Профилактика инфекционных заболеваний
классный час
Классный час по профилактике инфекционых заболеваний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_infektsionnyh_zabolevaniy.ppt | 1.09 МБ |
konspekt.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инфекционные заболевания − это те заболевания, которые вызываются в организме микроорганизмами.
Выделяют 5 групп инфекционных болезней: Кишечные инфекции (фекально-оральный путь распространения, заражение через рот). Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельный - аэрозольный путь распространения, заражение через дыхательные пути). Кровяные инфекции трансмиссивные (передача возбудителя через переносчиков - комары, блохи, клещи и др.). Кровяные инфекции нетрансмиссивные (заражение при инъекциях, переливании крови, плазмы и т.п.). Инфекции наружных покровов (контактный путь распространения, заражение через кожу или слизистые оболочки).
Луи Пастер (1822 – 1895, Франция) Основоположник современной микробиологии и иммунологии.
ЧУМА Чума − острое природно-очаговое инфекционное заболевание, характеризующееся тяжелейшей интоксикацией, лихорадкой, поражением лимфатических узлов и легких. Является особо опасной инфекцией. Причина. Возбудитель чумы − чумная палочка. Источник инфекции − грызуны (сурки, песчанки, суслики, полевки и др.), зайцеобразные (зайцы, пищухи) и живущие на них блохи, которые передают возбудителя городским грызунам − крысам и мышам. Переносчик инфекции − блохи.
ХОЛЕРА Холера (лат. cholera ) — острая кишечная антропонозная инфекция, вызываемая представителями рода Vibrio. Характеризуется фекально-оральным механизмом заражения, поражением тонкого кишечника, водянистой диареей, рвотой, быстрейшей потерей организмом жидкости и электролитов с развитием различной степени обезвоживания вплоть до гиповолемического шока и смерти. Распространяется, как правило, в форме эпидемий. Эндемические очаги располагаются в Африке, Латинской Америке, Индии (Юго-Восточной Азии). Пути передачи холеры − водный, пищевой, контактно-бытовой.
ТУБЕРКУЛЕЗ Возбудитель заболевания – Микобактерия туберкулеза − была открыта Робертом Кохом в 1882 году, ее назвали "палочкой Коха", сейчас можно встретить сокращенное название: МБТ или БК. Он является “капельной” инфекцией, распространяющейся с капельками мокроты и бронхиальной слизи при кашле, чихании и даже громкой речи
Роберт Кох (1843 – 1910, Германия) Немецкий микробиолог, открывший возбудителей туберкулеза (1882) и холеры (1883). Нобелевская премия по физиологии и и медицине (1905 г.)
Легкие больного туберкулезом ТУБЕРКУЛЕЗ Палочка Коха – возбудитель туберкулеза. Больной туберкулезом
Грипп Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожилых людей.
Гепатиты В мире: число инфицированных вирусом гепатита В − более 300 миллионов; число инфицированных вирусом гепатита С − более 200 миллионов; более 2 миллионов смертей ежегодно напрямую связаны с гепатитом; ежегодно 1 миллион человек умирает от рака печени, который является следствием перенесенного хронического вирусного гепатита; Гепатит А Гепатит В
СПИД – чума XXI века ВИЧ и СПИД В − вирус И − иммунодефицита Ч − человека ВИЧ-инфекция − заболевание, развивающееся у человека, заразившегося (инфицированного) ВИЧ. Конечной стадией ВИЧ-инфекции является СПИД. С индром − ряд признаков, характерных для заболевания П риобретенного − полученного в процессе жизни И ммуно Д ефицита − ослабления и утраты функций иммунной (защитной) системы организма
СПИД – чума XXI века СПИД и Западной Африке. К такому сенсационному выводу пришли американские и британские ученые, в течение 20 лет проводившие исследования в Алабамском университете (США). Появлением СПИДа человечество "обязано" вирусу которому на протяжении тысячи лет были подвержены шимпанзе, обитающие в Центральной
СПИД – чума XXI века Только в 1983 году французскому ученому Люку Монтанье удается открыть вирус иммунодефицита человека.
СПИД – чума XXI века Проблема разрастается За прошедшее после открытия время СПИД превратился из экзотической болезни наркоманов и проституток в одну из главных причин смерти на Земле: по данным Всемирной организации здравоохранения, в 2006 году он стал причиной смерти 2,9 миллионов человек, 39,5 миллионов жителей Земли инфицированы, из них 4,3 миллиона человек заразились в 2007 году.
Социальный статус ВИЧ-инфицированных (в мире, 2006 год) 73% − неработающее население 9% − работающее население 1% − учащиеся техникумов (колледжей) 2% − школьники 1% − студенты 1% − учащиеся ПТУ 2% − военные 1% − 15 – 17 − летние (не обучающиеся) 8% − другое СПИД – чума XXI века
Возрастной статус ВИЧ-инфицированных (в мире, 2006 год) СПИД – чума XXI века Развитие эпидемии ВИЧ / СПИДа 15 – 17 лет – 8% 18 – 20 лет – 21% 21 – 25 лет – 38% 26 – 30 лет – 20% 31 – 35 лет – 7% Старше 36 лет – 6% Число людей, живущих с ВИЧ / СПИДом: Всего – 39, 5 млн. Взрослое население – 37, 2 млн. Женщины – 17,7 млн. Дети до 15 лет – 2, 3 млн.
Как убить возбудителя СПИДа? СПИД – чума XXI века 50 ° − 70 ° спирт (несколько секунд) Попадание в желудочно-кишечный тракт (разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой) Быстро погибает на воздухе и при нагревании 56 ° С в течение 30 минут Дезинфицирующие вещества − хлорамин, хлорная известь (мгновенно) Кипячение (мгновенно) При попадании на кожу (через 20 мин. уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже)
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ИНФЕКЦИОННОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ограничение контактов; иммунизация; химиопрофилактика инфекций: применение лекарственных препаратов для предотвращения заражения и размножения возбудителя; повышение сопротивляемости человека к инфекционному заболеванию. СПИД – чума XXI века
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)
Урок здоровья
«Профилактика инфекционных заболеваний»
Дата: 13.10.2019 г.
Класс:10
Классный руководитель:
Суворова А.Н.
г. Нефтеюганск-2019
Задачи:
- Учебно – коррекционная: познакомить обучающихся с видами инфекционных заболеваний, источниками передачи. Закрепить имеющиеся знания по личной гигиене и продолжить познания в области медицины.
- Коррекционно - развивающая: Формировать умение делать небольшие выступления, умение сравнивать, анализировать и обобщать.
- Коррекционно -воспитательная: Воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация в программе Power Point, словарные слова, кроссворды, карандаши.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: рассказ с элементами беседы, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, демонстрация презентации, сообщения учащегося
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о личной гигиене. Что это такое? (Уход за собой).
Слайд 1: Закрепление пройденного материала: Я предлагаю вам небольшой тест по этой теме. Вам нужно закончить фразу.
1. Ежедневный душ поможет очистить кожу от ….
А) От пыли и пота
Б) От соли и пищи
2. Мой руки …
А) Перед едой и туалетом
Б) Перед игрой и занятиями спортом
3. Ухаживая за ногтями их нужно ….
А) Полировать и покрывать лаком
Б) Мыть и стричь
4. Зубы чистим….
А) После каждого приема пищи
Б) Два раза в день
5. Чистота тела – это первая защита от ….
А) Микробов
Б) Животных и насекомых
Что происходит с теми, кто не ухаживает за собой? (болеют)
Вступительное слово учителя
Слайд 2: Мы часто говорим о заразных болезнях.
В медицине такие болезни называют инфекционными.
Сообщение темы урока.
Тема сегодняшнего урока «Инфекционные заболевания и их профилактика»
Слайд 3: В переводе с латинского, слово инфекция означает — заражение)
Инфекционные заболевания - это заболевания, которые возникают в результате проникновения в организм человека болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибка).
Слайд 4: Они «живут» везде: в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности предметов и книг, и настолько малы, что их можно увидеть только в микроскоп.
Слайд 5: В передаче возбудителей участвуют несколько основных факторов: воздух, вода, пищевые продукты, почва, предметы обихода, живые переносчики.
Как вы думаете, как по воздуху могут распространяться болезни?
Воздух служит фактором передачи, так называемой капельной инфекции. В воздух возбудители попадают с каплями слизи при чихании, кашле и разговоре, а затем оседают на окружающие предметы. После высыхания капель слизи и мокроты возбудители попадают в пыль и проникают с вдыхаемым воздухом в организм здорового человека.
Что нужно делать в таком случае?
Что можете сказать о воде, как передаче возбудителей?
В воду возбудители попадают различными путями: при спуске в водоемы сточных вод канализации, с талыми и дождевыми водами, при неправильном устройстве и содержании колодцев, попадании в воду трупов грызунов. Передача инфекции происходит при питье зараженной воды, при использовании ее в хозяйственных нуждах, купании.
Как защититься от таких инфекций
Как можно заразиться через продукты?
Передача возбудителей через пищевые продукты имеет большое значение, т.к. в них возбудитель не только сохраняется, но и размножается. В пищу возбудители попадают через грязные руки больного или носителя инфекции, через мух, грызунов, через мясо, молоко и другие продукты от больного животного, при неправильной перевозке, хранении и приготовлении пищевых продуктов.
В почве, также живут возбудители. Они попадают с выделениями человека и животных, с различными отбросами. Почва является местом обитания и размножения паразитов. Из почвы возбудители попадают на пищевые продукты, в воду и различные объекты в окружении человека.
Ну, и конечно, насекомые, животные, птицы, которые также могут быть переносчиками разных инфекций.
Слайд 6: Поэтому по локализации возбудителя в организме человека, путям передачи и способам его выделения во внешнюю среду выделяют 5 групп инфекционных болезней.
Классификация
Сейчас мы рассмотрим все группы и послушаем небольшие сообщения о некоторых заболевания.
Слайд 7: Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельный путь распространения). Заражение здорового человека происходит при попадании заразных частиц слизи в дыхательные пути
Слайд 8: Это грипп, коклюш, корь, ветряная оспа.
Сообщения детей о коклюше, кори.
Слайд 9: Кишечные инфекции. Возбудитель живет в кишечнике и выделяется во внешнюю среду с испражнениями, они способны вызвать заболевание здорового человека в том случае, если попали в его организм через рот вместе с пищевыми продуктами, водой, либо занесены грязными руками. Иначе говоря, для кишечных инфекций характерен фекально-оральный механизм передачи.
Слайд 10: Такими являются: холера, дизентерия, сальмонеллёз.
Сообщения детей о дизентерии, ботулизме.
Слайд 11: Кровяные инфекции делятся на 2 группы:
- когда передача возбудителя происходит через переносчиков - комары, блохи, клещи и др.). Возбудители проникают в кровь при укусе блохами, комарами, вшами, клещами.
Сообщения детей о малярии.
Слайд 12: Кровяные инфекции, когда заражение происходит при инъекциях, переливании крови. Это ВИЧ-инфекция, гепатит В и С.
Сообщение учителя: Поскольку рост гепатита В и С растет с каждым годом, мне хочется остановиться на нем более подробно. Считается, что этот рост связан с распространением наркомании, так как 38-40% молодых людей, заболевающих гепатитом С, инфицируются при внутривенном введении наркотических веществ.
Гепатит С - это инфекционное заболевание печени, вызываемое вирусом гепатита С, который попадает в кровь человека.
Источник инфекции больной человек или вирусоноситель.
Заражение вирусом гепатита С возможно в следующих ситуациях:
- при использовании наркоманами одного шприца для внутривенного введения наркотических веществ;
- при выполнении пирсинга и татуировок инструментами, загрязненными кровью больного или носителя инфекции;
- при совместном использовании бритв, маникюрных принадлежностей, зубных щеток;
- при переливании препаратов крови
- половой путь передачи
- передача инфекции от инфицированной матери к плоду
(инфицирование происходит при родах)
Слайд 13: Инфекции наружных покровов распространяются контактным путем, заражение происходит через кожу или слизистые оболочки.
Слайд 14: Это герпес, ветряная оспа, лишай, сибирская язва, столбняк).
Слайд 15: Переносчиками инфекций являются также дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или тесном контакте с больным животным. Одним из них является БЕШЕНСТВО.
Сообщение детей о чесотке, микроспории.
Из истории – Эпидемия
Слайд 16: Случается так, что инфекционные болезни широко распространяются среди людей, значительно превышают свой уровень на данной территории. Возникает повальная болезнь или эпидемия.
Слайд 17: Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа.
В 14 веке по Европе прошлась страшная эпидемия «черной смерти», унесшая 15 млн. человек. Это была чума, охватившая все страны и от которой умерли 100 млн. человек.
Не менее страшный след оставила после себя и натуральная оспа, названная «черной оспой». Вирус оспы стал причиной гибели 400 млн. человек, а оставшиеся в живых ослепли навсегда.
Эпидемия гриппа под названием «испанка» в 1918-19 годах унесла жизни сотен тысяч человек, известны эпидемии под названием «азиатский», «гонконгский», а в наши дни – «свиной» грипп.
Слайд 18: Релаксация:
Согласны ли вы с формулой Гиппократа: «Любую болезнь легче предупредить, чем лечить»?
Давайте и мы попробуем предупредить болезни, которые нас окружают. А для этого проведем небольшой точечный массаж.
1. Указательными пальцами массируем точку на лбу между бровями « третий глаз».
2. Парные точки по краям крыльев носа.
3.Парные точки в височных ямках.
4. Парные точки в областях козелка уха.
Важным в предохранении от инфекционных заболеваний является постоянное соблюдение профилактических мер предупреждения заражения или проще сказать профилактика заболеваний
Слайд 19: Профилактика – это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболевания.
Сегодня вы много узнали об инфекционных болезнях, способах их передачи. А теперь попробуйте сами выделить из материала урока, что же не нужно или наоборот нужно делать, чтобы не заразиться инфекционными болезнями.
(версии детей)
- Соблюдение гигиенических и санитарных норм (мытье рук перед едой и после туалета; тепловая обработка пищевых продуктов, кипячение воды).
- Уничтожение насекомых и грызунов, больных животных.
- Соблюдение этических норм. (половые контакты)
- Вакцинация населения (прививки)
Анализ ситуации – чтение стихотворения С. Михалкова «Поднялась температура...»
И еще одну меру профилактики вы выделите из стихотворения.
Заболел один мальчишка,
А затем другой за ним,
В нашем классе почему-то
Объявили карантин.
У друзей температура,
Пьют лекарства разные,
И меня к ним не пускают –
Говорят заразные.
Все боятся, что инфекция
Обязательно «прицепится».
Только я не опасаюсь,
Потому что закаляюсь:
Ноги мою холодной водой,
Пью витамины, хожу босиком.
Если ж говорить серьезно,
Заразиться все же можно.
Какие меры профилактики вы услышали? (карантин)
Слайд 20: Что такое карантин?
Это комплекс мероприятий, предотвращающих распространение инфекции:
- изоляция уже заболевших людей.
- тщательная дезинфекция(обработка) места жительства.
- выявление контактов с больными.
Закрепление знаний
- Какие болезни называются инфекционными?
- Чем они вызываются?
А теперь свои знания вы покажите, отгадав кроссворд
Кроссворд «Инфекционные заболевания»
- Кишечная инфекция, заболевание грязных рук.
- Заболевание от употребления недоброкачественных продуктов.
- Обработка всех предметов и жилья, которыми пользовался инфекционный больной.
- Инъекция (укол) от инфекционного заболевания для выработки иммунитета.
- Вирусное заболевание, поражающее печень.
- Массовое заболевание населения инфекционными болезнями.
- Инфекционное кожное заболевание, вызывающее сильный зуд.
Если затрудняетесь ответить, можно использовать слова для справок:
Ботулизм, Дизентерия, Чесотка, Прививка, Эпидемия, Гепатит, Дезинфекция.
Ответы: 1.Дезинтерия. 2.Ботулизм. 3. Дезинфекция. 4. Прививка. 5.Гепатит. 6.Эпидемия. 7. Чесотка.
Итог урока: На какую серьезную тему мы с вами сегодня поговорили?
Я желаю вам крепкого здоровья! А чтобы оно было, давайте по очереди продолжим фразу: Я не заболею инфекционными заболеваниями, потому что буду… или потому что не буду …. Выполнять меры профилактики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Инфекционные заболевания и их профилактика"
Разработка содержит материал по профилактике инфекционных заболеваний. Расчитан на 2 урока. В материале информация для учителя, опорные конспекты и карты - задания для учащихся....
Инфекционные заболевания и их профилактика
Презентация для урока ОБЖ в 10 классе. Можно использовать на уроках биологии для 8,9, 10 классов, а так-же для проведения классных часов по данной теме. В презентации показана роль микроорганизмов для...
Кишечные инфекционные заболевания и их профилактика
Тема Кишечные инфекционные заболевания и их профилактика. Цель урока: Ознакомить учащихся с основными видами кишечных инфекционных заболеваний, мероприятиями по профилактике. Задач...
Памятка для родителей по профилактике инфекционных заболеваний
Памятка для родителей по профилактике инфекционных заболеваний...
Конспект урока по социально - бытовой ориентировке "Инфекционные заболевания. Причины возникновения и профилактика инфекционных заболеваний", 9 класс
Конспект урока по социально - бытовой ориентировке....
"Профилактика инфекционных заболеваний"
Беседа - инструктаж по технике безопасности...
Профилактика инфекционных заболеваний.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Лицей № 34»Республика Адыгея, г. Майкоп 2023 г. учитель технологии: Косатова Марина Владимировна Тема урока: Профилак...