ОДНК
календарно-тематическое планирование (5 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Основы духовно-нравственной культуры
народов России».
для обучающихся V класса
на 2017/2018 учебный год
Учитель: Галиева Эльза Ришатовна
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с:
- приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с учётом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014г. №1644);
-письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2015 г. N 08-1228 о направлении методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-письмом Минобрнауки России от 25.05.2015. г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
- Учебного плана МКОУ «СОШ с. Красносельского на 2016-2017 учебный год.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить процесс воспитания новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований. Основа всех ценностей – нравственность. Нравственный аргумент является главным в диалоге с детьми. Патриарх всея Руси Кирилл отметил: «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала».
Цель учебного курса – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним.
Задачи учебного курса:
- выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества;
- развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни человека, семьи, общества;
- выработать убеждение в том, что отношение к члену общества определяется не принадлежность к какому-то этносу, а его нравственным характером поведения, чувством любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 5-х классов и составлена на основе УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (программы комплексного учебного курса) и ориентирован на использование учебника авторского коллектива Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс (М., «Вентана-Граф», 2012-201 3г.)
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями детей 11-12 лет, когда наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – учебные проекты, чтение текстов учебника, работа с информацией, представленной в иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д. Данные методы помогут обеспечить:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы, карты);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Место курса в программе внеурочной деятельности обучающихся 5 класса
В рамках внеурочной деятельности обучающихся 5 класса на курс «Основы духовно-нравственных культур народов России» отводится 34 часа (1 час в неделю) с целью реализации духовно-нравственного направления в развитии личности пятиклассника
Список литературы.
- ФГОС основного общего образования;
- «Фундаментальное ядро содержания общего образования»;
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
- «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа»;
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
- Примерная программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: авторы Н. В. Виноградова, В.И. Власенко, А.И. Поляков, издательский центр « Вентана-Граф», 2012.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана- Граф, 2012-2013.
Ценностные ориентиры содержания занятий
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Основы духовно-нравственных культур народов России
обучающимися 5 класса
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
Ученик получит возможность научиться:
оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
- осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
- осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
- сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Ученик получит возможность научиться:
- принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
- правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
- проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).
Предметные результаты
Ученик научится:
- определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
- описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
- рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
- готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
- характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
- различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
- рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
- оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
- использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;
- объяснять значение понятий «малая родина», «Родина»,«россиянин»;
- приводить примеры беззаветного служения Родине –России.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
- сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
- находить на карте столицы национально-территориальных образований России;
- соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
- различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
- использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
Контроль уровня достижения планируемых результатов по курсу внеурочной деятельности
«Основы духовно-нравственных культур народов России».
Формы, периодичность и порядок проведения контроля уровня достижения планируемых результатов обучения учащихся 5 класса по курсу внеурочной деятельности определяются в соответствии с разделом основной образовательной программы начального общего образования «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы», локальным актом «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ Каменскохуторской СОШ» (приказ от ___________ г. №____) в рамках безотметочной оценки, находят отражение в разделе календарно-тематического планирования «Виды внеурочной деятельности, формы текущего и итогового контроля планируемых результатов», а также фиксируются в «Портфолио учащегося »
СОДЕРЖАНИЕ.
РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ – 4 ч.
Тема 1-2. Величие многонациональной культуры России.
Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России.
Культура народа, рожденная религией.
Тема 3. Человек – творец и носитель культуры.
Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека.
Тема 4. Законы нравственности – часть культуры общества.
Роль правил в жизни общества. Роль светской этики.
Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний источник нравственного поведения человека.
РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА – 13 ч.
Тема 5. Береги землю родимую, как мать любимую.
Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен: священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов – представителей разных народов.
Тема 6-7. Жизнь ратными подвигами полна.
Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Надежда Дурова. Башкирский кавалеристы на войне 1812 года. Рабби Шнеур-Залман. А.И. Покрышкин. Вклад мусульманских народов в Великую победу.
Тема 8. В труде - красота человека.
Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание заслуг честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы.
Тема 9. Плод добрых трудов славен.
Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как нравственном состоянии человека.
Тема 10. Люди труда.
Примеры трудовых подвигов в истории. Харитон Лаптев. Бурятский ученый-востоковед Г. Цыбиков. К.Э. Циолковский.
Тема 11. Бережное отношение к природе.
Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы.
Тема 12-13. Семья- хранитель духовных ценностей.
Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в воспитании человека. Семейные традиции воспитания и народные сказки.
Тема 14. Семья – первый трудовой коллектив.
Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания. Совместный труд как ценность. Распределение труда в семье.
Тема 15-16. Семейные ценности в разных религиях мира.
Любовь- главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и взаимопонимания в семье.
Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме, христианстве. Родители и дети.
Тема 17. Урок обобщения.
Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях.
РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА – 7 ч.
Тема 18-19. Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие христианской Руси.
Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси.
Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности православного календаря.
Тема 20. Духовная православная музыка.
Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест, Перебор, Перезвон, Трезвон.
Тема 21. Духовные святыни Брянского края.
Преподобноиученники Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Преподобный Поликарп Брянский. Православные монастыри и храмы Брянского края. Церковь Сретения Господня, г.Трубчевск; церковь Спаса Нерукотворного, с. Супонево, Ильинской храм, г. Почеп
Духовные места Брянской области.
Тема 22-23. Культура ислама.
Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.). Ислам и развитие науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть – часть исламской культуры.
Тема 24-25. Культура иудаизма.
Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства. Ветхий Завет. Тора – Пятикнижье Моисея. Синагога.
Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его братья. Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь.
Тема 26. Культурные традиции буддизма.
Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм. Пагода. Буддийская скульптура.
Буддийский монастырь. Искусство танка. Буддийский календарь.
РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ – 3 ч.
Тема 27-28. Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного наследия. Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя. Государственный музей-заповедник «Царское село».
Тема 29. Хранить память предков.
Хранение памяти предков – забота всех поколений. Благотворительность в истории России. Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья Третьяковы.
РАЗДЕЛ 5. ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР – 5 ч.
Тема 30. Твое образование и интересы.
Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение – важная часть культуры человека. Многообразные интересы человека.
Тема 31. Твоя культура поведения и нравственные качества.
Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные качества человека.
Тема 32-33. Диалог культур и поколений (уроки обобщения).
Тема 34. Итоговое обобщение.
Примерное календарно-тематическое планирование
факультативного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
5 класс, 34 час.
( на основе учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России» -Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А. В. Поляков - М., Вента-Граф, Москва, 2015)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятий | Планируемые результаты (в результате занятий учащиеся смогут) | Дата: | |||
План. | Факт. | |||||
В мире культуры- 4 ч. | ||||||
1-2 | Величие многонациональной культуры России. | Личностные: - выразить мнение о важности уважительного отношения к истории своего народ, страны. Предметные: - выбрать персоналии и составить рассказ об известных деятелях российской науки и культуры; Метапредметные: - анализировать и структурировать информацию из разных источников; - приводить примеры из прочитанных текстов; - составлять план, следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени; - анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами выводы. | 05.09 | |||
3 | Человек – творец и носитель культуры. | Учебный проект «Человек и его путь в мир культуры» или «Я и мой путь в мир культуры» Личностные: - выразить мнение о важности уважительного отношения к истории своего народ, страны. Предметные: - объяснить связь нравственного поведения и культуры, привести примеры благородного поведения из истории, личного опыта. Метапредметные: - приводить примеры из прочитанных текстов; - выполнять учебный проект; - анализировать и структурировать информацию из разных источников; - составлять план, следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. | 19.09 | |||
4 | Законы нравственности - часть культуры общества. | Личностные: - осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране. Предметные: - объяснить связь нравственного поведения и культуры, привести примеры благородного поведения из истории, личного опыта. Метапредметные: - выполнять учебный проект; - определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. - анализировать и структурировать информацию из разных источников. | 26.09 | |||
Нравственные ценности российского народа – 13 ч. | ||||||
5 | Береги землю родимую, как мать любимую. | Личностные: - осознавать свою принадлежность к российскому народу. Предметные: - перечислить названия не менее трех сказок или былин, имен их героев. Метапредметные: - выделять главную мысль литературных, фольклорных и текстов; - анализировать и структурировать информацию из разных источников (иллюстрации, тексты, стихотворения). | 03.10 | |||
6 | Жизнь ратными подвигами полна. | Личностные: - осознавать свою принадлежность к российскому народу, чувство уважения к предкам. Предметные: - перечислить названия не менее трех сказок или былин, имен их героев. Метапредметные: - читать и анализировать учебный текст; - анализировать и структурировать информацию из разных источников (иллюстрации, тексты, стихотворения, др.). | 10.10 | |||
7 | В жизни всегда есть место подвигу. | Выполнение учебных проектов. Темы – на с.35 учебника или иные варианты Личностные: - осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране. Предметные: - объяснить связь нравственного поведения и культуры, привести примеры патриотизма из истории, личного опыта. Метапредметные: - выполнять учебный проект; - определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу; - продолжить формирование навыка публичного выступления; - анализировать и структурировать информацию из разных источников. | 17.10 | |||
8 | В труде - красота человека. | Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности труда. Предметные: - приводить примеры о роли труда из разных источников. Метапредметные: - анализировать информацию; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения | 24.10 | |||
9 | Плод добрых трудов славен. | Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности труда. Предметные: - приводить примеры о роли труда из разных источников. Метапредметные: - читать и анализировать текст; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения | 07.11 | |||
10 | Люди труда. | Выполнение учебных проектов. Темы – на с.48 учебника или иные варианты Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности труда. Предметные: - приводить примеры о роли труда из разных источников. Метапредметные: - читать и анализировать текст; - выполнять учебный проект; - определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу; - анализировать и структурировать информацию из разных источников; - продолжить формирование навыка публичного выступления. | 14.11 | |||
11 | Бережное отношение к природе. | Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности бережного отношения к природе. Предметные: - объяснять роль заповедников, национальных парков в деле охраны природы Метапредметные: - читать и анализировать текст; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения | 21.11 | |||
12-13 | Семья- хранитель духовных ценностей. | Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи. Предметные: - объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких. Метапредметные: - читать и анализировать текст; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения | 28.11 | |||
14 | Семья – первый трудовой коллектив. | Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи. Предметные: - объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей. Метапредметные: - читать и анализировать текст; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения | 05.12 | |||
15-16 | Семейные ценности в разных религиях мира. | Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи. Предметные: - объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей. Метапредметные: - читать и анализировать текст; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения | 12.12 | |||
17 | Урок обобщения. | Выполнение учебных проектов. Примерные темы:
Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи в истории разных народов России. Предметные: - приводить примеры о роли семьи из разных источников. Метапредметные: - читать и анализировать текст; - выполнять учебный проект; - определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу; - анализировать и структурировать информацию из разных источников; - продолжить формирование навыка публичного выступления. | 26.12 | |||
Религия и культура - 7 | ||||||
18-19 | Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие христианской Руси. | Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о роли христианства для развития культуры России и православных россиян. Предметные: - объяснять роль христианства для развития культуры, образования, просвещения; - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; - определять культовые сооружения православия; Метапредметные: - читать и анализировать текст; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций, использование элементов причинно-следственного анализа, проводить поиск информации по заданным и свободным источникам. | 16.01 | |||
20 | Духовная православная музыка. | Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о роли церковной музыки. Предметные: - объяснять роль христианства для развития культуры, образования, просвещения. Метапредметные: - делать выводы; - понимать информацию, получаемую из разных источников. | 30.01 | |||
21 | Духовные святыни Брянского края. | Личностные: - понимать роль христианства для развития культуры России и православных россиян. Предметные: - перечислить памятники культуры Брянщины, связанные с историей православия. Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. | 06.02 | |||
22-23 | Культура ислама. | Личностные: - понимать роль ислама для развития культуры России. Предметные: - перечислить памятники культуры ислама; - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; - определять культовые сооружения ислама. Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. | 13.02 | |||
24-25 | Иудаизм и культура. | Личностные: - понимать роль иудаизма для развития культуры России. Предметные: - перечислить памятники культуры иудаизма; - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; - определять культовые сооружения иудаизма. Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. | 27.02 | |||
26 | Культурные традиции буддизма. | Личностные: - понимать роль буддизма для развития культуры России. Предметные: - перечислить памятники культуры буддизма. Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. | 13.03 | |||
Как сохранить духовные ценности - 3 | ||||||
27-28 | Забота государства о сохранение духовных ценностей. | Личностные: - понимать роль государства для сохранения и поддержки духовной культуры. Предметные: - обосновать роль государства в деле сохранения памятников культуры; - описывать историю Храма Христа Спасителя, музея-заповедника «Царское Село». Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. | 20.03 | |||
29 | Хранить память предков. | Личностные: - понимать роль меценатства для сохранения и поддержки духовной культуры. Предметные: - обосновать меценатов в деле сохранения памятников культуры. Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. | 10.04 | |||
Твой духовный мир - 5 | ||||||
30 | Твое образование и интересы. | Учебный проект «Мои творческие планы на учебный год» | 17.04 | |||
31 | Твоя культура поведения и нравственные качества | Варианты учебных проектов: - «Правила хорошего тона (или этикет в моей жизни)»; - «Мой пример человека высокой нравственности» | 24.04 | |||
32-33 | Диалог культур и поколений. | Учебный проект «Великие ценности культуры»: - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; - различать культовые сооружения разных религий; - анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации. | 08.05 | |||
34 | Итоговое обобщение. | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОДНК
Эта программа составлена в сообветствии с требованиями ФГОС второго поколения...
ОДНК РН
Рабочая программа для 5 класса по предмету ОДНК РН...
ОДНК. Рабочая программа для 5 класса.
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федера...
Рабочая программа по предмету ОДНК для 5 класса
Рабочая программа для 5 класса по Основам духовно-нравственной культуры народов России совмещённая с Культурой Башкортостана....
Рабочая программа ОДНК 5 класс Виноградова
Рабочая программа ОДНК 5 класс Виноградова...
Программа ОДНК Народов России
Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отно...
календарно-тематическое планирование по ОДНК НР по программе Обыденновой
КТП содержит ЭКОР...