( Дети высказывают предположения )
-Ребята, давайте теперь вместе прочитаем тему нашего классного часа.
( Педагог открывает вторую часть темы, и дети вслух прочитывают тему классного часа).
- А теперь давайте вместе попробуем определить цели и задачи нашей сегодняшней встречи, используя слова-глаголы:
Узнать ………
Поразмышлять…….
Вспомнить……
Научиться ……..
(Дети высказываются. Педагог обобщает высказывания детей, говоря о целях и задачах классного часа)
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- Ребята, начнем сегодняшний разговор с того, что разберем несколько ситуаций. Эти ситуации порой рядом с нами, и мы должны знать, как поступить в той или иной. Учитывая, что мы с вами уже разговаривали на тему об ответственности учащихся за противоправные действия, вы должны отвечать бойко, рассуждать, думать и активно участвовать. На некоторых из них остановимся более подробно. Начинаем.
Ситуация № 1:
Несовершеннолетние Ваня и Сережа идут по школе громко смеются, разговаривают и выражаются нецензурной бранью. На замечания взрослых не реагируют. Как с ними поступят?
(Ответы учащихся: привлекутся к наказанию: вызовут на беседу; вызовут родителей; вызовут инспектора полиции по делам несовершеннолетних).
Ситуация № 2.
Шли после школы домой, играли, затем игра перешла в драку. Стали обзываться, один ударил другого. Что будем делать в этом случае?
(Ответы учащихся: родители могут пойти в больницу и в полицию; постановка на учет в «группу риска»;).
Ситуация № 3.
Ученик решил пропустить уроки без уважительной причины, т.е. прогуливает школу. Можно ли прогуливать занятия?
(Ответы учащихся: классный руководитель вызывает и спрашивает причину пропусков занятий, а затем приглашает для беседы родителей. Нельзя прогуливать занятия в школе. Знание – это сила).
Социальный педагог:
- Ребята, на этом задании остановимся и поговорим ещё раз о том, что ожидает ученика при пропусках занятий без уважительной причины более 20-30% рабочего времени. На основании докладных от учителей, ученик с родителями приглашается на заседание Совета профилактики школы и за нарушение Устава школы будет поставлен на учет в «группу риска». Далее формируется пакет документов: приказ директора школы о постановке на учет в «группу риска», разрабатывается индивидуальный план по коррекции, подписывается соглашение с родителями, характеристики и т.п. В последующем осуществляется контроль за успеваемостью, посещаемостью, дополнительной и каникулярной занятостью несовершеннолетнего, посещается семья по месту жительства и т.п. При том, что когда мальчиков (а порой и девочек) будут призывать на службу в армию, при поступлении в другое учебное заведение для продолжения получения образования мы будет вынуждены отразить в характеристике (возможно, что вы уже будете взрослыми) то, что ребенок состоял в «группе риска». Все действия происходят строго на основании нормативно-правовой документации.
Ситуация № 4.
-Часто во время конфликта одноклассник может порвать учебник другого ребенка. Как поступим?
(Ответ учеников: надо купить новый или заплатить за учебник. Обязательно извинится перед одноклассником).
Ситуация № 5.
Подросток появился в общественном месте в нетрезвом состоянии. Позор, но надо принимать меры. Какие?
(Ответ учеников: обязательно накажут: вызовут в полицию и накажут родителей, поставят на учет в подразделение по делам несовершеннолетних).
Социальный педагог:
А если подростку нет 18 лет, то кто несет за него ответственность?
(Ответ учащихся: родители.)
Социальный педагог:
Вот так и подошли мы с вами к нашей теме. Давайте ещё раз прочитаем тему нашего классного часа.
(Дети читают вслух тему «Правила и закон, как они влияют на нашу жизнь»).
Такая тема выбрана не случайно. Ежегодно подростками совершается 145 тысяч преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Годы | 2013 | 2014 | 2015 за 9 месяцев |
Преступления/ участники | 4/5 - кражи | 3/2 – кражи | 1/1 - кража |
Правонарушения/участники | 1/1 не своевременное получение паспорта | 1/1 не своевременное получение паспорта | 1/1 – УСН Появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения |
ООД/ участники | 3/3 - побои | 13/10 - побои | 2/2 – побои, кража |
Из таблицы видно, что ситуация не очень приглядная. И над этим нам надо задуматься. Пришло время сегодня об этом поговорим.
К сожалению, не каждый подросток осознает, что совершая противоправные действия, его ждет наказание и тяжелые, трудно исправимые последствия.
Вопрос: Как поступить, если вы оказались на улице города после 22 часов? Какое наказание может вас ожидать?
(Дети высказывают своё мнение)
Социальный педагог:
В РБ существует закон «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» от 31.10.2011 г. № 844-ПК, где четко прописано:
- что ночным временем признается время с 23 часов до 6 часов местного времени в период с 1 мая по 30 сентября включительно и с 22 часов до 6 часов местного времени в период с 1 октября по 30 апреля включительно.
Вопрос: Подумайте и расскажите, почему законом запрещено именно это время?
(Дети высказывают своё мнение)
Социальный педагог:
Правильно, в это время чаще всего совершаются преступления, противоправные действия, и дети, которые оказались рядом, могут пострадать. В целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию не допускается в ночное время детям, не достигшим 16 лет, находиться в общественных метах без сопровождения родителей. Поэтому, если вы идете с секции или кружка дополнительного образования, и вас останавливает работник полиции, то необходимо ему сказать правду: назвать Ф.И.О., домашний адрес, телефон родителей. Самим позвонить родителям и сообщить, что вы идете домой..
Вопрос: Ребята, как вы думаете, вправе ли работник полиции задержать вас на улице в позднее время?
(Дети высказывают своё мнение)
Социальный педагог:
Да, вправе. Все взрослые, в том числе и работники полиции, обеспокоены о вашем здоровье. В доброжелательной форме разговора сообщите о себе (опять же) правду, кто вы и откуда идете. Работник полиции или вы сами наберите телефон своих родителей и сообщите с кем вы и, что идете домой. От того, как вы будете общаться с взрослыми людьми, будет складываться мнение о вас у взрослых. В противном же случае, работник полиции просто будет вынужден вас привести в отделение полиции и объявить розыск.
Вопрос: Ребята, давайте разберём следующую ситуацию. Учащийся задержался в классе. Когда все ушли, он залез в ранец одноклассника, взял телефон и положил его к себе в карман. Какое правонарушение совершил подросток?
(Дети высказывают своё мнение)
Социальный педагог:
Существуют четыре вида юридической ответственности при нарушениях:
- Уголовная ответственность несовершеннолетних – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось восемнадцати лет. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним, являются: штраф; обязательные и исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок (ст.87 УК РФ). В статье 20 УК РФ оговорен возраст, с которого может наступить уголовная ответственность. Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет, подлежат уголовной ответственности: за убийство (ст.105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112), похищение человека (ст.126), кражу, грабеж, разбой, вымогательство, вандализм, заведомо ложное сообщение об акте терроризма и др.
- Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. К ответственности привлекаются несовершеннолетние с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
- Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
- Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Социальный педагог:
20 ноября 1989 года принята Конвенция о правах ребенка. Народы Организации Объединенных Наций считают, что РЕБЕНОК должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе ООН, и особенно в духе МИРА, ДОСТОИНСТВА, ТЕРПИМОСТИ, СВОБОДЫ, РАВЕНСТВА И СОЛИДАРНОСТИ. Дети – это лицо от 0 до 18 лет. Ответственность за него несут родители. Ребята, обратите внимание на то, какими хотят увидеть вас ваши родители, учителя, когда вы повзрослеете.
Социальный педагог:
Ребята, давайте предположим, что вас задержали и привели в полицию. Ваши права и ваши действия.
(Дети высказывают своё мнение)
Социальный педагог:
Ребята, запомните:
Вы имеете право:
- Скажите дежурному, если он замешкался, чтобы он позвонил вашим родителям и сообщил, где вы и почему.
- Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны незамедлительно выпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.
- Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. Родители обязаны присутствовать.
За какие правонарушения вас могут доставить в полицию?
(Дети высказывают своё мнение)
Социальный педагог подводит итог:
- Распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в пьяном виде.
- Мелкое хулиганство: драка, злословие и др.
- Злостное неповиновение.
- Нарушение правил дорожного движения.
.
4. РЕФЛЕКСИЯ
Социальный педагог:
Давайте вспомним, какие цели мы ставили в самом начале нашего классного часа.
- Что нового вы узнали …….
- Чему научились ……
- О чем размышляли ……
(Дети высказывают своё мнение)
Социальный педагог:
В завершение нашего классного часа хочется пожелать вам успехов в учебе, достижений в ваших делах, совершайте только хорошие поступки, думайте о своей жизни, берегите свое здоровье и здоровье своих близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
хокукый турнир
Укучыларның хокук буенча белемнәрен арттыру, әхлак тәрбиясе бирү максатыннан 7-8 класс укучылары белән үткәрелгән бәйге....
Хокук кешегә хезмәт итә
Презентация Хокук кешегә хезмәт итә....
Хокук, гаилә, бала
Җәмгыть белеменнән 9 сыйныф өчен дәрес конспекты...
Эссе "Мин - хокукый нигезләргә таянып эшләүче укытучы.
Укытучы законнарга таянып эшләргә тиеш....
Татар телен туган тел һәм дәүләт теле буларак өйрәнүнең хокукый-норматив нигезләре
Татар телен туган тел һәм дәүләт теле буларак өйрәнүнең хокукый-норматив нигезләре...
ХОКУК ТӘРБИЯСЕ БИРҮДӘ – КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯЛӘР
Яшүсмерләр арасында хокук бозуларны булдырмый калуга юнәлтелгән чаралар бүген белем бирү оешмаларында алып барыла торган тәрбия эшенең мөһим бер юнәлеше булып тора. Тәрбия системасының ...