Классный час "Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека"
классный час (8 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2
Классный час на тему:
«Свобода и ответственность –
две стороны сознательной деятельности человека»
Подготовили:
Бородич Ю.В,
учитель иностранных языков
и Сергеева В.Ю,
социальный педагог школы
2018-2019 учебный год
Цель:
- определить понятия «свобода», «ответственность», «выбор», соотнести эти категории между собой и показать их взаимосвязь;
- систематизировать знания учащихся об ограничениях для подростов;
- сформировать умение принимать правильные решения в ситуации выбора.
Оборудование: мультимедийный проектор, 3 ватмана, 3 маркера, памятки об ограничении свободы подростков
Участники: учащиеся 8 класса
Ход занятия:
1.Организационный момент. Приветствие
(Слайд 1) АУДИОТРЕК: «Притча об ответственности» (гиперссылка)
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я надеюсь, что непосредственные участники нашего классного часа внимательно слушали притчу и уже догадались, какую тему мы будем обсуждать.
(выслушать предположения детей)
(Слайд 2) На экране появляется название классного часа.
Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о свободе и ответственности.
2. Определение понятий «свобода» и «ответственность».
Мы все понимаем слово «свобода» по-разному. Например, для меня «свобода» - это возможность творчества и самовыражения. А что такое свобода для вас?
(выслушать ответы детей)
Представление о свободе отличается у людей разного возраста, так как жизненный опыт у всех нас разный. Мы решили поинтересоваться, как понимают слово «свобода» младшие школьники. Внимание на экран!
(Слайд 3) ВИДЕО: Высказывания детей о свободе (гиперссылка)
(Слайд 4) А вот умудрённые опытом великие люди определяли свободу как выбор совершать те или иные поступки: «Свобода – это выбор, иными словами добровольное решение творить добро или зло, совершать похвальные или дурные поступки, то есть быть добродетельным или преступным». (Жан де Лабрюйер)
Согласны ли вы с таким мнением?
И неважно, хорош или плох ваш поступок, ответственность за него всё равно настигнет вас.
Слово «свобода» ясно для человека любого возраста, ведь с самого рождения мы хотим быть свободными. Понятие об ответственности формируется у человека гораздо позднее и с большим трудом. Давайте посмотрим, что понимают под ответственностью учащиеся начальной школы.
(Слайд 5) ВИДЕО: Высказывания детей об ответственности (гиперссылка)
Как вы думаете, правильно ли дети объяснили слово «ответственность»? Может быть, они перепутали его с каким-то другим понятием?
(выслушать ответы детей)
(Слайд 6) Хотя не все осознают сущность ответственности, всё же у данного слова есть чёткое определение:
«Ответственность – это черта характера личности и её действий, говорящая о том, что человек отвечает за свой свободный выбор».
На сегодняшнем занятии я предлагаю разобраться в сущности понятий «свобода» и ответственность», а также поговорить о том, насколько эти понятия взаимосвязаны между собой и какое место они занимают в нашей жизни.
Итак, свобода – это категория, рассуждения о которой звучат на протяжении всей истории человечества. В обобщённом виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.
Ответственность – это способность человека сознательно выполнять определённые требования и осуществлять стоящие перед ним задачи.
3. Упражнение «Дополни изречение»
Рассуждения о свободе и ответственности человека затрагивали и волновали души великих философов, писателей, поэтов, и свои мысли они выразили в следующих высказываниях и изречениях.
Ваша задача: дополнить изречения великих мыслителей словами «свобода» и «ответственность».
(Слайд 7-8) «Человек – раб потому, что свобода трудна, рабство же легко». (Н.А. Бердяев)
(Слайд 9-10) «Нужно, чтобы человек знал, что он творец и хозяин мира, что на нём ответственность за все несчастья земли и что ему принадлежит слава за всё хорошее, что есть в жизни». (Ромен Роллан)
(Слайд 11-12) «Свобода – это в первую очередь не привилегии, а обязанности». (Альберт Камю)
(Слайд 13-14) «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». (Фазиль Искандер)
(Слайд 15-16) «Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за неё». (Карл Ясперс)
4.Упражнение «Я свободен в принятии решений»
Каждый из нас готов вкладывать в эти понятия свои смыслы, но с течением времени наши взгляды могут изменяться, это объясняется тем, что в течение жизни изменяется число предоставляемых человеку в жизни свобод. Давайте попытаемся проанализировать подобные изменения на примере своей жизни.
(Слайд 17) Перед вами бланки, в которых имеются 3 колонки: «Ранее детство» (0-11лет), «Сейчас» (12-17 лет), «Взрослая жизнь» (18лет и старше). В первую колонку запишите решения, которые могли принимать в раннем детстве, во вторую – решения, которые вы можете принимать сейчас, а в третью – решения, которые сможете принимать, став самостоятельными взрослыми людьми.
Дети заполняют бланки, затем озвучивают свои ответы: сначала «свободы» раннего детства, затем настоящего момента, затем права и свободы взрослого человека.
5. Систематизация знаний учащихся в области ограничения свободы
Ребята, как вы считаете, есть ли какие-либо ограничения свободы у подростка?
(выслушать ответы детей)
Давайте подведём итог: какие же ограничения свободы есть у вас в настоящее время.
Детям раздаются памятки:
- Комендантский час: (Семейный кодекс и Конституция РФ) осенью с 22.00 до 6.00, а летом с 23.00 до 6.00 детям до 17 лет нельзя находиться в общественных местах без родителей или опекуна. В противном случае это грозит предупреждением или штрафом от одной до трех тысяч рублей. А если это повторится в течение года, то сумма штрафа вырастает.
- В апреле 2009 года был введен закон N 71 “О внесении изменений в ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка”. В нем указано, что дети, которые не достигли 18 лет, не должны находиться в общественных местах, на улицах, стадионах, парках, скверах, общественном транспорте, на территориях и помещениях юридических лиц или граждан, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, а также в местах для развлечения и досуга, где продается алкогольная продукция, без сопровождения родителей или граждан, осуществляющих различные мероприятия с участием детей.
- Лицам, не достигшим 18 лет алкоголь и табачные изделия продавать запрещено.
- Трудоустройство: Особенности регулирования труда лиц в возрасте до 18 лет определены гл. 42 ТК РФ и ст. 63 ТК РФ, устанавливающей возраст, с которого допускается заключение трудового договора. Согласно названной статье возрастные ограничения следующие:
с 16 лет заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими указанного возраста, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами;
с 15 лет могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью, лица, получившие или получающие общее образование;
с 14 лет может быть заключен трудовой договор с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства с лицом, получающим общее образование и достигшим указанного возраста, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, без ущерба для освоения образовательной программы;
с лицами, не достигшими возраста 14 лет, допускается заключение трудового договора для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.
Давайте, представим себе такую ситуацию: вы пошли на День рождения к другу, и вам там очень понравилось, друг предложил остаться ночевать. Как вы считаете, имеете ли вы право в данном случае самостоятельно принимать решение?
(выслушать ответы детей)
Да, на самом деле, подростки не могут принимать таких решений без разрешения и согласия ваших законных представителей. А кто является для вас законным представителем? (Родители, опекуны, попечители)
С возрастом увеличивается не только число предоставляемых свобод, степень их серьёзности, но и возрастает личная ответственность за совершаемые поступки.
Самое привычное понимание ответственности – это способность отвечать.
Но в таком случае возникают вопросы: «За что и перед кем?»
(Слайд 18) Как вы можете видеть на слайде, ответственность включает себя 3 взаимосвязанных компонента:
1) тот, кто несёт ответственность,
2) за что он отвечает,
3) пред кем он несёт ответственность.
6. Работа в группах.
Класс разбивается на 3 микрогруппы, каждая из которых предлагает свои варианты ответов на один из вопросов:
«Я ответственен за…» (за что я могу и готов принять на себя ответственность)
«Я ответственен перед…» (перед кем и перед чем я готов быть ответственным)
«Я не обязан нести ответственность за…» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать на себя ответственность) (например, за родителей, за поведение и здоровье младших братьев и сестёр)
Даю вам минуту на обсуждение.
Дети выходят группами к доске и представляют свои ответы.
(Слайд 19) Дополнительные вопросы 3-й группе:
- Вы готовы нести ответственность за действия друзей?
- А за своих питомцев?
Дополнительные вопросы всем учащимся:
- Какие люди не несут ответственности за совершаемые ими действия? (маленькие дети и психически нездоровые люди)
- Некоторые люди, считают, что состояние алкогольного или наркотического опьянения, а также аффекта освобождает их от моральной и юридической ответственности за совершаемые действия. Так ли это? (нет; состояние опьянения в кодексе РСФСР, т.е. до 1991 было отягчающим обстоятельством, а сейчас - нейтральное обстоятельство)
7. Упражнение «Твой выбор»
Оба понятия, и свобода, и ответственность, тесно связаны с личным выбором.
Каждый день человек при совершении каких-либо действий сталкивается с выбором, начиная с того, какую рубашку надеть в школу, почистить ли ботинки или так сойдёт и заканчивая таким жизненно важным решением, в какой институт поступать или с кем связать свою жизнь в законном браке. Да, на самом деле, предпочтение одного другому – это и есть выбор.
(Слайд 20) Люди с древних времён задумывались над возможностью выбора и ответственностью за него. Художники показывали это в своих произведениях изобразительного искусства. В своей картине «Витязь на распутье» Виктор Васнецов делает акцент на самоопределение личности. Всё зависит только от свободного выбора, от воли каждого. Какой путь избрать? Идти напролом, рискуя всем, и даже собственной жизнью, или свернуть в сторону и выбрать более лёгкую дорогу?
Ребята, а в каких ситуациях вы чувствовали себя как витязь на распутье? Какой выбор сделали вы? (ответы детей)
Писатели и поэты также часто затрагивают проблему нравственного выбора в своих произведениях. … прочтёт стихотворение Андрея Дмитриевича Дементьева «Выбор».
Душа бывает как туман.
Бывает как рассвет.
В тумане прячется обман.
В рассвете только свет.
А что таит твоя душа?
Туман или рассвет?
И с чем душа твоя пришла –
Ты знаешь или нет?
Пусть будет жизнь к тебе добра.
Научит добрым быть.
Когда же явится пора
Тебе долги платить, -
Себя не сдерживай тогда,
А весело плати
И за минувшие года и
И те, что впереди.
Тогда развеется туман
В грядущем и в былом.
Ведь нам недаром выбор дан
Между добром и злом
Спасибо, Павел!
8. Завершение. Домашнее задание. Рефлексия.
(Слайд 21) Мы порассуждали с вами о том, как в нашей жизни тесно переплетаются эти два понятия «свобода» и «ответственность». Данная тема особенно актуальна для наших дней, так как детям предоставляется очень много свободы. Они хотят ею пользоваться, но не желают за неё платить. В России существует даже такой шуточный тост: «Чтобы у нас всё было и ничего за это не было!». Наверное, это выражение того положения, в котором мы сейчас находимся. Некоторые запреты прошлого сейчас становятся нормой поведения. С возрастом вы обретёте ещё больше свободы, но в комплекте с ними получите и немалый груз ответственности, который, может быть, пока ещё не осознаёте.
(Слайд 22) Изучая информацию по данной теме, я познакомилась с такими мнениями о свободе и ответственности, которые заставили меня пересмотреть отношение к собственной деятельности:
- Стремление к свободе должно идти совершенно в другом направлении: когда мы берём на себя ответственность, тогда наступает свобода. Чем большую ответственность мы берём на себя, тем большей свободой мы обладаем.
- Ответственность – это груз, дающий силы.
(Слайд 23) Я хочу, чтобы эти высказывания послужили вам пищей для дальнейших размышлений по данной теме. На досуге вы хорошо подумаете и ответите себе на вопрос «Что даёт нам ответственность?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Правовая ответственность подростков»
Цель:√ Ознакомить с ответственностью за правовые нарушения;√ Предупреждение правонарушений подростков.Задачи:1. ознакомить с уголовной ответственн...
Открытый классный час "Ложь как темная сторона жизни"
Открытый классный час в 9 классе "Ложь как темная сторона жизни"...
Классный час: Быть ответственным
материал к классному часу...
Методическая разработка классного часа "Правовая ответственность"
Материал для классного часа по правовому воспитанию...
классный час "Успех в профессиональной деятельности человека" 9 класс
выяснение у старшеклассников представления о профессиональном успехе, карьерном росте человека в его деятельности, пополнение личностного опыта участников в результате ролевого проигрывания....
Классный час "Какая ответственность существует за употребление наркотиков?"
Представлен конспект классного часа, задачи которого заключаются в следующем:Повышение уровня осведомлённости подростков о юридической ответственности, связанной с употребление наркотиков;Расширение з...
Свобода в деятельности человека. Свобода и ответственность.
11 класс Урок-исследование по обществознанию....