Мои идеи и находки в работе классного руководителя
статья

Азизова Юлия Владимировна

 

Презентация опыта работы классного руководителя 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация опыта классного руководителя Азизовой Юлии Владимировны

«Мои идеи и находки в работе классного руководителя»

Важнейшие задачи современного воспитания прописаны в Концепции модернизации российского образования.

Из Концепции Федеральной целевой программы развития образования на (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р)

«… важнейшие задачи воспитания, заключающиеся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Современный классный руководитель прогнозирует; анализирует; организует; сотрудничает; интересуется вопросами, волнующими современную молодежь; хорошо знает инфраструктуру места, в котором он живет и работает; включает в свою практику новые инновационные формы, умеет ориентироваться в основных нормативных документах. И главное, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, между самими детьми.

На современном этапе существуют несколько концепций воспитания, одобренных Министерством образования РФ.

Вот наиболее распространенные из них:

•        Системное построение процесса воспитания.

Авторы: В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова.

•        Системно – ролевая теория формирования личности ребёнка.

Автор: Н.М. Таланчук.

•        Воспитание как педагогический компонент социализации ребёнка.

Данная концепция разработана коллективом ярославских и калининградских учёных.

•        Воспитание в коллективной творческой деятельности.

Автор: И.П. Иванов.

•        Формирование образа жизни, достойной Человека.

Автор: Н.Е. Щуркова.

•        Воспитание ребёнка как человека культуры.

Автор: Е.В. Бондаревская.

•        Гуманистическое воспитание школьников.

Автор: В.Т. Кабуш.

•        Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития.

Автор: О.С. Газман.

•        Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Авторы: А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков.

Я изучаю эти концепции и стараюсь применять в своей работе. Но нельзя объять необъятное, мне наиболее интересна и близка концепция -  Воспитание как педагогический компонент социализации ребёнка которая  разработана коллективом ярославских и калининградских ученых (М.И. Рожков — научный руко­водитель, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.П. Паладьев, В.Б. Успенский и др.). Основные ее положения были изложены в 2000 году в учебном пособии «Организация воспитательного процесса в школе». В этой концепция воспитание представлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Социализация ребенка — это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку очень важно поддержать педагогическими средствами растущего человека. Успешность его протекания зависит от реализации двух условий. Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, а вторым — самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Второе условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Моя воспитательная программа развития классного коллектива базируется на следующие принципах:

Принцип социальной активности.

Принцип мотивированности.

Принцип проблемности.

Принцип социального творчества.

Принцип взаимодействия личности и коллектива.

Принцип развивающего воспитания.

Принцип единства образовательной и воспитательной среды.

Принцип опоры на ведущую деятельность.

Целью программы является - социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Воспитательная деятельность с классным коллективом осуществляется по следующим направлениям:

«Ученик – патриот и гражданин»

«Ученик и его нравственность»

«Ученик и его интеллектуальные возможности»

«Ученик и его здоровье»

«Ученик и его семья»

«Общение и досуг ученика».

        В чем же заключается оригинальность моей воспитательной работы с классом? В том, что я занимаюсь социализацией учащихся своего класса выбрав базовым направлением художественно-эстетическое воспитание. Сейчас я классный руководитель 8а. С основной частью класса, я была знакома с тех пор, как начала преподавать у них английский язык. Ребята уже тогда отличались своей эмоциональностью, артистизмом, желанием учиться и познавать новое. Я решила с 5 класса начать внеурочную деятельность по хореографии и театральному искусству в моем классе. Это почти сразу стало приносить свои плоды, занимаясь хореографией, ребята стали более сплоченными и исчезла эмоциональная зажатость. Для некоторых детей тактильный контакт является большой проблемой, благодаря групповым  танцевальным упражнениям мы решили эту проблему, кроме того была решена еще одна проблема – досуг, занятость ребят. В воспитательную программу, я включила театральные постановки, которые демонстрировались на родительских собраниях, а в прошлом учебном году мы с ребятами делали театрализованную постановку рассказа «Как медведь трубку нашел» Сергея Владимировича Михалкова, к его 105-летию. Кроме того эта постановка стала прекрасной пропагандой здорового образа жизни и ребята несколько раз выступали с ней перед учащимися школ нашего района.  Благодаря мероприятиям художественно-эстетической и патриотической направленности происходит успешная социализация детей с ОВЗ. Так в прошлом году к нам в класс прибыл ребенок с задержкой психического развития, его адаптация проходила непросто. Но уже в декабре, нелюдимый ребенок, который обучался на дому, не приходя в школу, участвовал в школьном смотре патриотической песни: играл на ложках и пел, он и по сей день принимает активное участие во внеурочной деятельности класса. В текущем году к нам в 8 класс прибыли четыре девочки и три мальчика, я помогаю им пройти социальную адаптацию.

Признаки успешной адаптации:

•        Ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.

•        Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.

•        У него появились друзья-одноклассники.

•        Ему нравится его классный руководитель и большинство учителей предметников.

Советы учителю и родителю на адаптационный период.

•        Не сравнивайте достижения нового ученика с эталоном принятом в классе, а только с требованиями программы

•        Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе

•        Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности

•        Внимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказаться

•        Большое внимание в период адаптации следует уделять режиму дня. Особенно, ослабленным детям и детям с хроническими заболеваниями

•        Если в классе новичок, узнайте о его здоровье

•        Беседуя с новым учеников в период адаптации не зацикливайтесь только на успеваемости, интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе, к переезду.

•        Самую большую помощь в адаптационный период учителю может оказать родитель.

          Социальное партнерство присутствует в моей воспитательной работе с классом. Нашим постоянным социальным партнером является фольклорное отделение школы искусств, благодаря совместным мероприятиям ребята  изучают культуру русского народа: старинные обряды, песни, танцы. Формированию активной жизненной позиции и получению социального опыта способствует такие партнеры как Кулундинский районный суд и Министерство внутренних дел Кулундинского района. Вот уже на протяжении трех лет учащиеся посещают занятия в правовом классе, кроме того, не все могут гордиться тем, что их класс приглашают выступать на концертах в полицию с номерами художественной самодеятельности, которые мы сами с ребятами готовим. А вот совсем недавно учащиеся 8а, под моим руководством принимали участие в районном мероприятии посвященном 100-летию комсомола.

Однако самым значимым социальным партнером являются родители, являющиеся активными участниками образовательного процесса, они являются участниками организуемых мною диспутов: «Причины неуспешности и пути их преодоления», «Форма: за и против», «Поговорим о сквернословии» и т.д. Совместно с родителями, детьми под моим руководством был разработан и реализован проект «Наш кабинет – наша крепость».

Раз уж речь зашла о проектной деятельности, эта инновационная технология широко применяется мною в учебно-воспитательном процессе. Мною и моими учащимися был разработан и реализован проект «Неделя добра», который был направлен на  помощь в социализации и адаптации дошкольников. Проект «Создадим сайт 8а» был успешно реализован в этом году. Проект «Я для тебя!» дал возможность помочь создать для детей и взрослых, находящихся на стационарном лечении в больнице, благоприятные условия для реабилитации и лечения посредством чтения книг, организации интересного и полезного досуга с детьми, с использованием элементов библиотерапии, сказкотерапии, смехотерапии, способствовал продвижению чтения книг, помог избежать негативных психологических последствий болезни и госпитализации. Кроме того, часть собранных в процессе реализации проекта книг была предоставлена в детские сады.

 Я и мои учащиеся не только сами создаем проекты, но и являемся активными участниками таких проектов, как «Здравствуй, школа!» и «Родители в школу!».

Хочется отметить, что в 2017-2018 учебном году во всех школьных мероприятиях мой 8 класс занимал исключительно первые места, это огромный стимул для ребят продолжать активно заниматься вне учебной деятельностью, тем более, что она не вредит, а только помогает учебной.  

Если раньше мы занимались театрализованными постановками произведений известных авторов, то в настоящее время мы создаем мини-спектакль по сценарию ученицы нашего класса Фоминой Анастасии, она сама предложила эту идею, это инициативная одаренная девочка. Я думаю, это актуально, ведь 2019 год наш президент В.В. Путин объявил годом театра.

Инновации, как известно, в современных условиях диктуются и задаются сверху. Можно протестовать, а можно искать такое наполнение, которое позволит вдохнуть действительно нужное, действительно полезное, действительно инновационное содержание, позволяющее не только ставить разумные воспитательные задачи, но и эффективно решать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...