Разработка урока "Инфекционные заболевания и их профилактика"
методическая разработка по обж (10 класс) по теме
Разработка содержит материал по профилактике инфекционных заболеваний. Расчитан на 2 урока. В материале информация для учителя, опорные конспекты и карты - задания для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Otkrytyy_urok_na_konkurs.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок на конкурс «Педагог – 2010г.»
по ОБЖ в 10 классе.
Основные инфекционные заболевания и их профилактика.
Цель урока: Ознакомить учащихся с основными видами инфекционных заболеваний, симптоматикой, мероприятиями по профилактике заболеваний.
Задачи урока:
А) образовательная: познакомить учащихся с основными инфекционными заболеваниями и механизмами их передачи; научить учащихся мерам профилактики основных распространенных заболеваний (грипп, ОРВИ).
Б) воспитательная: повышение гигиенической культуры, развитие нетерпимости к нарушению этических норм и правил.
Оформление доски.
Таблица 1.
Виды микроорганизмов, влияющих на организм человека
Сапрофиты
Условно – патогенные микробы
Болезнетворные (патогенные) микроорганизмы
Таблица 2. Классификация инфекционных заболеваний.
Кишечные инфекции
Инфекции дыхательных путей
Кровяные инфекции
Зоонозные инфекции
Контактно – бытовые инфекции
Возбудитель выделяется с фекалиями или мочой. Факторы передачи: пища, вода, мухи, грязные руки, бытовые предметы. Заражение через рот.
Передача воздушно – капельным или воздушно – пылевым путем
Возбудитель передается через укусы насекомых
Болезни, передающиеся через укусы животных
Передаются при контакте с больным человеком
Таблица 3. Общая эпидемиологическая цепь.
Больной человек или животное
Механизмы передачи инфекции
Иммунизация
Искусственный иммунитет
(введение вакцин и анатоксинов)
Пассивный иммунитет
(введение сывороток и гамма – глобулинов)
- Вводная часть. Тест на эмоциональное состояние учащихся.
- Основная часть урока.
А) работа с таблицами.
Б) Основные инфекционные заболевания – ОРЗ и Грипп.
ОРЗ | Грипп |
Острые катары дыхательных путей. Весьма распространенное заболевание с преимущественным поражением верхних дыхательных путей. Вызываются вирусами, микроплазмами, бактериями. Один и тот же человек может заболеть до 5-7 раз в течение года. Передача инфекции – воздушно – капельным путем. Симптомы и лечение. ОРЗ характеризуется слабо выраженными явлениями общей интоксикации, преимущественным поражением верхних отделов респираторного тракта. Поражение органов дыхания в виде ринита, фарингита, ларингита, бронхита, пневмонии. Длительность заболевания при отсутствии пневмонии от 2-3 до 5-8 дней. При пневмонии заболевание длится 3-4 недели и более, плохо поддается терапии. Лечение. Постельный режим, жаропонижающие и симптоматические средства. Профилактика. Вакцинация. | Грипп – острое респираторное заболевание, вызываемое различными типами вирусов гриппа. Источник – человек, особенно в начальный период болезни. Вирус выделяется при разговоре, кашле и чиханье до 4-7 дня болезни. Заражение происходит воздушно – капельным путем. Симптомы и течение. Инкубационный период продолжается 12-48 часов. Типичный грипп начинается остро, нередко с ознобом или познабливанием. Температура тела в 1 сутки достигает 38-40 градусов. Клиника: Синдром общего токсикоза (лихорадка, слабость, потливость, боли в мышцах, сильная головная боль и в глазных яблоках, слезотечение, светобоязнь). Признаки поражения респираторных органов (сухой кашель, першение в горле, осипший голос, заложенность носа). При обследовании: понижение а/д, приглушение тонов сердца; диффузное поражение верхних отделов дыхательных путей (ринит, фарингит, трахеит, ларенгит). Осложнения: пневмония, гайморит, отит, заболевания сердца. Лечение. Больных неосложненным гриппом лечат на дому, изолируют от окружающих ширмой или помещают в отдельную комнату. Показан постельный режим и тепло (грелки к ногам, обильное горячее питье). Назначают поливитамины. Профилактика: вакцинация. Заболевшим выделяют отдельную посуду, которую обеззараживают крутым кипятком. Лицам, ухаживающим за больными, рекомендуется носить марлевую повязку из 4 слоев марли. |
В) Практическая часть урока (по презентации)
1) изготовление марлевой повязки;
2) изготовление чесночного мешочка;
3) лечение катара верхних дыхательных путей: горчичники, картофельно – йодовая грелка;
4) изготовление морсов
3. Заключение – тест – смайлик.
4. Домашнее задание – ДКЗ.
Домашнее задание «Профилактика инфекционных заболеваний»
Дайте определение понятий:
А) здоровье________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б) эпидемия _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
В) карантин________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Из приведенных ниже выберите и напишите в соответствующие строки последовательно сменяющиеся периоды в развитии инфекционного заболевания.
1-ый период________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2-ой период________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3-ий период________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4-ый период________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Начало заражения, начало заболевания, появление симптомов, скрытый (инкубационный) период, активное проявление болезни, пассивный период, скрытый (инфекционный) период, период адаптации организма к заболеванию, выздоровление, конец заболевания, скрытое проявление болезни.
Дополните таблицу о путях передачи инфекции.
№ п/п | Путь передачи инфекции | Виды инфекции |
1 | Фекально – оральный | |
2 | Вирусные заболевания верхних дыхательных путей | |
3 | Жидкостный | |
4 | Зоонозные инфекции (бешенство) | |
5 |
Изложите правила профилактики инфекционных заболеваний, которые надо соблюдать в повседневной жизни.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инфекционные заболевания и их профилактика
Презентация для урока ОБЖ в 10 классе. Можно использовать на уроках биологии для 8,9, 10 классов, а так-же для проведения классных часов по данной теме. В презентации показана роль микроорганизмов для...
Заболевания органов пищеварения.Профилактика и первая помощь.
Желудочно-кишечные заболевания Причины-Вызываются болезнетворными микробами.-Они могут проникнуть в организм через сырую воду, немытые овощ...
Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"
В проекте учащиеся 8 класса исследуют причины заболеваний органов дыхания, их течение, последствия, возбудителей. Прослеживают связь между образом жизни человека и здоровьем дыхательной системы. В хо...
Кишечные инфекционные заболевания и их профилактика
Тема Кишечные инфекционные заболевания и их профилактика. Цель урока: Ознакомить учащихся с основными видами кишечных инфекционных заболеваний, мероприятиями по профилактике. Задач...
Основные инфекционные заболевания и их профилактика
Урок ОБЖ в 10 классе...
Основные инфекционные заболевания и их профилактика
Данную презентацию использую на уроке в 10 классе...
разработка урока "Инфекционные заболевания и их профилактика
план-конспект урока по теме: "Инфекционные заболевания и их парофилактика" для учащихся 8-9 классов...
Комментарии
Открытый урок на конкурс «Педагог – 2010г.» по ОБЖ в 10 классе.