Опыт профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в деятельности детских общественных организаций.
статья
Предварительный просмотр:
Кагазежева Сарет Схатбиевна
Тема : Опыт профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в деятельности детских общественных организаций.
Г.А. Аванесов отмечает: «В профилактической деятельности с конкретным человеком, важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех».
Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: комиссией по делам несовершеннолетних, подразделением по делам несовершеннолетних при отделении полиции МО МВД России «Кошехабльский», лечебно-профилактическими учреждениями района и аула, филиалом Шовгеновской ДЮСШ, районной музыкальной школой, домами культуры сельского поселения и района. В школе созданы все условия для нормального воспитания и развития ребёнка:
- гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
- демократические принципы и стиль управления учреждением, включающие адекватную реакцию на общественный заказ;
- разумная дисциплина и порядок как условия защищённости ребёнка и взрослого в образовательном пространстве;
- возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.
Согласно Закону РФ № 120 “Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности” с обучающимися, состоящими на внутришкольном учёте и детьми «группы риска» ведется индивидуально - профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:
- в начале учебного года проводится социальная паспортизация классов, создаётся банк данных обучающихся, составляются списки обучающихся, состоящих на любом виде учёта, классными руководителями и педагог - психологом проводится педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем обучающихся, семей. Ведётся ежедневный учёт посещаемости учебных занятий учащимися с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям, дневник наблюдения, в котором фиксируются все правонарушения, совершенные несовершеннолетними, меры, принятые к ним, результаты профилактической работы;
- учет подростков, склонных к правонарушениям, контроль за занятостью во внеурочное время. Привлечение проблемных подростков к занятиям в кружках и секциях по интересам;
- с целью контроля посещаемости, учебной деятельности, а также организации свободного времени проводятся рейды по месту жительства учащихся администрацией школы и классными руководителями;
- в школе функционирует Совет профилактики, на котором проводятся индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися школы, приглашенными родителями (законными представителями) обучающихся, испытывающими трудности в обучении и имеющие проблемы в поведении;
- беседы, встречи, лекции участкового старшего лейтенанта полиции Тхазеплева А.С. и инспектора ПДН, капитана полиции Хатковой Э.Б. по теме «Школа-территория закона», «Профилактика правонарушения», «Что такое право», «Знаете ли вы свои права?».
В течение учебного года администрацией школы, педагогом – психологом, классными руководителями, совместно с инспектором ПДН Хатковой Э.Б., заместителем главы сельского поселения Ченешевой А.Ч. посещаются семьи обучающихся, состоящих на внутришкольном учете с целью изучения жилищно – бытовых условий, психологической и нравственной атмосферы в семьях. Проводятся беседы с родителями, не выполняющими свои обязанности по воспитанию детей, составляются акты обследования. Несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказывается психолого - педагогическая помощь.
На внутришкольном учете в 2015 – 2016 учебном году состояли 4 несовершеннолетних учащихся. В основном - это дети из Шовгеновской школы-интерната, склонные к различным правонарушениям. Следует отметить, что они постепенно привыкают к учебно-воспитательному режиму школы. С интересом посещают школьные линейки, охотно выполняют разовые поручения. Но с другой стороны у них нет усидчивости, с нетерпением ждут конца урока, нет тяги к знаниям. Тем не менее классные руководители осуществляют систематический контроль за поведением, посещаемостью, учебной деятельностью этих детей, что отражается в планах воспитательной работы в разделе «Социализация детей «группы риска». На учащихся этой категории классными руководителями заведены индивидуальные карточки учета (сведения об ученике, о его родителях, краткая характеристика родителей, условия проживания ребенка, работа с учеником и принятые меры).
Проводятся индивидуальные и групповые профилактические беседы («Помоги себе сам», «Причины наших поступков», «Имею ли я право?», «Развитие навыков самооценки», «У учеников тоже есть права?», «Мои права и обязанности»), тренинги («Развитие способности к самопознанию и уверенности в себе», «Учимся общению»). Большинство учащихся вовлечено в работу школьных кружков и спортивных секций, в проведение школьных и районных мероприятий. Активно посещаются различные кружки по интересам. Проводится работа по вовлечению учащихся в систему объединений дополнительного образования. Успешно работает филиал Шовгеновской ДЮСШ по дзюдо и самбо, где воспитывается основная масса мальчишек, и уже несколько лет эту школу посещают и девочки. Десятки мальчишек прошли через эту школу и стали кандидатами и мастерами спорта международного класса. Среди них были и есть трудновоспитуемые, податливые и слабохарактерные. Здесь проходит их закалка не только как спортсмена, но и как человека с твёрдой и активной жизненной позицией.
В школе на Совете по профилактике правонарушений заслушиваются отчёты классных руководителей о занятости несовершеннолетних, состоящих на ВШК, в учреждениях дополнительного образования, в школьных кружках и секциях, итоги оперативного профилактического мероприятия «Школа» (рейды в семьи учащихся, не посещающих школу)
в) профилактические беседы с учащимися асоциального поведения.
В рамках профилактической акции организована для старшеклассников (8-11 классы) лекция «Права и обязанности несовершеннолетних, меры уголовной и административной ответственности за совершение противоправных действий», проведена беседа «Закон и ответственность» с приглашением сотрудников правоохранительных органов. Они говорили о правах несовершеннолетних по Трудовому законодательству, об ответственности несовершеннолетних по УК и КоАП, отвечали на вопросы учащихся 7-11 классов, индивидуально беседовали с «трудными» подростками, состоящими на внутришкольном учете.
Задачи, поставленные по осуществлению мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, активизации индивидуально - профилактической работы с семьями, проблемными подростками выполняются успешно.
С нового учебного года начал работать кружок «Школа юного правоведа» (руководитель Воздамирова Н.Е.).
Одним из важных направлений воспитательной работы в школе является
гражданско-правовое направление. В целях профилактики правонарушений и повышения уровня правовой грамотности обучающихся в октябре прошлого учебного года в школе прошёл День правовых знаний под девизом «Школа – территория закона» (ответственные Воздамирова Н.Е., Атажахова С.К.). Мероприятие проводилось в целях создания условий для формирования нравственной, правовой культуры личности, навыков и умений активного существования в жизни, воспитания гражданственности и уважения к правам и свободам человека, сознания приоритета нравственных ценностей, свободного развития личности, ориентации учащихся на здоровый образ жизни, профилактики правонарушений и безнадзорности.
В план проведения дня были включены мероприятия, призванные помочь учащимся усвоить конкретные правила поведения в семье, в школе, на улице, в учреждениях культуры, местах отдыха, ориентированных на уважение к правам и свободам других граждан. Мероприятия были разнообразными и проводились в соответствии с возрастными особенностями учащихся. В этот день члены кружка «Школа юного правоведа» (руководитель Воздамирова Н.Е.) учащиеся старших классов, провели беседы с использованием познавательных викторин в начальных классах по темам: «Твои права и обязанности в школе, дома, на улице», «Как научиться быть ответственным за свои поступки?», «Опасные игры», «Я – ребенок, я - человек, права и обязанности».
Среди учащихся 7-го класса прошёл час правовой информации «Главный документ», посвященный истории паспорта.
Информационную беседу в 8-9 классах об уголовной ответственности подростков провела капитан полиции, инспектор ПДН Хаткова Э.Б. Ею были подробно освещены вопросы соблюдения и защиты прав ребенка, ситуации нарушения прав других самими подростками, что вызвало у ребят живой интерес. Ребятам был задан ряд вопросов по приобретению практического опыта применения прав человека, самостоятельного решения конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав подростка.
В рамках реализации национальной образовательной стратегии «Наша новая школа » особую актуальность приобретает направление работы по созданию комфортной здоровьесберегающей образовательной среды и формирование здорового образа жизни. С этой целью в школе организуется педагогически сохранный режим обучения и воспитания. Деятельность школы по здоровьесбережению заложена в «Программе здоровья».
Вся оздоровительная работа школы строится по 8-ми компонентной модели:
- Педагогика здоровья (образование и воспитание)
- Школьная служба здоровья (медицина)
- Школьная среда
- Интеграция усилий школы, родителей, общественности
- Физическая культура
- Школьное питание
- Школьное психологическое сопровождение и социальная помощь
- Оздоровление персонала школы
В школе проводятся Дни здоровья. В течение учебного года: соревнования по различным видам спорта, «Веселые старты» для начальной школы, соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья», работают спортивные секции, проводятся акции «Мы за здоровый образ жизни» и др.
Ведется активная работа по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья учащихся. В школе активно развивается детское движение.
Пятый год в школе успешно действует агитбригада «Здоровое поколение». Ребята ведут правоохранительную работу во время проведения массовых мероприятий в школе. Агитбригада выступает против алкоголизма, курения, наркомании, нарушения закона. В 2013 -2014 учебном году она представляла наш район в финале республиканского фестиваля «Класс без вредных привычек» и стала дипломантом. В 2014 -2015 учебном году школьная агитбригада стала призёром республиканского конкурса «Класс без вредных привычек», заняв командное 3 место и 2 место в номинации «Методические материалы и плакаты» (руководитель Кагазежева С.С.) .
В прошлом учебном году (2015-2016уч.г.) детская общественная организация «Радуга» стала победителем республиканского конкурса ДОО.
Следует отметить, что профилактическая работа с учащимися - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целевая программа социально-педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «SOS»
Подпрограмма «SOS» направлена на развитие и совершенствование системы социально-педагогической деятельности в МОУ. Программа предполагает совместную деятельность школы, специали...
Деятельность социального педагога в рамках социально-образовательного проекта на тему: "Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 2013-2016 учбный год"". Автор Подшивалова Г.А.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из приоритетных задач стоящих перед социальным педагогом в воспитании подростающего поколения....
Организация профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательном учреждении
В статье даются рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, нахожящимися в социально опасном положении. Выполнение этих рекомендаций поможет упорядочить д...
Эффективная организация взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательном учреждении
Опыт работы службы сопровождения школы в 2015-2016 учебном году...
Презентация "Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями"
В данной презентации даются основные понятия системы профилактики, правовая основа деятельности органов и учреждений системы профилактики...
Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в соп, и несовершеннолетними, нуждающимися в индивидуальной профилактической работе
Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и несов...