Программа воспитательной работы для 5 - 9 классов "я в мире...Мир во мне..."
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Данная программа разработана для воспитательной работы в 5 - 9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_v_mire.doc | 821.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа
Чеховского района Московской области
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Троицкой СОШ
____________ Слободян И.И.
Пр . №__ от «__»__________ 2012 г.
Воспитательная программа
«Я в мире…
Мир во мне…»
Классный руководитель: Семенова Елена Евгеньевна
В каждом человеке природа всходит
либо злаками, либо сорной травой;
пусть он своевременно поливает
первое и истребляет второе
Фрэнсис Бэкон
Пояснительная записка.
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем.
Данная программа составлена в соответствии со школьной программой развития МБОУ Троицкая СОШ. Утверждена на ШМО классных руководителей и директором школы.
Почему же я выбрала такое название? Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
В реализации программы воспитания нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах школы и класса, но в то же время избрать в качестве приоритетного - существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.
Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника, и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий. Программа воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Цель программы: создание условий для формирования, в союзе с родителями, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению и живущей в гармонии с окружающим миром.
Задачи:
1.Создать условия для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний; благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей; развивать творческие способности школьников;
2. Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.
3. Воспитывать в детях:
– любовь к Родине, своему селу, родному дому;
– способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);
– эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;
– потребность в здоровом образе жизни;
– знакомить учащихся с прошлым и настоящим своей малой родины, приобщать учащихся к культуре своего отечества, народа, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях;
– прививать чувства прекрасного на примерах музыки и живописи.
– развитие потребности в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;
– развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;
4. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;
5. Формирование системы самоуправления в классе.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).
Сроки и этапы реализации:
1 этап – 5 класс – 2012 – 2013 уч.год. «Я в мире»
2 этап – 6 класс – 2013 – 2014 уч. год. «Я расту»
3 этап – 7 класс – 2014 – 2015 уч. год. «Я взрослею»
4 этап – 8 класс – 2015 – 2016 уч. год. «Я и мой духовный мир»
5 этап – 9 класс – 2016 – 2017 уч. год. «Я и общество»
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.
В центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории: “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.
В основе теории следующие принципы:
“Все дети талантливы.
Плох не ребенок, плох его поступок.
В каждом ребенке чудо, ожидай его”.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.
Содержание программы.
Принципы воспитательной работы.
Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей,учителей.
С 2012 года я являлась классным руководителем в 5 классе, понимая сложность педагогической ситуации, надо было уделить особое внимание сплочению коллектива, созданию благоприятного психологического климата, характеризующегося защищённостью каждого его члена, мобильностью, психологической свободой, работоспособностью, инициативностью.
Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей:
1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.
2. Принцип комплексного подхода. Работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-психолога, учителей-предметников, педагога-организатора.
3. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
4. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
5. Принцип сотрудничества. Принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).
6. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.
На основе данных принципов можно выделить 7 основных направлений:
- Работа с ученическим активом (самоуправление)
- Гражданско – патриотическое.
- Духовно - нравственное
- Спортивно – оздоровительное.
- Общешкольные мероприятия (КТД).
- Работа с родителями.
- Профориентационное.
- Профилактика ДТТ и употребления ПАВ.
Направление 1. «Работа с ученическим активом (самоуправление)».
Цель работы: формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Задачи работы:
--- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
--- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
--- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
--- способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
--- развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
1. Познай себя – это интересно!
2. Сотвори себя – это необходимо!
3. Утверди себя – это возможно!
4. Прояви себя – это реально!
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- самостоятельность.
Структура самоуправления класса.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:
• актив класса, мэра и вицемэра;
• избирает представителей в Совет старшеклассников;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
• вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является актив класса, возглавляемый мэром класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Мэр класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Мэр класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования.
Направление 2. «Гражданско – патриотическое».
Цель работы: формирование в союзе с родителями у учащихся активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством.
Задачи работы:
- Воспитание патриотизма, гуманизма, доброты, милосердия, любви к Родине через изучение героической истории Отечества;
- Воспитание гражданского сознания и активной творческой позиции личности.
- формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
- формирование у учащихся правовой культуры, гуманистического мировоззрения;
- обучение решению задач гражданско-правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.
Примерная тематика классных часов:
5 класс
- Наш портфель (Игра-экспромт)
- Права и обязанности ученика. (Диспут)
- Добро и зло. (Беседа)
- Как я выполняю домашние задания? (Крыглый стол)
- Экологическая тропа. (Заочная экскурсия)
- Здесь живет моя семья. (Заочное путешествие)
- Рыцарский турнир. (Конкурс)
- Города-герои. (Заочное путешествие)
- Пусть всегда будет солнце. (Экологический вечер)
- Здравствуй, мир! Здравствуй, друг! (Беседа с элементами игры)
6 класс
- Конституция РФ. (Викторина с презентацией)
- Кораблекрушение. (Игра-экспромт)
- Государственная символика России.
- День народного единства
- Учись учиться». (Беседа с элементами игрового тренинга)
- Урок Мужества. (Беседа, встреча с ветеранами ВОВ)
- Фотографии из семейного альбома. (Беседа)
- Хочешь знать Россию – побывай в Москве. (Игра – путешествие)
- О доблестях, о подвигах, о славе
- Добрые молодцы и мудрые девицы (Викторина)
7 класс
- Юбилей Московской области. (Викторина-путешествие)
- Хорошие манеры. (Обучающая игра)
- Наши земляки – защитники Москвы.
- Эхо Чечни будет долгим укором звучать. (Устный журнал)
- Коса – девичья краса. (Викторина)
- Покорители космоса.
- Маленькие герои большой войны. (Лит.-музыкальная композиция)
- Чью старость ты утешил? (Диспут)
- За страницами школьного дневника.
- Все мы разные. Что такое толерантность? (Час общения)
8 класс
- Знаю ли я себя? (Беседа с элементами игрового тренинга)
- А пули еще прилетают оттуда… (Час памяти)
- Роскошь человеческого общения. (Диалог, дискуссия)
- О пользе критики. (Час общения)
- Символы российских городов. (Заочное путешествие)
- Имею право. (Игра – конкурс)
- Поклон тебе, солдат России.
- Мы – граждане России (о получении паспортов).
- Я – житель планеты Земля. (Круглый стол)
- Колокола памяти (Урок мужества, чествование ветеранов)
9 класс
- Овеян славою флаг наш. (Исторический вечер)
- Государственные символы народов мира. (Заочное путешествие)
- Российскому флоту быть! (Диспут)
- Память за собою позови. (Устный журнал)
- О красоте, моде и хорошем вкусе. (Диспут)
- «Крутой» или уверенный в себе? (Тренинговое занятие)
- Человек среди людей. Правила счастливого человека. (Психологический тренинг)
- Мои родные – защитники Родины. (Час памяти)
- До последнего дыхания. (Лит.-музыкальная композиция)
- Интеллектуальные забавы. (Конкурс)
Направление 3. «Духовно - нравственное».
Цель работы: способствовать развитию у учащихся потребности в прекрасном, развитие активной и инициативной личности, способной к осмыслению общечеловеческих ценностей; осознания личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".
Задачи работы:
- Развитие познавательных интересов обучающихся; создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, здоровой личности;
- Воспитание личности, умеющей отвечать за свои поступки, имеющей правовую культуру.
- Воспитание личности, умеющей жить в социуме, уважающей общепринятые ценности, нормы, законы.
- Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области духовной и нравственной культуры.
- Воспитание особого уважительного отношения к старшему поколению.
Примерная тематика классных часов:
5 класс
- Русские посиделки. (Веселое чаепитие)
- Добрым быть совсем не просто. (Час общения)
- Что такое красота? (Беседа-практикум)
- Мамина помощница. (Конкурс к 8 марта)
- Забота о родителях – дело совести каждого. (Беседа)
- Дверь в детство. (Час общения)
- Мир моих увлечений. (Круглый стол)
- Лукошко добрых дел. (Итоговый кл. час)
- Нравственные корни добрых дел. Милосердие. (Час общения)
- Перед старостью склоним колени. (Акция милосердия)
6 класс
- История праздников на Руси. (Викторина по сказкам)
- Главные православные праздники. (Беседа)
- Добрые молодцы и мудрые девицы. (Викторина)
- Порочный круг. (Диспут)
- Пожилые люди. (Этическая беседа)
- Славим руки матери. (Праздник)
- Русские блины – символ масленицы.
- Мои любимые родители. (Беседа)
- Пасхальный перезвон. (Беседа)
- На кого бы я хотел быть похожим? (Час общения)
7 класс
- Святые заступники народа русского. (Интерактивная беседа)
- Русские миллионеры-благотворители. (Исторический экскурс)
- И станет мачехой земля. (Деловая игра)
- Я и мои родственники. (Заочное путешествие)
- Чем опасна низкая самооценка? (Беседа с элементами тренинга)
- Стыд и совесть. (Дискуссия)
- Как остаться непобежденным. (Беседа с элементами игрового тренинга)
- Семь чудес света. (Заочное путешествие)
- Веселья час. (КВН)
- Доброе слово, что ясный день. (Час общения)
8 класс
- Не нужен клад, коли в семье лад. (Беседа)
- Урок милосердия и доброты. (Беседа)
- Экологическая мозаика. (Игра-конкурс)
- О тех, кто мне дорог.
- Не смущенье красит человека. (Тренинговое занятие)
- Радость человеческого общения. (Беседа с элементами обсуждения)
- Во славу прекрасной дамы. (Турнир)
- Нравственность в моей жизни. ((Психологический тренинг)
- Христианские праздники. (Интерактивная беседа)
- Суд совести. (Диспут)
9 класс
- Мы в ответе за тех, кого приручили. (Час общения)
- Умейте всем страхам в лицо рассмеяться. (((Психологический тренинг)
- Толерантная личность. (Беседа)
- Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать. (Круглый стол)
- Мы встречаем Рождество. (Викторина)
- Мир человеческих чувств. (Час общения)
- Семейные традиции:за и против. (Диспут)
- Наполним музыкой сердца. (Лит.-музыкальная композиция)
- Соборы и храмы Москвы. (Викторина-путешествие)
- Будем милосердны к старости! (Уроки нравственности)
Направление 4. «Спортивно-оздоровительное».
Цель работы: развитие нравственно и физически здоровой личности способной к самоутверждению и привлечение родителей к пропаганде здорового образа жизни.
Задачи работы:
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья нации.
- Создавать условия для физического развития учащихся.
- Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам и стремление к здоровому образу жизни
- Формировать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Примерная тематика классных часов:
5 класс
- Здоровое питание. (Беседа с обсуждением)
- Гигиена и ее значение. (Беседа)
- Лекарственные растения. (Игра-викторина)
- Мы и наши привычки. Режим дня.
- Папа, мама, я – спортивная семья. (Соревнования)
- О вреде табачного дыма. (Беседа)
- Правила дорожные знать каждому положено. (Цикл бесед)
- Здоровье – бесценное богатство. (Анкетирование)
6 класс
- Что делает человека здоровым и счастливым? (Беседа)
- Значение режима дня в жизни школьника. (Диспут)
- Самопознание своего тела через чувство, ощущение, образ. (Игра)
- Я и другие. (Беседа)
- Правильное питание – залог здоровья. (Беседа)
- Здоровье и безопасность. (Диспут)
- Вино вину творит. (Беседа с обсуждением)
- Большие гонки. (Соревнование)
7 класс
- О пользе здоровой пищи. (Интерактивная беседа)
- Человек и его здоровье. (Игра-викторина)
- Зимние забавы. (День здоровья)
- Что имеем не храним, потерявши, плачем.
- Культура потребления медицинских услуг. (Час общения)
- За гранью реальности. (Беседа)
- Вместе мы сильнее наркомании. (Диспут)
- Биологические добавки. (Беседа с обсуждением)
- Как уберечься от гриппа? (Классный час с приглашением медработника)
8 класс
- В здоровом теле – здоровый дух. (Беседа)
- Правила учи – себя береги. (Тренинговое занятие)
- Что для счастья надо? (Диспут)
- Умей сказать «нет»! (Тренинг)
- Ответственный выбор. (Урок профилактики)
- Нет безвредного табака! (Интерактивная беседа)
- Мутагены. Их влияние на природу и человека. (Беседа с обсуждением)
- Коктейль здоровья. (Соревнование)
9 класс
- Жизнь бесценна. (Беседа)
- Стресс и саморегуляция. (Тренинговое занятие)
- Спорт и труд к науке ведут. (Игра-конкурс)
- Бездна, в которую надо заглянуть. (Урок профилактики)
- История олимпийского движения. (Викторина-путешествие)
- Курить или не курить – вот в чем вопрос. (Театр у микрофона)
- Наследственные болезни. (Интерактивная беседа)
- Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить. (Цикл бесед)
Направление 5. «Общешкольные мероприятия (КТД)».
Цель работы: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений; создание условий для проявления учащимися класса творческой инициативы и самостоятельности, ответственности и открытости, искренности; развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи работы:
- С помощью родителей знакомить учащихся с традициями общения различных поколений.
- Формировать культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребенок».
- Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
- Использовать нестандартные творческие формы внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей.
- Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности.
Направление 6. «Работа с родителями».
Цель работы: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по созданию условий для саморазвития личности.
Задачи работы:
- Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, родительских лекториев.
- Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
- Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
- Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.
- Оказание помощи родителям в организации педагогического образования.
Родители нашего класса причастны ко всем процессам, происходящим в общественной жизни класса, то есть принимают участие в родительских собраниях, спортивных соревнованиях, оказывают помощь в организации и в проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников и т.д.
Мы – вместе работаем! Вместе отдыхаем! Вместе обустраиваем жизнь!
Принципы взаимной деятельности:
- обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
- Изучение условий семейного воспитания:
- посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;
- особенности семейного воспитания;
- беседы, анкетирование родителей;
- сочинения учащихся о семье;
- конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”;
- формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
- Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:
- родительские собрания;
- информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.
- приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;
- регулярная проверка дневников.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Взаимодействие с родительским комитетом:
- помощь в планировании и организации различных видов деятельности;
- помощь в работе с социально неблагоприятными семьями;
- с учреждениями дополнительного образования.
- Совместная деятельность родителей и учащихся:
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
- Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
- родительские собрания;
- заседания родительского комитета;
- четкие и лаконичные записи в дневниках;
- записки извещения.
- Работа с педагогами, работающими в классе:
- изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
- изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
- выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
- развитие коммуникативных умений педагогов;
- сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
- помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Формы:
- проведение малых педагогических советов;
- индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.
Работа с родителями учащихся.
Образова- тель- ный период | Формы работы | Задачи работы | Способы реализации |
2012 – 2017 учебный годы | Коллективная | 1. Проводить психолого-педагогическое просвещение родителей. 2. Способствовать формированию адекватной оценки родителями работы коллектива класса и школы. 3. Создавать атмосферу сотрудничества взрослых и детей в процессе их совместной деятельности. 4. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей. 5. Инструктировать их по вопросам психологической подготовки и поддержки своих детей в период итоговой аттестации выпускников. | 1. Родительские собрания. 2. Совместные праздники. 3. Творческие мастерские. 4. Работа родительского комитета. 5. Педагогические лектории для родителей. 6. Работа малых инициативных групп родителей. 7. Помощь в организации и проведении классных мероприятий. 8. Совместные профориентационные мероприятия (рассказ родителей о своих профессиях; экскурсии на свои предприятия, в свои учреждения и организации). 9. Посещение семей своих учеников. 10. Индивидуальные беседы по проблемам успеваемости, поведения, межличностного общения школьников. 11. Организация встреч родителей со специалистами, работающими в школе (психологом, социальным педагогом и др.).. 12. Творческие группы при подготовке внеклассных мероприятий. 13 Групповые родительские собрания по отдельным проблемам. 14. Беседы по проблемам успеваемости, межличностного общения, поведения, взросления ребенка. 15 Организация бесед родителей с учителями-предметниками.. |
Групповая | 1. Выявлять проблемы, возникающие у школьников в ходе образовательного процесса, и координировать работу родителей, детей и учителей-предметников. 2. Привлекать родителей к организации учебной и досуговой деятельности школьников. 3. Организовать взаимодействие внутри коллектива родителей. 4. Стимулировать совместное участие детей и родителей в подготовке различных мероприятий. | ||
Индивидуальная | 1. Координировать учебную помощь родителей их детям. 2. Выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классного коллектива. 3. Обеспечивать помощь родителям в решении возникающих проблем. 4. Изучать традиции и уклад жизни семей своих учеников.. 5. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей. 6. Оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций |
Направление 7. «Профориентационное».
Цель работы: создание условий для профессионального выбора, правильного определения в жизни, самореализации.
Задачи работы:
- Профессиональное самоопределение, развитие представлений о собственных интересах и возможностях.
- Самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.
- Организация встреч с представителями разных профессий с целью помощи в самоопределении.
- Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению.
- Тестирование и анкетирование учащихся, с целью выявления профнаправленности.
Концептуальные основы возрастных
воспитательных подпрограмм.
Класс | Возростная подпрограмма | Образовательные цели | Задачи | Результаты реализации воспитательной подпрограммы |
5 класс | «Я в мире» | 1. Создавать условия для формирования культуры общения личности ребенка путем вовлечения его в общественную жизнь школьного сообщества. 2. Создать условия для самопознания и познания духовных ценностей как важных основ жизни человека. 3. Способствовать осознанному самостоятельному выбору школьниками дальнейшего пути интеллектуального развития и профессионального становления. 4. Создать условия для жизненного самоопределения путем осознания лично значимых ценностных ориентаций | 1.Содействовать построению равноправных отношений со сверстниками, которые основаны на взаимопонимании, взаимооценке, различных формах дружеского и избирательного общения. 2.Развивать у школьников потребность в самопознании как одной из основ жизненного самоопределения. 3. Содействовать освоению учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализации их интеллектуального и творческого потенциала. | 1.Осознание себя как личности, открытие собственного «Я», овладение наиболее простыми способами самооценки, самоанализа. 2. Проявление интереса к другому человеку как к личности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, объективно сравнивать свои результаты с успехами других. |
6 класс | «Я расту» | |||
7 класс | «Я взрослею» | |||
8 класс | «Я и мой духовный мир» | |||
9 класс | «Я и общество» |
Условия успешной реализации программы:
- Поддержка идеи программы коллективами школы, учащихся, их родителями и учителями.
- Привлечение к реализации программы школьного психолога и сотрудничество с учителями, работающими в классе
- Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
- Формирование личности с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.
- Построение процесса воспитания на добровольности участия детей и их родителей в воспитательных мероприятиях.
- Главное – сам ребёнок, его склонности, интересы, отношение к жизни и самому себе.
Прогнозируемые результаты:
Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:
- социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
- умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
- нуждающуюся в творческой самореализации;
- умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.
Чтобы добиться данных результатов, я считаю целесообразным, на основе возрастных особенностей детей выделить три этапа воспитания:
I этап – 11 – 12 лет. Наряду с существующими приоритетами в обществе, есть качества, которые в наше время ушли на второй план (справедливость, доброта, милосердие, трудолюбие, уважение к старшему поколению).
II этап – 13 – 14 лет. Дальнейшее совершенствование этих качеств.
III этап - 14 – 15 лет. Индивидуальная корректировка качеств.
Возрастные категории учащихся | Воспитательный | Образовательный | Практический |
Младший возраст | Понимание ребенком собственных действий, которые помогут ему быть успешным | Планировать и жить по заданному плану (в классе), анализировать, что он делает и объяснять, почему для него это важно | Конверт достижений в коллективе |
Средний возраст | Освоение ценностных норм общения, поведения и взаимоотношений на основе необходимости достижений признанного сверстниками успеха. | Владение понятиями норм общения, взаимодействие в команде, группы, класса, школы | Конверт достижений в коллективе |
Старший возраст | Осмысление воспитанником собственной системы взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей | Ценности общения взаимодействия, которые приняты в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения, работать в команде. | Конверт достижений в коллективе |
На протяжении всех этапов учащиеся должны уметь ставить цели, анализировать свои поступки, достигать желаемых результатов.
По мере реализации данная программа корректируется.
Результатом данной программы является ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе.
Заключение.
Для самовоспитания учащихся должна работать вся система, окружающая ребенка. Это требует создания комплекса педагогических условий, предполагающих повышение коммуникативной культуры всех участников педагогического процесса, включение учащихся совместно с педагогами, родителями в социально значимую деятельность.
Роль классного руководителя при этом высока. Классный руководитель может и должен:
- быть примером для подражания;
- признавать в каждом ученике личность, уважать чувство и позицию каждого;
- уметь не только слушать, но и услышать, и понять каждого ребенка;
- развивать у учащихся самоуважение и уважение к окружающим;
- давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
- не допускать проявления авторитаризма;
- поощрять совместную деятельность;
- относиться ко всем учащимся одинаково.
Для достижения заявленных результатов и создана данная воспитательная программа.
Список литературы
- Аджиева Е.М. Байкова Л.А. и др. 50 сценариев классных часов. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
- Гребенкина Л,К. Жокнна Н.А. и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). М: Центр «Педагогический поиск», 2002.
- Давыдова А.В. Классные часы 7 класс. М.; «ВАКО»,2008
- Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности.», М., «Вербум», 2001.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. М.: «ВАКО»,2003.
- Егорова Л.А. Классные часы 6 класс. М.: «ВАКО», 2008
- Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
- Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. - Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. - 2006.
- Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2001.
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАД ОС, 2003.
- Селевко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников», журнал «Школьные технологии», № 6\ 1999,.
- Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. - М.: Айрис-пресс, 2004.
- Степанов С.С. «Что вы знаете и не знаете о себе и других», психологические тесты и наблюдения, г.Дубна, «Феникс», 1996.
- Фридман Л.М. и др. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов», М., «Просвещение», 1988.
- http://emschool4.ru/vneklasWORK/trepko/programma_vospit_raboti.doc
- pedsovet.su›Файлы для скачивания›База разработок
- http://www.slideshare.net/kukushina/ss-15452684
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании ШМО классных руководителей
Пр.№_____ от «_____» _______________2012 года
«СОГЛАСОВАНО»
зам. директора по ВР _________________ /Богдашкина В.А./
«________» _______________________2012 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа воспитательной работы "Я в мире людей"
Программа составлена с учетом возрастных особенностей школьников. 1 этап - 5-6 класс 2 этап - 7-8 класс 3 этап - 9 класс Программа реализуется по 4 направлениям: здоровье, интеллект, нравственност...
Программа воспитательной работы "Учимся жить в современном мире" 5-9 класс
Сплочение и развитие коллектива учащихся средствами воспитательной деятельности. Планирование и организация классных часов и коллективных дел по блокам....
Программа воспитательной работы "Я в мире профессий"
Тип программыВоспитательная программа под названием «Я в мире профессий».Назначение программы· для учащихся 9 классов·...
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ по профессии 28.01.08 "Машинист на открытых горных работах"
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ по профессии 28.01.08 "Машинист на открытых горных работах"...
Сценарий мероприятия воспитательной работы Тема: Прогулка по миру олимпийских видов спорта
Сценарий мероприятия воспитательной работыТема: Прогулка по миру олимпийских видов спорта для учащихся 9 класса Цель: способствовать нравственно-патриотическому воспитанию шк...