Классный час«Кем мне стать?»
план-конспект занятия (11 класс)

Касаткина Наталья Алексеевна

Материал к классному часу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kem_mne_stat.doc194.86 КБ

Предварительный просмотр:

Материал для проведения классного часа, посвященного выбору профессии, для учащихся 9— 11-х классов.

КЕМ МНЕ СТАТЬ?

Подготовка:

Оформление — цитата: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы» (Т. Карлейл).

Понадобятся:

• ручки, карандаши; 

• распечатки теста для всех учащихся;

• листки для опроса.                                  

Действующие лица:

Учителя (1) и (2)

Корреспондент

Аудитор

Сестра-геронтолог

Врач-радиолог

УЧИТЕЛЬ (1): Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, вы понимае те, что для вас сейчас очень важ но определиться, кем вы будете в дальнейшем. Сейчас многим из вас трудно выбрать свою будущую профес сию, и неудивительно: интересы значительной части подростков очень неустойчивы, потому что их формируют школа, семья, друзья. Причем степень выбора колеблет ся от абсолютного «да, только эта профессия меня привлекает» до «не знаю, как получится».

УЧИТЕЛЬ (2): Установлено, что подростки редко выбирают про фессии родителей. Но не подлежит сомнению тот факт, что они прис лушиваются к мнению взрослых и часто выбирают те профессии, на которых настаивают родители.

При выборе профессии следу ет руководствоваться тремя по зициями:

•  «хочу» — это ваши интере сы, склонности, желание зани маться интересующим вас делом;

•  «могу»  — уровень вашей подготовленности, уровень зна ний,  наличие  способностей  к выбранному виду деятельности;

•  «надо» — спрос на профессию, потребность в ней общества.

Сюда же относятся другие факторы, например, престиж ность профессии, система опла ты труда, место жительства.

Профессии не стоит делить на «плохие» и «хорошие». Катего ричность выбора и отсутствие желания рассмотреть другие вариан ты — это способ уйти от мучитель ных колебаний. Впоследствии это, скорее всего, приведет к разо чарованию.

УЧИТЕЛЬ (1): В мире насчи тывается около сорока тысяч разных профессий. Ежегодно двадцать пять миллионов чело век меняют свое место работы, двенадцать процентов из них спустя некоторое время возвра щаются на прежнее место рабо ты. Означает ли это, что к выбо ру профессии можно идти путем проб и ошибок? А может быть, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как правильно выбрать ту единственную про фессию, которая бы соответ ствовала интересам, темпераменту, характеру и приносила пользу обществу?

УЧИТЕЛЬ (2): Все профессии делятся на пять основных групп в зависимости от того, что является их объектом.

Если главным объектом ваше го труда являются растения, жи вотные или микроорганизмы, то вы относитесь к типу профессии «П»: «человек — природа».Если вас интересуют техни ческие системы, вещественные объекты, материалы, виды энер гии, то ваш тип «Т»: «человек — техника».

УЧИТЕЛЬ (1): Тип «3» - «че ловек знаковая система» — ха рактеризуется такими предмета ми труда, как условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

  Для типа «X» — «человек — ху дожественный образ» — характер на творческая работа, связанная с воображением, искусством.

  И последний тип профессии «Ч» — «человек — человек». Для этой профессии главным предме том труда являются люди, группы, коллективы, общность людей.

УЧИТЕЛЬ (2): Чтобы опреде лить, к какому типу вы относи тесь, мы с вами проведем тест. Я выдам вам листы с табличкой. Напротив каждого вопроса в столбце «знак» вы должны пос тавить плюс или минус, в зави симости от того, подходит вам утверждение или нет.

(Учителя раздают всем тесты (см. Приложение). Учащиеся за полняют их.)

УЧИТЕЛЬ (Т): А теперь посчи тайте, сколько плюсов у вас в каж дой группе профессий. Где плю сов больше, тот тип профессии вам и подходит. Бывает, что у не которых людей есть склонность к разным областям знаний. Тогда им предстоит более свободный, но не менее сложный выбор.

  А теперь поговорим о различ ных профессиях, и помогут мне в этом Корреспондент и представи тели различных профессий.

КОРРЕСПОНДЕНТ: При про ведении опросов среди абитуриен тов я и мои коллеги пришли к вы воду, что сейчас самыми популяр ными профессиями являются: экономист, юрист, программист, менеджер, дизайнер, психолог, модельер, врач. Практически ник то не хочет быть военным или учи телем.

На вопрос, почему они выби рают именно эту профессию, ре бята отвечают по-разному. На пер вое место ставятся профессии, в которых предоставляется возмож ность принимать самостоятельные решения, контактировать с людьми и получать полезный продукт деятельности. На втором месте сто ят профессии, в которых присут ствует творческий характер труда. На третьем месте — работа, от кото рой можно получать новые впечат ления. А вы, ребята, как думаете?

(Ребята высказываются.)

КОРРЕСПОНДЕНТ:   Меня интересовало, какие профессии ребята считают профессиями XXI века. И вы знаете, что они от вечают? Половина опрошенных назвала профессию компьютер щика, что неудивительно. Предс тавить современную жизнь без компьютера уже невозможно, а в будущем зависимость человека от этого чуда техники будет только возрастать. Также профессией бу дущего считается бизнесмен, хотя это не профессия, а род занятий, но именно с ним ассоциируются дело, успех, деньги.

К числу профессий, уходящих в небытие, ребята относят про фессию трубочиста, кузнеца, слу жанки и так далее.

УЧИТЕЛЬ (2): Но не забывай те, ребята, что не все могут быть компьютерщиками или банкира ми. Должен ведь кто-то печь хлеб и сидеть за рулем автобуса.

Не все подростки знакомы с новыми профессиями, пользую щимися в настоящее время боль шим спросом на рынке труда. Что бы познакомить вас с ними, мы пригласили к нам в студию их представителей. Знакомьтесь...

АУДИТОР: Уважаемые друзья, я представляю вам профессию аудитора. Аудиторы контролируют

не бизнес, а счета, рентабельность, доходы и расходы компании. Во всех странах мира все компании, от самых маленьких до националь ного масштаба, должны вести ба ланс, делать денежные переводы, оплачивать счета, отчислять нало ги и так далее, Правильность ведения финансовой документации контролируется аудитором. Эта профессия требует высокой квали фикации, ответственности и явля ется весьма престижной.

УЧИТЕЛЬ (1): Мы продол жаем нашу встречу, и я представ ляю вам сестру-геронтолога.

СЕСТРА-ГЕРОНТОЛОГ: В на ше время наблюдается старение об щества. Число пожилых людей по отношению к молодым увеличива ется. Нуждаются в помощи и инва лиды. К сожалению, в государ ственных лечебницах мало выделя ется мест для таких людей. Частные же лечебные и оздоровительные за ведения пока немногочисленны и весьма дороги. Приглашение няни, умеющей оказать помощь и под держать пожилого человека, — это реальный выход во многих случаях. И потому профессия сестры-герон толога получает все больше призна ния в обществе.

УЧИТЕЛЬ (2): А теперь мы послушаем врача-радиолога.

ВРАЧ-РАДИОЛОГ: Моя про фессия тоже связана с медици ной. Радиолог выявляет внутрен ние симптомы болезни путем специализированного обследова ния различных частей человечес кого тела. Такое обследование проводится с помощью высокотехнологического оборудования: рентгена, ультразвука, компьюте ра, томографа и другой техники. Эти средства становятся все бо лее совершенными, позволяют получать и моментально обраба тывать огромный объем инфор мации о состоянии внутренних органов человека. Как правило, пациентов к радиологу направля ют врачи, нуждающиеся в какой-то дополнительной информации. На основании его заключения ус танавливается более точный ди агноз и проводится более эффек тивное лечение.

УЧИТЕЛЬ (1):  Спасибо на шим гостям за интересную ин формацию.

А теперь мы расскажем вам подробнее о группах профессий.

УЧИТЕЛЬ (2): Группа «чело век — человек». Сюда входят са мые гуманные профессии, осно ванные на общении и взаимопо нимании. Например, учитель, врач, юрист, нотариус, адвокат, менеджер, администратор, дис петчер, продавец, официант, па рикмахер, проводник, повар, стю ардесса, экскурсовод и другие.

Доброжелательность, сочув ствие, сопереживание, интерес к окружающим — качества, кото рые должны присутствовать у этих специалистов. К тому же они должны обладать повышенным самоконтролем, устойчивостью к стрессам.

Все многообразие профессий ти па «человек  - человек» можно разде лить на несколько направлений:

  • воспитание и обучение;
  •  здравоохранение;
  •  организация и управление;
  • правовая защита;
  • торгово-сервисное обслужи вание;
  •  культурно-просветительская работа.

УЧИТЕЛЬ (1): Следующая группа профессий «человек — знаковая система».

   Для производства любого продукта необходимы три ком понента: вещество, энергия и ин формация. Знаки являются сред ством информации, которой об мениваются люди в процессе жизнедеятельности. Условно тип профессий «человек — знаковая система» можно разделить на следующие направления.

  •  Работа со словами, текстами, книгами, связанная с языком (корректор, лингвист). Эта работа требует усидчивости, умения чет ко выражать свои мысли.
  • Работа с цифрами, формула ми, знаками (физик, бухгалтер, фармацевт). Для них необходимы такие качества, как терпение, аккуратность, организованность, склонность к выполнению рутинных операций и в то же время уме ние принимать нестандартные ре шения.
  • Работа с изображениями, схемами, картами (диспетчер). Эта профессия связана с состав лением или использованием ге ографических карт, графиков, чертежей. Здесь требуется уме ние перевести условные знаки в образы реальных предметов и на оборот. Для данных работников необходимы наблюдательность, внимание к самым незначитель ным изменениям. Если вам нра вятся такие предметы, как гео метрия, география, черчение, то эта работа для вас.
  • Работа с компьютером, ин формационными системами, в сети Интернет (оператор ПК, программист). Круг про фессий, для которых необходи мо знание компьютера, посто янно расширяется. Если вам ин тересно на уроках математики и информатики и вы знаете, что компьютер — это не только уст ройство для игр, а еще у вас есть опыт работы в Интернете, то эти профессии вас могут заинтере совать.

УЧИТЕЛЬ (2): Группа «чело век — художественный образ» включает в себя профессии, свя занные с искусством, творчест вом, вдохновением. Предметом труда для людей этих профессий является художественный образ, целью — достижение эстетики в окружающем мире.

Среди этой группы можно вы делить следующие направления:

  •  организаторские (режиссер, балетмейстер);
  •  собственно творческие, сози дательные (писатель, живописец, актер,

 композитор);

  •  исполнительские (кондитер, портной);
  •  исследовательские (искус ствовед, театровед, реставратор).

УЧИТЕЛЬ (1): Следующая группа — «человек — природа».

Выбирая профессию, связан ную с преобразованием приро ды, ее использованием, человек берет на себя ответственность за будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и последующих поколений. В подобных профес сиях чаще, чем в других, требуют ся такие качества, как предвиде ние и прогнозирование результа тов, готовность работать в неблагоприятных погодных усло виях. К этой категории относятся профессии: физиолог, микробио лог, садовник, цветовод, декора тор, ветеринарный врач, геолог, эколог, технолог пищевой про мышленности, фермер, зоолог, метеоролог.

УЧИТЕЛЬ (2): И последняя группа — «человек — техника».

Это профессии, которые ори ентированы на создание, ис пользование и обслуживание различных технических устройств. Техника — это все разно образие машин и механизмов, которые применяет человек для облегчения и ускорения своей деятельности. Выбирая техни ческую специальность, необхо димо помнить о предполагаемых особенностях характера челове ка, работающего с техникой, та ких как развитое пространствен ное и конкретное мышление, точность и аккуратность, хоро шее зрение. К этому типу отно сятся профессии: водитель, ма шинист экскаватора, слесарь, монтажник, техник, инженер-конструктор и многие рабочие специальности.

УЧИТЕЛЬ (1): А теперь я про веду опрос. На листочках, кото рые я вам раздам, вы должны на писать ответы на мои вопросы.

К сведению:

Ошибки при выборе профессии

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному.

В любой сфере деятельности происходит смена занятия должностей по мере роста квалификации человека. Не стоит бояться смены деятельности — любой опыт полезен.

2. Бытующие мнения о престижности профессии. Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться, но после учета ваших интересов и способ ностей. Иначе вы будете владеть «модной», но не приносящей удовольствия специаль ностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных требований выбранной профессии.

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Чувство группы, общность — очень позитивная особенность школьников. Но, оглядываясь на других нужно сравнивать себя с друзьями , а не слепо повторять за ними.

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что вам нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Например, журналисты не всегда выступают в телепередачах — чаще им приходится рабо тать с архивами, налаживать контакты, прежде чем у них появится возможность десятими нутного сообщения в малоизвестной передаче.

6.  Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много (переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи). Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии стоят за каким-либо

школьным предметом.

7. Устарелые представления о характере труда и технологиях.

Во всех профессиях происходит постоянное внедрение сложной и облегчающей работу тех ники, повышение культуры труда.

8. Неумение (нежелание) разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способ ностях).

Разобраться в себе вам помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии.

9. Незнание (недооценка) своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Существуют профессии, которые могут быть вам противопоказаны, так как они могут ухудшить ваше состояние здоровья.

По материалам интернет-сайта:

http://www.find-job.ru

Вопросы

1.  Кем вы хотите стать в буду щем?

2.  Как вы готовитесь к выб ранной профессии?

3. Есть ли у вас запасной вари ант выбора профессии?

4.  Что может помешать вам в достижении цели?

5.  Одобряют ли родители ваш выбор?

(Учащиеся выполняют задание.)

УЧИТЕЛЬ (2): Хочется, чтобы вы помнили: мир профессий мно гообразен. И здесь каждый дол жен сам быть разведчиком. Иног да может помочь совет взрослых, прежде всего, разумеется, родите лей. Но бывает и так, что вы сами лучше понимаете себя, свои под линные интересы, чем даже са мые знающие, опытные и любя щие вас люди. Самостоятельность как раз и проявляется в том, что бы знать, когда последовать сове ту старших, а когда во что бы то ни стало настоять на своем. Ведь это вам работать, вам жить в том про фессиональном мире, в который вы теперь вступаете.

УЧИТЕЛЬ (1): Мы желаем вам не ошибиться в выборе профес сии! Помните: какую бы профес сию вы ни избрали, нужно посвя тить себя своему делу, подходить к своей работе с умом. Если вам профессия не подходит, лучше по меняйте область деятельности, и тогда все у вас будет хорошо. До свидания, до новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест

Тип специальности

Вопрос

Знак

«Ч»

Легко (без внутренней скованности) вступаю в общение с но выми людьми. 

 

«X»

Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свободное от учебы время) обычно вызывают интерес у товарищей, старших. 

 

«Т»

Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, прибо ров. 

 

«Ч»

Легко улаживаю разногласия между сверстниками или млад шими. 

 

«З»

Мне удается подробно и ясно для других излагать мысль в письменной форме. 

 

«П»

Охотно читаю о растительном (или животном) мире. 

 

«З»

Люблю читать литературу, которую многие считают скучной (научно-популярную, литературно-критическую, публицистику). 

 

«Ч»

Почти никогда ни с кем не ссорюсь. 

 

«З»

ecj особого труда усваиваю иностранные слова. 

 

«X»

Активно участвую в художественной самодеятельности. 

 

«З»

Делаю мало ошибок в письменных работах. 

 

«Ч»

Охотно провожу время со сверстниками или младшими, когда их нужно увлечь делом или помочь в чем-то, чем-то занять. 

 

«Х»

Стараюсь придать окружающей меня среде черты красоты (другие считают, что это мне удается). 

 

«П»

Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями (или жи вотными). 

 

«П»

Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными (или растениями). 

 

«X»

Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства. 

 

«Т»

Охотно читаю об устройстве и работе механизмов, машин, приборов. 

 

«П»

Охотно наблюдаю за животными или растениями. 

 

«П»

Стараюсь повлиять на ход развития растений (животных орга низмов), улучшить, изменить их. 

 

«Т»

Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, вычислять или чертить. 

 

«X»

Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художествен ной работой (музыкой, рисованием и так далее). 

 

«3»

Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить (или шить, чи нить, вязать). 

 

«Х»

Результаты моего творчества одобряют совершенно незнако мые люди. 

 

«П»

Старшие считают, что у меня есть способность к работе с био логическими объектами (растениями или животными). 

 

«З»

Подолгу могу разгадывать головоломки или сидеть над труд ными задачами, кроссвордами, ребусами, мне нравится это. 

 

«Т»

Старшие считают, что у меня есть способность к работе с тех никой. 

 

«Ч»

Мне обычно удается убедить сверстников или младших в целе сообразности того или иного плана действий. 

 

«Т»

Результаты моего технического творчества одобряют незнако мые люди. 

 

«Т»

Стараюсь понять секреты мастерства работников искусства и воспроизводить их действия (делать, как они). 

 

«Ч»

Мне часто случается помогать даже незнакомым людям. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...