Классный час в 6 классе "Чем я богат?"
классный час (6 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час в 6 классе.
Тема: Чем я богат?
Цели:
1. Сравнить значение ценностей материальных и духовных.
2. Помочь детям осознать, что истинные богатства человеческого сердца заключаются в способности проявлять высокие и сильные чувства и жить ими.
3. Найти ответ на вопрос: что ценнее - богатство материальное или богатство человеческого сердца?
Оформление и инвентарь:
1. Две одинаковые шкатулки: в одной - деньги и украшения, другая - пустая.
2. Нарисованное на листе ватмана большое солнце, на лучах которого прикреплены маленькие солнышки.
3. Жемчужные бусы, которые можно разорвать.
4.Презентация
5.Призы для игры
Ход мероприятия
I Орг.момент.
Волшебная поляна
Вырезать красивые цветы разного цвета.
На улице весна, ярче светит солнце, распускаются листья. Но цветы ещё не распустились. Представьте, что наш класс волшебная поляна. Прикрепите цветок там, где вам понравится. Посмотрите — в классе стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так будет всегда!
(Тема нашего классного часа «Чем я богат?») Цель:
II Вступление.
Вспомните, ребята, что обычно кладут в сундуки в сказках, да и в жизни тоже. (Ответы детей: драгоценности, золото, серебро, украшения и т. п.) Посмотрите, в одном из наших сундучков тоже лежат драгоценности. А для чего люди копят, собирают эти богатства? (Ответы детей.) А что можно положить в другой наш сундучок? Давайте подумаем вместе. Возможно, в этом нам поможет сказка, которую я вам сейчас прочитаю.
III Основная часть.
Сказка «Сокровища пирата» (М. И. Андрианов)
Один мальчик, звали его Артем, часто разговаривал со своей любимой игрушкой - кроликом.
- Ты не знаешь, кролик, почему умные взрослые иногда любят придумывать всякую ерунду и заставляют верить в нее детей? Сегодня мама сказала мне, что все богатства и сокровища человека находятся в его сердце. Она, наверное, все еще считает, что я маленький и глупый и не знаю, что такое богатства и сокровища. Помнишь, кролик, мы с тобой мультик про пиратов смотрели, там один пират все время искал сокровища, а потом нашел сундук с золотом и драгоценностями. Этот пират еще все время песенку напевал: «Ого-го, эге-ге, эй вы, тени на стене, мне сокровища нужны, а отдам я вам свои...»
Не успел Артем допеть песенку пирата до конца, как вдруг услышал за спиной чей-то тихий голос:
- Правильно, правильно думаешь.
Артем, испугавшись, резко повернул голову. На стене позади себя он увидел непонятное существо из черного двигающегося дыма. Артем хотел было закричать, позвать маму, но от страха потерял голос и не мог произнести ни единого слова.
-Не бойся, Артем, я несчастная тень того самого пирата из мультика. Ты спел песенку, и вот я пришла поменяться с тобой сокровищами. Я тебе дам настоящие сокровища, а ты мне ненастоящие, которые у тебя в сердце.
Страх у Артема быстро прошел, и он тихо спросил тень:
- А какие же у меня в сердце сокровища?
- Радость, любовь, доброта и много других, - прошептала тень.
- Вот глупая тень, - подумал Артем. - Да какие же это сокровища?
А сам вслух спросил:
- А если я тебе радость отдам, то взамен получу игрушку?
- Будешь получать любые игрушки, какие только пожелаешь. Только сначала ты должен - повторить за мной волшебное заклинание.
Артем слово в слово повторил заклинание, и тень пирата исчезла вместе с его радостью.
Давно мечтал Артем о большой радиоуправляемой машине. Только он о ней подумал, как она тут же появилась в его руках. Но почему-то при этом Артем не почувствовал никакой радости. Как будто бы в его руке появилась не желанная игрушка, а какой-нибудь ненужный камень. Стал он с ней играть, катать ее по полу, а радости все равно ни капельки, как будто вовсе не машину катаешь, а уроки скучные учишь.
Вышел Артем во двор поиграть - опять никакой радости, угостили мороженым - опять ничего. Только к концу дня стало ясно Артему, что он наделал и какую глупость совершил. Вернулся он домой совсем печальный, зашел в свою комнату и решил на всякий случай повторить песенку пирата из мультика. Только допел он последнее слово, как опять на стене появилась тень пирата. Но на этот раз она выглядела совсем не несчастной, а очень даже радостной и веселой.
- Еще какими-нибудь сокровищами поменяться хочешь? - спросила тень.
- Я хочу радость свою вернуть, а игрушек мне что-то уже не хочется.
- Хорошо, - сказала тень. - Если хочешь меняться, то давай мне сразу любовь и доброту, а я тебе радость верну, а в придачу волшебный пиратский сундук, в котором деньги и драгоценности никогда не кончаются. Согласен?
Подумал Артем, что лучше без любви и доброты всю жизнь прожить, чем без радости. А если вдобавок деньги с драгоценностями предлагают, то это даже намного лучше. За деньги ведь не только игрушки, но и целую гору шоколадок купить можно.
Согласился Артем и стал повторять волшебное заклинание вслед за тенью.
Только договорил он заклинание, как стал улыбаться, потому что почувствовал внутри, в сердце, радость. А тень с его любовью и добротой стала светлеть и вскоре исчезла со стены.
Увидел Артем под ногами пиратский сундук, достал оттуда деньги, распихал их по карманам и, довольный, побежал в магазин за шоколадками. Но недолго длилась его радость. Оказалось, что он перестал любить и шоколад, и мороженое, и игрушки, и друзей, и все на свете. Но самое страшное было то, что Артем разлюбил даже маму с папой, бабушку и сестренку. И вдобавок ко всему он перестал быть добрым. А когда любви и доброты в сердце не остается, пустое место тут же ненавистью и злом заполняется. Стал Артем ругаться, передразнивать и обижать всех подряд. Всего лишь за три дня он успел со всеми перессориться и даже передраться со своими друзьями по двору. С каждым днем жизнь среди людей становилась все хуже и хуже. Какая уж там радость, когда все вокруг разонравилось, и от всякой ерунды в сердце злость появляется!
- Опять меня тень обманула, - подумал Артем. - И зачем я с ней меняться стал, лучше бы без радости жил.
Произнес он слова пирата из мультфильма, и на стене опять тень появилась, которая по-доброму и с любовью в голосе спросила:
- Ну как, Артемушка, понравились тебе мои сокровища из сундучка? Может быть, еще поменяемся? Но Артем со злостью ответил:
- А ну отдавай назад мою любовь и доброту, а то получишь у меня сейчас.
- Фу, какой ты злой и бессердечный! Получил настоящие сокровища, а вместо благодарности еще и грубишь. Я с невоспитанными не разговариваю, - обиженно сказала тень и тут же исчезла.
Стал Артем плакать и жалеть, что не верил раньше маминым словам о сокровищах в сердце. Теперь впереди его ждала долгая жизнь без любви и добра в сердце. И вдруг ему в голову пришла идея. Он решил поменять слова в волшебном заклинании. Целых два часа сидел Артем и придумывал свое заклинание, с новыми словами, чтобы оно было похоже на стихотворение. Наконец новое заклинание было готово, и Артем громко произнес его.
Очень повезло Артему, потому что придуманное им заклинание вдруг подействовало. К нему вернулись любовь и доброта, а деньги и все купленное на них сразу же исчезло.
Больше никогда в жизни Артем не пел песенку пирата из мультика, потому что боялся, что опять появится хитрая тень и как-нибудь его обманет.
Обсуждение сказки.
- О каких сокровищах, которые находятся в сердце человека, вы узнали из этой сказки? (Ответы детей: радость, любовь, доброта.)
А что такое радость, любовь, доброта? Это чувства.
Давайте поподробнее разберём эти чувства.
-Что такое радость?
Слайд 2.
Радость – это весёлое чувство, наслаждение, удовольствие.
От чего можно испытать радость? (от подарка, от встречи с близким человеком, с другом, от исполнившегося желания, от долгожданного праздника, от хорошей оценки, похвалы, от своей работы)
Как по внешнему виду определить радостного человека?
Слайд 3. Давайте на слайде найдём радостного человека, может быть даже не одного. Как вы думаете, чему он радуется?
Слайд 4. Пустой слайд.
Игра «Торопись обрадовать»
У меня есть волшебные предметы. Я даю один из них, и вы передаете его из рук в руки до тех пор, пока звучит мелодия, мелодия стихнет и тот, у кого оказался этот предмет, имеет возможность подарить его тому, кому он хотел бы доставить радость и при этом сказать добрые слова или слово. Затем я даю другой предмет, и игра продолжается дальше.
А какие чувства вы испытываете, когда вы дарите кому-то подарок?
Когда вы что-то дарите, вы отдаете частичку тепла своего сердца.
Ребята, сейчас вы доставили друг другу радость. А как вы думаете, грусть должна жить в сердце человека? Что такое грусть?
Грусть – это чувство лёгкой печали, когда вокруг ничего не радует, ничего не хочется. От чего человеку может быт грустно? (от расставания с близким человеком, если человек болеет, если друг на тебя обиделся и не хочет с тобой играть). Расставание с Анной Адамовной.
Слайд 5. Найдите на слайде грустного человека.
А как помочь грустному человеку? (утешить, поговорить с ним, поиграть, отвлечь)
Значит, грусть тоже живёт в сердце человека.
Теперь поговорим о доброте.
Что такое доброта?
Слайд 6.
«Добро - все положительное, хорошее, полезное. Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». (По словарю С. И. Ожегова.)
Какого человека называют добрым?
Добрый человек – это человек, заботливо относящийся ко всему живому, к друзьям, близким.
Ребята, когда я была маленькая и училась в 3 классе, мы изучали стихотворение «Вишня». Это стихотворение до того мне понравилось, что я помню его до сих пор и хочу поделиться с вами.
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Все равно я вишню посажу!»
Ребята, каким был старик в этом стихотворении? Добрым.
О ком он заботился? О незнакомых людях.
Он хотел, чтобы его вспоминали? Да.
А если не вспомнят? Он расстроится? Нет.
Скажите, у какого человека больше друзей. У доброго или злого? (Ответы детей.) А вы хотите, чтоб у вас было много друзей?
Игра «Сказка».
Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина, кот Леопольд)
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
Слайд 7.Посмотрите на слайд. Это герой мультфильма, который всегда забывал о зле.
Узнали? Кто же это? Кот Леопольд.
Из какого мультфильма? (Ответы детей)
Опишите выражение его лица. (ДОБРЫЕ глаза, ДОБРАЯ улыбка).
А почему он часто улыбается?
Какой кот Леопольд?
Что значит, по-вашему, добрый человек?
(Добрый человек всегда приветлив, вежлив, он счастлив)
Каким человека делает доброта? (красивым)
Вспомните, сколько пришлось пережить Леопольду разные пакостей от мышей, но тем не менее он оставался всегда добрым и человечным.
Что же, кот Леопольд, всегда говорил? (РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!)
- “Река Ласки и Доброты”
Все участники образуют два берега реки – две шеренги, встают лицом друг к другу. Один из участников проходит (проплывает) по реке с закрытыми глазами, а берега дарят ему хорошие и добрые прикосновения.
(Каждый из участников должен проплыть по реке)
А сейчас послушайте стихотворение «Доброта» (читает Антон Г)
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Ребята, сейчас мы проведём с вами игру «Доверие»
Инструкция: Я хочу вам предложить игру, которая называется "Путь доверия". Заключается она в следующем: один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим. Когда ты ведущий — ты должен провести "слепого" ребенка по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Время от времени делай паузу, чтобы твой товарищ смог потрогать различные вещи: большие и маленькие, гладкие и шероховатые. Ты можешь провести его к месту, где предмет издает звук или запах. Только ничего не говори при этом. Через пять минут я позвоню колокольчиком — тогда вы поменяетесь ролями. А еще через пять минут я позвоню еще раз — и тогда вы возвращаетесь обратно в круг, и мы поговорим о том, что вы пережили во время прогулки. Перед началом договоритесь с партнером, как он вас будет вести: за руку или как-то по-другому.
Анализ упражнения:
— Как ты чувствовал себя, когда был "слепым"?
— Вел ли тебя твой "поводырь" бережно и уверенно?
— Знал ли ты все время, где ты?
— Нашел ли ты что-нибудь любопытное, что интересно потрогать, понюхать или послушать?
— Как ты себя ощущал в роли поводыря?
— Старался ли ты привести своего партнера к тем местам, где ему точно что-то понравилось бы?
— Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера?
— Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?
Доверие должно жить в нашем сердце?
Вспомним сказку.
- Почему Артем сначала захотел поменяться с тенью этими сокровищами? (Ответы детей.)
- Почему он потом начинал сильно жалеть об этом? (Ответы детей.)
- Какие ещё чувства живут в нашем сердце?
Сочувствие (у вас голова болит?)
Нежность (когда хочется приласкать кого-нибудь, пожалеть, погладить)
Гордость (когда получилось трудное дело или получил «5»)
Благодарность (когда товарищ помог справиться с работой или подарил подарок)
Восхищение (когда увидел что-то красивое, необычное)
Уважение
Доверие
Уверенность
Интерес
- Раз это сокровища, сокровища человеческого сердца, можем ли мы положить их в другой сундучок? (Ответы детей: «Нет!») Почему? (Ответы детей: «Ведь это не предметы, а чувства; как их можно куда-то положить?») Хорошо.
Тогда давайте сделаем так. В первом сундучке есть жемчужные бусы. Пусть каждая жемчужина будет одним из сокровищ, которые есть в сердце человека. (Ведущий разрывает бусы и кладет жемчужины в маленькую хрустальную вазочку.) Я беру одну жемчужину и кладу ее в пустой сундучок. Пусть это будет - любовь.
Кто из вас хочет положить в сундучок другие сокровища человеческого сердца? (Дети по желанию берут жемчужины, называя те или иные человеческие добродетели, и складывают их в сундучок.)
Как вы думаете, все ли богатства человеческого сердца, души мы нашли и положили в сундучок? (Ответы детей: «Наверное, нет».)
- Давайте попросим наших гостей помочь наполнить наш сундучок, положить туда те богатства, о которых мы, может быть, забыли. (Гости тоже берут жемчужины, называют положительные человеческие качества и кладут жемчужины в сундучок.)
- Итак, перед нами два сундучка. В одном - бусы, колечки и другие украшения, а также деньги. Это - богатство. Его можно потрогать руками, полюбоваться на эти вещи. Что можно сделать с этим богатством? (Ответы детей.)
- А в другом сундучке - радость, доброта, честность - все то, что мы сегодня назвали. Это тоже богатство, богатство человеческого сердца. Но его нельзя потрогать руками, нельзя увидеть. Может быть, это и не богатство вовсе? (Ответы детей, обсуждение, обмен мнениями.)
- Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь? Богатства из первого сундучка или из второго? (Ответы детей, обсуждение. Мнения могут быть разными.)
Итоги занятия.
Итак, бывает богатство, которое можно потрогать, полюбоваться им, купить с его помощью все, что хочется. А бывает богатство, которое можно только почувствовать. И - как ни странно - прочнее и ценнее то богатство, которое находится в нашем сердце. Потому что его, в отличие от этих сокровищ (показывает на первый сундучок), никто и никогда у нас отнять не сможет. Это наша собственность.
Каждый человек может стать солнышком - для того, кого он согревает своей любовью, добротой, вниманием, терпением.
Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были солнышками для своих родных и людей, которые вас окружают. Чтобы как можно чаще вы дарили им свет и тепло, как делает это большое СОЛНЫШКО. (Показывает нарисованное на ватмане солнце, на лучах которого прикреплены маленькие солнышки.) Его тепла и света хватает каждому из нас. Сейчас каждый возьмите кусочек этого большого солнца. Пусть маленькие солнышки напоминают вам о нашем сегодняшнем разговоре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...