классный час "Зависть"
методическая разработка (11 класс)

Варакина Елена Николаевна

Классный час для старшей школы (основы нравственного воспитания)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavist.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Зависть»

(Нравственное воспитание, старшая школа)

Цель:

Развить способности коммуникативного общения, сформировать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой.

Задачи:

- Показать учащимся значение нравственной культуры в жизни человека;

- Способствовать проявлению положительных нравственных качеств личности и положительных поступков;

- Продолжить воспитание уважительного отношения к себе и другим людям, ответственности за совершаемые поступки.

Форма проведения: нравственная беседа.

Подготовительная работа к классному часу:

1. Анкетирование учащихся и родителей по теме классного часа;

2. Подбор необходимой литературы, презентация слайдов, ЭОР.

Оборудование: плакат «Зависть», цитаты известных учёных и философов, мультимедийный проектор, экран, компьютер, словарь С.И. Ожегова.

Сценарий классного часа.

I) Подведение учащихся к теме классного часа.

ФИЛЬМ 1

(мультфильм о двух мальчиках и шарике)

     1.  Как вы думаете, о чём этот сюжет?

2.  Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор?

Учащиеся отвечают и формулируют тему классного часа.

Учитель: Верно! О зависти.

СЛ.1 Зависть

СЛ.2

Учитель: Об этом человеческом пороке писали в своих произведениях все известные литераторы.

1)»Зависть – сестра, соревнования, следственно из хорошего рода». (А.С. Пушкин)

2) «Зависть – признание себя побеждённым» (А. Скрябин)

3) «Не завидуй, ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (Христианская заповедь)

4) «Талант порождает столько зависти, что порой его отсутствие, кажется благом». (А. Попов)

5) «Зависть, есть скорбь о благополучии ближнего». (Плутарх)

6) «Если кому-то везёт, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей, а кто завидует, тот себе же делает хуже». (Древне – греческий философ Эзоп)

Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей. («Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)

- Прокомментируйте высказывания известных поэтов, учёных, философов? Что они хотели нам сказать?

Вопрос учащимся: Чему завидуют? (Ребята приводят примеры из жизни)

СЛ.3

1)    Успехам одноклассников;

2)    Чужим деньгам;

3)    Соседям, переселившимся в новую квартиру;

4)    Человеку, купившему машину;

5)    Подруге, появившейся в новых сапожках или джинсах;

6)    Отличным оценкам одноклассника;

7)    Ученику, который сам изучает второй иностранный язык, и т.д.

Вопрос: А чему ещё можно завидовать?

II)  Учитель: Дайте своё определение зависти? (учащиеся пытаются сформулировать своё определение «Зависти»)

А теперь послушаем мнение известного музыканта барда А. Розембаума (врача по профессии)

ФИЛЬМ 2(Видеоролик. Песня «Зависть»)

    А. Розембаум называет зависть раковой опухолью души. Как вы думаете, почему? (ответы учащихся)

СЛ.4-5  Заглянем в Библию. Какое определение зависти она даёт?

(Видеоролик «Христианские заповеди и их толкование».)

Учитель: Одна из христианских заповедей гласит: «не завидуй».

ФИЛЬМ 3 «ОКНО»

Учитель: - Завистливый человек не может бороться с этой съедающей его эмоцией, он мучается и страдает, впадает в стрессовое состояние, может совершить плохие поступки.

Вопрос учащимся: Какие плохие поступки может совершить человек?

СЛ.6

1)    Злословие – оболгать человека. («Самая опасная ложь – это истина, слегка извращённая»)

2)    Подлость.  Свою вину переложить на чужие плечи.

3)    Воровство (у меня нет, но я украду и будет!)

4)    Убийство (самое страшное, что может произойти)

Учитель: - А имеем ли мы на это право?

(Учащиеся пытаются ответить на вопрос)

Вопрос: Как уберечь себя от зависти? (ОБСУЖДЕНИЕ)

СЛ.7 Притча о зависти.

Учитель: Один старый мастер боевых искусств решил больше никогда не биться. Но однажды его всё – таки вызвал на бой один нахальный юный воин, который считал, что он куда искуснее и сильнее.

Однако, старый мастер просто сидел, и никак не реагировал на нахала. Тогда воин принялся оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не помогло. В конце концов, юный воин отчаялся и ушёл. Ученики мастера были удивлены действиями своего учителя, многие начали его осуждать:

- неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков?

Тогда старый мастер сказал:

- Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит  этот подарок?

- Конечно тому, кто его дарит!

- Так же дела обстоят с завистью, злостью и ненавистью.

Если мы их не принимаем, они остаются у дающего.

СЛ.8

Способы побороть зависть

1. Смирись с тем, что все люди разные! Зависть – это обида на себя. Ведь если разобраться, то возникает недовольство не из-за объекта зависти, а из-за понимания, что он лучше. Необходимо принять факт, что это нормально, когда кто-то успешнее, умнее, богаче.

2. Не сравнивай себя с другими! Сравнение с собой вчерашним принесет намного больше пользы. Превосходить нужно себя, побеждать свои слабости, недостатки, страхи. Радоваться своим, пусть маленьким, успехам и продолжать двигаться вперед.

3. Научись восхищаться чужими победами! Восхищаясь, человек тоже признает способности, преимущества, достоинства другого человека, которыми не обладает сам, но у него возникает не обида или ненависть, а желание добиться тех же результатов, перенять опыт, начать действовать. Уважение достоинств и достижений других, вызывает ответное уважение к своим успехам.

4. Стремись к успеху! Необходимо настраивать свои мысли так, чтобы чувство зависти послужило мотивацией к действиям. Вместо того чтобы злиться – учиться настойчивости, которая привела человека к успеху.

5. Радуйся тому, что имеешь! Людям свойственно воспринимать свои духовные ценности и материальные блага как нечто само собой разумеющееся, даже не подозревая, что это может вызвать у кого-то зависть. Умение ценить то, что имеешь, поможет избавиться от зависти к тому, что есть у другого.

6. Перестань жалеть себя! Жалеть себя – значит признаться в своей слабости, бессилии, несостоятельности. А поверив в это, остается только завидовать другим.

7. Займись делом! У человека, занятого делом, нет времени на зависть. Составив свой план действий и следуя ему, он идет к своей цели и не завидует успехам окружающих.

8. Учись у людей лучшему! Негативные эмоции мешают учиться у других людей, а открытость, искреннее отношение, уважение дают свободу для развития. Когда человек перестает завидовать, объект сравнения становится учителем, опыт которого может принести большую пользу для реализации собственных планов.

ФИЛЬМ 4 «О ЗАВИСТИ» (Л.ПОПОВА)

СЛ.9

Не завидуй тому, кто силён и богат.

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся, как с данной тебе на прокат.

О. Хайям

Используемые источники:

Селевко Г.К. Управляй собой. – Изд. 2-е. – М.: Народное образование, 2005. – Серия «Самосовершенствование личности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...