Классный час «Год экологии в Югре»
классный час
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты – Мансийского автономного округа - Югры
(Тюменская область)
КАЗЕНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Классный час «Год экологии в Югре»
Класс: 11
Классный руководитель: Суворова А.Н.
г. Нефтеюганск-2017
Форма проведения: Беседа с элементами дискуссии.
Цель: формирование природоохранного мировоззрения у детей, привлечение внимания к экологическим проблемам округа; развитие представления у обучающихся о рациональном взаимодействии человека с природой, природоохранной деятельности; воспитание гражданственности, патриотизма, внимательного отношения к природе.
Задачи:
- образовательная: формирование у обучающихся целостного восприятия мира;
- воспитательная: побуждение обучающихся к бережному отношению к живой природе;
- развивающая: развитие творческих способностей школьников.
Оборудование: мультимедиа, компьютер, презентация.
Ход классного часа.
1.Организационный момент.
- Вот и закончились самые долгожданные, самые теплые и самые удивительно сказочные каникулы и мы снова собрались все вместе в этом классе. (слайд№1)
- Добрый день. А у всех ли по доброму начался этот день? Почему мы сказали про этот день «добрый»? (ответы детей).
В целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду, с заботой о сохранении планеты живой, цветущей, здоровой, надо помнить о том, что природа родного края нуждается в помощи и защите каждого из нас. Я предлагаю начать учебный год с классного часа, тема которого будет звучать так: «Сохраним цветущий мир Югры». (Слайд №2)
Учитель читает стихотворение:
Властелин природы, покоритель…
Люди! Я противник этих слов.
Вот земля зелёная - берите
Для работы, для надежд и снов.
Властелин способен и ударить
По надежде, по душе живой.
Ну, а покорение, всегда ведь
Пахнет рабством, казнями, бедой.
Покоренье ставит на колени,
Обрубает корни все лютей.
Нам для блага новых поколений
Надо помнить боль былых путей.
Океан и космос изучайте,
Оставляя добрые следы,
Чтоб на душу аиста и чайки
Вдоволь было неба и воды.
П.Панченко
2. Вопросы к учащимся:
*Можно ли назвать человека властелином природы?
* Принадлежит ли природа человеку?
*Вправе ли мы распоряжаться природой?
«Югра» (Слайд№3)
-У каждого из нас есть семья, маленькая ячейка, в которой протекает большая часть нашей жизни. Но все наши семьи объединяет место, в котором мы живем. А живем мы все в большом и богатом крае. Как же называется этот край? (учащиеся отвечают хором). Это историческое название Ханты-Мансийского округа. В 2003 году округ переименован в Ханты – Мансийский округ – Югра. Югра богата полезными ископаемыми. Здесь ведется добыча рассыпного золота, кварца, строительных песков. Обнаружены месторождения угля, железных руд, меди, цинка, свинца. Но главное богатство края – нефть и газ.
Ханты – Мансийский округ занимает ведущее место в России по добыче нефти и газа. Не зря Югру называют краем «черного золота». (Слайд№4)
Также богат Югорский край разнообразием животных и растений. На большей части площади растут хвойные и смешанные леса. Заливные пойменные луга, крутые берега, поросшие тайгой, в сочетании с множеством мелких озёр и болот, богатых ягодами, создают непревзойденные по красоте картины природы Западной Сибири. Растительный и животный мир характерен для зоны средней тайги: на территории округа выявлено 214 видов лишайников, 90 видов мхов, 261 вид грибов, 323 вида высших сосудистых растений, 331 вид насекомых, 161 вид птиц и 31 вид млекопитающих. ( Слайд№5) Природа нашего края отдаёт человеку свои несметные богатства, но и взамен требует бережного отношения. К сожалению не все помнят об этом.
В XXI веке проблемы охраны природы становятся всё актуальнее. Как сохранить на Земле неприкосновенный «золотой запас» жизни – генетический фонд животных и растений? В наше время этот вопрос звучит с тревожным набатом, суровым предостережением: «опомнитесь, одумайтесь, не губите!» Это обращение ко всем людям, и поэтому каждый должен принять участие в общем деле.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах не растопчи её полей.
Не жги её напропалую и не исчерпывай до дна.
А помни истину простую: нас много, а она – одна. В.Шефнер
Бережное, чуткое отношение к природным богатствам должно стать частью нашей повседневной жизни. Все, кому не безразлична судьба нашей Земли, пытаются ей помочь.
В середине XX века среди ведущих учёных разных стран, объединённых в Международный союз охраны природы и природных ресурсов, зародилась идея создания Красной книги. (Слайд № 6)
Вначале Красную книгу представляли как книгу учёта видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Учёные считали крайне важным привлечь внимание международного сообщества и руководителей отдельных государств к бедственному состоянию природы. Почему книгу назвали Красной? Красный цвет-сигнал опасности. Красный цвет книги означает – запрещающий цвет: остановись, не губи, стоп! Дальше так нельзя. Красный цвет – это сигнал тревоги и опасности, это сигнал SOS, который нам подают животные и растения, то есть книгу назвали именно так, чтобы привлечь внимание людей и попробовать остановить варварское уничтожение окружающей мира. В Красную книгу попадают те виды растений и животных, которые формировались не одно тысячелетие, а теперь по вине человека оказываются перед катастрофой — полным исчезновением. Увы, природа не повторит того, что уже однажды создавала. В нашей стране также существует такая книга (в 1978 году).
Вслед за изданием национальных Красных книг во многих государствах были изданы региональные, в которых рассказывается о растениях и животных данного региона. Такая книга создана и у нас в Ханты – Мансийском округе – Югре. В Красную книгу ХМАО внесены 71 вид животных, 140 видов растений и 16 видов грибов. Кроме основного раздела с очерками о состоянии видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу ХМАО, в ней имеется Приложение с очерками о 8 видах животных, 45 – растений и 9 – грибов, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде. ( Слайд №7)
Игра «Мы природой дорожим» посвящена экологическим проблемам.
Мы сегодня попытаемся, где в шутку, где всерьёз затронуть эти проблемы, постараемся научиться правильно вести себя в природе.
Задание: объясните с позиции экологии следующие пословицы: «Бережливость – лучшее богатство» «Как аукнется, так и откликнется», «Без хозяина – дом сирота».
Учитель: Ребята, очень много зверей обитает в наших лесах. Я вам буду загадывать загадки, а отгадать их нам поможет “Волшебное окно в природу”.
1.Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти - рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в жизни этот зверь. (Рысь)
2.Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
3.Над шапками кустарника дерево плывёт.
На чьей же голове оно уютно так растёт?
Откроет нам поляна, лесного великана. (Лось)
4.Что за зверь зимой холодной,
Ходит в чаще злой, голодный? (волк)
5.Чуток, строен и высок, гордо голову несёт,
От рогов густая тень.
Вот красивый зверь…… (олень)
6.Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом кедре
Орешки я грызу (белка)
7.Есть в реке работники – не столяры, ни плотники,
А выстроят плотину – хоть пиши картину. (Бобры)
8.Трусоват лесной красавец.
Догадались? Это ………… (заяц)
9.Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый, красный, ах краса!
А зовут её …………………… (лиса)
10.Словно ёлка, весь в иголках (Ёж)
Учитель: «Оцени поступок человека»
Задание: зачитывается описание поступка человека в природе и демонстрируется соответствующий рисунок. Учащиеся должны оценить этот поступок, подняв соответствующий сигнальный кружок: красный – действие запрещено, наносится вред окружающей среде; жёлтый – предупреждение об осторожности, чтобы меньше нанести вреда природе; зелёный – действие разрешено. 1. В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты. 2. Мы нашли гнездо птицы, но не стали его трогать. 3. Из леса домой мы принесли кусочки мха, чтобы устроить зелёный уголок. 4. Мы нашли большой боровик и стали разрывать мох вокруг него, чтобы найти мелкие грибочки. 5. Мы нашли в лесу непотушенный костёр и затушили его. 6. В школьных кабинетах, коридорах ученики выращивают комнатные растения.7. Каждую зиму учащиеся проводят операцию «Птичья столовая».
Игра «Правила природы». Учитель называет определённые факты, а ученики выводят необходимые правила поведения в природе.
- Лоси и дикие кабаны любят мухоморы (Нельзя в лесу уничтожать мухоморы);
- Муравьи – санитары леса (Нельзя разрушать муравейники);
- В лесу всё реже встречаются ландыши (Цветами лучше любоваться в природе);
- Мальчик прибивает скворечник гвоздями к дереву (Чтобы не повредить дерево, скворечник привязывают проволокой);
- Весной мальчишки вырезали ножом углубление в берёзе, собрали берёзовый сок 2 литра и поехали дальше кататься на велосипедах (есть способы сбора сока и нужно замазывать рану садовым варом).
А сейчас мы с вами поговорим о рекордсменах Югорского края. Скажите, какая птица выше всех? (журавль)
- А вы знаете птицу, которая быстрее всех? (сокол – сапсан)
- Есть птица, которая вьёт самое большое гнездо. Назовите её. (Орёл)
- У какой птицы самые сильные и длинные крылья? (беркут)
- Что теряет лось каждую зиму? (рога)
- У кого каждый день растут зубы? (у бобра, зайца)
- Слепыми или зрячими рождаются зайцы? (зрячими)
- Когда ёж не колется? (когда только родился)
- Где ухо у кузнечика? (на ноге)
- Чем стрекочет кузнечик? (ногой о крыло)
Чтобы дорожить природой, любить её и сохранить – её нужно знать! Знать самые элементарные правила «общения» с природой!
Человек сам решает, каким ему быть: чёрствым или чутким, жестоким или добрым, ленивым или трудолюбивым. В конце концов, мы сами выбираем свой жизненный путь, свою жизненную позицию. Мир стоит перед реальной угрозой экологической катастрофы. Судьба Земли и в ваших руках. Если вам не безразлично будущее нашей Югры, если вы хотите жить долго, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, вы должны стать на позицию созидания и нести добро миру.
Ты береги нас!
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!
(А. Максимова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по экологии "По страницам Красной книги"
Данный материал представляет собой разработку классного часа по экологии для учащихся 8 класса.К уроку прилается презентация....
Классный час по экологии на тему: «Будущее рождается сегодня»
Классный час по экологии на тему:«Будущее рождается сегодня»Цели урока: Формирование ценностного отношения к окружающему миру путем воздействия на эмоциональную сферу личности; реализ...
Классный час по экологии на тему "Будущее рождается сегодня"
Классный час по экологии на тему "Будущее рождается сегодня"Цели урока: Формирование ценностного отношения к окружающему миру путем воздействия на перцептивно-эмоциональную сферу личности; реализ...
Классный час по экологии "Берегите Землю, берегите!" 5 кл.
На классном часе в доступной для детей форме обсуждается проблема загрязнения окружающей среды. В связи с этим ставятся такие цели на занятии, как: побуждение обучающихся к бережному отношению к ...
Классный час по экологии "Земля - наш общий дом"
Разработка классного часа "Земля - наш общий дом". Урок-викторина....
Классный час по экологии
Классный час «Мы в ответе за будущее» для учащихся 5-7 классов с презентацией. К сожалению, нельзя подгрузить видео, но если кто-то заинтересуеся, пишите cvetat@rambler.ru, вышлю на почту....
Классный час по экологии
Материалы для классных руководителей....