Мои идеи и находки в работе классного руководителя
статья
Презентация опыта работы классного руководителя 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация опыта работы классного руководителя 8 класса | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация опыта классного руководителя Азизовой Юлии Владимировны
«Мои идеи и находки в работе классного руководителя»
Важнейшие задачи современного воспитания прописаны в Концепции модернизации российского образования.
Из Концепции Федеральной целевой программы развития образования на (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р)
«… важнейшие задачи воспитания, заключающиеся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Современный классный руководитель прогнозирует; анализирует; организует; сотрудничает; интересуется вопросами, волнующими современную молодежь; хорошо знает инфраструктуру места, в котором он живет и работает; включает в свою практику новые инновационные формы, умеет ориентироваться в основных нормативных документах. И главное, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, между самими детьми.
На современном этапе существуют несколько концепций воспитания, одобренных Министерством образования РФ.
Вот наиболее распространенные из них:
• Системное построение процесса воспитания.
Авторы: В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова.
• Системно – ролевая теория формирования личности ребёнка.
Автор: Н.М. Таланчук.
• Воспитание как педагогический компонент социализации ребёнка.
Данная концепция разработана коллективом ярославских и калининградских учёных.
• Воспитание в коллективной творческой деятельности.
Автор: И.П. Иванов.
• Формирование образа жизни, достойной Человека.
Автор: Н.Е. Щуркова.
• Воспитание ребёнка как человека культуры.
Автор: Е.В. Бондаревская.
• Гуманистическое воспитание школьников.
Автор: В.Т. Кабуш.
• Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития.
Автор: О.С. Газман.
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Авторы: А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков.
Я изучаю эти концепции и стараюсь применять в своей работе. Но нельзя объять необъятное, мне наиболее интересна и близка концепция - Воспитание как педагогический компонент социализации ребёнка которая разработана коллективом ярославских и калининградских ученых (М.И. Рожков — научный руководитель, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.П. Паладьев, В.Б. Успенский и др.). Основные ее положения были изложены в 2000 году в учебном пособии «Организация воспитательного процесса в школе». В этой концепция воспитание представлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Социализация ребенка — это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку очень важно поддержать педагогическими средствами растущего человека. Успешность его протекания зависит от реализации двух условий. Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, а вторым — самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Второе условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.
Моя воспитательная программа развития классного коллектива базируется на следующие принципах:
Принцип социальной активности.
Принцип мотивированности.
Принцип проблемности.
Принцип социального творчества.
Принцип взаимодействия личности и коллектива.
Принцип развивающего воспитания.
Принцип единства образовательной и воспитательной среды.
Принцип опоры на ведущую деятельность.
Целью программы является - социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Воспитательная деятельность с классным коллективом осуществляется по следующим направлениям:
«Ученик – патриот и гражданин»
«Ученик и его нравственность»
«Ученик и его интеллектуальные возможности»
«Ученик и его здоровье»
«Ученик и его семья»
«Общение и досуг ученика».
В чем же заключается оригинальность моей воспитательной работы с классом? В том, что я занимаюсь социализацией учащихся своего класса выбрав базовым направлением художественно-эстетическое воспитание. Сейчас я классный руководитель 8а. С основной частью класса, я была знакома с тех пор, как начала преподавать у них английский язык. Ребята уже тогда отличались своей эмоциональностью, артистизмом, желанием учиться и познавать новое. Я решила с 5 класса начать внеурочную деятельность по хореографии и театральному искусству в моем классе. Это почти сразу стало приносить свои плоды, занимаясь хореографией, ребята стали более сплоченными и исчезла эмоциональная зажатость. Для некоторых детей тактильный контакт является большой проблемой, благодаря групповым танцевальным упражнениям мы решили эту проблему, кроме того была решена еще одна проблема – досуг, занятость ребят. В воспитательную программу, я включила театральные постановки, которые демонстрировались на родительских собраниях, а в прошлом учебном году мы с ребятами делали театрализованную постановку рассказа «Как медведь трубку нашел» Сергея Владимировича Михалкова, к его 105-летию. Кроме того эта постановка стала прекрасной пропагандой здорового образа жизни и ребята несколько раз выступали с ней перед учащимися школ нашего района. Благодаря мероприятиям художественно-эстетической и патриотической направленности происходит успешная социализация детей с ОВЗ. Так в прошлом году к нам в класс прибыл ребенок с задержкой психического развития, его адаптация проходила непросто. Но уже в декабре, нелюдимый ребенок, который обучался на дому, не приходя в школу, участвовал в школьном смотре патриотической песни: играл на ложках и пел, он и по сей день принимает активное участие во внеурочной деятельности класса. В текущем году к нам в 8 класс прибыли четыре девочки и три мальчика, я помогаю им пройти социальную адаптацию.
Признаки успешной адаптации:
• Ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.
• Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
• У него появились друзья-одноклассники.
• Ему нравится его классный руководитель и большинство учителей предметников.
Советы учителю и родителю на адаптационный период.
• Не сравнивайте достижения нового ученика с эталоном принятом в классе, а только с требованиями программы
• Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе
• Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности
• Внимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказаться
• Большое внимание в период адаптации следует уделять режиму дня. Особенно, ослабленным детям и детям с хроническими заболеваниями
• Если в классе новичок, узнайте о его здоровье
• Беседуя с новым учеников в период адаптации не зацикливайтесь только на успеваемости, интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе, к переезду.
• Самую большую помощь в адаптационный период учителю может оказать родитель.
Социальное партнерство присутствует в моей воспитательной работе с классом. Нашим постоянным социальным партнером является фольклорное отделение школы искусств, благодаря совместным мероприятиям ребята изучают культуру русского народа: старинные обряды, песни, танцы. Формированию активной жизненной позиции и получению социального опыта способствует такие партнеры как Кулундинский районный суд и Министерство внутренних дел Кулундинского района. Вот уже на протяжении трех лет учащиеся посещают занятия в правовом классе, кроме того, не все могут гордиться тем, что их класс приглашают выступать на концертах в полицию с номерами художественной самодеятельности, которые мы сами с ребятами готовим. А вот совсем недавно учащиеся 8а, под моим руководством принимали участие в районном мероприятии посвященном 100-летию комсомола.
Однако самым значимым социальным партнером являются родители, являющиеся активными участниками образовательного процесса, они являются участниками организуемых мною диспутов: «Причины неуспешности и пути их преодоления», «Форма: за и против», «Поговорим о сквернословии» и т.д. Совместно с родителями, детьми под моим руководством был разработан и реализован проект «Наш кабинет – наша крепость».
Раз уж речь зашла о проектной деятельности, эта инновационная технология широко применяется мною в учебно-воспитательном процессе. Мною и моими учащимися был разработан и реализован проект «Неделя добра», который был направлен на помощь в социализации и адаптации дошкольников. Проект «Создадим сайт 8а» был успешно реализован в этом году. Проект «Я для тебя!» дал возможность помочь создать для детей и взрослых, находящихся на стационарном лечении в больнице, благоприятные условия для реабилитации и лечения посредством чтения книг, организации интересного и полезного досуга с детьми, с использованием элементов библиотерапии, сказкотерапии, смехотерапии, способствовал продвижению чтения книг, помог избежать негативных психологических последствий болезни и госпитализации. Кроме того, часть собранных в процессе реализации проекта книг была предоставлена в детские сады.
Я и мои учащиеся не только сами создаем проекты, но и являемся активными участниками таких проектов, как «Здравствуй, школа!» и «Родители в школу!».
Хочется отметить, что в 2017-2018 учебном году во всех школьных мероприятиях мой 8 класс занимал исключительно первые места, это огромный стимул для ребят продолжать активно заниматься вне учебной деятельностью, тем более, что она не вредит, а только помогает учебной.
Если раньше мы занимались театрализованными постановками произведений известных авторов, то в настоящее время мы создаем мини-спектакль по сценарию ученицы нашего класса Фоминой Анастасии, она сама предложила эту идею, это инициативная одаренная девочка. Я думаю, это актуально, ведь 2019 год наш президент В.В. Путин объявил годом театра.
Инновации, как известно, в современных условиях диктуются и задаются сверху. Можно протестовать, а можно искать такое наполнение, которое позволит вдохнуть действительно нужное, действительно полезное, действительно инновационное содержание, позволяющее не только ставить разумные воспитательные задачи, но и эффективно решать их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
Справка по итогам тематической проверки по теме: «Работа классного руководителя по развитию активной родительской позиции в рамках предмета «Чтение» с целью оценки уровня организации работы классного руководителя»
Данный материал разработан с целью выявления читательской активности у школьников с нарушениями речи и их родителей....