Доклад на тему "«Проблемы повышения эффективности воспитательной работы с родителями в современном образовательном пространстве».
статья
Доклад на областное педагогическое совеащание по теме «Проблемы повышения эффективности воспитательной работы с родителями в современном образовательном пространстве».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_oblastnoy_pedagogicheskiy_sovet.docx | 29.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное педагогическое совещание.
« Система регионального образования на пути реализации задач воспитания: актуальные проблемы и точки роста.
Тема: «Проблемы повышения эффективности воспитательной работы с родителями в современном образовательном пространстве».
Учитель русского языка и литературы
МАОУ « Лицей ЭБ»
Колупанова Татьяна Евгеньевна
Г. Магадан
«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».
В.Сухомлинский
(Слайд 2,3)
Большинство взрослых людей - родители: молодые или не очень, имеющие достаточный жизненный опыт или без такового. Родительство – это ответственная роль и позиция, в которой взрослый находится 24 часа в сутки, и где требуется тщательное, профессиональное и последовательное выполнение всех условий для успешной социализации ребенка. От того, насколько компетентен родитель в вопросах воспитания, во многом зависит судьба ребенка. В настоящее время родители осваивают науку родительского мастерства сами, часто методом проб и ошибок, на основании того, как складывались отношения в их родительских семьях. При этом процесс воспитания ребенка не всегда осуществляется на основе конструктивных способов воспитания. Поэтому вопросы, связанные с поддержкой родителей в овладении родительским мастерством являются актуальными. т.к. успешность обучения ребенка в школе зависит от того, насколько грамотно выстроено партнерство семьи и школы, насколько родители выступают союзниками школы и их требования со школой едины и согласованы. Важно создавать условия для включения родителей в деятельность, в рамках которой они бы сами сделали для себя нужные выводы, освоили навыки и приемы воспитания, захотели взаимодействовать со школой в дальнейшем. Необходимо, чтобы школа стала пространством, где родителям ненавязчиво подскажут, как воспитывать ребенка.
(слайд 4) Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему.
Взаимосвязь школы и семьи оправдана. Более того, - она чрезвычайна важна и необходима
( слайд 5)Семья – первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети обретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.
( слайд 6) Задачи семейного воспитания:Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:
• гармоническое развитие ребенка;
• забота о здоровье детей;
• помощь в учении;
• трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
• помощь в социализации личности и ее самореализации;
• формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
• забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
• развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
• подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
• половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
(слайд 7)Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в широком смысле слова. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
(слайд 8) Педагог в качестве профессионала, наделенного способностью «вводить ребенка в контекст культуры и социальные отношения», не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи, он не смеет сердиться на детей, воспроизводящих семейный стиль речи, поведения, отношения, не смеет и оскорбляться на грубые либо непристойные выходки ребенка, подражающего кому-то из своего маленького социального мирка. Он только ищет корни такого поведения.
Мы с вами знаем, что большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей оставляет желать лучшего. Слайд 9
(слайд 10) Каковы же условия взаимодействия семьи и школы?
Первейшее условие – исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы иметь возможность понимать друг друга и при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга могли устанавливать реальные взаимные действия. Вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.
Основанием для выявления принципов взаимодействия школы и семьи является забота о счастье ребенка. Оговорим: не об отметках по учебным предметам, не о послушании и поведении, не о соответствии нормам социальной жизни или нормам родительской жизни. Счастье человека есть то, ради чего ребенку следует ходить в школу и овладеть богатыми достижениями культуры.
(слайд 11) Задачи взаимодействия:
• формирование активной педагогической позиции родителей;
• вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
• активное участие родителей в воспитании детей)
Как же наилучшим приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей? Начинается эта работа с родителями будущих первоклассников .
(Слайд 12) Какие же факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?
- Активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьёй, хорошо продуманная и спланированная политика;
- Понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребёнка);
- Установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;
- Создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе;
- Информация об успехах детей;
- Заинтересованность учителей в успехах детей;
- Позитивный климат в школе и усилия всей школы (а не отдельных учителей) развивать работу с родителями;
(Слайд 13) Как привлечь родителей в школу
- Первое собрание – знакомство.
- Неформальное общение и встречи педагогов и родителей. Доверительный тон разговора. Поддерживание контактов. Выделение положительных сторон ребенка и их подкрепление.
- Письменные формы общения (информация о достижениях ребенка, выражение благодарности родителям за участие в делах класса и школы).
- Телефонные звонки - в особых случаях (не выяснять отношения, а пригласить для беседы).
- Разнообразные виды участия родителей в жизни класса. Создание множества ролей для родителей (добровольный помощник учителя, гость класса, рассказчик, экскурсовод по профессии, член родительского комитета, ассистент ... )
- Сохранение конфиденциальности
(Слайд 14) Работа с родителями в классном коллективе:
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
Цели и задачи:
- Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;
- Изучение воспитательных возможностей семьи;
- Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;
- Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры;
- Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей;
- Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования
( Слайд 15)Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Существуют традиционные и нетрадиционные методы и формы работы с родителями:
Традиционные:
- Родительские собрания
- Общеклассные и общешкольные конференции
- Индивидуальные консультации педагога
- Посещения на дому
Нетрадиционные:
- Родительские тренинги
- Дискуссии
- Психологические разминки
- Круглые столы
- Устные журналы
- Практикумы
- Родительские вечера
- Родительские чтения
- Родительские ринги
- Походы
- Педагогические гостиные
- Родительские вечеринки
- Вечер « вопросов и ответов»
- Рефлексивные листы
Взаимодействие с родителями проводится …
- В рамках родительских собраний
- В рамках общешкольных родительских собраний
- В рамках заседаний родительского комитета
- Через дистанционное информирование (стенд для родителей, памятки, буклеты)
- Через индивидуальное консультирование педагогом и психологом
- Через переписку с родителями по электронной почте
- Совместные выезды на экскурсии
- Субботник
- Выставки ученических творческих работ, защиту учебных проектов, выступления художественной самодеятельности для родителей. Это доставляет удовлетворение самому ученику и радует их родителей.
(Слайд 16) Потребности современных родителей. Использование Интернет-технологий Использование Интернет-технологий позволяет сделать деятельность школы видимой, открытой для родителей, увеличить оперативность взаимодействия родителей и школы, предоставить услугу дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса (консультации, родительские собрания, обсуждения, форумы), позволяет создавать Интернет-базы знаний, реализовывать Интернет-проекты для родителей и семей, усилить деятельностную составляющую работы с родителями (в Интернете лекцию не прочитаешь), открыть новые формы работы с родителями, которые раньше не были возможны.
- Оперативная связь со школой, в том числе с классным руководителем(успеваемость, пропуски, текущие вопросы, информация, проблемы, успехи, расписание, услуги школы, домашние задания)
- Получение полезных материалов по воспитанию, обучению, развитию ребенка
- Общение с другими родителями, обсуждение вопросов воспитания и обучения
- Оперативные Консультации разных специалистов
- Участие в сетевой жизни своего ребенка
Что дают Интернет –технологии родителю:
- Оперативное получение информации и консультационной поддержки
- Повышение родительской грамотности
- Более тесный контакт со школой и возможность более активно включиться в жизнь школы
- Возможность быстро реагировать на школьные ситуации
- Возможность объединяться в родительские сообщества и решать вопросы
- Восприятие школы как открытого института, реагирующего на потребности родителей
(Слайд 17).Принципы взаимодействия семьи и школы
Взаимная договорённость – залог успешности педагогического альянса
семьи и школы
1. Принцип согласия
- Школа - раскрывает цель воспитания
- Школа – сообщает о функции школы
- Школа – наделяет семью обязанностями
- Школа – открывает психологию любви
- Семья – осмысливает цель воспитания, выражает мнение
- Семья – выражает мнение о продуктивности функций
- Семья – соглашается создавать необходимые условия
- Семья – учится искусству любить детей
(Слайд 18)2. Принцип сопряжения
- Школа - оповещает о педагогических требованиях
- Школа – информирует о ходе развития детей
- Школа – знакомит с воспитательными замыслами
- Школа – предъявляет работу школы
- Семья – поддерживает требования школы
- Семья – сообщает о проблемах семейного воспитания
- Семья – соглашается содействовать замыслам
- Семья – вносит коррективы в семейное воспитание
(Слайд19) 3. Принцип сопереживания
- Школа оказывает знаки внимания родителям
- Школа формирует у детей любовь к семье
- Школа знакомит с событиями школы
- Семья благодарит и выражает ответное внимание
- Семья утверждает безусловное уважение к школе
- Семья проявляет интерес к жизни всех детей
(Слайд 20)4. Принцип сопричастности
- Школа информирует о нуждах школы
- Школа приглашает обсудить проблемы
- Школа просит об обеспечении ребёнка
- Семья оказывает материальную помощь
- Семья участвует в обсуждении проблемы
- Семья обеспечивает ребёнка необходимыми средствами
(Слайд 21)5. Принцип содеянности
- Школа информирует семью о планах работы
- Школа приглашает принять участие
- Школа организует общее дело
- Семья оценивает влияние школы на детей
- Семья откликается на приглашение, участвует
- Семья участвует в общих делах
(Слайд 22)6. Принцип меры.
- Основная и единственная цель альянса – организовать воспитательное пространство для гармонизации развития детей
- Не форсировать развитие и углубление взаимоотношений «семья-школа»
- Не перекладывать свои обязанности друг на друга (не выходить за пределы своих воспитательных функций)
- Взаимно признавать автономию школы и семьи, считая единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью – просьбу
- Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации при любых обстоятельствах
- Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя педагогический акцент на отношение к этим обстоятельствам
- Не укорять семью в присутствии ребёнка, не порицать детей в присутствии родителей – всегда помнить: они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь
- Апеллировать к разуму ребёнка как субъекту деятельности и поведения, не создавать на него двойного давления семьи и школы
( Слайд23).В заключении:Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.
Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской и учительской любви.
Литература:
1. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Вестник образования, № 4, 2010.
3. Сухомлинский В.А. Избр. произв. В 5-ти т. – Киев, 1979 – 1980.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
5. Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. -Начальная школа. - 1999, №3. – С. 59 – 61.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....
Презентация по теме:"Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса."
Презентация к выступлению на педсовете по теме: "Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса."...
Новая форма организации методической работы в рамках внедрения ФГОС в современное образовательное пространство
В данной статье освещена новая форма организации методической работы в МОУ «Коменской СОШ» Прибайкальского района РБ, суть которой заключается в том, что вместо традиционных методических объединений п...
«Компетентность классных руководителей как важное условие повышения эффективности воспитательного процесса»
Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гума...
Повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса как одно из условий модернизации современной системы образования.
Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования. Главное – обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере образ...
Методическая разработка педсовета на тему:"Расширение и углубление работы ОДОД с родителями как важнейшие условие повышения эффективности воспитательного процесса"
Цель данного педсовета: выявление и поиск оптимальных форм совместной работы ОДОД и семьи в интересах личности ребенка....