Программа духовно-нравственного воспитания "Будь человеком, человек!"
классный час (6 класс)
Современную общественную ситуацию нельзя назвать спокойной. На высоком государственном и межгосударственном уровне высказывается тревога в отношении участившихся актов нетерпимости, насилия, терроризма, национализма и других проявлений дискриминации одних лиц и социальных групп другими лицами или социальными группами.
Учитывая проявления нетерпимости в обществе, одной из целей воспитания подрастающего поколения должно стать формирование и активное внедрение в жизнь социальных норм толерантности как основы гражданского согласия в демократическом государстве.
Современные деловые отношения, деловое общение, общение учителя с учащимися, общение в семье невозможны без опоры на принцип толерантности, который выступает основополагающим звеном современной цивилизации, общественной и личной культуры человека.
Этот принцип в первую очередь учитывался мною при составлении программы духовно-нравственного воспитания «Будь человеком, человек», рассчитанной на возрастные группы учащихся школы среднего звена, определяющей пути развития толерантного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 28.72 КБ |
bibliografiya.docx | 17.04 КБ |
prilozhenie_1.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Русская средняя общеобразовательная школа
Программа
духовно-нравственного воспитания
«Будь человеком, человек».
Автор: Боженко Юлия Ивановна,
классный руководитель 6 класса
Русское, 2014 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современную общественную ситуацию нельзя назвать спокойной. На высоком государственном и межгосударственном уровне высказывается тревога в отношении участившихся актов нетерпимости, насилия, терроризма, национализма и других проявлений дискриминации одних лиц и социальных групп другими лицами или социальными группами.
Учитывая проявления нетерпимости в обществе, одной из целей воспитания подрастающего поколения должно стать формирование и активное внедрение в жизнь социальных норм толерантности как основы гражданского согласия в демократическом государстве.
Современные деловые отношения, деловое общение, общение учителя с учащимися, общение в семье невозможны без опоры на принцип толерантности, который выступает основополагающим звеном современной цивилизации, общественной и личной культуры человека.
Этот принцип в первую очередь учитывался мною при составлении программы духовно-нравственного воспитания «Будь человеком, человек», рассчитанной на возрастные группы учащихся школы среднего звена, определяющей пути развития толерантного воспитания.
При разработке программы учитывались также и другие принципы:
- демократизм, суть которого – в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий к субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;
- гуманизм к субъектам воспитания, в процессе которого устанавливаются равноправные партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса, которые могут быть и субъектами и объектами воспитания;
- духовность, проявляющаяся в формировании у учащихся смысложизненных духовных ориентаций, соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллектуальности и менталитета российского гражданина;
- вариативность, включающая различные варианты технологий и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуациях неопределенности;
- природоспособность – учет прав пола, возраста, наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых, ответственности за саморазвитие, за последствия своих действий и поведения;
- эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других, установившихся норм и традиций.
- системность – установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий.
- социальность – ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе.
К выбору данного направления в воспитательной работе меня подтолкнули учащиеся 5 класса, классным руководителем которых я являюсь в этом учебном году.
Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила следующие противоречия:
- нетерпимость детей друг к другу;
- нежелание прислушиваться к мнению окружающих;
- неумение трудиться на общее благо;
- эгоизм, дефицит общения;
- негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.
Исходя из всего вышеперечисленного, я поставила перед собой основную цель.
Целью программы «Будь человеком, человек» является формирование основ толерантного поведения.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- Сформировать у учащихся представление о толерантности.
- Развивать критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
- Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
- Развивать эмпатию, внимание к сверстникам и взрослым, доброжелательность, умение выражать себя, свои чувства;
- Воспитывать культуру поведения в общественных местах;
- Распознавать конфликты, находить варианты их конструктивного решения;
- Содействовать созданию положительного эмоционального фона в коллективе.
Механизм реализации программы.
Педагогические средства и формы работы с детьми:
- наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;
- просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч;
- участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно - досуговых программ;
- участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;
- экскурсии, виртуальные путешествия по родному краю;
- участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;
- анкетирование;
- презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- лекторий для родителей;
- вечера вопросов и ответов;
- выставки, конкурсы;
- анкетирование;
- информационные стенды для родителей, выставки работ;
- совместно организованные с родителями праздники.
Материально-техническая база.
На базе образовательного учреждения имеются необходимые материально-технические ресурсы: компьютерный класс, мультимедийное оборудование, библиотека, открытый доступ к ресурсам сети Internet, ученический кабинет, музыкальный центр, принтер и т.д.
Нормативно-правовая база:
- Закон РФ «Об образовании»
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Устав МБОУ РСОШ
Срок реализации программы – 3 года (2014-2017 )
Условия реализации программы:
Программа разработана для подростков 12-14 лет, которая реализуется в три этапа.
Этапы реализации программы:
Первый этап: « Сотвори себя»
6 класс – 2014-2015 учебный год.
Второй этап: «Утверди себя»
7 класс - 2015-2016 учебный год.
Третий этап: «Прояви себя»
8 класс – 2016-2017 учебный год.
Ожидаемые конечные результаты.
- уменьшение числа конфликтов, возникающих на почве национальных, этнических и личностных взглядов и установок;
- увеличение уровня толерантности классного коллектива, изменится мнение школьников по отношению к ценностям толерантного поведения;
- повышение уровня использования технологий формирования толерантных отношений в образовательном учреждении;
- расширение спектра форм организации образовательного и воспитательного процесса с учетом формирования толерантных отношений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Этап №1 «Сотвори себя» (6 класс)
Задачи:
- Формирование активной жизненной позиции, сознательного отношения к общечеловеческому долгу
- Воспитание самоуважения и уверенности в себе, чести, достоинства, личной морали, инициативы, энергичности и настойчивости в выполнении любого дела
- Выявить уровень нравственности каждого ученика
Тематическое планирование по программе на 2014-2015 учебный год.
№ | Название мероприятия | Форма проведения | Класс | Время проведения |
1 | Вводное занятие «Учимся строить отношения». (Приложение 1) | Классный час | 6 | Сентябрь |
2 | Вы сказали «Здравствуйте?» (Приложение 2) | Классный час | 6 | Октябрь |
3 | Я становлюсь личностью. (Приложение 16) | Беседа | 6 | Октябрь |
4 | «Толерантность – путь к миру» (Приложение 4) | Классный час | 6 | Ноябрь |
5 | Что такое уважение? (Приложение 16) | Беседа | 6 | Ноябрь |
6 | Мы все разные (Приложение 16) | Игра | 6 | Декабрь |
7 | «Быть белой вороной легко?» (Приложение 3) | Классный час | 6 | Январь |
8 | Как научиться прощать (Приложение 16) | Беседа, психологический тренинг | 6 | Февраль |
9 | Детская агрессивность (Приложение 17) | Родительское собрание, анкетирование учащихся | 6 | Март |
10 | «Будьте добрыми и человечными» (Приложение 11) | Классный час | 6 | Апрель |
11 | Толерантность. (Приложение 12) | Урок обществознания | 6 | Май |
Этап № 2 «Утверди себя» (7 класс)
Задачи:
- Формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми
- Закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях
- Способствовать формированию оценки собственных поступков
- Способствовать формированию позитивной позиции по отношению к миру, людям, себе
- Выявить уровень коммуникативной культуры каждого ученика
Тематическое планирование по программе на 2015-2016 учебный год.
№ | Название мероприятия | Форма проведения | Класс | Время проведения |
1 | Конфликты в нашей жизни (Приложение 24) | Классный час | 7 | Сентябрь |
2 | Дети и свобода. Воспитание нравственности. (Приложение 18) | Родительское собрание. Лекторий для родителей. | 7 | Октябрь |
3 | Что такое толерантность? (Приложение 5) | Круглый стол, выставка рисунков | 7 | Ноябрь |
4 | Внеклассное занятие «Что такое дружба» (Приложение 13) | Диспут | 7 | Декабрь |
5 | Жизнь без агрессии (Приложение 14) | Внеклассное мероприятие совместно с родителями | 7 | Январь |
6 | Один за всех и все за одного. (Приложение 19) | Беседа. | 7 | Февраль |
7 | Переходный возраст. Особенности контакта с подростками. (Приложение 15) | Родительское собрание. Вечер вопросов и ответов. | 7 | Март |
8 | Лекция о неформальных объединениях молодежи. (Приложение 20) | Лекция | 7 | Апрель |
9 | Проявляешь ли ты толерантность? (Приложение 9) | Тест | 7 | Май |
Этап № 3 «Прояви себя» (8 класс)
Задачи:
- Формирование художественно-эстетического вкуса
- Интеллектуальное познание мира
- Формирвание системы ценностных семейных традиций
- Формирование разумного отношения к любви, дружбе, семейной жизни
- Формирование здорового образа жизни и физического развития
- Выявить уровень сформированности художественных, эстетических и физических качеств кажого ученика.
Тематическое планирование по программе на 2016-2017 учебный год.
№ | Название мероприятия | Форма проведения | Класс | Время проведения |
1 | Учимся разрешать конфликты. (Приложение 7) | Классный час, анкетирование, памятка для учащихся | 8 | Сентябрь |
2 | Подростковая жестокость и агрессия: конфликты между группой и личностью (Приложение 8) | Круглый стол (с использованием презентации и видеоматериалов) | 8 | Октябрь |
4 | 16 ноября – День толерантности. (Приложение 10) | Классный час, конкурс плакатов | 8 | Ноябрь |
4 | Урок толерантности (Приложение 11) | Классный час | 8 | Декабрь |
5 | Молодежные субкультуры (Приложение 21) | Диспут | 8 | Январь |
6 | Мы живем среди людей (Приложение 23) | Тренинг | 8 | Февраль |
7 | Экстремизму – нет (Приложение 22) | Круглый стол | 8 | Март |
8 | Как не попасть под влияние религиозных сект? (Приложение 6) | Памятка | 8 | Апрель |
9 | На земле друзьям не тесно | Фотоконкурс | 8 | Май |
Предварительный просмотр:
Библиографический список литературы:
- Баныкина C.В. Учимся толерантности /М., АРКТИ.2007
- Деркелеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2011.
- Диденко Т.И. Сборник классных часов и родительских собраний. Методика работы с учащимися./ Серия «Здравствуй, школа!». Ростов н/Д.: Феникс, 2005
- Попова Т.В. Родительские собрания. Учимся понимать подростка./ Волгоград: Учитель, 2008
- Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность : игры – тесты для детей / Липецкая ОДБ ; [сост. Л.И. Дегтева]. – Липецк, 2002.
- Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2008
- Северина О.А. спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности/М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008
Интернет-ресурсы:
http://www.edu.cap.ru
http: //www.festival.1september.ru
http://www.io.nios.ru
http://www.koipkro.kostroma.ru
http://www.planeta.tspu.ru
http://www.school-russia.prosv.ru
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Классный час “Учимся строить отношения”
Цели занятия:
Уч-ся смогут познакомиться с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой, важностью создания общепринятых норм, правил и последствиями их нарушений;
Развитие умений анализировать, аргументировать своё мнение, принимать решение, делать выбор в конкретной ситуации;
Развитие навыков коллективной работы.
Ход занятия:
Класс делится на три группы.
Мотивация: учитель задаёт ситуацию – провокацию. К доске выходят два ученика. Им дается задание быстро и красиво нарисовать здание.
Ученики начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать всё сначала, потому что ученики допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает ученика и выдвигает всё новые и новые претензии: здание должно быть объёмным, а не плоским, крыша – современная и т.д.
Затем учитель даёт возможность закончить рисунок. После чего он сообщает, что всё равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет. Школьники после выполнения данного задания были очень рассержены.
В. Почему?
В. Что произошло в данной ситуации? /Конфликт/
В. Почему рисунок не получился? /Комментарии уч-ся. “Плохо объяснили”, “Ученики не поняли”./
В. Что не было сделано до начала работы? / “Не обговорили правила выполнения рисунка”/
В. Можно было избежать конфликта? / “Можно”./
В. Как?
Уч-ся должны понять, что результаты работы зависят от установленных правил. Рисунок не получился, потому что не договорились, что и как необходимо рисовать.
Работа с понятиями. Задания группам.
1-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия “правило”. Должно получиться определение: “Правило – это положение, отражающее закономерность, устанавливающее порядок, норма поведения”. Могут быть другие варианты, главное, чтобы смысл слова не менялся.
2-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия “соглашение”. Должно получиться определение: “Соглашение – взаимное согласие, договорённость. Договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон”. Могут быть другие варианты.
3-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия “конфликт”. Должно получиться определение: “Конфликт – столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой”. Могут быть другие варианты.
Затем весь класс обсуждает конфликтную ситуацию.
“Два 9-х класса решили провести между собой КВН по черчению. Учитель заранее объяснил учащимся, какие будут задания и на какую тему, а также критерии оценок. Классы также знали, кто входит в состав жюри, 9А класс при подготовке к КВНу проявил творческие способности и тщательно готовился к этому мероприятию, привлекая даже родителей. 9Б класс отнесся к подготовке очень несерьёзно, надеясь на сильных учеников. В результате игры победил 9А класс. 9Б был очень обижен и рассержен, обвиняя жюри в необъективности. Между командами завязался спор. Страсти накалялись. Началось выяснение отношений, которое переросло в драку. В ситуацию вмешался учитель, проходивший мимо. В результате настроение было испорчено. На следующий день произошёл неприятный разговор в кабинете директора”.
В. Как можно охарактеризовать данную ситуацию?
В. Почему возник конфликт?
В. Что можно было сделать для того, чтобы избежать конфликта?
(Комментарии учащихся).
Далее школьники работают в группах и выполняют конкретные задания. Необходимо найти пути разрешения конфликта. Можно ли было его избежать?
Ситуации для обсуждения.
1-я группа. “Однажды на уроке физики учитель заметил, что ученику передали записку. Он потребовал от Сергея, чтобы тот отдал эту записку ему. Сергей спрятал записку в карман и нагрубил учителю. Тот удалил Сергея с урока и сказал, что не допустит его до занятий, пока он не извиниться. Сергей считал, что не прав учитель, поэтому извиняться не стал. В течение недели он не посещает уроки физики”.
2-я группа. “Однажды на уроке математики во время объяснения учитель заметил, что Артём не слушает новый материал, а что-то пишет в тетради. На вопрос учителя, почему Артём занимается посторонними делами, ученик ответил, что ему не хочется. Учитель поставил Артёму двойку, а тот отвернулся в сторону окна. Учитель обиделся”.
3-я группа. “После уроков классный руководитель оставил группу детей, состоящую из мальчиков и девочек, на генеральную уборку кабинета. Мальчики отказались подметать, аргументируя тем, что это “женская” работа. Завязался спор, который перерос в ссору”.
Каждая группа находит свои пути разрешения конфликта. Объясняет, как можно было его избежать.
ИТОГ:Уч-ся приходят к выводу, что конфликты в жизни человека неизбежны. Причины конфликтов много: различия в характерах, разные взгляды на проблему, неумение выслушать противоположную сторону, т.к. мы все разные – тема прошлого занятия. Школьники приходят к выводу, что человек довольно часто попадает в конфликтную ситуацию. Сам конфликт может иметь различные последствия: в результате конфликта могут произойти ссора и драка, человек может затаить обиду или желание отомстить. Но стороны могут и договориться между собой,прийти к соглашению и мирно разрешить конфликт.
Источник: www.io.nios.ru
Еремина Е.Г. Программа по воспитанию толерантного сознания учащихся в рамках классного руководства «Белая ворона, или учимся быть терпимыми». Новосибирск, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"
Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит формы ...
Программа духовно-нравственного развития.
Концепция духовно-нравственного развития «Кадетского братства», общешкольного патриотического объединения «Прометей»,студии «Родничок» , программа. ...
Социализация несовершеннолетних через программы духовно-нравственного воспитания
Работа СРЦ по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних вместе с РПЦ...
Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"
Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...