Программа духовно-нравственного воспитания "Будь человеком, человек!"
классный час (6 класс)

Боженко Юлия Ивановна

Современную общественную ситуацию нельзя назвать спокойной. На высоком государственном и межгосударственном уровне высказывается тревога в отношении участившихся актов нетерпимости, насилия, терроризма, национализма и других проявлений дискриминации одних лиц и социальных групп другими лицами или социальными группами.

Учитывая проявления нетерпимости в обществе, одной из целей воспитания подрастающего поколения должно стать формирование и активное внедрение в жизнь социальных норм толерантности как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

Современные деловые отношения, деловое общение, общение учителя с учащимися, общение в семье невозможны без опоры на принцип толерантности, который выступает основополагающим звеном современной цивилизации, общественной и личной культуры человека.

Этот принцип в первую очередь учитывался мною при составлении программы духовно-нравственного воспитания «Будь человеком, человек», рассчитанной на возрастные группы учащихся школы среднего звена, определяющей пути развития толерантного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx28.72 КБ
Файл bibliografiya.docx17.04 КБ
Файл prilozhenie_1.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Русская средняя общеобразовательная школа

Программа

духовно-нравственного воспитания

«Будь человеком, человек».

Автор: Боженко Юлия Ивановна,

классный руководитель 6 класса

Русское, 2014 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Современную общественную ситуацию нельзя назвать спокойной. На высоком государственном и межгосударственном уровне высказывается тревога в отношении участившихся актов нетерпимости, насилия, терроризма, национализма и других проявлений дискриминации одних лиц и социальных групп другими лицами или социальными группами.

Учитывая проявления нетерпимости в обществе, одной из целей воспитания подрастающего поколения должно стать формирование и активное внедрение в жизнь социальных норм толерантности как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

Современные деловые отношения, деловое общение, общение учителя с учащимися, общение в семье невозможны без опоры на принцип толерантности, который выступает основополагающим звеном современной цивилизации, общественной и личной культуры человека.

Этот принцип в первую очередь учитывался мною при составлении программы духовно-нравственного воспитания «Будь человеком, человек», рассчитанной на возрастные группы учащихся школы среднего звена, определяющей пути развития толерантного воспитания.

        При разработке программы учитывались также и другие принципы:

  • демократизм, суть которого – в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий к субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;
  • гуманизм к субъектам воспитания, в процессе которого устанавливаются равноправные партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса, которые могут быть и субъектами и объектами воспитания;
  • духовность, проявляющаяся в формировании у учащихся смысложизненных духовных ориентаций, соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллектуальности и менталитета российского гражданина;
  • вариативность, включающая различные варианты технологий и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуациях неопределенности;
  • природоспособность  учет прав пола, возраста, наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых, ответственности за саморазвитие, за последствия своих действий и поведения;
  • эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других, установившихся норм и традиций.
  • системность – установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий.
  • социальность – ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе.

        К выбору данного направления в воспитательной работе меня подтолкнули учащиеся 5 класса, классным руководителем которых я являюсь в этом учебном году.

        Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила следующие противоречия:

  • нетерпимость детей друг к другу;
  • нежелание прислушиваться к мнению окружающих;
  •  неумение трудиться на общее благо;
  •  эгоизм, дефицит общения;
  •  негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.

Исходя из всего вышеперечисленного, я поставила перед собой основную цель.

Целью программы «Будь человеком, человек»  является формирование основ толерантного поведения.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • Сформировать у учащихся представление о толерантности.
  • Развивать критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
  • Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
  • Развивать эмпатию, внимание к сверстникам и взрослым, доброжелательность, умение выражать себя, свои чувства;
  • Воспитывать культуру поведения в общественных местах;
  • Распознавать конфликты, находить варианты их конструктивного решения;
  • Содействовать созданию положительного эмоционального фона в коллективе.

Механизм реализации программы.

Педагогические средства и формы работы с детьми:

  • наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;
  • просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений,  былин, притч;
  • участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно - досуговых программ;
  • участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;
  • экскурсии, виртуальные путешествия по родному краю;
  • участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;
  • анкетирование;
  • презентации учебных и творческих достижений обучающихся.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания на духовно-нравственные темы;

- лекторий для родителей;

- вечера вопросов и ответов;

- выставки, конкурсы;

- анкетирование;

- информационные стенды для родителей, выставки работ;

- совместно организованные с родителями праздники.

Материально-техническая база.

           На базе образовательного учреждения имеются необходимые материально-технические ресурсы: компьютерный класс, мультимедийное оборудование, библиотека, открытый доступ к ресурсам сети Internet, ученический кабинет, музыкальный центр, принтер и т.д.

Нормативно-правовая база:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Устав МБОУ РСОШ

Срок реализации программы – 3 года (2014-2017 )

Условия реализации программы:

Программа разработана для подростков 12-14 лет, которая реализуется в три этапа.

Этапы реализации программы:

Первый этап: « Сотвори себя»

6 класс – 2014-2015 учебный год.

Второй этап: «Утверди себя»

7 класс  - 2015-2016 учебный год.

Третий этап: «Прояви себя»

8 класс – 2016-2017 учебный год.

Ожидаемые конечные результаты.

  • уменьшение числа конфликтов, возникающих на почве национальных, этнических и личностных взглядов и установок;
  • увеличение уровня толерантности классного коллектива, изменится мнение школьников по отношению к ценностям толерантного поведения;
  • повышение уровня использования технологий формирования толерантных отношений в образовательном учреждении;
  • расширение спектра форм организации образовательного и воспитательного процесса с учетом формирования толерантных отношений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Этап №1 «Сотвори себя» (6 класс)

Задачи:

  • Формирование активной жизненной позиции, сознательного отношения к общечеловеческому долгу
  • Воспитание самоуважения и уверенности в себе, чести, достоинства, личной морали, инициативы, энергичности и настойчивости в выполнении любого дела
  • Выявить уровень нравственности каждого ученика

Тематическое планирование по программе на 2014-2015 учебный год.

Название мероприятия

Форма проведения

Класс

Время проведения

1

Вводное занятие «Учимся строить отношения».

(Приложение 1)

Классный час

6

Сентябрь

2

Вы сказали «Здравствуйте?» (Приложение 2)

Классный час

6

Октябрь

3

Я становлюсь личностью.

(Приложение 16)

Беседа

6

Октябрь

4

«Толерантность – путь к миру»

(Приложение 4)

Классный час

6

Ноябрь

5

Что такое уважение?

(Приложение 16)

Беседа

6

Ноябрь

6

Мы все разные

(Приложение 16)

Игра

6

Декабрь

7

«Быть белой вороной легко?»

(Приложение 3)

Классный час

6

Январь

8

Как научиться прощать

(Приложение 16)

Беседа, психологический тренинг

6

Февраль

9

Детская агрессивность

(Приложение 17)

Родительское собрание, анкетирование учащихся

6

Март

10

«Будьте добрыми и человечными»

(Приложение 11)

Классный час

6

Апрель

11

Толерантность. (Приложение  12)

Урок обществознания

6

Май

Этап № 2 «Утверди себя» (7 класс)

Задачи:

  • Формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми
  • Закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях
  • Способствовать формированию оценки собственных поступков
  • Способствовать формированию позитивной позиции по отношению к миру, людям, себе
  • Выявить уровень коммуникативной культуры каждого ученика

Тематическое планирование по программе на 2015-2016 учебный год.

Название мероприятия

Форма проведения

Класс

Время проведения

1

Конфликты в нашей жизни (Приложение 24)

Классный час

7

Сентябрь

2

Дети и свобода. Воспитание нравственности. (Приложение 18)

Родительское собрание. Лекторий для родителей.

7

Октябрь

3

Что такое толерантность? (Приложение 5)

Круглый стол, выставка рисунков

7

Ноябрь

4

Внеклассное занятие «Что такое дружба» (Приложение 13)

Диспут

7

Декабрь

5

Жизнь без агрессии

(Приложение 14)

Внеклассное мероприятие совместно с родителями

7

Январь

6

Один за всех и все за одного. (Приложение 19)

Беседа.

7

Февраль

7

Переходный возраст. Особенности контакта с подростками.

(Приложение 15)

Родительское собрание. Вечер вопросов и ответов.

7

Март

8

Лекция о неформальных объединениях молодежи. (Приложение 20)

Лекция

7

Апрель

9

Проявляешь ли ты толерантность? (Приложение 9)

Тест

7

Май

Этап № 3 «Прояви себя» (8 класс)

Задачи:

  • Формирование художественно-эстетического вкуса
  • Интеллектуальное познание мира
  • Формирвание системы ценностных семейных традиций
  • Формирование разумного отношения к любви, дружбе, семейной жизни
  • Формирование здорового образа жизни и физического развития
  • Выявить уровень сформированности художественных, эстетических и физических качеств кажого ученика.

Тематическое планирование по программе на 2016-2017 учебный год.

Название мероприятия

Форма проведения

Класс

Время проведения

1

Учимся разрешать конфликты.

 (Приложение  7)

Классный час, анкетирование, памятка для учащихся

8

Сентябрь

2

Подростковая жестокость и агрессия: конфликты между группой и личностью (Приложение 8)

Круглый стол (с использованием презентации и видеоматериалов)

8

Октябрь

4

16 ноября – День толерантности.

(Приложение 10)

Классный час, конкурс плакатов

8

Ноябрь

4

Урок толерантности (Приложение 11)

Классный час

8

Декабрь

5

Молодежные субкультуры (Приложение 21)

Диспут

8

Январь

6

Мы живем среди людей (Приложение 23)

Тренинг

8

Февраль

7

Экстремизму – нет (Приложение 22)

Круглый стол

8

Март

8

Как не попасть под влияние религиозных сект? (Приложение 6)

Памятка

8

Апрель

9

На земле друзьям не тесно

Фотоконкурс

8

Май



Предварительный просмотр:

Библиографический список литературы:

  1. Баныкина C.В. Учимся толерантности /М., АРКТИ.2007
  2. Деркелеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2011.
  3. Диденко Т.И. Сборник классных часов и родительских собраний. Методика работы с учащимися./ Серия «Здравствуй, школа!». Ростов н/Д.: Феникс, 2005
  4. Попова Т.В. Родительские собрания. Учимся понимать подростка./ Волгоград: Учитель, 2008
  5. Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность : игры – тесты для детей / Липецкая ОДБ ; [сост. Л.И. Дегтева]. – Липецк, 2002.
  6. Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2008
  7. Северина О.А. спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности/М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008

Интернет-ресурсы:

http://c-doverie.ru

http://www.edu.cap.ru

http: //www.festival.1september.ru

http://www.infourok.ru

http://www.io.nios.ru

http://www.koipkro.kostroma.ru

http://www.nsportal.ru

http://www.openclass.ru

http://www.ped-kopilka.ru

http://www.planeta.tspu.ru

http://www.portal-slovo.ru

http://www.profistart.ru

http://www.school-russia.prosv.ru



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Классный час “Учимся строить отношения”

Цели занятия:

Уч-ся смогут познакомиться с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой, важностью создания общепринятых норм, правил и последствиями их нарушений;

Развитие умений анализировать, аргументировать своё мнение, принимать решение, делать выбор в конкретной ситуации;

Развитие навыков коллективной работы.

Ход занятия:

Класс делится на три группы.

Мотивация: учитель задаёт ситуацию – провокацию. К доске выходят два ученика. Им дается задание быстро и красиво нарисовать здание.

Ученики начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать всё сначала, потому что ученики допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает ученика и выдвигает всё новые и новые претензии: здание должно быть объёмным, а не плоским, крыша – современная и т.д.

Затем учитель даёт возможность закончить рисунок. После чего он сообщает, что всё равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет. Школьники после выполнения данного задания были очень рассержены.

В. Почему?

В. Что произошло в данной ситуации? /Конфликт/

В. Почему рисунок не получился? /Комментарии уч-ся. “Плохо объяснили”, “Ученики не поняли”./

В. Что не было сделано до начала работы? / “Не обговорили правила выполнения рисунка”/

В. Можно было избежать конфликта? / “Можно”./

В. Как?

Уч-ся должны понять, что результаты работы зависят от установленных правил. Рисунок не получился, потому что не договорились, что и как необходимо рисовать.

Работа с понятиями. Задания группам.

1-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия “правило”. Должно получиться определение: “Правило – это положение, отражающее закономерность, устанавливающее порядок, норма поведения”. Могут быть другие варианты, главное, чтобы смысл слова не менялся.

2-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия “соглашение”. Должно получиться определение: “Соглашение – взаимное согласие, договорённость. Договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон”. Могут быть другие варианты.

3-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия “конфликт”. Должно получиться определение: “Конфликт – столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой”. Могут быть другие варианты.

Затем весь класс обсуждает конфликтную ситуацию.

“Два 9-х класса решили провести между собой КВН по черчению. Учитель заранее объяснил учащимся, какие будут задания и на какую тему, а также критерии оценок. Классы также знали, кто входит в состав жюри, 9А класс при подготовке к КВНу проявил творческие способности и тщательно готовился к этому мероприятию, привлекая даже родителей. 9Б класс отнесся к подготовке очень несерьёзно, надеясь на сильных учеников. В результате игры победил 9А класс. 9Б был очень обижен и рассержен, обвиняя жюри в необъективности. Между командами завязался спор. Страсти накалялись. Началось выяснение отношений, которое переросло в драку. В ситуацию вмешался учитель, проходивший мимо. В результате настроение было испорчено. На следующий день произошёл неприятный разговор в кабинете директора”.

В. Как можно охарактеризовать данную ситуацию?

В. Почему возник конфликт?

В. Что можно было сделать для того, чтобы избежать конфликта?

(Комментарии учащихся).

Далее школьники работают в группах и выполняют конкретные задания. Необходимо найти пути разрешения конфликта. Можно ли было его избежать?

Ситуации для обсуждения.

1-я группа. “Однажды на уроке физики учитель заметил, что ученику передали записку. Он потребовал от Сергея, чтобы тот отдал эту записку ему. Сергей спрятал записку в карман и нагрубил учителю. Тот удалил Сергея с урока и сказал, что не допустит его до занятий, пока он не извиниться. Сергей считал, что не прав учитель, поэтому извиняться не стал. В течение недели он не посещает уроки физики”.

2-я группа. “Однажды на уроке математики во время объяснения учитель заметил, что Артём не слушает новый материал, а что-то пишет в тетради. На вопрос учителя, почему Артём занимается посторонними делами, ученик ответил, что ему не хочется. Учитель поставил Артёму двойку, а тот отвернулся в сторону окна. Учитель обиделся”.

3-я группа. “После уроков классный руководитель оставил группу детей, состоящую из мальчиков и девочек, на генеральную уборку кабинета. Мальчики отказались подметать, аргументируя тем, что это “женская” работа. Завязался спор, который перерос в ссору”.

Каждая группа находит свои пути разрешения конфликта. Объясняет, как можно было его избежать.

ИТОГ:Уч-ся приходят к выводу, что конфликты в жизни человека неизбежны. Причины конфликтов много: различия в характерах, разные взгляды на проблему, неумение выслушать противоположную сторону, т.к. мы все разные – тема прошлого занятия. Школьники приходят к выводу, что человек довольно часто попадает в конфликтную ситуацию. Сам конфликт может иметь различные последствия: в результате конфликта могут произойти ссора и драка, человек может затаить обиду или желание отомстить. Но стороны могут и договориться между собой,прийти к соглашению и мирно разрешить конфликт.

Источник: www.io.nios.ru 

Еремина Е.Г. Программа по воспитанию толерантного сознания  учащихся в рамках классного руководства «Белая ворона, или учимся быть терпимыми». Новосибирск, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"

Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и  развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит  формы ...

Программа духовно-нравственного развития.

Концепция духовно-нравственного развития «Кадетского братства»,  общешкольного патриотического объединения «Прометей»,студии «Родничок» , программа.  ...

Социализация несовершеннолетних через программы духовно-нравственного воспитания

Работа СРЦ по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних вместе с РПЦ...

Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...