классный час "Зависть"
методическая разработка (11 класс)
Классный час для старшей школы (основы нравственного воспитания)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zavist.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Зависть»
(Нравственное воспитание, старшая школа)
Цель:
Развить способности коммуникативного общения, сформировать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой.
Задачи:
- Показать учащимся значение нравственной культуры в жизни человека;
- Способствовать проявлению положительных нравственных качеств личности и положительных поступков;
- Продолжить воспитание уважительного отношения к себе и другим людям, ответственности за совершаемые поступки.
Форма проведения: нравственная беседа.
Подготовительная работа к классному часу:
1. Анкетирование учащихся и родителей по теме классного часа;
2. Подбор необходимой литературы, презентация слайдов, ЭОР.
Оборудование: плакат «Зависть», цитаты известных учёных и философов, мультимедийный проектор, экран, компьютер, словарь С.И. Ожегова.
Сценарий классного часа.
I) Подведение учащихся к теме классного часа.
ФИЛЬМ 1
(мультфильм о двух мальчиках и шарике)
1. Как вы думаете, о чём этот сюжет?
2. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор?
Учащиеся отвечают и формулируют тему классного часа.
Учитель: Верно! О зависти.
СЛ.1 Зависть
СЛ.2
Учитель: Об этом человеческом пороке писали в своих произведениях все известные литераторы.
1)»Зависть – сестра, соревнования, следственно из хорошего рода». (А.С. Пушкин)
2) «Зависть – признание себя побеждённым» (А. Скрябин)
3) «Не завидуй, ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (Христианская заповедь)
4) «Талант порождает столько зависти, что порой его отсутствие, кажется благом». (А. Попов)
5) «Зависть, есть скорбь о благополучии ближнего». (Плутарх)
6) «Если кому-то везёт, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей, а кто завидует, тот себе же делает хуже». (Древне – греческий философ Эзоп)
Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей. («Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)
- Прокомментируйте высказывания известных поэтов, учёных, философов? Что они хотели нам сказать?
Вопрос учащимся: Чему завидуют? (Ребята приводят примеры из жизни)
СЛ.3
1) Успехам одноклассников;
2) Чужим деньгам;
3) Соседям, переселившимся в новую квартиру;
4) Человеку, купившему машину;
5) Подруге, появившейся в новых сапожках или джинсах;
6) Отличным оценкам одноклассника;
7) Ученику, который сам изучает второй иностранный язык, и т.д.
Вопрос: А чему ещё можно завидовать?
II) Учитель: Дайте своё определение зависти? (учащиеся пытаются сформулировать своё определение «Зависти»)
А теперь послушаем мнение известного музыканта барда А. Розембаума (врача по профессии)
ФИЛЬМ 2(Видеоролик. Песня «Зависть»)
А. Розембаум называет зависть раковой опухолью души. Как вы думаете, почему? (ответы учащихся)
СЛ.4-5 Заглянем в Библию. Какое определение зависти она даёт?
(Видеоролик «Христианские заповеди и их толкование».)
Учитель: Одна из христианских заповедей гласит: «не завидуй».
ФИЛЬМ 3 «ОКНО»
Учитель: - Завистливый человек не может бороться с этой съедающей его эмоцией, он мучается и страдает, впадает в стрессовое состояние, может совершить плохие поступки.
Вопрос учащимся: Какие плохие поступки может совершить человек?
СЛ.6
1) Злословие – оболгать человека. («Самая опасная ложь – это истина, слегка извращённая»)
2) Подлость. Свою вину переложить на чужие плечи.
3) Воровство (у меня нет, но я украду и будет!)
4) Убийство (самое страшное, что может произойти)
Учитель: - А имеем ли мы на это право?
(Учащиеся пытаются ответить на вопрос)
Вопрос: Как уберечь себя от зависти? (ОБСУЖДЕНИЕ)
СЛ.7 Притча о зависти.
Учитель: Один старый мастер боевых искусств решил больше никогда не биться. Но однажды его всё – таки вызвал на бой один нахальный юный воин, который считал, что он куда искуснее и сильнее.
Однако, старый мастер просто сидел, и никак не реагировал на нахала. Тогда воин принялся оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не помогло. В конце концов, юный воин отчаялся и ушёл. Ученики мастера были удивлены действиями своего учителя, многие начали его осуждать:
- неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков?
Тогда старый мастер сказал:
- Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит этот подарок?
- Конечно тому, кто его дарит!
- Так же дела обстоят с завистью, злостью и ненавистью.
Если мы их не принимаем, они остаются у дающего.
СЛ.8
Способы побороть зависть
1. Смирись с тем, что все люди разные! Зависть – это обида на себя. Ведь если разобраться, то возникает недовольство не из-за объекта зависти, а из-за понимания, что он лучше. Необходимо принять факт, что это нормально, когда кто-то успешнее, умнее, богаче.
2. Не сравнивай себя с другими! Сравнение с собой вчерашним принесет намного больше пользы. Превосходить нужно себя, побеждать свои слабости, недостатки, страхи. Радоваться своим, пусть маленьким, успехам и продолжать двигаться вперед.
3. Научись восхищаться чужими победами! Восхищаясь, человек тоже признает способности, преимущества, достоинства другого человека, которыми не обладает сам, но у него возникает не обида или ненависть, а желание добиться тех же результатов, перенять опыт, начать действовать. Уважение достоинств и достижений других, вызывает ответное уважение к своим успехам.
4. Стремись к успеху! Необходимо настраивать свои мысли так, чтобы чувство зависти послужило мотивацией к действиям. Вместо того чтобы злиться – учиться настойчивости, которая привела человека к успеху.
5. Радуйся тому, что имеешь! Людям свойственно воспринимать свои духовные ценности и материальные блага как нечто само собой разумеющееся, даже не подозревая, что это может вызвать у кого-то зависть. Умение ценить то, что имеешь, поможет избавиться от зависти к тому, что есть у другого.
6. Перестань жалеть себя! Жалеть себя – значит признаться в своей слабости, бессилии, несостоятельности. А поверив в это, остается только завидовать другим.
7. Займись делом! У человека, занятого делом, нет времени на зависть. Составив свой план действий и следуя ему, он идет к своей цели и не завидует успехам окружающих.
8. Учись у людей лучшему! Негативные эмоции мешают учиться у других людей, а открытость, искреннее отношение, уважение дают свободу для развития. Когда человек перестает завидовать, объект сравнения становится учителем, опыт которого может принести большую пользу для реализации собственных планов.
ФИЛЬМ 4 «О ЗАВИСТИ» (Л.ПОПОВА)
СЛ.9
Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе на прокат.
О. Хайям
Используемые источники:
Селевко Г.К. Управляй собой. – Изд. 2-е. – М.: Народное образование, 2005. – Серия «Самосовершенствование личности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...