Конспект классного часа "Контакт? Есть контакт!"
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс)

Жукова Ольга Вячеславовна

Актуальность классного часа для студентов:  В студенческой жизни довольно часто приходится прибегать к помощи товарищей по группе. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, а первое условие взаимопомощи  в коллективе – корректное, дружелюбное общение.

Цели:

  • создание психологически комфортных условий для более свободного общения и эффективного взаимодействия членов группы;
  • развитие ответственности;
  • способствование сплочению группы (нейтрализация стихийно созданных, замкнутых группировок, выявление скрытых лидеров);
  • создание позитивного настроя у студентов на длительное совместное взаимодействие; развитие толерантных установок по отношению к окружающим людям;
  • осознание студентами нового круга своего общения, своих взаимоотношений с  ним.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл astra_2.docx495.47 КБ

Предварительный просмотр:

        

Вступительное слово

6IaO8_k9RxE.jpg

Куратор учебной группы обязан:

2.7. Поддерживать связь с психологом;

2.8.  Осуществлять изучение личности каждого студента, его наклонностей, интересов;

2.9 .Создавать благоприятную микросреду и   морально - психологический климат для каждого студента;

2.10.  Способствовать развитию у студентов навыков  общения,

 помогать студенту решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, преподавателями, родителями.

Из «Должностной инструкции куратора  учебной группы МК№1»

Итак, прозвенел очередной «первый звонок». У куратора группы нового набора имеются на руках все необходимые для его работы документы: список группы, сведения о членах группы, психологический портрет группы, уже проведён первый классный час «Знакомство с группой».  И вот теперь перед куратором стоит важная задача: как из группы таких разных по характеру, темпераменту, способностям, убеждениям личностей создать единый  сплочённый коллектив, способствующий  их дальнейшему развитию и становлению?

Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности   межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов  в пределах совместной деятельности.

Сплочённость группы формируется достаточно стихийно уже на первой неделе  существования. Сначала студенты просто знакомятся друг с другом.  Затем формируются микрогруппы,  внутри  которых  появляются свои лидеры.   Некоторые студенты       предпочитают роль «одиночек», сознательно игнорируя всяческие группировки и желая подчеркнуть собственную индивидуальность. А некоторым застенчивость мешает либо   примкнуть к какой-либо группе, либо, напротив, выйти из-под её давления.

Чтобы стать по-настоящему сплочённым коллективом,  вновь сформированной группе   необходимо  иметь:

  • сходство главных ценностных ориентаций всех членов;
  • ясность и определенность целей и поставленных задач
  •  взаимозависимость членов студенческого коллектива в процессе совместной деятельности;
  • уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях: чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность;
  • степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, тем выше сплоченность;
  •  оптимальный стиль лидерства (руководства);
  • отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп;
  • престиж и традиции группы.                                                                                  
  • Чтобы сплотить коллектив, надо научить студентов продуктивно общаться друг с другом и сохранять позитивный настрой и готовность к сотрудничеству со всеми членами коллектива.

Существует множество видов воспитательной работы для сплочения коллектива подростков старшего возраста. Но невозможно говорить о воспитании, не учитывая психологические особенности данного возраста. Поэтому, на мой взгляд, классный час, проведённый в форме психологического тренинга, является одним из самых действенных  методов в коррекционно-развивающей работе куратора со студентами.

Актуальность классного часа для студентов:  В студенческой жизни довольно часто приходится прибегать к помощи товарищей по группе. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, а первое условие взаимопомощи  в коллективе – корректное, дружелюбное общение.

Цели: 

  • создание психологически комфортных условий для более свободного общения и эффективного взаимодействия членов группы;
  • развитие ответственности;
  • способствование сплочению группы (нейтрализация стихийно созданных, замкнутых группировок, выявление скрытых лидеров);
  • создание позитивного настроя у студентов на длительное совместное взаимодействие; развитие толерантных установок по отношению к окружающим людям;
  • осознание студентами нового круга своего общения, своих взаимоотношений с  ним.

Предполагаемый  результат:

  • формирование и усиление общего командного духа;
  • осознание каждым участником собственного вклада  в решение общих задач;
  • получение эмоционального удовольствия от результатов работы;
  • осознание себя командой.
  • выработка позитивного настроя  на длительное совместное взаимодействие.

Рекомендуемое время проведения:  первая-вторая неделя  учебного года

Место проведения: просторное помещение (учебная аудитория), где можно свободно передвигаться

Оборудование: бумага, фломастеры, карточки со словами.

Ход классного часа

Вступительное слово куратора. Цель нашего классного часа – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимают и поддерживают твой товарищи, которые могут услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Особенно это важно в вашей будущей профессии, где от умения работать в команде, подчиняться единым требованиям и ставить профессиональные задачи выше личных зависит здоровье и жизнь пациентов.  Сплоченный коллектив достигает больших вершин и добивается многих побед.

Считается, что группа является сплочённой, когда наблюдается единство ценностных ориентаций. Иными словами, когда по отношению к самым важным в жизни вещам у людей примерно одинаковое отношение. Но такое единство возможно лишь тогда, когда люди хорошо знают, как каждый человек из группы относится к тому или иному вопросу, что ему нравится и что не нравится.

Ваше первое задание  называется «Контакт». Чтобы узнать или понять друг друга лучше, вам нужно выстроиться в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнёрам фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…» Например: что живем на планете Земля, учимся в одной группе и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по моей команде участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Рефлексия: Создавая визуальный контакт, студенты раскрепощаются, обмениваются мнениями даже  теми членами группы, с кем раньше не общались.

Club1b.png

Куратор: Итак, я надеюсь, за время выполнения этого задания вы узнали друг о друге немного больше. У вас была возможность внимательно посмотреть друг на друга, послушать,  может быть даже узнать что-то личное. У вас образовались пары.

  А теперь второе задание - «Коммуникация». Образовавшиеся пары действуют  по моей команде, придерживаясь следующего  алгоритма:  Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ "Я и моя профессия". На выполнение первого этапа у вас 5 минут. 
Второй этап: вы рассказываете своему партнеру о себе и своем рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее. 
Третьим этапом
 работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в презентации следующие самые важные вопросы:

как я вижу свою профессию;

что я ценю в самом себе;

предмет моей гордости;

что я умею делать лучше всего.

Рефлексия: Вживаясь в образ, студенты представляют своих товарищей от их имени, рассказывают об их отношении к жизни, окружающим людям, увлечениях и т.п., что способствует лучшему взаимопониманию.

osnovnay_4.jpg

   

    Куратор: Большое спасибо всем участникам! Научившись работать в паре, несложно применить этот навык в общении с целой группой.     Следующее задание называется

 « Взаимодействие»

Постройтесь в круг, и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз, нужно перестроиться в квадрат.  Пожалуйста, не открывая глаз, скажите, все ли уверены, что они стоят в квадрате. Если кто-то не уверен, продолжите построение. Квадрат действительно должен быть ровным (студенты перестраиваются, пытаясь подравнять фигуру). А теперь все уверены? Можете открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.

Рефлексия: студенты проявляют лидерские качества, оценивают свои действия и действия спонтанных лидеров; делают выводы о качестве организаторских способностей товарищей по группе.

        

wpid-komissiya_po_regulirovaniyu_otnoshenii.jpg

Куратор: Главная цель коллектива - сотрудничество всех его членов. Ваше последнее, четвёртое, задание называется «Кооперация».

Обратите внимание на афоризмы, написанные на доске.

— Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать. (Конфуций)

— Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое,  достоин быть учителем. (Конфуций)

— Человек — все равно, что кирпич: обжигаясь, он становится твердым. (Бернард Шоу)

Кто хочет прочитать записанные на доске афоризмы? Каждый из нас может с легкостью сделать это. Мы можем обсудить глубину мысли, подумать, как каждый из афоризмов соотносится с нашей личной жизненной практикой.

Задание усложнится тогда, когда чтение каждого текста станет задачей коллективной. Это значит, что сейчас каждый игрок получит лишь по одному слову из текста. Я попрошу вас после этого произнести афоризм целиком, добившись логически верного и интонационно правильного звучания.  Добиваемся единого звукового, логического и эмоционального звучания, пока не достигаем целостной осмысленной и ритмической передачи текста.

Студенты получают карточки со словами и пытаются выполнить задание правильно.

Рефлексия: студенты осознают собственную ответственность, а также значимость всех участников в выполнении коллективного задания.

arrow.png

Куратор. Дорогие друзья! Надеюсь, за время сегодняшней встречи вы лучше узнали друг друга и поняли, что коллектив – это сила, и поддерживать хорошие отношения внутри него очень полезно для каждого его члена. Большое спасибо за участие.

Fotolia_4134180_Subscription_L.jpg


  Литература

  1. Голубева Ю.А. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий – Волгоград: Учитель 2009.
  2. Пономаренко М.П. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Равенский Н.Н. Как читать человека – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2009.
  4. Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги -  Волгоград: Учитель 2008.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Есть ли герои в наше время?"

Материал подобран неоднозначный . Он вызвал интерес моих воспитанников: состоялась бурная дискуссия....

Презентация к классному часу "Есть такая профессия -ученик"

Красочная презентация к классному часу "Есть такая профессия -ученик!"...

Классный час "Есть такая героическая и отважная профессия - пожарный!"

Сценарий проведения классного часа "Есть такая героическая и отважная профессия пожарный"...

Классное руководство. Классный час "Есть ли герои у нашего времени?"

Разработка классного часа. Источники: журналы "ПЕдсовет", Интернет(презентация)....

Конспект классного часа Есть права у детей

Материал предназначен для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. К данному конспекту классного часа прилагается презентация....

Тренинг для волонтеров "Есть контакт!"

Одним из значимых направлений работы волонтера является работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Этому направлению и посвящен данный тренинг....

Конспект классного часа в 6 классе «Все мы разные … У таланта, может не быть возможностей, но всегда есть душа!»

Цель:Просвещение школьного сообщества в сфере инклюзивного образования – инвалид – это не страшно.Задачи:-ознакомить детей с талантливыми людьми с ОВЗ и их достижениями.-сформировать предс...