«Формирование здоровьесберегающих навыков у учащихся как условие успешной социализации личности».
материал по физкультуре по теме
Известно,что здоровье-один из важнейших компонентов человеческого благополучия,счастья,одно из неотъемленных прав человека,одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 34.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«формирование здоровьесберегающих навыков у учащихся как условие успешной социализации личности».
Копыль Татьяна
Владимировна
Учитель физической
культуры
2 квалификационной категории
2015 г.
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
За последние годы физкультура и спорт, становятся, наиболее популярны, в нашей стране. Это связано, прежде всего, с изменением отношения к ним со стороны общества. Это и популяризация спорта в средствах массовой. Выпуск различной литературы спортивной направленности: книги, брошюры, различные методические и учебные пособия и т.п.
В методике обучения физической культуре ставится задача сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся.
Столь важная роль интереса в обучении не случайна. Его можно считать своеобразным эпицентром активизации обучения, формирования активности школьника и его положительного отношения к учению, к учителю, к школе, к соучастникам своей деятельности, к процессу и результатам своего труда.
Каждый ребенок желает в будущем достичь социального успеха.
Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему будет адаптироваться в современном мире. Я думаю, что мне необходимо, как учителю создать такую образовательную среду, которая способствовала бы успешной социализации школьников.
Здоровье подрастающего поколения резко ухудшается, школьники обладают низкой мотивированностью, компетентностью в вопросах здорового образа жизни, слабой готовностью заниматься сохранением и укреплением собственного здоровья. Основной проблемой, над решением которой необходимо работать - ориентирование на сохранение здоровья детей на протяжении всего образовательного периода и создание у них мотивации к здоровому образу жизни, формирование основ социального здоровья выпускника школы.
Что же в моем понимании представляет «здоровый урок?». Здоровый урок - это урок, в рамках которого удается активно управлять работоспособностью учащихся, удерживая её на индивидуально-высоком уровне. Здоровый урок - это урок, плотность которого задается эффективностью предшествующего отдыха; урок, который сохраняет желание учащихся работать дальше. Здоровый урок - это урок, который не только обучает, но и развивает. Создать такой урок и обучить каждого в соответствии с его природными возможностями очень сложно. Постоянно приходится искать материал, соответствующий целям урока, способствующий снятию усталости, создавать комфортные условия для учебной деятельности и следовать принципу природосообразности: не научать, а развивать.
При подготовке к уроку я стараюсь чередовать разные виды деятельности. Начинаю уроки с эмоционального настроя, в который включаю пожелание успеха и творческой активности, поощрение инициативы, мобилизацию на выполнение поставленных задач. Подачу нового материала организую так, чтобы обеспечить активную аналитико-синтетическую деятельность. Новую информацию преподношу таким образом, чтобы она вызывала у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость. Учебный материал увязываю с уже известными данными, с прошлым опытом.
Независимо от формы урока, ставлю для себя задачу: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся путем оптимального сочетания принципов и методов обучения, создания условий для продуктивной познавательной деятельности, эмоциональности всех этапов деятельности, использования нестандартных форм обучения.
Планируя урок, стараюсь учитывать интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока.
Таким образом, реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе способствует благоприятной адаптации, относительно быстрому установлению контактов, оптимистическому восприятию людей, снимает социальную тревожность, повышает статус ребенка в обществе, обеспечивает более высокие результаты в любом виде деятельности.
Цель моей работы как учителя: организация образования и воспитания на основе здоровьесберегающих технологий как одно из условий успешной социализации обучающихся.
Задачи исследования:
- Изучить сущность, виды, классификацию педагогических технологий
- Изучить, принципы, средства, здоровьесберегающей технологии.
- Ознакомится с здоровьесберегающими технологиями в физическом воспитании, изучить особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики на уроках физкультуры
Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Каждый ребенок желает в будущем достичь социального успеха. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему будет адаптироваться в современном мире. Я думаю, что мне необходимо, как учителю создать такую образовательную среду, которая способствовала бы успешной социализации школьников.
Педагогические технологии - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Сущность педагогических технологий заключается в том, что научно обоснованные и качественно разработанные образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности.
Этапом решения педагогической задачи можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. Кобщим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные - это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.
В классификации образовательных технологий, можно выделить следующие группы:
1. Технология управленческой деятельности.
2. Технологии организации учебного процесса.
3. Технологии организации познавательной деятельности учащихся.
4. Технологии воспитательной работы.
5. Частнопредметные технологии.
6. Коррекционные технологии для детей с временными затруднениями в учебе и поведении.
7. Коррекционные технологии для детей с проблемами в умственно и физическом развитии.
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.
Принципами здоровьесберегающей педагогики являются: Общеметодические принципы: принцип сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, повторения умений и навыков, постепенности, принцип доступности и индивидуализации, принцип непрерывности, цикличности, принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, принцип всестороннего и гармонического развития личности, принцип оздоровительной направленности, принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению, принцип активного обучения, принцип формирования ответственности, принцип связи теории с практикой. Средства здоровьесберегающих технологий - это физическое упражнение, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы. Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления. Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа:
- Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями
- Этап углубленного изучения
- Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования
Значимость здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности заключается в формировании культуры здоровья.
Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании.
Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2.Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом
3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.
4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы.
Для реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы, создания здоровьеохранных условий развития ребенка необходимо строить образовательный процесс на диагностической основе. Поэтому свою деятельность в начале учебного года долженначила с диагностических обследований уровней физического развития детей. Параллельно с данной диагностикой медицинскими работниками проводится мониторинг здоровья детей на начало учебного года, сравнительный анализ по данным направлениям за 2 года. Совместно с инструктором ЛФК проводится дополнительное исследование “Плантографию” (методика Н.Н. Ефименко) для организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Данная объемная работа необходима для учета индивидуальных особенностей развития детей при планировании и реализации педагогического процесса.
Совместно с врачом составляются “Экраны здоровья” детей каждой класса с конкретными рекомендациями педагогам и родителям. На основе этого составляется план физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, который включает в себя, закаливающие мероприятия, режим двигательной активности с учетом особенностей состояния здоровья детей. Такой глубокий анализ и учет здоровья детей в проводимых мероприятиях позволяют решить задачу – сохранения жизненной энергии ребенка и проследить за развитием и изменением состояния каждого ребенка.
Так же должны быть:
строгие дозированные физические нагрузки;
использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;
построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
соблюдение гигиенических требований;
благоприятный эмоциональный настрой;
создание комфортности.
Создание условий для заинтересованного отношения к учебе
Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.
На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.
Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему.
Если ученик не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний, и каждый новый материал оказывается как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным.
Создание комфортных условий для занятий физкультурой:
Соблюдения санитарно-гигиенических норм
рациональное освещение зала;
исключение монотонных звуковых раздражителей;
влажная уборка зала;
наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;
наличие аптечки;
спортивный инвентарь по возрасту;
наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).
Учёт динамики работоспособности на уроке.
1 фаза врабатывание 8-10 минут.
2 фаза оптимальной работоспособности 15-20 минут.
3 фаза преодолеваемого утомления.
Индивидуально-дифференцированный подход.
1. Учет диагноза здоровья в физкультурно-оздоровительной работе
2. Индивидуальный подход в закаливании дошкольников
3. Учет типа конституции ребенка в процессе физического воспитания
4. Проявление типологических особенностей нервной системы в мышечной деятельности
5. Взаимосвязь типа нервной системы и уровня двигательной активности ребенка
6. Гендерный подход в физическом воспитании
7. Взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей развития двигательных качеств
8.Учет индивидуальных показателей физической подготовленности
Включение в процесс занятий элементов активного отдыха
Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры – на других уроках и переменах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.
Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.
На первом этапе создание комфортных условий для осуществления оздоровительной работы в школе было сделано следующее:
- при составлении расписания учитывались санитарные нормы, тепловой режим
- ежегодно в сентябре проходит медосмотр учащихся. По его итогам учащиеся распределяются по группам для посещения уроков по физической культуре.
В течение последних лет школа сотрудничает с Медико-центром «Диалог» при Управлении образования Администрации г. Шимановска.
Два раза в год, с целью отслеживания заболеваемости и общего физического развития детей, проводятся мониторинги здоровья. В результате мониторинга определила состояние здоровья детей и уровень физического развития. Эта информация была доведена до сведения родителей, и они поддержали решение о работе в оздоровительном направлении с применением здоровьесберегающих технологий.
Для большей заинтересованности детей к занятиям физической культурой, для улучшения своих двигательных способностей разработала комплекс физических упражнений для домашнего задания. Плюсом этого задания является то, что дети, которые хотят иметь положительную оценку и развивать двигательные способности, имеют возможность с систематическими проверками повышать результаты, умения, навыки при домашних условиях. Тем самым поднялся уровень физической подготовленности детей в домашних условиях, повысилось качество успеваемости.
Проводились тесты по «Президентским соревнованиям», где в начале и в конце года принимаю у детей тесты, и, сравнивая эти результаты, вижу темп прироста физических данных у детей. Здесь я заметила, что у детей, которые добросовестно относились к урокам физкультуры, внеклассным мероприятиям, посещениям спортивных секций показатель выше, чем у тех, чье отношение к труду и к своему здоровью в целом противоположное.
Введение здоровьезберегающих технологий во внеклассную работу- это «Час здоровья» раз в неделю, «День здоровья» раз в месяц, классные часы на разные темы, спортивные праздники.
В создании комфортных психологических условий для обучения и воспитания школьников участвуют как все учителя, так и психолог, а также поддерживается постоянная психолого-педагогическая связь.
Применение целой системы здоровьезберегающих технологий позволяет своевременно оценить дезадаптацию и провести корригирующие мероприятия.
Мною был проведен эксперимент «формирование здоровьесберегающих навыков у учащихся как условие успешной социализации личности». Были взяты три одинаковых по характеристики класса. Условия в начале эксперимента тоже были одними. Затем для одного из классов были изменены условия. Взяв сравнительный анализ тестов в конце учебного года, показатели экспериментального класса увеличились по отношению к контрольным классам. Произошло увеличение показателей физических данных, а, значит улучшение физических качеств учащихся.
В конце эксперимента провели анкетирование в экспериментальном классе, это показало, что увеличение количества уроков в неделю является эффективным средством для решения оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья школьников и для успешной социализации личности.
Сделав определенные выводы, я решила продолжать работать в этом направлении, прибавляя и усложняя здоровьесберегающие технологии новыми серьезными требованиями и в первую очередь – это требования к сохранению здоровья – физического, психологического и социального, без которых не будет успешной социализация личности школьника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу.Особенностями организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики является реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы,создание условий для заинтересованного отношения к учебе,исоздание комфортных условий для занятий физкультурой для этого необходимо следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм, вести учёт динамики работоспособности на уроке, стремиться к индивидуально-дифференцированному подходу к каждому ребёнку. А так же использовать элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры – на других уроках и переменах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.
Анализ литературы использованной для написания данной работы показал что здоровьесбережение в физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры, а возбудить интерес к занятиям физкультурой и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»
Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...
Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»
Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...
Развитие творческих способностей учащихся как условие успешной социализации личности
Статья представляет собой описание опыта работы с учениками обычной общеобразовательной школы по развитию творческих способностей, воспитанию интереса к поэзии, к творчеству, содержит описание о...
Формирование профессиональной ориентации у глухих учащихся, как условие успешной социализации в обществе.
Опыт работы по профессиональноиу самоопределению учащихся старших классов с проблемами слуха....
Социальное партнерство как условие успешной социализации личности ребенка в едином социокультурном пространстве
Аннотация:Данная статья посвящена опыту реализации сетевого проекта «Содружество» по взаимодействию между общеобразовательной организацией и учреждениями культуры, дополнительного об...
ПРОЕКТ «Модель педагогического сопровождения обучающихся в предпрофильной и профильной школе, как условие успешной социализации личности воспитанников»
Данный проект представляется актуальным в условиях повсеместной практики реализации «Концепции организации профильного обучения на старшей ступени общего образования» и в практ...
Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности
Доклад на тему: «Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности&raq...