"Хокук һәм закон" класс сәгате
план-конспект занятия (5 класс)

Гыйззәтуллина Резеда Мөнир кызы

5-6 нчы сыйныфларда үткәрү өчен класс сәгате эшкәртмәсе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        

Классный час в 5-х классах

«Правила и закон, как они влияют на нашу жизнь»

Цель: Воспитание законопослушных учащихся.

Задачи:

  1. Разъяснить учащимся понятия «Правила» и  «Закон».
  2. Научить пользоваться детей своими правами во взрослом мире.
  3. Воспитывать ответственность учащихся за совершение противоправных действий.

Ход классного часа.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПРИВЕТСТВИЕ.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ КЛАССНОГО ЧАСА.   ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

- Ребята, посмотрите на тему нашего классного часа, как её можно закончить.      ( Педагог обращает внимание детей на доску, на которой  записана часть  темы классного часа  « ПРАВИЛА И ЗАКОН, ……..»  Вторая часть  темы пока скрыта)

« ПРАВИЛА И ЗАКОН ….. »

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить ?

( Дети  высказывают предположения )

-Ребята, давайте теперь вместе прочитаем тему нашего классного часа.

( Педагог открывает вторую часть темы,  и дети вслух прочитывают тему классного часа).

- А теперь давайте вместе попробуем определить цели и задачи нашей сегодняшней встречи, используя  слова-глаголы:

Узнать ………

Поразмышлять…….

Вспомнить……

Научиться ……..

(Дети высказываются. Педагог обобщает высказывания детей, говоря о  целях и задачах классного часа)

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

- Ребята, начнем сегодняшний разговор с того, что разберем несколько ситуаций. Эти ситуации порой рядом с нами, и мы должны знать, как поступить в той или иной.  Учитывая, что мы с вами уже разговаривали на тему об ответственности учащихся за противоправные действия,  вы должны отвечать бойко, рассуждать, думать и активно участвовать. На некоторых из них остановимся более подробно. Начинаем.

Ситуация № 1:

Несовершеннолетние Ваня и Сережа идут по школе громко смеются, разговаривают и выражаются нецензурной бранью.  На замечания взрослых не реагируют. Как с ними поступят?

(Ответы учащихся: привлекутся к наказанию: вызовут на беседу; вызовут родителей; вызовут инспектора полиции по делам несовершеннолетних).

Ситуация № 2.

Шли после школы домой, играли, затем игра перешла в драку. Стали обзываться, один ударил другого. Что будем делать в этом случае?

(Ответы учащихся: родители могут пойти в больницу и в полицию; постановка на учет в «группу риска»;).

Ситуация № 3.

Ученик решил пропустить уроки без уважительной причины, т.е. прогуливает школу. Можно ли прогуливать занятия?

(Ответы учащихся: классный руководитель вызывает и спрашивает причину пропусков занятий, а затем приглашает для беседы родителей. Нельзя прогуливать занятия в школе. Знание – это сила).

Социальный педагог:

- Ребята, на этом задании остановимся  и  поговорим ещё раз о том, что ожидает ученика при пропусках занятий без уважительной причины более 20-30% рабочего времени. На основании докладных от учителей, ученик с родителями приглашается на заседание Совета профилактики школы и за нарушение Устава школы будет поставлен на учет в «группу риска». Далее формируется пакет документов: приказ директора школы о постановке на учет в «группу риска», разрабатывается индивидуальный план по коррекции, подписывается соглашение с родителями, характеристики и т.п. В последующем осуществляется контроль за успеваемостью, посещаемостью, дополнительной и каникулярной занятостью несовершеннолетнего, посещается семья по месту жительства и т.п. При том, что когда мальчиков (а порой и девочек) будут призывать на службу в армию, при поступлении в другое учебное заведение для продолжения получения образования мы будет вынуждены отразить в характеристике (возможно, что вы уже будете взрослыми)  то, что ребенок состоял в «группе риска». Все действия происходят строго на основании нормативно-правовой документации.  

Ситуация № 4.

-Часто во время конфликта одноклассник может порвать учебник другого ребенка. Как поступим?

(Ответ учеников: надо купить новый или заплатить за учебник. Обязательно извинится перед одноклассником).

Ситуация № 5.

Подросток появился в общественном месте в нетрезвом состоянии. Позор, но надо принимать меры. Какие?

(Ответ учеников: обязательно накажут: вызовут в полицию и накажут родителей, поставят на учет в подразделение по делам несовершеннолетних).

Социальный педагог:

А если подростку нет 18 лет, то кто несет за него ответственность?

(Ответ учащихся: родители.)

Социальный педагог:

Вот так и подошли мы с вами к нашей теме. Давайте ещё раз прочитаем тему нашего классного часа.

(Дети читают вслух тему «Правила и закон, как они влияют на нашу жизнь»).  

Такая тема выбрана не случайно. Ежегодно подростками совершается 145 тысяч преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Годы

2013

2014

2015

за 9 месяцев

Преступления/

участники

4/5 - кражи

3/2 – кражи

1/1 - кража

Правонарушения/участники

1/1

не своевременное получение паспорта

1/1

не своевременное получение паспорта

1/1 – УСН

Появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения

ООД/

участники

3/3 - побои

13/10 - побои

2/2 –

побои, кража

         Из таблицы видно, что ситуация не очень приглядная. И над этим нам надо задуматься. Пришло время сегодня об этом поговорим.

К сожалению, не каждый подросток осознает, что совершая противоправные действия, его ждет наказание и тяжелые, трудно исправимые последствия.

Вопрос: Как поступить, если вы оказались на улице города после 22 часов? Какое наказание может вас ожидать?

(Дети  высказывают своё мнение)

Социальный педагог:

В РБ существует закон «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» от 31.10.2011 г. № 844-ПК, где четко прописано:

- что ночным временем признается время с 23 часов до 6 часов местного времени в период с 1 мая  по 30 сентября включительно и с 22 часов до 6 часов местного времени в период с 1 октября по 30 апреля включительно.

Вопрос: Подумайте и расскажите, почему законом  запрещено именно это время?

(Дети  высказывают своё мнение)

Социальный педагог:

Правильно, в это время чаще всего совершаются преступления, противоправные действия, и дети, которые оказались рядом, могут пострадать. В целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию не допускается в ночное время детям, не достигшим 16 лет, находиться в общественных метах без сопровождения родителей. Поэтому, если вы идете с секции или кружка дополнительного образования, и вас останавливает работник полиции, то необходимо ему сказать правду: назвать Ф.И.О., домашний адрес, телефон родителей. Самим позвонить родителям и сообщить, что вы идете домой..

Вопрос: Ребята, как вы думаете, вправе ли работник полиции задержать вас на улице в позднее время?

(Дети  высказывают своё мнение)

Социальный педагог:

Да, вправе.  Все взрослые, в том числе и работники полиции,  обеспокоены о вашем здоровье. В доброжелательной форме разговора сообщите о себе (опять же) правду, кто вы и откуда идете. Работник полиции или вы сами наберите  телефон своих родителей и сообщите с кем вы и, что идете домой. От того, как вы будете общаться с взрослыми людьми, будет складываться мнение о  вас у взрослых.    В противном же случае, работник полиции просто будет вынужден вас привести в отделение полиции и объявить розыск.  

Вопрос: Ребята,  давайте разберём следующую ситуацию. Учащийся задержался в классе. Когда все ушли, он залез в ранец одноклассника, взял телефон и положил его к себе в карман. Какое  правонарушение совершил подросток?

(Дети  высказывают своё мнение)

Социальный педагог:

 Существуют четыре вида юридической ответственности при нарушениях:

  1. Уголовная ответственность несовершеннолетних – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось восемнадцати лет. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним, являются: штраф; обязательные и исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок (ст.87 УК РФ). В статье 20 УК РФ оговорен возраст, с которого может наступить уголовная ответственность.  Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет, подлежат уголовной ответственности:  за убийство (ст.105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112), похищение человека (ст.126),  кражу, грабеж, разбой, вымогательство, вандализм, заведомо ложное сообщение об акте терроризма и др.
  2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. К ответственности привлекаются несовершеннолетние с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
  3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
  4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Социальный педагог:

 20 ноября 1989 года принята Конвенция о правах ребенка. Народы Организации Объединенных Наций считают, что РЕБЕНОК должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе ООН, и особенно в духе МИРА, ДОСТОИНСТВА, ТЕРПИМОСТИ, СВОБОДЫ, РАВЕНСТВА И СОЛИДАРНОСТИ. Дети – это лицо от 0 до 18 лет. Ответственность за него несут родители. Ребята, обратите внимание на то, какими хотят увидеть вас ваши родители, учителя, когда вы повзрослеете.

 

Социальный педагог:

Ребята, давайте предположим, что вас задержали и привели в полицию. Ваши права и ваши действия.  

(Дети  высказывают своё мнение)

Социальный педагог:

Ребята, запомните:

Вы имеете право:

- Скажите дежурному, если он замешкался, чтобы он позвонил вашим родителям и сообщил, где вы и почему.

- Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны незамедлительно выпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

- Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. Родители обязаны присутствовать.

За какие правонарушения вас могут доставить в полицию?

(Дети  высказывают своё мнение)

Социальный педагог подводит итог:

- Распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в пьяном виде.

- Мелкое хулиганство: драка, злословие и др.

- Злостное неповиновение.

- Нарушение правил дорожного движения.

.

4. РЕФЛЕКСИЯ

Социальный педагог:

Давайте вспомним, какие цели мы ставили в самом начале нашего  классного часа.

- Что нового вы узнали …….

- Чему научились ……

- О чем размышляли ……

(Дети  высказывают своё мнение)

Социальный педагог:

В завершение  нашего классного часа хочется пожелать вам успехов в учебе, достижений в ваших делах, совершайте только хорошие поступки, думайте о своей жизни, берегите свое здоровье и здоровье своих близких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

хокукый турнир

Укучыларның хокук буенча белемнәрен арттыру, әхлак тәрбиясе бирү максатыннан 7-8 класс укучылары  белән үткәрелгән бәйге....

Хокук кешегә хезмәт итә

Презентация Хокук кешегә хезмәт итә....

Хокук, гаилә, бала

Җәмгыть белеменнән 9 сыйныф өчен дәрес конспекты...

Эссе "Мин - хокукый нигезләргә таянып эшләүче укытучы.

Укытучы законнарга таянып эшләргә тиеш....

Татар телен туган тел һәм дәүләт теле буларак өйрәнүнең хокукый-норматив нигезләре

Татар телен туган тел һәм дәүләт теле буларак өйрәнүнең хокукый-норматив нигезләре...

ХОКУК ТӘРБИЯСЕ БИРҮДӘ – КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯЛӘР

Яшүсмерләр арасында хокук бозу­ларны булдырмый калуга юнәлтелгән чаралар бүген белем бирү оешмаларын­да алып барыла торган тәрбия эшенең мөһим бер юнәлеше булып тора. Тәр­бия системасының ...