Игра- тренинг на сплочение коллектива "Планета по имени МЫ"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Матюхина Елена Владимировна

 

Цель тренинга:сплочение коллектива, создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planeta_po_imeni_my.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

 «Планета по имени МЫ»- игра- тренинг  на сплочение коллектива

Кл.руководители: Кольцова О.А., Матюхина Е.В.

I.     Ход занятия

Погружение.

-Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья.( В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники.Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.)

Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: "Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья".

-Сегодня мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

Сегодня - мы поговорим о нас, о взаимоотношениях друг с другом. Сначала вспомним правила тренинговой работы. Участники высказывают свои правила. Затем показывается слайд презентации, где расписаны правила. Работу начнем с упражнения, которое называется «Мы с тобой похожи тем…»

1 упражнение. «Мы похожи с тобой тем…»

Цели:

- отрабатывать навыки работы в команде, командное взаимодействие

- мотивация участников к совместной работе.

Время: 10 минут

Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая– внешний. Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу  отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого партнера.

Рефлексия – чем же мы похожи друг на друга и чем отличаемся?

2. Игра «Невидимая связь»

  Цели:

- ощутить причастность к общему делу;

- почувствовать единство команды.

Время: 20 минут

Инструментарий: моток прочных толстых нитей (главное, они не  должны

  сразу же рваться при сильном натяжении).

        Проведение игры:

а) Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам ведущий  заходит  внутрь  круга  и  рассказывает вводную историю. «Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный  человек. У него были длинные седые волосы и борода, поэтому многие думали, что  он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили,  что  он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И  люди  называли  его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все. Менялись поколения, а  мудрец  все жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.

        И вот пришел день, когда мудрец отправился в  путь.  Он  обошел  всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец,  насколько  разными  были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления.  «Как непросто всем уживаться друг с другом, — думал мудрец, — что бы такое предпринять?» — размышлял он. И тогда мудрец сплел  длинную  тончайшую  нить.  Задумал  он  обойтидобрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью».

        Далее ведущий продолжает рассказывать историю, обходя каждого   игры  и вкладывая ему в руки нить. «Воистину, нить  эта  была  уникальна.  Гладкая,  тонкая,  она  быласовершенно незаметна для человека, но, несмотря на  это,  влияла  на  его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную  нить,стали  добрее,  спокойнее,  терпеливее.  Они  стали   более   внимательно  относиться друг к другу, стремились  понять  мысли  и  чувств;  ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась.  Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но  при  примирении  оборванные  концы  нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре. Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно

менялся и становился "узловатым". Но главное, у каждого появилась:способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал  близкими  и друзьями, соратниками и партнерами».

Ведущий на последнем участнике игры, стоящем в кругу, отрезает  нить от мотка и завязывает  концы.  Таким  образом,  нить  образует  замкнутый круг.—   Дорогие друзья! — обращается ведущий к участникам игры. — Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца.  Каков  она  на

  ощупь? Гладкая, шелковая, тонкая,  прохладная...

б) Давайте  проверим,  что может произойти, если каждый потянет ее на себя... Она натянется и станет «резать» руки. Такие отношения некоторые называют «натянутыми»...

в) А если, — продолжает ведущий, — кто-то потянет нить на себя а  кто-то  не станет этого делать? Что будет,  давайте  попробуем...  Равновесие  круганарушается. Кто-то оказывается в более  устойчивом  положении,  а  кто-тосовсем в неустойчивом. О таких ситуациях говорят:  "он  тянет  одеяло  на себя».

Г). Некоторые люди, — продолжает ведущий, — предпочитают  надевать  эту  нить

  себе на шею. Хотите попробовать? Те, кто сейчас сделал это, наверное, ощутили, как больно нить режет шею. В  подобных  ситуациях люди говорят: «посадил себе на шею».

д). Разные эксперименты можно проводить с этой нитью, —  продолжает  ведущий,— собственно, многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею, или вообще

отпустят. На это ли рассчитывал мудрец,  делая  людям  чудесный  подарок?Наверное нет...

е) Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для  всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой  нашего тела. Спасибо!

Игра закончена, нить можно положить на время обсуждения в  круг.Потом  смотать  и  убрать.  Нить  можно  хранить  среди  ценных  вещей  и талисманов команды, как символ связи между ее членами.

 Вопросы для обсуждения игры «Невидимая связь»:

- Каковы ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью,  подарком мудреца?

- Что было легко, что трудно, в этой игре?

- Чему эта игра может научить команду?

        Линии обсуждения игры «Невидимая связь»:

1. Всегда  есть  нечто,  что  объединяет  людей.  Ощущение  невидимой  связи помогает установить доверительные отношения в команде.

2.  Комфортность  взаимоотношений  зависит  от  того,  в   каком   состоянии находится нить: натянутом или свободном.

3. Экспериментируя с натяжением нити, мы  символически  проживали  различныетипы взаимоотношений друг с другом. Среди членов  команды  бывают  разные эпизоды в общении. Главное, что бы ни происходило, уметь  восстанавливать  комфортное состояние нити.

Обобщение. Рефлексия тренинга:

Время: 15 мин.

Итак, сегодня мы попытались побольше узнать о планете под названием «МЫ» Какими же качествами должен обладать дружный коллектив?

Попробуем их перечислить и каждому цвету радуги на листе ватмана сопоставить цвет. Например: красный – коллективизм

Оранжевый – оптимизм

Жёлтый – жизнелюбие

Зеленый – знания

Голубой – гордость

Синий – смелость

Фиолетовый– фантастика

 Подведение итогов, развитие обобщающей рефлексии. Обсуждается примерный план подведения итогов конкретного дня методом пяти пальцев: М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, я сегодня получил. Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) - состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный) - услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) - бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие (каждый пишет свое мнение на ватмане).

Обсуждаются различные высказывания, в которых хранится мудрость веков:

  • Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
  • Не бойся! Трус обречен на поражение.
  • Трудись! Другого пути к успеху не дано.
  • Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.
  • Не лги! И ты будешь иметь друзей.
  • Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.
  • Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемой цели.

Подведение итогов работы группы. Высказываются подростки (подведите для себя итог, поделитесь впечатлениями о занятиях, выскажете пожелания и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на сплочение коллектива

Очень важно в 5 классе проводить игры на сплочение коллектива, что бы раскрепостить, выявить их интересы, лидерские качества....

Игры на сплочение и доверие в детском коллективе.

Выявление, развитие и совершенствование возможностей каждого ребенка через игру способствуют организации дружеского коллектива, члены которого успешно овладевают нормами коллективных взаимоотнош...

Игры на сплочение коллектива.

Коллективные игры, объединённые общей идеей - сплочение детского коллектива....

Игры на сплочение коллектива.

Игры на сполочение коллектива....

Игры на сплочение классного кллектива

Данные игры  на классном часе помогут создать психологический комфорт, единство коллектива, снятие напряжения и барьров общения...

Игры на сплочение

Игры на сплочение...

Игры на сплочение

Интересная подборка игр на сплочение коллектива....