Классный час для 5 класса «Леность и трудолюбие».
классный час (5 класс)

расширить представление детей о значении труда в жизни общества  способствовать формированию положительной нравственной оценки качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_lenost_i_trudolyubie.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

   Классный  час  для 5 класса

  Леность.  Трудолюбие.

Задачи: привлечь внимание детей добросовестному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации учащихся.

Цели: расширить представление детей о значении труда в жизни общества  способствовать формированию положительной нравственной оценки качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

1.Организационный момент.

2. Послушайте внимательно стихотворение русского поэта Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

 Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

 Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

 Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Беседа по вопросам:

- О чем это стихотворение? (ответы детей)

- Какие слова вам запомнились больше всего? (ответы детей)

- О чем заставляет задуматься это стихотворение? (ответы детей)

- Как вы думаете, что труд даёт человеку? (ответы детей)

- Кто из вас любит трудиться?  (ответы детей)

- Тема классного часа  Леность.  Трудолюбие.И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.

- Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел на работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через некоторое время, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время,  как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечал тот. - А ты заржавел и сделался хуже, чем был, потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

-Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

-Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

-Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя).

Какие  качества  характера  человека  влияют  на  его  способность  быть  трудолюбивым?  Опишите  трудовой  процесс,  в  котором  вы  участвовали  (уборка  урожая,  ремонт  квартиры,  поход,  рыбалка  и  т.д.  всё  ли  у  вас  получалось?  Существует  ли  бесполезный  труд?

5.  Послушайте  отрывок  из  басни  И.А. Крылова  «Обезьяна»  и  ответьте  на  вопросы.

…Мартышка  вздумала  трудиться:

Нашла  чурбан,  и  ну  над  ним  возиться!

Хлопот   Мартышке  полон  рот:

Чурбан  она  то  понесёт,

То  так,  то  сяк  его  обхватит,

То  поволочет,  то   покатит;

Рекой  с  бедняжки  льётся  пот;

И,  наконец,  она,  пыхтя, насилу  дышит:

А  всё  ни  от  кого  похвал  не  слышит.

И  не  диковинка,  мой  свет!

Трудишься  много  ты,  да  пользы  в  этом  нет.

-  Какие  качества  требуются  для  осуществления  задуманной  работы?  Как  приобрести  эти  качества,  развить  их?

Воля,  чувство  долга,  ответственность  -  без  этих  суровых,  мужественных  черт  характера  невозможен  никакой  труд.  С  другой  стороны,  они  сами  создаются  в  процессе  труда.

-  Что  изменяется  в  характере  человека,  если  всё  ему  даётся  без  труда?

-  Каково  значение  труда  в  жизни  человека,  человечества?  Приведите  примеры.

         «Труд  сделал  человека  человеком.  Труд  поднял  человека  на  ноги,  укрепил  его  руки,  усовершенствовал  его  уникальный  мозг.  Всё,  что  тысячелетиями  создавалось  на  земле  -  от  каменного  топора  до  микроскопа,  от  первого  лемеха  до  Эйфелевой  башни  -   создано  трудом.  

         Только  труд  приносит  человеку  счастье,  удлиняет  его  короткую  жизнь,  даёт  уверенность  в  том,  что  потомки  ушедшего,  пользуясь  тем,  что  создано  им  при  жизни,  помянут  его  добрым  словом  и  назовут  творцом.»       

                                                                                                                                 (В. Закруткин)

 Вы,  наверное,  слышали  крылатое  выражение  «Кто  не  работает,  тот  не  ест».  Что  оно  означает?

              Знаменитые  слова  «Если  кто  не  хочет  трудиться,  то  и  не  ешь»  принадлежат  апостолу  Павлу.  Эта  крылатая  фраза  стала  настолько  общеизвестной,  что  многие  даже  и  не  подозревают,  что  она  впервые  была  произнесена  учеником  Иисуса  Христа.

Послушайте  отрывок  из  рассказа  А. Ишимовой  и  ответьте  на  вопросы.

Пётр  1

            Труда  Пётр  1  не  боялся  и  сам  трудился  больше  всех.  Он  сказал  морскому  офицеру:  «Надо  трудиться,  братец.  Я  и  царь  вам,  а  у  меня  на  руках  мозоли,  всё  для  того,  чтобы  показать  пример  и  хоть  под  старость  увидеть  в  вас  хороших  помощников  мне  и  слуг  Отечеству».  Царь  сам  был  мастер  во  всех  ремёслах.  На  фабриках,  которые  заводил,  иногда  сам  работал  за  станком;  на  железном  заводе  выковал  своими  руками  18  прутов  железа  и  попросил  с  хозяина  деньги   за  работу.  Хозяин  заплатил  ему  18  червонцев  (червонец  -  золотая  монета  достоинством  в  10  рублей),  но  Пётр  сказал:  «Я  не  лучше  других  работал,  дай  мне  то,  что  следует».  Хозяин  так  и  сделал,  заплатил  царю  18  алтын  (алтын  -  монета  достоинством  в  3  копейки).  Царь  купил  на  них  башмаки  и  часто  хвалился  вельможам:  «Вот  эти  башмаки  я  купил  на  трудовую  копейку».  Но  больше  всего  он  любил  токарное  мастерство  и  занимался  им  по  несколько  часов  в  день.

-  Что  заставляло  Петра  1  трудиться?  Для  чего  вообще  трудится  человек?

То  академик,  то  герой,

То мореплаватель,  то  плотник,

Он  всеобъемлющей  душой

На  троне  вечный  он  работник.

                                                                                         (А.С. Пушкин)

-  Какому  человеку  интереснее  жить  -  тому,  кто  всегда  находит  себе  занятие,  или  тому.  Кто  любит  побездельничать?  Почему?

          Бездельничанье  вовсе  не  состоит  в  том,  что  человек  сидит  без  дела,  сложа  руки  в  буквальном смысле.  Нет,  бездельник  вечно  занят,  пустословит  по  телефону,  иногда  часами  ходит  в  гости,  сидит  у  телевизора  и  смотрит  всё  подряд,  долго  спит,  придумывает  себе  разные  дела.  Вообще  бездельник  всегда  очень  занят.

                                                                                                                                  (Д.С. Лихачёв)

-  Вольтер  сказал:  «Работа  спасает  от  трёх великих зол:  скуки,  порока,  нужды».  Как  вы  понимаете  это изречение?  От  каких  зол  спасает  работа  вас?

- Какая  работа  приносит  вам  радость?  Почему  возникает  эта  радость?

В  радость  человеку  только  то,  над  чем  он  хорошенько  потрудился,  так  уж  он  устроен.                                                                                         (Антуан  де  Сент  Экзюпери)

Задание  .  Можно  ли  избавиться  от  лени?  Как?  Изобретите  лекарство  от  лени.

Понятно, что лень- порок, от которого нужно избавляться. Очень часто человек сам не рад, что страдает от безделья, давайте поможем тому, кто стал  на путь исправления. У психологов-практиков есть такая методика: проговаривай вслух и про себя определенные фразы, и ты скоро поверишь в то, что произносишь. В группе придумайте и запишите утверждения (не менее двух), которые, на ваш взгляд, должен сам себе проговаривать тот,  кто решил избавиться от порока лени.

     Обсуждение в классе:

Я очень люблю трудиться, потому что это придает моей жизни смысл.

Любая работа важна и значима, она приближает меня к моей цели.

Я сознательно и целеустремленно борюсь с ленью и побеждаю ее.

Труд-это добрый волшебник, превращающий посредственность в совершенство.

Труд сделает из меня настоящего мастера, и я прославлю свое доброе имя.

Каждую минуту своей жизни я буду трудиться и добьюсь высоких результатов.

Я наслаждаюсь результатами своего труда и чувствую себя состоявшимся человеком.

«Посоветуй другу»

Учитель. Продолжаем работу в группах: придумайте советы, которым, на ваш взгляд, нужно следовать, чтобы победить в себе лень и воспитать трудолюбие (не менее двух).

Совет первый: чередуй физическую и умственную работу, то есть если трудится мозг, то отдыхают мышцы, трудятся мышцы — отдыхает мозг, при общей сильной усталости — полный отдых.

Совет второй: любую работу (и основную, и сопутствующую ей), что обеспечивает твою жизнедеятельность, выполняй так тщательно, как это для тебя возможно.

Совет третий: придумай себе систему поощрений, любуйся результатами своего труда и скромно хвали себя за успехи.

Совет четвертый: никогда не позволяй себе считать работу завершенной, если видишь в ней хотя бы мельчайший недостаток, не  оставляй  работу, не завершив ее.

Совет пятый: никогда и ни при каких обстоятельствах не позволяй себе быть равнодушным к совершаемой тобой работе.

Совет шестой: представляй результат своего труда и мысленно приближай его, представляй, какое это счастье- добиться поставленной цели честным трудом.

9. Рефлексия.

     - Поделитесь своими впечатлениями (письменно или устно), закончив следующие предложения:

     Сегодня на классном часу

                                       я узнал…

                                       понял…

                                       почувствовал..

     Ответы учащихся:

- Я узнал, что лень может породить и другие пороки, которые станут тормозом в моем развитии.

- Я понял, что лень является следствием слабой воли или ее отсутствия, а безвольный человек еще более несчастный, чем просто ленивый.

-Я узнала, что лень может быть из-за страха ответственности. Это особенно касается мужчин, которые не хотят связывать себя узами брака.

- Я узнал, что безделье более, чем другие недостатки, осуждается окружающими.

 - Я понял, что с таким пороком, как лень, нужно и можно бороться, необходимо только осознать это и совершить волевое усилие.

 -Я поняла, что ленивый никогда не станет успешным, никогда не достигнет поставленной цели.

 - Я почувствовал, что бороться с ленью отнюдь не просто.

 - Я почувствовала, что мне срочно нужно исправляться.

  - Я почувствовала на уроке уважение к себе, ведь я трудолюбива и у меня есть шанс многого достичь в жизни.

Учитель. Избавляйтесь от лени всеми возможными способами. Проявляйте  активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда. Скоро вы почувствуете, что вы полезны обществу,  что вы способны на творческое дерзание, организованность и ответственность перед коллективом  за свои действия и поведение. Помните, что  трудолюбие –источник всех благ, духовных и материальных, только трудясь, вы достигнете всего, о чем сейчас мечтаете или станете мечтать в будущем!

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательское занятие "О профессиях и трудолюбии"

Воспитательское занятие для детей младших школьников. Расширяет кругозор воспитанников, способствует развитию памяти, внимания, мышления....

Материал к родительскому собранию по теме"Трудовое воспитание и трудолюбие детей".

В работе даются ценные рекомендации по формированию в детях трудолюбия....

Воспитание трудолюбия у детей и уважения к людям труда (статья)

Любовь к труду, ответственное отношение к нему, творческий подход, заинтересованность в достижении наилучшего результата, осознание общественной красоты и полезности своей деятельности формируют...

КЛАССНЫЙ ЧАС «О ПРОФЕССИЯХ И ТРУДОЛЮБИИ"

Познакомить обучающихся с названием и сущностью различных профессий, с понятием «трудолюбие»;  развивать быстроту реакции, внимание, мышление, воображение, артистические и коммуникативные способн...

Классный час о профессиях и трудолюбии.

Мероприятие проводиться с целью познакомить учащихся с названием и сущностью различных профессий, с понятием "трудолюбие"....