Доклад на тему "«Проблемы повышения эффективности воспитательной работы с родителями в современном образовательном пространстве».
статья

Колупанова Татьяна Евгеньевна

Доклад  на областное педагогическое совеащание по теме «Проблемы повышения эффективности воспитательной работы с родителями в современном образовательном пространстве».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_oblastnoy_pedagogicheskiy_sovet.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Областное педагогическое совещание.

« Система регионального образования на пути реализации задач воспитания: актуальные проблемы и точки роста.

Тема: «Проблемы повышения эффективности воспитательной работы с родителями в современном образовательном пространстве».

Учитель русского языка и литературы

 МАОУ « Лицей ЭБ»

Колупанова Татьяна Евгеньевна

Г. Магадан

«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».
В.Сухомлинский

(Слайд 2,3)

        Большинство  взрослых людей - родители: молодые или не очень,  имеющие  достаточный жизненный опыт или без такового. Родительство – это ответственная роль и позиция, в которой взрослый находится 24 часа в сутки, и где требуется тщательное, профессиональное и последовательное выполнение всех условий для успешной социализации  ребенка. От того, насколько компетентен родитель в вопросах воспитания, во многом зависит судьба ребенка. В настоящее время родители осваивают науку родительского мастерства сами, часто методом проб и ошибок, на основании того, как складывались отношения в их родительских семьях. При этом процесс воспитания ребенка не всегда осуществляется на основе конструктивных способов воспитания. Поэтому вопросы, связанные с поддержкой родителей в овладении родительским мастерством являются актуальными. т.к. успешность обучения ребенка в школе зависит от того, насколько грамотно  выстроено партнерство семьи и школы, насколько родители выступают союзниками школы и их требования со школой едины и согласованы. Важно   создавать условия для включения  родителей в деятельность, в рамках которой они бы  сами сделали для себя нужные выводы, освоили навыки и приемы воспитания,  захотели взаимодействовать со школой в дальнейшем. Необходимо, чтобы школа стала пространством, где родителям ненавязчиво подскажут, как воспитывать ребенка. 

(слайд 4) Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему.

Взаимосвязь школы и семьи оправдана. Более того, - она чрезвычайна важна и необходима

( слайд 5)Семья – первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети обретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки  жизни в обществе.

( слайд 6) Задачи семейного воспитания:Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:

•         гармоническое развитие ребенка;

•         забота о здоровье детей;

•         помощь в учении;

•         трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

•         помощь в социализации личности и ее самореализации;

•         формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

•         забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

•         развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

•         подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

•         половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

 (слайд 7)Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в широком смысле слова. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности. 

(слайд 8)        Педагог в качестве профессионала, наделенного способностью «вводить ребенка в контекст культуры и социальные отношения», не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи, он не смеет сердиться на детей, воспроизводящих семейный стиль речи, поведения, отношения, не смеет и оскорбляться на грубые либо непристойные выходки ребенка, подражающего кому-то из своего маленького социального мирка. Он только ищет корни такого поведения.

        Мы с вами знаем, что большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного  воспитания. Культурный уровень многих семей оставляет желать лучшего. Слайд 9

(слайд 10) Каковы же условия взаимодействия семьи и школы? 

        Первейшее условие – исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы иметь возможность понимать друг друга и при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга могли устанавливать реальные взаимные действия. Вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.

        Основанием для выявления принципов взаимодействия школы и семьи является забота о счастье ребенка. Оговорим: не об отметках по учебным предметам, не о послушании и поведении, не о соответствии нормам социальной жизни или нормам родительской жизни. Счастье человека есть то, ради чего ребенку следует ходить в школу и овладеть богатыми достижениями культуры.

  (слайд 11) Задачи взаимодействия:

•         формирование активной педагогической позиции родителей;

•         вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

•         активное участие родителей в воспитании детей)

Как же наилучшим приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей? Начинается эта работа с родителями будущих первоклассников .

(Слайд 12) Какие же факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?

  • Активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьёй, хорошо продуманная и спланированная политика;
  • Понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна  связь их участия в работе школы с успеваемостью ребёнка);
  • Установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;
  • Создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе;
  • Информация об успехах детей;
  • Заинтересованность учителей в успехах детей;
  • Позитивный климат в школе и усилия всей школы (а не отдельных учителей) развивать  работу с родителями;

(Слайд 13) Как привлечь родителей в школу

  • Первое собрание – знакомство.
  • Неформальное общение и встречи педагогов и родителей. Доверительный тон разговора. Поддерживание контактов. Выделение положительных сторон ребенка и их подкрепление.
  • Письменные формы общения (информация о достижениях ребенка, выражение благодарности родителям за участие в делах класса и школы).
  • Телефонные звонки - в особых случаях (не выяснять отношения, а пригласить для беседы).
  • Разнообразные виды участия родителей в жизни класса. Создание множества ролей для родителей (добровольный помощник учителя, гость класса, рассказчик, экскурсовод по профессии, член родительского комитета, ассистент ... )
  • Сохранение конфиденциальности

(Слайд 14) Работа с родителями в классном коллективе: 

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.

Цели и задачи:

  • Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;
  • Изучение воспитательных  возможностей семьи;
  • Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;
  • Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры;
  • Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей;
  • Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования                    

( Слайд 15)Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Существуют традиционные и нетрадиционные методы и формы работы с родителями:

Традиционные:

  • Родительские собрания
  • Общеклассные и общешкольные конференции
  • Индивидуальные консультации педагога
  • Посещения на дому

Нетрадиционные:

  • Родительские тренинги
  • Дискуссии
  • Психологические разминки
  • Круглые столы
  • Устные журналы
  • Практикумы
  • Родительские вечера
  • Родительские чтения
  • Родительские ринги
  •  Походы
  • Педагогические гостиные
  • Родительские вечеринки
  • Вечер « вопросов и ответов»
  • Рефлексивные листы

Взаимодействие с родителями проводится …

  • В рамках родительских собраний
  • В рамках общешкольных родительских собраний
  • В рамках заседаний родительского комитета
  • Через дистанционное информирование (стенд для родителей, памятки, буклеты)
  • Через индивидуальное консультирование педагогом и психологом
  • Через переписку с родителями по электронной почте
  • Совместные выезды на экскурсии
  • Субботник
  • Выставки ученических творческих работ, защиту учебных проектов, выступления художественной самодеятельности для родителей. Это доставляет удовлетворение самому ученику и радует их родителей.

(Слайд 16) Потребности современных родителей. Использование Интернет-технологий Использование Интернет-технологий позволяет сделать деятельность школы видимой, открытой для родителей, увеличить оперативность взаимодействия родителей и школы,  предоставить услугу дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса (консультации, родительские собрания, обсуждения, форумы), позволяет создавать Интернет-базы знаний, реализовывать Интернет-проекты для родителей и семей,   усилить деятельностную составляющую работы с родителями (в Интернете лекцию не прочитаешь), открыть новые формы работы с родителями, которые раньше не были возможны.

  • Оперативная связь со школой, в том числе с классным руководителем(успеваемость,  пропуски, текущие вопросы, информация, проблемы, успехи, расписание, услуги школы, домашние задания)
  • Получение полезных материалов по воспитанию, обучению, развитию ребенка
  • Общение с другими  родителями, обсуждение вопросов воспитания и обучения
  •  Оперативные Консультации разных специалистов
  • Участие в сетевой жизни своего ребенка

Что дают Интернет –технологии родителю:

  • Оперативное получение информации и консультационной поддержки
  • Повышение родительской грамотности
  • Более тесный контакт со школой и возможность более активно включиться в жизнь школы
  • Возможность быстро реагировать на школьные ситуации
  • Возможность объединяться в родительские сообщества и решать вопросы
  • Восприятие школы как открытого института, реагирующего на потребности родителей

(Слайд 17).Принципы взаимодействия семьи и школы

Взаимная договорённость – залог успешности педагогического альянса 
семьи и школы
1. Принцип согласия

  • Школа  - раскрывает цель воспитания
  • Школа – сообщает о функции школы
  • Школа – наделяет семью обязанностями
  • Школа – открывает психологию любви
  • Семья – осмысливает цель воспитания, выражает мнение
  • Семья – выражает мнение о продуктивности функций
  • Семья – соглашается создавать необходимые условия
  • Семья – учится искусству любить детей

(Слайд 18)2. Принцип сопряжения

  • Школа - оповещает о педагогических требованиях
  • Школа – информирует о ходе развития детей
  • Школа – знакомит с воспитательными замыслами
  • Школа – предъявляет работу школы
  • Семья – поддерживает требования школы
  • Семья – сообщает о проблемах семейного воспитания
  • Семья – соглашается содействовать замыслам
  • Семья – вносит коррективы в семейное воспитание

(Слайд19) 3. Принцип сопереживания

  • Школа оказывает знаки внимания родителям
  • Школа формирует у детей любовь к семье
  • Школа знакомит с событиями школы
  • Семья благодарит и выражает ответное внимание
  • Семья утверждает безусловное уважение к школе
  • Семья проявляет интерес к жизни всех детей

(Слайд 20)4. Принцип сопричастности

  • Школа информирует о нуждах школы
  • Школа приглашает обсудить проблемы
  • Школа просит об обеспечении ребёнка
  • Семья оказывает материальную помощь
  • Семья участвует в обсуждении проблемы
  • Семья обеспечивает ребёнка необходимыми средствами

(Слайд 21)5. Принцип содеянности

  • Школа информирует семью о планах работы
  • Школа приглашает принять участие
  • Школа организует общее дело
  • Семья оценивает влияние школы на детей
  • Семья откликается на приглашение, участвует
  • Семья участвует в общих делах

(Слайд 22)6. Принцип меры.

  • Основная и единственная цель альянса – организовать воспитательное пространство для гармонизации развития детей
  • Не форсировать развитие и углубление взаимоотношений «семья-школа»
  • Не перекладывать свои обязанности друг на друга (не выходить за пределы своих воспитательных функций)
  • Взаимно признавать автономию школы и семьи, считая единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью – просьбу
  • Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации при любых обстоятельствах
  • Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя педагогический акцент на отношение к этим обстоятельствам
  • Не укорять семью в присутствии ребёнка, не порицать детей в присутствии родителей – всегда помнить: они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь
  • Апеллировать к разуму ребёнка как субъекту деятельности и поведения, не создавать на него двойного давления семьи и школы

( Слайд23).В заключении:Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.

Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской и учительской любви.

Литература: 
1. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Вестник образования, № 4, 2010.
3. Сухомлинский В.А. Избр. произв. В 5-ти т. – Киев, 1979 – 1980.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
5. Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. -Начальная школа. - 1999, №3. – С. 59 – 61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

Презентация по теме:"Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса."

Презентация к выступлению на педсовете по теме: "Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса."...

Новая форма организации методической работы в рамках внедрения ФГОС в современное образовательное пространство

В данной статье освещена новая форма организации методической работы в МОУ «Коменской СОШ» Прибайкальского района РБ, суть которой заключается в том, что вместо традиционных методических объединений п...

«Компетентность классных руководителей как важное условие повышения эффективности воспитательного процесса»

Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гума...

Повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса как одно из условий модернизации современной системы образования.

Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования. Главное – обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере образ...

Методическая разработка педсовета на тему:"Расширение и углубление работы ОДОД с родителями как важнейшие условие повышения эффективности воспитательного процесса"

Цель данного педсовета:  выявление и поиск оптимальных форм совместной работы ОДОД и семьи в интересах личности ребенка....