Роль диагностирования в организации воспитательной работы с учащимися
статья (9, 10, 11 класс)
Одним из основных средств, направленных на реализацию самоопределения школьника, является развивающая психологическая диагностика.
Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_diagnostik_v_vospitatelnom_protsesse.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогических чтениях
«Актуальные проблемы обучения и воспитания в профильной школе»
Роль диагностирования в организации воспитательной работы с учащимися
Выполнила воспитатель высшей квалификационной категории
ГБОУ РМЭ «Многопрофильный лицей-интернат»
Парубец Наталья Николаевна
Человек как предмет воспитания.
К.Д.Ушинский
Одним из основных средств, направленных на реализацию самоопределения школьника, является развивающая психологическая диагностика.
Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
«Изучение психологического облика личности,- писал С. Л. Рубинштейн, - включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, о его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно встает второй: а что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности. Однако способности – это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще знать, что он есть, что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека.» (5. с. 93)
Для изучения детского коллектива использую следующие диагностические методики: наблюдение, опросники, проективные тесты, анкеты, сочинения, графические и рисуночные темы. Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи:
- изучение личностных качеств учащихся
- изучение общих и специальных способностей класса
- изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе
- учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел
- обзор методов для стимулирования и коррекции отношений и поведения учащихся
Диагностика охватывает шесть психологических сфер, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности:
1 Психологическая сфера (психические и поведенческие проявления свойств нервной системы)
2 Мотивационная сфера (присущие личности склонности, интересы, связанные с выбором профессии)
3 Характерологическая сфера (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру )
4 Эмоционально-волевая сфера (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности)
5 Интеллектуальная сфера (сформированность интеллектуальных способностей с учетом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности)
6 Социально-психологическая сфера (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми, социально-профессиональная адаптированность)
Исследуя данные психологические сферы, использую сложившуюся диагностическую программу:
- Диагностика склонностей и способностей
- Профессиональная направленность
- Ориентация на ЗОЖ
- Готовность к саморазвитию
- Тест Айзенка «Темперамент»
- Уровень тревожности
- Комфортность воспитательной среды
- Социометрия
- Карта интересов
- Мотивация обучения
- Метод незаконченных предложений
- Блиц-опрос
- Самореклама
- Диагностика духовно-нравственных качеств личности
- Диагностика интеллектуального развития
- Исследование волевой сферы
- Оценка коммуникативно-лидерских способностей личности
- Исследование интеллигентности воспитанников
- Оценка трудолюбия и работоспособности
Подробно остановлюсь на исследовании воспитанности и личностного роста. В теории и практике педагогики термин «воспитанность» употребляется как синоним к словосочетанию «нравственность личности». Исследование нравственного роста ведется по следующим параметрам: любознательность, трудолюбие, гуманность, целеустремленность, требовательность к себе. Процедура диагностического анализа воспитанности состоит в том, чтобы обнаружить изменение изучаемых параметров и причины, вызывающие эти изменения, установить закономерные связи, раскрыть их проявления в конкретных условиях педагогической деятельности.
В качестве примера взяты результаты диагностики учащихся информационно-технологического класса, набор 2015-2018 учебного года.
Показатели воспитанности за три года возросли. Отмечаем высокий уровень воспитанности, то есть наличие устойчивого и положительного опыта нравственного поведения, который характеризуется сформированностью всех компонентов в их единстве, целостностью личностной характеристики, стремлением к участию в практической деятельности.
Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
- конкретизировать цели воспитательной работы
- дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности
- обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника
- обосновать выбор содержания и методов воспитания
- соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным
Следующие диаграммы демонстрируют исследование личностного роста учащихся. Личностный рост отражает прогрессивное, позитивное развитие, значимое как для самого человека (поскольку отражает процесс вхождения человека к собственной свободе), так и для всего общества (поскольку отражает развитие способности человека быть человеком в мире людей).
Личностный рост оценивается по следующим критериям:
- мотивация учебно-познавательной деятельности
- сформированность интеллектуальных умений
- степень обучаемости
- навыки учебного труда
- результативность индивидуальных занятий
- уровень утомляемости
- целеустремленность
- дисциплина и организованность
- коммуникабельность
- соблюдение правил личной гигиены
- внешний вид и аккуратность
- интересы и увлечения
- уровень этической культуры
- работа над вредными привычками
- отношение к физкультуре и спорту
- общественная активность
- исполнение должностных обязанностей
Диагностика позволяет проанализировать, какие характеристики личностного роста западают, какие находятся в устойчиво-позитивном положении. Данные графики дают представление о положительной динамике личностного развития воспитанников информационно-технологического класса.
Итак, психолого-педагогическая диагностика связана со сбором, хранением, переработкой информации и использованием ее для управления воспитательным процессом. Зафиксированные данные позволяют информационно обеспечить процесс воспитания и учесть их при выборе содержания, методов и форм работы.
ЛИТЕРАТУРА
- Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка: методика диагностирования // Классный руководитель.- 2003. - №6.- С 65-86.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М.: «ВАКО», 2004. -272с.
- Лизинский В.М. Общие подходы к диагностике // Классный руководитель. -2003. - №6. - С 26-36.
- Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом на основе диагностики воспитанности школьников // Заместитель директора школы по воспитательной работе. - 2004. - №1. - С 6-25.
- Портфолио ученика средней школы / авт.-сост. И. Г. Юдина.- Волгоград.: Учитель, 2008. – 223с.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. – М.: «ВАКО», 2005. – 240с.
- Сергеева В.П. Социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося в деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении // Классный руководитель. - 2008. - №5. – С. 125 – 134.
- Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе / М.: Центр «Педагогический поиск», 1999. – 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль и место детского общественного объединения в организации воспитательной работы в школе»
О создании современного школьного детского объединения...
Доклад на заседании МО заместителей директоров по воспитательной работе Ельниковского муниципального района "Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность пионерской организации"
Доклад "Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность пионерской организации"...
Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска
Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска...
Организация воспитательной работы с учащимися в объединениях учреждения дополнительного образования
Данный материал дает информацию о различных направлениях, формах воспитательной работы ,которые могут быть организованы с учащимися посещающим учреждение дополнительного...
Содоклад на педсовет по теме «Организация воспитательной работы в 8 классе по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся» (из опыта работы)
Принцип здоровьесбережения – один из важнейших принципов организации воспитательного пространства в школе. Он предполагает создание условий, способствующих сохранению, укреплению и улучшению физическо...
Организация воспитательной работы с учащимися объединений «Кинология» в рамках реализации программы «Ребенок и собака»
Представлена система организации воспитательной работы в рамках реализации программы "Ребенок и собака"...
" Роль классного руководителя в воспитательной работе с учащимися"
Цель и задачи деятельности классного руководителя:создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.формирование и развитие коллектива кл...