Эссе "Мой вклад в гражданское образование"
статья
Эссе написано в рамках курса повышения квалификации "Современное понимание гражданского образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_vklad_v_grazhdanskoe_obrazovanie.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
"Мой вклад в гражданское образование"
Любой педагог, начиная свою деятельность, ставит своей задачей научить детей, дать знания по предмету, привить любовь к нему. Мои цели были такими же. Уроки русского языка и литературы сами по себе насыщены тем, что нужно знать, уметь и понимать. Казалось, этого достаточно. Идеологию, патриотизм и гражданское воспитание как составляющую своих занятий я даже не рассматривала, но литература поднимает целые пласты тем и вопросов, среди которых и те, что касаются места человека в обществе. Начинаешь говорить об этом, и возникает вопрос: как сделать это правильно, чтобы получилось искренне и нужно, а не пафосно и формально? И делать это надо не на классных и информационных часах, как отдельное занятие, а исподволь, незаметно внутри каждого урока, дабы не оттолкнуть ребят. Сейчас у меня есть разработанные фрагменты таких бесед, ловушек для мотивации размышлений, коллективных встреч.
Наши дети сейчас имеют знания о своих правах в обществе, о правах людей в разных странах и без сомнений используют их в своих интересах. Поэтому мой выбор тем в области гражданского образования включает в себя работу с обязанностями человека и гражданина, их осознанности и добровольности, так как ответственность – ключевое понятие для любого устойчивого развития. Еще одна многим надоевшая тема – благодарность за победу в ВОВ, отношение к войне. Стараюсь переместить акцент с героического советского прошлого (это создает дистанцию и не вызывает сопереживания: мы другие, мы бы не победили, с нами такого бы не случилось и т.д.) на современную ситуацию в мире, локальные военные конфликты (причины их возникновения, интересы сторон, пассивность большинства), горячие точки (последствия таких событий для страны и мира) и стабильность нашей мирной нации в этом отношении. А это дорогого стоит и требует защиты. Важным аспектом воспитания и формирования гражданина является и патриотизм. Слово это в современном обществе приняло отрицательную коннотацию, об этом говорят со смешком и стыдясь. Всегда заостряю внимание на лицемерии и эгоизме тех, кто не уважает и не ценит свою страну, ругает ее, но продолжает оставаться на ее территории. Самостоятельный и достойный уважения человек всегда помнит такие вещи и не опускается до антипатриотизма. К тому же мир так многогранен: разнообразные культуры, религии, ценности, обычаи и многое-многое другое! Поколение Z имеет все шансы стать гражданами мира. Но когда стираются физические границы, остаются еще культурные барьеры. Плохо не уважать другого, не такого, как ты, но и слепо растворяться в чужом мире, отрекаясь от национальных ценностей не лучше. Толерантность, поликультурность и, самое главное, широта кругозора и критическое мышление – вот важные навыки для каждого человека.
Много вопросов возникает при обучении и воспитании детей. Становясь старше и опытней, начинаешь задумываться о будущем, о том мире, который унаследуют наши дети и внуки. Чтобы этот мир был дружелюбный и процветающий, его надо передать в надежные и заботливые руки. Но сначала эти руки надо взрастить.
Человек существо социальное, эгоистичное и жестокое. Это хорошо видно на детях: если их не учить быть щедрыми, справедливыми, ответственными, они такими не будут. Малыш, не задумываясь, ударит, отберет, солжет, и только под влиянием сначала мамы, потом учительницы и общества, переучится. Многие взрослые люди так и остаются глубоко внутри дикарями, маскирующимися под остальных. Поэтому программы гражданского образования должны существовать на всех уровнях обучения и воспитания, начиная с дошкольного. Хорошего человека, способного строить устойчивое общество, быть Человеком и соседом по планете, можно и нужно формировать, и начинать стоит с себя. Любые программы не будут работать, если в них не верит тот, кто осуществляет. И разрабатываться они должны не «для галочки», «чтобы было красиво, умно и конкурентноспособно», а специалистами в комплексе (психологами, педагогами, идеологами, воспитателями и учителями), но не чиновниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Педагогический совет "Модель Гражданского образования в гимназии!
Представлен опыт работы в ОУ по проблеме гражданского образования...
методическое объединение классных руководителей "Формирование гражданского образования сельского школьника"
Практический материал...
Методическая разработка по сравнительному граждановедению «Мозаика гражданского образования»
Урок литературы, победитель конкурса "Мозаика гражданского образования"...
Правовая культура, одна из составляющих гражданского образования школьников.
Слово «культура» в переводе с латинского - это «возделывание», «выращивание». Недаром трудясь над огромным растением, добиваясь повышения уровня его плодородия, употребляют понятие «окультуриват...
Статья по праву на тему: Правовая культура, одна из составляющих гражданского образования школьников
Слово «культура» в переводе с латинского - это «возделывание», «выращивание». Недаром трудясь над огромным растением, добиваясь повышения уровня его плодородия, употребляют понятие «окультуриват...
Медаль «За вклад в развитие образования»
Высшая общественная награда Российской Федерации...
Медаль за «Вклад в развитие образования», № 6468, 2011 г.
Приложен вкладыш к медали с описанием....