Программа воспитательной работы для 5 - 9 классов "я в мире...Мир во мне..."
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Е.Е. Семенова

Данная программа разработана для воспитательной работы в 5 - 9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya_v_mire.doc821.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Троицкая средняя общеобразовательная школа

Чеховского района Московской области

                                                            УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                                                                             Директор МБОУ Троицкой СОШ

                                                                                                             ____________ Слободян И.И.

                                                                              Пр . №__ от «__»__________ 2012 г.

Воспитательная программа

«Я в мире…

Мир во мне…»

Классный руководитель: Семенова Елена Евгеньевна


 

В каждом человеке природа всходит

либо злаками, либо сорной травой;

пусть он своевременно поливает

первое и истребляет второе

Фрэнсис Бэкон

Пояснительная записка.

Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а  в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.

Каждый ребенок  в жизни сталкивается с  положительными  и отрицательными  примерами.  Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем.

Данная программа составлена в соответствии со школьной программой развития МБОУ Троицкая СОШ. Утверждена на ШМО классных руководителей и директором школы.  

Почему же я выбрала  такое название? Процесс социализации происходит  в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.

В реализации программы воспитания  нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах  школы и класса, но в то же время избрать в качестве  приоритетного - существенное  влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.

Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника,  и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий. Программа воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Цель программы: создание условий для формирования, в союзе с родителями, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению и живущей в гармонии с окружающим миром.

Задачи: 

1.Создать условия для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний; благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей; развивать творческие способности школьников;
2. Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.
3. Воспитывать в детях:
– любовь к Родине, своему селу, родному дому;
– способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);

 – эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;

 –  потребность в здоровом образе жизни;
– знакомить учащихся с прошлым и настоящим своей малой родины, приобщать учащихся к культуре своего отечества, народа, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях;
– прививать чувства прекрасного на примерах музыки и живописи.
– развитие потребности в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;
–  развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;
4. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;
5. Формирование системы самоуправления в классе.

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).

Сроки и этапы реализации:
1 этап – 5 класс – 2012 – 2013 уч.год.  «Я в мире»
2 этап – 6 класс – 2013 – 2014 уч. год. «Я расту»
3 этап – 7 класс – 2014 – 2015 уч. год. «Я взрослею»
4 этап – 8 класс – 2015 – 2016 уч. год. «Я и мой духовный мир»
5 этап – 9 класс – 2016 – 2017 уч. год. «Я и общество»

Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.

В центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
           В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории: “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.
            В основе теории следующие принципы:
“Все дети талантливы.
Плох не ребенок, плох его поступок.
В каждом ребенке чудо, ожидай его”.
             Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.

Содержание программы.

Принципы воспитательной работы. 

Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей,учителей.
       С 2012 года я являлась классным руководителем в 5 классе, понимая сложность педагогической ситуации, надо было уделить особое внимание сплочению коллектива, созданию благоприятного психологического климата, характеризующегося защищённостью каждого его члена, мобильностью, психологической свободой, работоспособностью, инициативностью.
Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей:

1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.

2. Принцип комплексного подхода. Работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-психолога, учителей-предметников, педагога-организатора.

3. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.

4. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.

5. Принцип сотрудничества. Принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).

6. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.

На  основе данных принципов  можно выделить 7 основных направлений:

  1. Работа с ученическим активом (самоуправление)
  2. Гражданско – патриотическое.
  3. Духовно - нравственное
  4. Спортивно – оздоровительное.
  5. Общешкольные мероприятия (КТД).
  6. Работа с родителями.
  7. Профориентационное.
  8. Профилактика ДТТ и употребления ПАВ.

Направление 1. «Работа с ученическим активом (самоуправление)».

Цель работы: формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
            Задачи работы: 

--- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
--- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать    гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
--- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
--- способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.

--- развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
1. Познай себя – это интересно!
2. Сотвори себя – это необходимо!
3. Утверди себя – это возможно!
4. Прояви себя – это реально!
       Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- самостоятельность.
Структура самоуправления класса.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:
• актив класса, мэра и вицемэра;
• избирает представителей в  Совет старшеклассников;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
• вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является актив класса, возглавляемый мэром класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Мэр класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Мэр класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования.

Направление 2. «Гражданско – патриотическое».

Цель работы: формирование в союзе с родителями у учащихся активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством.
            Задачи работы:

  1. Воспитание патриотизма, гуманизма, доброты, милосердия, любви к Родине  через изучение героической истории Отечества;
  2. Воспитание гражданского сознания и активной творческой позиции личности.
  3. формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
  4. формирование у учащихся правовой культуры, гуманистического мировоззрения;
  5. обучение решению задач гражданско-правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.

Примерная тематика классных часов:

5 класс

  1. Наш портфель (Игра-экспромт)
  2. Права и обязанности ученика. (Диспут)
  3. Добро и зло. (Беседа)
  4. Как я выполняю домашние задания? (Крыглый стол)
  5. Экологическая тропа. (Заочная экскурсия)
  6. Здесь живет моя семья. (Заочное путешествие)
  7. Рыцарский турнир. (Конкурс)
  8. Города-герои. (Заочное путешествие)
  9. Пусть всегда будет солнце. (Экологический вечер)
  10. Здравствуй, мир! Здравствуй, друг! (Беседа с элементами игры)

6 класс

  1. Конституция РФ. (Викторина с презентацией)
  2. Кораблекрушение.  (Игра-экспромт)
  3. Государственная символика России.
  4. День народного единства
  5. Учись учиться». (Беседа с элементами игрового тренинга)
  6. Урок Мужества. (Беседа, встреча с ветеранами ВОВ)
  7. Фотографии из семейного альбома. (Беседа)
  8. Хочешь знать Россию – побывай в Москве. (Игра – путешествие)
  9.  О доблестях, о подвигах, о славе
  10. Добрые молодцы и мудрые девицы (Викторина)

7 класс

  1. Юбилей Московской области. (Викторина-путешествие)
  2. Хорошие манеры. (Обучающая игра)
  3. Наши земляки – защитники Москвы.
  4. Эхо Чечни будет долгим укором звучать. (Устный журнал)
  5. Коса – девичья краса. (Викторина)
  6. Покорители космоса.
  7. Маленькие герои большой войны. (Лит.-музыкальная композиция)
  8. Чью старость ты утешил? (Диспут)
  9. За страницами школьного дневника.
  10. Все мы разные. Что такое толерантность? (Час общения)

8 класс

  1. Знаю ли я себя? (Беседа с элементами игрового тренинга)
  2. А пули еще прилетают оттуда… (Час памяти)
  3. Роскошь человеческого общения. (Диалог, дискуссия)
  4. О пользе критики. (Час общения)
  5. Символы российских городов. (Заочное путешествие)
  6. Имею право. (Игра – конкурс)
  7. Поклон тебе, солдат России.
  8. Мы – граждане России (о получении паспортов).
  9. Я – житель планеты Земля. (Круглый стол)
  10. Колокола памяти (Урок мужества, чествование ветеранов)

9 класс

  1. Овеян славою флаг наш. (Исторический вечер)
  2. Государственные символы народов мира. (Заочное путешествие)
  3. Российскому флоту быть! (Диспут)
  4. Память за собою позови. (Устный журнал)
  5. О красоте, моде и хорошем вкусе. (Диспут)
  6. «Крутой» или уверенный в себе? (Тренинговое занятие)
  7. Человек среди людей. Правила счастливого человека. (Психологический тренинг)
  8. Мои родные – защитники Родины. (Час памяти)
  9. До последнего дыхания. (Лит.-музыкальная композиция)
  10. Интеллектуальные забавы. (Конкурс)

Направление 3. «Духовно - нравственное».

Цель работы:  способствовать  развитию у учащихся потребности в прекрасном, развитие активной и инициативной личности,  способной к  осмыслению общечеловеческих ценностей; осознания личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".

Задачи работы:

  1. Развитие познавательных интересов обучающихся; создание   благоприятных  условий  для становления  духовно-нравственной, творческой, деятельной, здоровой личности;
  2. Воспитание личности, умеющей отвечать за свои поступки, имеющей правовую культуру.
  3. Воспитание личности, умеющей жить в социуме, уважающей общепринятые ценности, нормы, законы.
  4. Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области духовной и нравственной культуры.  
  5. Воспитание особого уважительного отношения к старшему поколению.

Примерная тематика классных часов:

5 класс

  1. Русские посиделки. (Веселое чаепитие)
  2. Добрым быть совсем не просто. (Час общения)
  3. Что такое красота? (Беседа-практикум)
  4. Мамина помощница. (Конкурс к 8 марта)
  5. Забота о родителях – дело совести каждого. (Беседа)
  6. Дверь в детство. (Час общения)
  7. Мир моих увлечений. (Круглый стол)
  8. Лукошко добрых дел. (Итоговый кл. час)
  9. Нравственные корни добрых дел. Милосердие. (Час общения)
  10. Перед старостью склоним колени. (Акция милосердия)

6 класс

  1. История праздников на Руси. (Викторина по сказкам)
  2. Главные православные праздники. (Беседа)
  3. Добрые молодцы и мудрые девицы. (Викторина)
  4. Порочный круг. (Диспут)
  5. Пожилые люди. (Этическая беседа)
  6. Славим руки матери. (Праздник)
  7. Русские блины – символ масленицы.
  8. Мои любимые родители. (Беседа)
  9. Пасхальный перезвон. (Беседа)
  10. На кого бы я хотел быть похожим? (Час общения)

7 класс

  1. Святые заступники народа русского. (Интерактивная беседа)
  2.  Русские миллионеры-благотворители. (Исторический экскурс)
  3. И станет мачехой земля. (Деловая игра)
  4. Я и мои родственники. (Заочное путешествие)
  5. Чем опасна низкая самооценка? (Беседа с элементами тренинга)
  6. Стыд и совесть. (Дискуссия)
  7. Как остаться непобежденным. (Беседа с элементами игрового тренинга)
  8. Семь чудес света. (Заочное путешествие)
  9. Веселья час. (КВН)
  10. Доброе слово, что ясный день. (Час общения)

8 класс

  1. Не нужен клад, коли в семье лад. (Беседа)
  2. Урок милосердия и доброты. (Беседа)
  3. Экологическая мозаика. (Игра-конкурс)
  4. О тех, кто мне дорог.
  5. Не смущенье красит человека. (Тренинговое занятие)
  6. Радость человеческого общения. (Беседа с элементами обсуждения)
  7. Во славу прекрасной дамы. (Турнир)
  8. Нравственность в моей жизни. ((Психологический тренинг)
  9. Христианские праздники. (Интерактивная беседа)
  10. Суд совести. (Диспут)

9 класс

  1. Мы в ответе за тех, кого приручили. (Час общения)
  2. Умейте всем страхам в лицо рассмеяться. (((Психологический тренинг)
  3. Толерантная личность. (Беседа)
  4. Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать. (Круглый стол)
  5. Мы встречаем Рождество. (Викторина)
  6. Мир человеческих чувств. (Час общения)
  7. Семейные традиции:за и против. (Диспут)
  8. Наполним музыкой сердца. (Лит.-музыкальная композиция)
  9. Соборы и храмы Москвы. (Викторина-путешествие)
  10. Будем милосердны к старости! (Уроки нравственности)

Направление 4. «Спортивно-оздоровительное».

Цель работы:  развитие нравственно и физически здоровой личности способной к самоутверждению  и привлечение родителей к пропаганде здорового образа жизни.

Задачи работы:

  1. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья нации.
  2. Создавать  условия для физического развития учащихся.
  3. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам и стремление к здоровому образу жизни
  4. Формировать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Примерная тематика классных часов:

5 класс

  1. Здоровое питание. (Беседа с обсуждением)
  2. Гигиена и ее значение. (Беседа)
  3. Лекарственные растения. (Игра-викторина)
  4. Мы и наши привычки. Режим дня.
  5. Папа, мама, я – спортивная семья. (Соревнования)
  6. О вреде табачного дыма. (Беседа)
  7. Правила дорожные знать каждому положено.  (Цикл бесед)
  8. Здоровье – бесценное богатство. (Анкетирование)

6 класс

  1. Что делает человека здоровым и счастливым? (Беседа)
  2. Значение режима дня в жизни школьника. (Диспут)
  3. Самопознание своего тела через чувство, ощущение, образ. (Игра)
  4. Я и другие. (Беседа)
  5. Правильное питание – залог здоровья. (Беседа)
  6. Здоровье и безопасность. (Диспут)
  7. Вино вину творит. (Беседа с обсуждением)
  8. Большие гонки. (Соревнование)

7 класс

  1. О пользе здоровой пищи. (Интерактивная беседа)
  2. Человек и его здоровье. (Игра-викторина)
  3. Зимние забавы. (День здоровья)
  4. Что имеем не храним, потерявши, плачем.
  5. Культура потребления медицинских услуг. (Час общения)
  6. За гранью реальности. (Беседа)
  7. Вместе мы сильнее наркомании. (Диспут)
  8. Биологические добавки. (Беседа с обсуждением)
  9. Как уберечься от гриппа?  (Классный час с приглашением медработника)

8 класс

  1. В здоровом теле – здоровый дух. (Беседа)
  2. Правила учи – себя береги. (Тренинговое занятие)
  3. Что для счастья надо? (Диспут)
  4. Умей сказать «нет»! (Тренинг)
  5. Ответственный выбор. (Урок профилактики)
  6. Нет безвредного табака! (Интерактивная беседа)
  7. Мутагены. Их влияние на природу и человека. (Беседа с обсуждением)
  8. Коктейль здоровья. (Соревнование)

9 класс

  1. Жизнь бесценна. (Беседа)
  2. Стресс и саморегуляция. (Тренинговое занятие)
  3. Спорт и труд к науке ведут. (Игра-конкурс)
  4. Бездна, в которую надо заглянуть. (Урок профилактики)
  5. История олимпийского движения. (Викторина-путешествие)
  6. Курить или не курить – вот в чем вопрос. (Театр у микрофона)
  7. Наследственные болезни. (Интерактивная беседа)
  8. Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить. (Цикл бесед)

Направление 5. «Общешкольные мероприятия (КТД)».

Цель работы: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений; создание условий для проявления учащимися класса творческой инициативы и самостоятельности, ответственности и открытости, искренности; развитие интереса к внеклассной деятельности.                     

Задачи работы:

  1. С помощью родителей знакомить учащихся с традициями общения различных поколений.
  2. Формировать культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребенок».
  3. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
  4. Использовать нестандартные творческие формы внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей.
  5. Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности.

Направление 6. «Работа с родителями».

Цель работы: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по созданию условий для саморазвития личности.

Задачи работы:

  1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
  2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, родительских лекториев.
  3. Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
  4. Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
  5. Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.
  6. Оказание помощи родителям в организации педагогического образования.

Родители нашего класса причастны ко всем процессам, происходящим в общественной жизни класса, то есть принимают участие в родительских собраниях, спортивных соревнованиях, оказывают помощь в организации и в проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников и т.д.

Мы – вместе работаем! Вместе отдыхаем! Вместе обустраиваем жизнь!

Принципы взаимной деятельности:

  • обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
  • доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
  • позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Моя деятельность, как классного  руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

  1. Изучение условий семейного воспитания:
  • посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;
  • особенности семейного воспитания;
  • беседы, анкетирование родителей;
  • сочинения учащихся о семье;
  • конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”;
  • формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
  1. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:
  • родительские собрания;
  • информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.
  • приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;
  • регулярная проверка дневников.
  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  2. Взаимодействие с родительским комитетом:
  • помощь в планировании и организации различных видов деятельности;
  • помощь в работе с социально неблагоприятными семьями;
  • с учреждениями дополнительного  образования.
  1. Совместная деятельность родителей и учащихся:

Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

  1. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
  • родительские собрания;
  • заседания родительского комитета;
  • четкие и лаконичные записи в дневниках;
  • записки извещения.
  1. Работа с педагогами, работающими в классе:
  • изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
  • изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
  • выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
  • развитие коммуникативных умений педагогов;
  • сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
  • помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.

Формы:

  • проведение малых педагогических советов;
  • индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем;
  • привлечение учителей к участию в родительских  собраниях класса.

Работа с родителями учащихся.

Образова-

тель-

ный период

Формы работы

Задачи работы

Способы реализации

2012 – 2017 учебный годы

Коллективная

1. Проводить психолого-педагогическое просвещение родителей.

2. Способствовать формированию адекватной оценки родителями работы коллектива класса

и школы.

3. Создавать атмосферу сотрудничества взрослых и детей в процессе их совместной деятельности.

4. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей.

5.  Инструктировать их по вопросам

психологической подготовки и поддержки своих детей в период итоговой аттестации выпускников.

1. Родительские собрания.

2. Совместные праздники.

3. Творческие мастерские.

4. Работа родительского комитета.

5. Педагогические лектории для родителей.

 6. Работа малых инициативных групп родителей.

7. Помощь в организации и

проведении классных мероприятий.

8. Совместные профориентационные

мероприятия (рассказ родителей о своих профессиях; экскурсии на свои предприятия, в свои учреждения и организации).

9. Посещение семей своих учеников.

10. Индивидуальные беседы по проблемам успеваемости,

 поведения, межличностного

общения школьников.

11. Организация встреч родителей со специалистами, работающими в школе (психологом, социальным педагогом и др.)..

12. Творческие группы при подготовке внеклассных мероприятий.

13 Групповые родительские собрания по отдельным проблемам.

14. Беседы по проблемам

успеваемости, межличностного общения, поведения,

взросления ребенка.

15 Организация бесед родителей с учителями-предметниками..

Групповая

1. Выявлять проблемы, возникающие у школьников в ходе образовательного процесса, и координировать работу родителей, детей и учителей-предметников.

2. Привлекать родителей к организации учебной и досуговой деятельности школьников.

3. Организовать взаимодействие

внутри коллектива родителей.

4. Стимулировать совместное

участие детей и родителей в подготовке различных мероприятий.

Индивидуальная

1. Координировать учебную помощь

родителей их детям.

2. Выявлять воспитательные

возможности родителей и

вовлекать их в жизнь классного

коллектива.

3. Обеспечивать помощь родителям в решении возникающих проблем.

4. Изучать традиции и уклад жизни семей своих учеников..

5. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей.

6. Оказывать помощь в разрешении

конфликтных ситуаций

Направление 7. «Профориентационное».

Цель работы: создание условий для профессионального выбора, правильного определения в жизни, самореализации.

Задачи работы:

  1. Профессиональное самоопределение, развитие представлений о собственных интересах и возможностях.
  2. Самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.
  3. Организация встреч с представителями разных профессий с целью помощи в самоопределении.
  4. Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению.
  5. Тестирование и анкетирование учащихся, с целью выявления профнаправленности.

Концептуальные основы возрастных

воспитательных подпрограмм.

Класс

Возростная подпрограмма

Образовательные цели

Задачи

Результаты реализации воспитательной подпрограммы

5 класс

«Я в мире»

1. Создавать условия

для формирования

культуры общения

личности ребенка

путем вовлечения его

в общественную

жизнь школьного

сообщества.

2. Создать условия

для самопознания и

познания духовных

ценностей как

важных основ жизни

человека.

3. Способствовать

осознанному

самостоятельному

выбору школьниками

дальнейшего пути

интеллектуального

развития и

профессионального

становления.

4. Создать условия

для жизненного

самоопределения

путем осознания

лично значимых

ценностных

ориентаций

1.Содействовать построению

равноправных отношений со

сверстниками, которые основаны на

взаимопонимании, взаимооценке,

различных формах дружеского и

избирательного общения.

2.Развивать у школьников

потребность в самопознании как

одной из основ жизненного

самоопределения.

3. Содействовать освоению

учащимися социальных ролей и способов самовыражения,

реализации их интеллектуального и творческого потенциала.

1.Осознание себя как

личности, открытие

собственного «Я»,

овладение наиболее

простыми способами

самооценки, самоанализа.

2. Проявление интереса к

другому человеку как к

личности, развитие навыков

сотрудничества со

сверстниками, умения

соревноваться с другими,

объективно сравнивать свои

результаты с успехами

других.

6 класс

«Я расту»

7 класс

«Я взрослею»

8 класс

«Я и мой духовный мир»

9 класс

«Я и общество»

Условия успешной реализации программы:

  • Поддержка идеи программы коллективами школы, учащихся, их родителями и учителями.
  • Привлечение к реализации программы школьного  психолога и  сотрудничество с учителями, работающими в классе
  • Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
  • Формирование личности с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.
  • Построение процесса воспитания на добровольности участия детей и их родителей в воспитательных мероприятиях.
  • Главное – сам ребёнок, его склонности, интересы, отношение к жизни и самому себе.

Прогнозируемые результаты:

Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:

  • социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
  • умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
  • нуждающуюся в творческой самореализации;
  • умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.

        Чтобы добиться данных результатов, я считаю целесообразным, на основе возрастных особенностей детей выделить три этапа воспитания:

I этап – 11 – 12 лет. Наряду с существующими приоритетами в обществе, есть качества, которые в наше время ушли на второй план (справедливость, доброта, милосердие, трудолюбие, уважение к старшему поколению).

II этап – 13 – 14 лет.  Дальнейшее совершенствование этих качеств.

III этап - 14 – 15 лет. Индивидуальная корректировка качеств.

Возрастные категории

учащихся

Воспитательный

Образовательный

Практический

Младший возраст

Понимание ребенком собственных действий, которые помогут ему быть успешным

Планировать и жить по заданному плану (в классе), анализировать, что он делает и объяснять, почему для него это важно

Конверт достижений в коллективе

Средний возраст

Освоение ценностных норм общения, поведения и взаимоотношений на основе необходимости достижений признанного сверстниками успеха.

Владение понятиями норм общения, взаимодействие в команде, группы, класса, школы

Конверт достижений в коллективе

Старший возраст

Осмысление воспитанником собственной системы взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей

Ценности общения взаимодействия, которые приняты в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения, работать в команде.

Конверт достижений в коллективе

        На протяжении всех этапов учащиеся должны уметь ставить цели, анализировать свои поступки, достигать желаемых результатов.

        По мере реализации данная  программа   корректируется.

        Результатом данной программы   является  ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе.

Заключение.

Для самовоспитания учащихся должна работать вся система, окружающая ребенка. Это требует создания комплекса педагогических условий, предполагающих повышение коммуникативной культуры всех участников педагогического процесса, включение учащихся совместно с педагогами, родителями в социально значимую деятельность.

Роль классного руководителя при этом высока. Классный руководитель может и должен:

  • быть примером для подражания;
  • признавать в каждом ученике личность, уважать чувство и позицию каждого;
  • уметь не только слушать, но и услышать, и понять каждого ребенка;

-   развивать у учащихся самоуважение и уважение к окружающим;

  • давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
  • не допускать проявления авторитаризма;
  • поощрять совместную деятельность;
  • относиться ко всем учащимся одинаково.

Для достижения заявленных результатов и создана данная воспитательная программа.

Список литературы

  1. Аджиева Е.М. Байкова Л.А. и др. 50 сценариев классных часов. М.: Центр  «Педагогический поиск», 2000.
  2. Гребенкина Л,К. Жокнна Н.А. и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). М: Центр «Педагогический поиск», 2002.
  3. Давыдова А.В. Классные часы 7 класс. М.; «ВАКО»,2008
  4. Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности.», М., «Вербум», 2001.
  5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. М.: «ВАКО»,2003.
  6. Егорова Л.А. Классные часы 6 класс. М.: «ВАКО», 2008
  7. Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
  8. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. - Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. - 2006.
  9. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2001.
  10. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАД ОС, 2003.
  11. Селевко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников», журнал «Школьные технологии», № 6\ 1999,.
  12. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. - М.: Айрис-пресс, 2004.
  13. Степанов С.С. «Что вы знаете и не знаете о себе и других», психологические тесты и наблюдения, г.Дубна, «Феникс», 1996.
  14. Фридман Л.М. и др. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов», М., «Просвещение», 1988.
  15. http://emschool4.ru/vneklasWORK/trepko/programma_vospit_raboti.doc
  16. pedsovet.suФайлы для скачиванияБаза разработок
  17. http://www.slideshare.net/kukushina/ss-15452684

«СОГЛАСОВАНО»

на заседании ШМО классных руководителей

Пр.№_____ от «_____» _______________2012 года

«СОГЛАСОВАНО»

зам. директора по ВР _________________ /Богдашкина В.А./

«________» _______________________2012 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа воспитательной работы "Я в мире людей"

Программа составлена с учетом возрастных особенностей школьников. 1 этап - 5-6 класс 2 этап - 7-8 класс 3 этап - 9 класс Программа реализуется по 4 направлениям: здоровье, интеллект, нравственност...

Программа воспитательной работы "Учимся жить в современном мире" 5-9 класс

Сплочение и развитие коллектива учащихся  средствами  воспитательной  деятельности. Планирование и организация классных часов и коллективных дел по блокам....

Программа воспитательной работы "Я в мире профессий"

Тип программыВоспитательная программа под названием «Я в мире профессий».Назначение программы·        для учащихся 9 классов·...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ по профессии 28.01.08 "Машинист на открытых горных работах"

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ по профессии 28.01.08 "Машинист на открытых горных работах"...

Сценарий мероприятия воспитательной работы Тема: Прогулка по миру олимпийских видов спорта

Сценарий мероприятия воспитательной работыТема: Прогулка по миру олимпийских видов спорта для учащихся 9 класса  Цель: способствовать нравственно-патриотическому воспитанию шк...