Классный час "А мы из Пензы. наследники победителей"
классный час (5 класс)
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС «А МЫ ИЗ ПЕНЗЫ. НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ»
ЦЕЛЬ:
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народа, своих родных и близких.
2. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.
3. Воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.
4. Развитие творческих способностей детей, самостоятельности в поисках необходимой информации.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, колонки
Прилагаемые медиаматериалы:
- презентация «А мы из Пензы.Наследники победителей»;
- аудиозаписи: слова Ю. Левитана, метроном, аудиозапись стихотворения «Читайте, люди, книги о войне», песни «День Победы», «А мы из Пензы»
- Приложения: стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста», слова песни «День Победы», разноцветные звездочки.
Ход мероприятия.
- Организационный момент.
-Здравствуйте, дорогие ребята, родители. Сегодня мы с вами проведем классный час «А мы из Пензы. Наследники победителей». Слайд №1.
2. Мотивация к деятельности. Слайд №2.
-А начнем наше занятие с прослушивания песни.
(прослушивание песни)
-О каких событиях поется в песне?
-Как вы можете прокомментировать представленные на слайде фотографии?(флаг)
- Почему большое значение имеет появление знамени именно на этом здании? Что это за здание –Рейхстаг? Слайд №3.здание правительства фашистской Германии, «логово» фашизма.
-Как понимаете водрузили? (закрепили)
Ребята, именно на этом здании наш земляк написал легендарную фразу «А мы из Пензы гв. л-т Морозов», которая по сей день остается символом мужества, доблести и славы, символом Победы.
Её оставил на стене Рейхстага Василий Григорьевич Морозов (1921 – 1953) – старший лейтенант, связист, уроженец Пензенской области.
Название родного города Пензы на стенах Рейхстага написали и другие уроженцы Пензы и Пензенской области:
- Сергей Павлович Семёнов написал на стене Рейхстага: - «Я из Пензы. Семёнов»;
- В.С. Кронькин написал: - «Пенза – Берлин»;
- Лидия Котельникова – одна из авторов коллективной надписи на стене Рейхстага «Мы из Пензы».
Слайд №4. Левитан -Когда началась ВОв? Да. 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны, вероломно нарушив договор о ненападении, гитлеровская Германия напала на Советский Союз (так наз. наша страна в то время). Началась Великая Отечественная война. О начале войны в нашей стране узнали очень быстро.
- Как мы в наше время узнаём о тех или иных событиях? (телевидение, радио, газеты, интернет) В то время единственным средством МИ было радио. На улице на столбах были огромные рупоры, из которых доносились сообщения советского информбюро.
Одним из главных дикторов на радио был Юрий Борисович Левитан. Он и объявил о начале войны. В течение всей войны голос Левитана стал родным для наших людей, а фашисты боялись его голоса. Гитлер даже поручил найти и обезвредить Левитана, назначив за его смерть огромную сумму денег. Давайте же прослушаем голос Левитана. (Голос Левитана, запись).
Слайд №5. Война-это…
А с чем ассоциируется у вас слово война?
Это 27 миллионов погибших.
1710 разоренных городов
70000 разоренных сел и деревень
Слайд №6. Вдумайтесь.
Впереди 9 мая 1945 года, но далеко ещё до этого дня, очень далеко, целых 4 года. 4 долгих года, шёл наш солдат до полной победы над врагом.
-Сколько суток в 1 году? А 4 года это много или мало суток?
4 года - 27 млн. погибших и пропавших безвести;
4 года - это 1418 дней и ночей 4 года- это34000 часов. А это значит каждую минуту погибало 13 человек. Если по каждому погибшему объявить минуту молчания, то страна будет молчать 43 года. Вот что такое 27 миллионов. Вот что такое война. Ребята, давайте и мы почтим память всех погибших и пропавших безвести минутой молчания. (Минута молчания. запись)
Слайд №7. У войны недетское лицо. Дети и война, нет более несовместимых понятий
Грозный сорок первый... Как он изменил судьбы! Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Разрушил светлые мечты...
Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то на пороге юности..
-Ребята, а чем отличается ваше детство от детства детей военного времени? Посмотрите на фотографии и подумайте. (У нас счастливое детство, а детство той поры обагрено голодом, кровью и слезами.)
Слайд №8. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» Очень хорошо о детях войны сказано в стихотворении А. Твардовского «Рассказ танкиста»
Чтение по ролям (Приложение )
- Как в этом стихотворении дети помогли бойцам? А как ещё помогали?
Слайд №9. Маленькие герои большой войны. В страшные, суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Они сражались в партизанских отрядах, были сыновьями полков, ходили в разведку, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях.
За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний
более 3,5 млн.детей и подростков были награждены орденами и медалями; 7 тыс. удостоены звания Героя советского Союза .
Слайд № 10. Художественные произведения о войне.(физминутка)
- Из каких источников, кроме воспоминаний самих ветеранов и документов, вы можете узнать о войне? (художественные книги)
Выставка книг. (учащиеся могут подойти и рассмотреть её – физминутка)
Читайте, дети, книги о войне.
Не бойтесь слёз и горечи и страха,
Читайте, дети, книги о войне
В не стыдитесь горевать и плакать.
Ведь те, кого не стало за войну.
Кого сожгли, убили, растоптали,
И то,что живы мы,а не они
Случайности жестокая примета.
Храните в душах вечные огни
И дорожите их горчайшим светом.
Слайды 10-11. Герои земли Пачелмской.
Ребята, шесть наших земляков удостоены звания Героя Советского Союза.
-Что это за звание? (Геро́й Сове́тского Сою́за — высшее звание, которого в СССР удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время)
1. Мастрюков Николай Трофимович, 1915-1943, с. Малый Буртас
2. Казаков Константин Федорович, 27.08.1906-1951, с Пачелма.
3. Удалов Иван Иванович, 1924-28.03.1944, с. Шейно.
4. Драгунов Николай Петрович, 03.07.1924-17.08.1973, с. Покровская Арчада, Каменского района.
5. Ерохин Алексей Федорович, 1920-09.07.1943, с. Шейно
6. Утин Александр Иванович, 07.01.1899-30.11.1965, уроженец с. Белынь.
Слайд №13. Война и моя семья.
Наверное, нет ни одной семьи, которую Великая Отечественная война обошла стороной, в которой нет родственников причастных к тем годам.
(рассказ уч-ся о своих родственниках, принимавших участие в Вов)
Слайд №14. Мы-наследники Победителей.
- Как вы понимаете значение слова наследник? Кто это такой?
Давайте прочитаем значение слов: наследник , наследие, наследство.
-Можем ли мы считать себя наследниками победителей? Почему? ( являемся правнуками и правнучками героев войны)
-А что оставили нам в наследство победители?(победу)
Слайд №15. Победа.
- С чем ассоциируется у вас слово победа?(жизнь)
Действительно, память о трагических событиях родной истории должна бережно храниться и передаваться из поколения в поколение. Очень важно проявлять уважение и заботу о ветеранах, живущих среди нас, ведь их осталось совсем немного. И просто обязаны беречь Победу, оставленную нам в наследство. И не просто беречь, но и преумножать ее своими победами.
Слайд №16. Гимн Победе. Очень много песен сложено о войне, но гимном Победе стала песня «День победы» (Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова). Сейчас мы прослушаем эту песню и постараемся спеть. У вас на столах есть слова этой песни, если кто подзабыл слова. (прослушивание записи)
Слайд №17. Рефлексия.
- Чем заканчиваются празднование Дня Победы? (салютом)
Я предлагаю вам тоже устроить салют: поднять одну из звездочек.
У вас на столе лежат звёздочки 3 цветов:
Красный - мне было интересно и я узнал что- то новое;
Жёлтый-мне было интересно, но нового я ничего не узнал;
Зеленый цвет — мне было скучно и неинтересно.
Слайд №18. Спасибо за внимание.
Рассказ танкиста. А. Твардовский.
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
«День Победы»
День Победы, как он был от нас далёк,
Как в костре потухшем таял уголёк.
Были вёрсты, обгорелые, в пыли,
Этот день мы приближали, как могли.
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели -
Этот день мы приближали, как могли.
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
Здравствуй, мама, возвратились мы не все...
Босиком бы пробежаться по росе.
Пол Европы, прошагали, пол Земли,
Этот день мы приближали, как могли.
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мы-наследники Победы" (сценарий классного часа)
Классный час "мы-наследники Победы"...
Проект "А мы из Пензы. Наследники победителей", 2020 год
Проект «А мы из Пензы. Наследники Победителей»Бирюкова Ольга Филипповна, учитель истории и обществознанияМБОУ СОШ р.п. Тамала Пензенской области «А мы из Пензы. Насл...
Формы проведения классного часа.Тематика классных часов по направлениям.
материал для работы...
Классный час "Какими должны быть наследники Великой Победы?"
Урок-дискуссия «Какими должны быть наследники Победы?»Актуальность обращения внимания к теме Великой Отечественной войны очевидна: усиление внимания к проблемам гражданского и, прежде всего, нравствен...
Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...
Сценарий праздничного классного часа ко Дню Победы «Слава народу – победителю!»
Сценарий праздничного классного часа ко Дню Победы «Слава народу – победителю!»...
Проект "А мы из Пензы. Наследники победителей". Итоги года Памяти и Славы
Проект "А мы из Пензы. Наследники победителей". Итоги года Памяти и Славы...