Разработка урока "Инфекционные заболевания и их профилактика"
методическая разработка по обж (10 класс) по теме

Филатова Ирина Борисовна

Разработка содержит материал по профилактике инфекционных заболеваний. Расчитан на 2 урока. В материале информация для учителя, опорные конспекты и карты - задания для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Otkrytyy_urok_na_konkurs.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок на конкурс «Педагог – 2010г.»

по ОБЖ в 10 классе.

Основные инфекционные заболевания и их профилактика.

Цель урока: Ознакомить учащихся с основными видами инфекционных заболеваний, симптоматикой, мероприятиями по профилактике заболеваний.

Задачи урока:

А) образовательная: познакомить учащихся с основными инфекционными заболеваниями и механизмами их передачи; научить учащихся мерам профилактики основных распространенных заболеваний (грипп, ОРВИ).

Б) воспитательная: повышение гигиенической культуры, развитие нетерпимости к нарушению этических норм и правил.

Оформление доски.

Таблица 1.

Виды микроорганизмов, влияющих на организм человека

Сапрофиты

Условно – патогенные микробы

Болезнетворные (патогенные) микроорганизмы

Таблица 2. Классификация инфекционных заболеваний.

Кишечные инфекции

Инфекции дыхательных путей

Кровяные инфекции

Зоонозные инфекции

Контактно – бытовые инфекции

Возбудитель выделяется с фекалиями или мочой. Факторы передачи: пища, вода, мухи, грязные руки, бытовые предметы. Заражение через рот.

Передача воздушно – капельным или воздушно – пылевым путем

Возбудитель передается через укусы насекомых

Болезни, передающиеся через укусы животных

Передаются при контакте с больным человеком

Таблица 3. Общая эпидемиологическая цепь.

Больной человек или животное

Механизмы передачи инфекции

Иммунизация

Искусственный иммунитет

(введение вакцин и анатоксинов)

Пассивный иммунитет

(введение сывороток и гамма – глобулинов)

  1. Вводная часть. Тест на эмоциональное состояние учащихся.
  2. Основная часть урока.

А) работа с таблицами.

Б) Основные инфекционные заболевания – ОРЗ  и Грипп.

ОРЗ

Грипп

Острые катары дыхательных путей.

Весьма распространенное заболевание с преимущественным поражением верхних дыхательных путей. Вызываются вирусами, микроплазмами, бактериями. Один и тот же человек может заболеть до 5-7 раз в течение года. Передача инфекции – воздушно – капельным путем.

Симптомы и лечение. ОРЗ характеризуется слабо выраженными явлениями общей интоксикации, преимущественным поражением верхних отделов респираторного тракта. Поражение органов дыхания в виде ринита, фарингита, ларингита, бронхита, пневмонии. Длительность заболевания при отсутствии пневмонии от 2-3 до 5-8 дней. При пневмонии заболевание длится 3-4 недели и более, плохо поддается терапии.

Лечение. Постельный режим, жаропонижающие и симптоматические средства.

Профилактика. Вакцинация.

Грипп – острое респираторное заболевание, вызываемое различными типами вирусов гриппа. Источник – человек, особенно в начальный период болезни. Вирус выделяется при разговоре, кашле и чиханье до 4-7 дня болезни. Заражение происходит воздушно – капельным путем.

Симптомы и течение. Инкубационный период продолжается 12-48 часов. Типичный грипп начинается остро, нередко с ознобом или познабливанием. Температура тела в 1 сутки достигает 38-40 градусов.

Клиника:

Синдром общего токсикоза (лихорадка, слабость, потливость, боли в мышцах, сильная головная боль и в глазных яблоках, слезотечение, светобоязнь).

Признаки поражения респираторных органов (сухой кашель, першение в горле, осипший голос, заложенность носа).

При обследовании: понижение а/д, приглушение тонов сердца; диффузное поражение верхних отделов дыхательных путей (ринит, фарингит, трахеит, ларенгит).

Осложнения: пневмония, гайморит, отит, заболевания сердца.

Лечение. Больных неосложненным гриппом лечат на дому, изолируют от окружающих ширмой или помещают в отдельную комнату. Показан постельный режим и тепло (грелки к ногам, обильное горячее питье). Назначают поливитамины.

Профилактика: вакцинация. Заболевшим выделяют отдельную посуду, которую обеззараживают крутым кипятком. Лицам, ухаживающим за больными, рекомендуется носить марлевую повязку из 4 слоев марли.

В) Практическая часть урока (по презентации)

        1)  изготовление марлевой повязки;

        2)  изготовление чесночного мешочка;

3)  лечение катара верхних дыхательных путей: горчичники, картофельно – йодовая грелка;

        4) изготовление морсов

3. Заключение – тест – смайлик.

4. Домашнее задание – ДКЗ.

Домашнее задание «Профилактика инфекционных заболеваний»

Дайте определение понятий:

А) здоровье________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Б) эпидемия _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

В) карантин________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Из приведенных ниже выберите и напишите в соответствующие строки последовательно сменяющиеся периоды в развитии инфекционного заболевания.

1-ый период________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2-ой период________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3-ий период________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4-ый период________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

        Начало заражения, начало заболевания, появление симптомов, скрытый (инкубационный) период, активное проявление болезни, пассивный период, скрытый (инфекционный) период, период адаптации организма к заболеванию, выздоровление, конец заболевания, скрытое проявление болезни.

Дополните таблицу о путях передачи инфекции.

№ п/п

Путь передачи инфекции

Виды инфекции

1

Фекально – оральный

2

Вирусные заболевания верхних дыхательных путей

3

Жидкостный

4

Зоонозные инфекции (бешенство)

5

Изложите правила профилактики инфекционных заболеваний, которые надо соблюдать в повседневной жизни.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инфекционные заболевания и их профилактика

Презентация для урока ОБЖ в 10 классе. Можно использовать на уроках биологии для 8,9, 10 классов, а так-же для проведения классных часов по данной теме. В презентации показана роль микроорганизмов для...

Заболевания органов пищеварения.Профилактика и первая помощь.

 Желудочно-кишечные заболевания         Причины-Вызываются болезнетворными микробами.-Они могут проникнуть в организм через сырую воду, немытые овощ...

Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

В проекте  учащиеся 8 класса исследуют причины заболеваний органов дыхания, их течение, последствия, возбудителей. Прослеживают связь между образом жизни человека и здоровьем дыхательной системы. В хо...

Кишечные инфекционные заболевания и их профилактика

Тема Кишечные  инфекционные заболевания и их профилактика. Цель урока: Ознакомить учащихся с основными видами кишечных  инфекционных заболеваний,  мероприятиями по профилактике. Задач...

Основные инфекционные заболевания и их профилактика

Данную презентацию использую на уроке в 10 классе...

разработка урока "Инфекционные заболевания и их профилактика

план-конспект урока по теме: "Инфекционные заболевания и их парофилактика"  для учащихся 8-9 классов...