Классный час для 5 класса «Леность и трудолюбие».
классный час (5 класс)
расширить представление детей о значении труда в жизни общества способствовать формированию положительной нравственной оценки качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_lenost_i_trudolyubie.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час для 5 класса
Леность. Трудолюбие.
Задачи: привлечь внимание детей добросовестному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации учащихся.
Цели: расширить представление детей о значении труда в жизни общества способствовать формированию положительной нравственной оценки качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
1.Организационный момент.
2. Послушайте внимательно стихотворение русского поэта Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
Беседа по вопросам:
- О чем это стихотворение? (ответы детей)
- Какие слова вам запомнились больше всего? (ответы детей)
- О чем заставляет задуматься это стихотворение? (ответы детей)
- Как вы думаете, что труд даёт человеку? (ответы детей)
- Кто из вас любит трудиться? (ответы детей)
- Тема классного часа Леность. Трудолюбие.И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
- Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел на работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через некоторое время, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал тот. - А ты заржавел и сделался хуже, чем был, потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
-Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
-Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
-Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя).
Какие качества характера человека влияют на его способность быть трудолюбивым? Опишите трудовой процесс, в котором вы участвовали (уборка урожая, ремонт квартиры, поход, рыбалка и т.д. всё ли у вас получалось? Существует ли бесполезный труд?
5. Послушайте отрывок из басни И.А. Крылова «Обезьяна» и ответьте на вопросы.
…Мартышка вздумала трудиться:
Нашла чурбан, и ну над ним возиться!
Хлопот Мартышке полон рот:
Чурбан она то понесёт,
То так, то сяк его обхватит,
То поволочет, то покатит;
Рекой с бедняжки льётся пот;
И, наконец, она, пыхтя, насилу дышит:
А всё ни от кого похвал не слышит.
И не диковинка, мой свет!
Трудишься много ты, да пользы в этом нет.
- Какие качества требуются для осуществления задуманной работы? Как приобрести эти качества, развить их?
Воля, чувство долга, ответственность - без этих суровых, мужественных черт характера невозможен никакой труд. С другой стороны, они сами создаются в процессе труда.
- Что изменяется в характере человека, если всё ему даётся без труда?
- Каково значение труда в жизни человека, человечества? Приведите примеры.
«Труд сделал человека человеком. Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Всё, что тысячелетиями создавалось на земле - от каменного топора до микроскопа, от первого лемеха до Эйфелевой башни - создано трудом.
Только труд приносит человеку счастье, удлиняет его короткую жизнь, даёт уверенность в том, что потомки ушедшего, пользуясь тем, что создано им при жизни, помянут его добрым словом и назовут творцом.»
(В. Закруткин)
Вы, наверное, слышали крылатое выражение «Кто не работает, тот не ест». Что оно означает?
Знаменитые слова «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь» принадлежат апостолу Павлу. Эта крылатая фраза стала настолько общеизвестной, что многие даже и не подозревают, что она впервые была произнесена учеником Иисуса Христа.
Послушайте отрывок из рассказа А. Ишимовой и ответьте на вопросы.
Пётр 1
Труда Пётр 1 не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал морскому офицеру: «Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, всё для того, чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг Отечеству». Царь сам был мастер во всех ремёслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18 прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил ему 18 червонцев (червонец - золотая монета достоинством в 10 рублей), но Пётр сказал: «Я не лучше других работал, дай мне то, что следует». Хозяин так и сделал, заплатил царю 18 алтын (алтын - монета достоинством в 3 копейки). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам: «Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку». Но больше всего он любил токарное мастерство и занимался им по несколько часов в день.
- Что заставляло Петра 1 трудиться? Для чего вообще трудится человек?
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный он работник.
(А.С. Пушкин)
- Какому человеку интереснее жить - тому, кто всегда находит себе занятие, или тому. Кто любит побездельничать? Почему?
Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит всё подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда очень занят.
(Д.С. Лихачёв)
- Вольтер сказал: «Работа спасает от трёх великих зол: скуки, порока, нужды». Как вы понимаете это изречение? От каких зол спасает работа вас?
- Какая работа приносит вам радость? Почему возникает эта радость?
В радость человеку только то, над чем он хорошенько потрудился, так уж он устроен. (Антуан де Сент Экзюпери)
Задание . Можно ли избавиться от лени? Как? Изобретите лекарство от лени.
Понятно, что лень- порок, от которого нужно избавляться. Очень часто человек сам не рад, что страдает от безделья, давайте поможем тому, кто стал на путь исправления. У психологов-практиков есть такая методика: проговаривай вслух и про себя определенные фразы, и ты скоро поверишь в то, что произносишь. В группе придумайте и запишите утверждения (не менее двух), которые, на ваш взгляд, должен сам себе проговаривать тот, кто решил избавиться от порока лени.
Обсуждение в классе:
Я очень люблю трудиться, потому что это придает моей жизни смысл.
Любая работа важна и значима, она приближает меня к моей цели.
Я сознательно и целеустремленно борюсь с ленью и побеждаю ее.
Труд-это добрый волшебник, превращающий посредственность в совершенство.
Труд сделает из меня настоящего мастера, и я прославлю свое доброе имя.
Каждую минуту своей жизни я буду трудиться и добьюсь высоких результатов.
Я наслаждаюсь результатами своего труда и чувствую себя состоявшимся человеком.
«Посоветуй другу»
Учитель. Продолжаем работу в группах: придумайте советы, которым, на ваш взгляд, нужно следовать, чтобы победить в себе лень и воспитать трудолюбие (не менее двух).
Совет первый: чередуй физическую и умственную работу, то есть если трудится мозг, то отдыхают мышцы, трудятся мышцы — отдыхает мозг, при общей сильной усталости — полный отдых.
Совет второй: любую работу (и основную, и сопутствующую ей), что обеспечивает твою жизнедеятельность, выполняй так тщательно, как это для тебя возможно.
Совет третий: придумай себе систему поощрений, любуйся результатами своего труда и скромно хвали себя за успехи.
Совет четвертый: никогда не позволяй себе считать работу завершенной, если видишь в ней хотя бы мельчайший недостаток, не оставляй работу, не завершив ее.
Совет пятый: никогда и ни при каких обстоятельствах не позволяй себе быть равнодушным к совершаемой тобой работе.
Совет шестой: представляй результат своего труда и мысленно приближай его, представляй, какое это счастье- добиться поставленной цели честным трудом.
9. Рефлексия.
- Поделитесь своими впечатлениями (письменно или устно), закончив следующие предложения:
Сегодня на классном часу
я узнал…
понял…
почувствовал..
Ответы учащихся:
- Я узнал, что лень может породить и другие пороки, которые станут тормозом в моем развитии.
- Я понял, что лень является следствием слабой воли или ее отсутствия, а безвольный человек еще более несчастный, чем просто ленивый.
-Я узнала, что лень может быть из-за страха ответственности. Это особенно касается мужчин, которые не хотят связывать себя узами брака.
- Я узнал, что безделье более, чем другие недостатки, осуждается окружающими.
- Я понял, что с таким пороком, как лень, нужно и можно бороться, необходимо только осознать это и совершить волевое усилие.
-Я поняла, что ленивый никогда не станет успешным, никогда не достигнет поставленной цели.
- Я почувствовал, что бороться с ленью отнюдь не просто.
- Я почувствовала, что мне срочно нужно исправляться.
- Я почувствовала на уроке уважение к себе, ведь я трудолюбива и у меня есть шанс многого достичь в жизни.
Учитель. Избавляйтесь от лени всеми возможными способами. Проявляйте активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда. Скоро вы почувствуете, что вы полезны обществу, что вы способны на творческое дерзание, организованность и ответственность перед коллективом за свои действия и поведение. Помните, что трудолюбие –источник всех благ, духовных и материальных, только трудясь, вы достигнете всего, о чем сейчас мечтаете или станете мечтать в будущем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательское занятие "О профессиях и трудолюбии"
Воспитательское занятие для детей младших школьников. Расширяет кругозор воспитанников, способствует развитию памяти, внимания, мышления....
Материал к родительскому собранию по теме"Трудовое воспитание и трудолюбие детей".
В работе даются ценные рекомендации по формированию в детях трудолюбия....
Воспитание трудолюбия у детей и уважения к людям труда (статья)
Любовь к труду, ответственное отношение к нему, творческий подход, заинтересованность в достижении наилучшего результата, осознание общественной красоты и полезности своей деятельности формируют...
КЛАССНЫЙ ЧАС «О ПРОФЕССИЯХ И ТРУДОЛЮБИИ"
Познакомить обучающихся с названием и сущностью различных профессий, с понятием «трудолюбие»; развивать быстроту реакции, внимание, мышление, воображение, артистические и коммуникативные способн...
Классный час о профессиях и трудолюбии.
Мероприятие проводиться с целью познакомить учащихся с названием и сущностью различных профессий, с понятием "трудолюбие"....