Конспект классного часа "Контакт? Есть контакт!"
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс)
Актуальность классного часа для студентов: В студенческой жизни довольно часто приходится прибегать к помощи товарищей по группе. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, а первое условие взаимопомощи в коллективе – корректное, дружелюбное общение.
Цели:
- создание психологически комфортных условий для более свободного общения и эффективного взаимодействия членов группы;
- развитие ответственности;
- способствование сплочению группы (нейтрализация стихийно созданных, замкнутых группировок, выявление скрытых лидеров);
- создание позитивного настроя у студентов на длительное совместное взаимодействие; развитие толерантных установок по отношению к окружающим людям;
- осознание студентами нового круга своего общения, своих взаимоотношений с ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astra_2.docx | 495.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Вступительное слово
Куратор учебной группы обязан:
2.7. Поддерживать связь с психологом;
2.8. Осуществлять изучение личности каждого студента, его наклонностей, интересов;
2.9 .Создавать благоприятную микросреду и морально - психологический климат для каждого студента;
2.10. Способствовать развитию у студентов навыков общения,
помогать студенту решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, преподавателями, родителями.
Из «Должностной инструкции куратора учебной группы МК№1»
Итак, прозвенел очередной «первый звонок». У куратора группы нового набора имеются на руках все необходимые для его работы документы: список группы, сведения о членах группы, психологический портрет группы, уже проведён первый классный час «Знакомство с группой». И вот теперь перед куратором стоит важная задача: как из группы таких разных по характеру, темпераменту, способностям, убеждениям личностей создать единый сплочённый коллектив, способствующий их дальнейшему развитию и становлению?
Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов в пределах совместной деятельности.
Сплочённость группы формируется достаточно стихийно уже на первой неделе существования. Сначала студенты просто знакомятся друг с другом. Затем формируются микрогруппы, внутри которых появляются свои лидеры. Некоторые студенты предпочитают роль «одиночек», сознательно игнорируя всяческие группировки и желая подчеркнуть собственную индивидуальность. А некоторым застенчивость мешает либо примкнуть к какой-либо группе, либо, напротив, выйти из-под её давления.
Чтобы стать по-настоящему сплочённым коллективом, вновь сформированной группе необходимо иметь:
- сходство главных ценностных ориентаций всех членов;
- ясность и определенность целей и поставленных задач
- взаимозависимость членов студенческого коллектива в процессе совместной деятельности;
- уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях: чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность;
- степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, тем выше сплоченность;
- оптимальный стиль лидерства (руководства);
- отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп;
- престиж и традиции группы.
- Чтобы сплотить коллектив, надо научить студентов продуктивно общаться друг с другом и сохранять позитивный настрой и готовность к сотрудничеству со всеми членами коллектива.
Существует множество видов воспитательной работы для сплочения коллектива подростков старшего возраста. Но невозможно говорить о воспитании, не учитывая психологические особенности данного возраста. Поэтому, на мой взгляд, классный час, проведённый в форме психологического тренинга, является одним из самых действенных методов в коррекционно-развивающей работе куратора со студентами.
Актуальность классного часа для студентов: В студенческой жизни довольно часто приходится прибегать к помощи товарищей по группе. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, а первое условие взаимопомощи в коллективе – корректное, дружелюбное общение.
Цели:
- создание психологически комфортных условий для более свободного общения и эффективного взаимодействия членов группы;
- развитие ответственности;
- способствование сплочению группы (нейтрализация стихийно созданных, замкнутых группировок, выявление скрытых лидеров);
- создание позитивного настроя у студентов на длительное совместное взаимодействие; развитие толерантных установок по отношению к окружающим людям;
- осознание студентами нового круга своего общения, своих взаимоотношений с ним.
Предполагаемый результат:
- формирование и усиление общего командного духа;
- осознание каждым участником собственного вклада в решение общих задач;
- получение эмоционального удовольствия от результатов работы;
- осознание себя командой.
- выработка позитивного настроя на длительное совместное взаимодействие.
Рекомендуемое время проведения: первая-вторая неделя учебного года
Место проведения: просторное помещение (учебная аудитория), где можно свободно передвигаться
Оборудование: бумага, фломастеры, карточки со словами.
Ход классного часа
Вступительное слово куратора. Цель нашего классного часа – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимают и поддерживают твой товарищи, которые могут услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Особенно это важно в вашей будущей профессии, где от умения работать в команде, подчиняться единым требованиям и ставить профессиональные задачи выше личных зависит здоровье и жизнь пациентов. Сплоченный коллектив достигает больших вершин и добивается многих побед.
Считается, что группа является сплочённой, когда наблюдается единство ценностных ориентаций. Иными словами, когда по отношению к самым важным в жизни вещам у людей примерно одинаковое отношение. Но такое единство возможно лишь тогда, когда люди хорошо знают, как каждый человек из группы относится к тому или иному вопросу, что ему нравится и что не нравится.
Ваше первое задание называется «Контакт». Чтобы узнать или понять друг друга лучше, вам нужно выстроиться в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнёрам фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…» Например: что живем на планете Земля, учимся в одной группе и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по моей команде участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Рефлексия: Создавая визуальный контакт, студенты раскрепощаются, обмениваются мнениями даже теми членами группы, с кем раньше не общались.
Куратор: Итак, я надеюсь, за время выполнения этого задания вы узнали друг о друге немного больше. У вас была возможность внимательно посмотреть друг на друга, послушать, может быть даже узнать что-то личное. У вас образовались пары.
А теперь второе задание - «Коммуникация». Образовавшиеся пары действуют по моей команде, придерживаясь следующего алгоритма: Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ "Я и моя профессия". На выполнение первого этапа у вас 5 минут.
Второй этап: вы рассказываете своему партнеру о себе и своем рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее.
Третьим этапом работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в презентации следующие самые важные вопросы:
как я вижу свою профессию;
что я ценю в самом себе;
предмет моей гордости;
что я умею делать лучше всего.
Рефлексия: Вживаясь в образ, студенты представляют своих товарищей от их имени, рассказывают об их отношении к жизни, окружающим людям, увлечениях и т.п., что способствует лучшему взаимопониманию.
Куратор: Большое спасибо всем участникам! Научившись работать в паре, несложно применить этот навык в общении с целой группой. Следующее задание называется
« Взаимодействие»
Постройтесь в круг, и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз, нужно перестроиться в квадрат. Пожалуйста, не открывая глаз, скажите, все ли уверены, что они стоят в квадрате. Если кто-то не уверен, продолжите построение. Квадрат действительно должен быть ровным (студенты перестраиваются, пытаясь подравнять фигуру). А теперь все уверены? Можете открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.
Рефлексия: студенты проявляют лидерские качества, оценивают свои действия и действия спонтанных лидеров; делают выводы о качестве организаторских способностей товарищей по группе.
Куратор: Главная цель коллектива - сотрудничество всех его членов. Ваше последнее, четвёртое, задание называется «Кооперация».
Обратите внимание на афоризмы, написанные на доске.
— Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать. (Конфуций)
— Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем. (Конфуций)
— Человек — все равно, что кирпич: обжигаясь, он становится твердым. (Бернард Шоу)
Кто хочет прочитать записанные на доске афоризмы? Каждый из нас может с легкостью сделать это. Мы можем обсудить глубину мысли, подумать, как каждый из афоризмов соотносится с нашей личной жизненной практикой.
Задание усложнится тогда, когда чтение каждого текста станет задачей коллективной. Это значит, что сейчас каждый игрок получит лишь по одному слову из текста. Я попрошу вас после этого произнести афоризм целиком, добившись логически верного и интонационно правильного звучания. Добиваемся единого звукового, логического и эмоционального звучания, пока не достигаем целостной осмысленной и ритмической передачи текста.
Студенты получают карточки со словами и пытаются выполнить задание правильно.
Рефлексия: студенты осознают собственную ответственность, а также значимость всех участников в выполнении коллективного задания.
Куратор. Дорогие друзья! Надеюсь, за время сегодняшней встречи вы лучше узнали друг друга и поняли, что коллектив – это сила, и поддерживать хорошие отношения внутри него очень полезно для каждого его члена. Большое спасибо за участие.
Литература
- Голубева Ю.А. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий – Волгоград: Учитель 2009.
- Пономаренко М.П. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Равенский Н.Н. Как читать человека – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2009.
- Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги - Волгоград: Учитель 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Есть ли герои в наше время?"
Материал подобран неоднозначный . Он вызвал интерес моих воспитанников: состоялась бурная дискуссия....
Презентация к классному часу "Есть такая профессия -ученик"
Красочная презентация к классному часу "Есть такая профессия -ученик!"...
Классный час "Есть такая героическая и отважная профессия - пожарный!"
Сценарий проведения классного часа "Есть такая героическая и отважная профессия пожарный"...
Классное руководство. Классный час "Есть ли герои у нашего времени?"
Разработка классного часа. Источники: журналы "ПЕдсовет", Интернет(презентация)....
Конспект классного часа Есть права у детей
Материал предназначен для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. К данному конспекту классного часа прилагается презентация....
Тренинг для волонтеров "Есть контакт!"
Одним из значимых направлений работы волонтера является работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Этому направлению и посвящен данный тренинг....
Конспект классного часа в 6 классе «Все мы разные … У таланта, может не быть возможностей, но всегда есть душа!»
Цель:Просвещение школьного сообщества в сфере инклюзивного образования – инвалид – это не страшно.Задачи:-ознакомить детей с талантливыми людьми с ОВЗ и их достижениями.-сформировать предс...