Классный час "Права ребёнка"
классный час (6 класс)
На классном часе рассматривается право ребёнка на жизнь, на отдых, на образование, на право воспитываться в своей семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_rebyonka.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
г.о. Орехово-Зуево
классный час в 6 классе
Учитель географии
МОУ СОШ № 11
Иванова Татьяна Геннадьевна
Цели: овладение учащимися знаниями в области прав человека, формирование активной гражданской позиции, воспитание в духе гуманизма, свободы и демократии.
Задачи:
1. Знакомство учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка.
2. Распространение знаний о правах и свободах человека.
3. Развитие гражданской инициативы и правовой ответственности обучающихся.
4. Просвещение в области защиты прав человека и формирование первичных навыков правозащитной деятельности.
5. Приобретение обучающимися знаний и навыков, необходимых для успешного участия в общественной жизни.
Тип классного часа: тематический классный час
Оборудование: тексты Конвенция о правах ребёнка, презентация, компьютер, костюмы для театрализации литературного произведения "Морозко"
1. Вступительная часть
Учитель: Здравствуйте ребята.
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Доброго здоровья люди вам.
Каждый день и час желаю – здравствуйте!
Я для вас тепло души отдам.
Солнца луч пусть дарит вам здоровье,
Летний дождик силой напоит.
Матушка – Земля пусть хлебом – солью
За труды вас щедро наградит.
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Всем родным, знакомым и друзьям.
Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,
Мира, радости и процветания вам.
На столах у ребят лист с нарисованным кругом и словами вокруг него "Желаю счастья". Прошу учеников нарисовать в круге смайлик и подарить соседу.
На сегодняшнем классном часе мы опять будем говорить о правах человека. Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма.
Просмотр отрывка из мультфильма "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Вопрос учителя. Как вы думаете о каких правах сегодня мы будем говорить на классном часе?
Предполагаемый ответ: О праве на жизнь
Права человека - это не просто громкие слова. Существует множество документов как международных так и отдельных стран, которые закрепляют стандарты о правах человека . Учитель. Давайте вспомним наиболее важные документы по правам человека.
Предполагаемый ответ (возможны затруднения): Международные документы: Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребёнка - основной документ о правах ребёнка. Российское законодательство: Основной закон страны - Конституция РФ. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. (слайд 3,4)
2. Основная часть
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая сегодня является международным законом. СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года. Конвенция о правах ребенка закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет. Право на жизнь и развитие. Право на спокойное детство и на защиту от насилия. Право быть уважаемым за свой образ мыслей. В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка. Страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны максимально использовать все имеющиеся средства для обеспечения прав ребенка. Конвенция ООН о правах ребенка состоит из 54 статей. Все они одинаково важны и действуют как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов. Давайте рассмотрим некоторые из них.
В Конвенции о правах ребенка записано, что "каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь". (Статья 6)
Задание. На столах у вас лежат экземпляры Конвенции. Найдите эту статью в документе.
Но такое мнение люди имели не всегда.
В древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в отношении прав детей была позиция полной власти взрослого (чаще отца) над ребенком практически любого возраста.
Например, в Римском государстве власть отца была абсолютной. От воли отца зависело прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел право продавать своих детей или в полное рабство, или в рабство внутри государства. (слайд 5)
В древнем государстве Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми, каждого новорождённого ребёнка осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живёт. А если родился слабым, больным - бросить его со скалы. (слайд 6)
Вопрос учителя. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.
Мы имеем право на жизнь
Это право дано нам с рождения.
С первым вздохом и серцебиением
Мы имеем право на жизнь! (Надежда Милян)
Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать.
Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребёнком. Но у него была сильная воля, он занимался физической культурой и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы вместе со своими солдатами. (слайд 7)
Ничего невозможного на свете нет! Как ни странно, но в этом часто сомневаются здоровые, сильные, молодые люди, столкнувшись с малейшей преградой на своем жизненном пути, жалуются на превратности судьбы и опускают в мнимом бессилии руки. В то время как другие, не имея рук, ног и чем-то отличающиеся от большинства людей, не обделенных судьбою ничем, достигают гораздо больших успехов и даже мировой славы, которая им, в общем-то, и не нужна. Ведь главное для них совсем иное – они смогли преодолеть недуг и доказать себе и очень многим, что в этой жизни все возможно! Главное – верить, действовать, искать в себе силы и желание жить и творить - вопреки всему. Это Данил Плужников, Юлия Самойлова, Диана Гурцкая, Алексей Бугаев. (слайд 8,9,10,11)
Вопрос учителя. Какая статья Конвенции по правам ребёнка говорит о защите прав "особенных" детей.
Государства-участники, подписавшие Конвенцию о правах ребёнка, признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. (Статья 23)
Вопрос учителя. О нарушении каких прав героев говорится в данных литературных произведениях? Назовите название и автора произведения.
Разыгрывается отрывок из театральной постановки Наталии Макаркиной "Морозко"
Марфушечка просыпается, старуха гладит её по голове
Старуха: Моя душечка проснулась
На бочок перевернулась
Полюбуйтесь на красу!
Петушок ей принесу!
(Берёт со стола петушок на палочке и даёт Марфуше, она зевает, потягивается и ест конфету)
Старуха: Как тебе спалось, мой свет?
Хочешь плюшки на обед?
Или с творогом ватрушку?
Молока парного кружку?
Марфуша: Ах! Отстаньте вы, мамаша!
Не нужны мне плюшки ваши
(говорит мечтательно)
Хочу золото, меха
И в придачу - жениха!
(Старуха говорит дочке)
Старуха: Женихи в деревне ходят
Только с Настьки глаз не сводят
Как мы Настьку изведём
Жениха тебе найдём!
(Вместе хихикают)
Марфуша: Как же это мы сумеем?
Старуха: Погоди - ка есть идея"
(Поднимает указательный палец вверх и кричит)
Ну - ка, Хрыч! Иди сюда!
(Входит старик)
Старуха: Вот такая здесь беда!
Лошадь в сани запрягай!
Наську в сани забирай
В лес вези её и там
Брось на съедение волкам!
Старик: Ты упала с вышины?
Иль объелась белины?
Старуха: Отравлю вас! Так и знай!
(Топает ногой)
Ну - ка сани запрягай!
(Старуха и дочь уходят)
Сказочница: Делать нечего - идёт
Плачет, Настеньку зовёт
Насте всё и рассказал
Слёзы снова не сдержал
В сани лошадь запрягает
Настю в саночки сажает
Усадил в лесу под ель
На холодную метель
И обратно не спеша
Да от горя чуть дыша
Предполагаемый ответ: русская народная сказка "Морозко" (нарушено право на жизнь).
По слайдам презентации определяют литературные произведения: А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..", С. Я. Маршак "Двенадцать месяцев" (нарушено право на жизнь). (слайд 12,13,14)
Шарль Перро "Золушка" (нарушено право на отдых, образование), А.Н. Толстой "Приключения Буратино" (право на защиту от насилия) (слайд 15,16)
Вопрос учителя. Найдите в Конвенции статьи, где говорится о этих правах.
В Конвенции о правах ребёнка записано " Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. (Статья 32).
Вопрос учителя. Давайте вспомним сказки, где их герои насильно были разлучены с родными.
Предполагаемый ответ: Г. Х. Андерсен "Дюймовочка", "Снежная королева", русская народная сказка "Маша и медведь" (нарушено право жить в своей семье) (слайд 17,18,19)
Вопрос учителя. Есть ли в Конвенции статьи, закрепляющие эти права?
"Государства-участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме." (Статья 35) "Никто не имеет права разлучать ребёнка с родителями без серьёзных на то оснований." (Конвенция о правах ребёнка. (Статья 9)
Подумайте и скажите, что вы будете делать, если по отношению к вам будут нарушены данные права?(идёт обсуждение данного вопроса)
3. Заключительная часть
Государство защищает ребёнка от всех форм физического насилия. В Конвенции о правах ребёнка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не имеет права заставлять выполнять непосильную работу, никто не имеет права лишать человека жизни.
Мы не можем знать сколько лет отмерено каждому из нас. Поэтому каждый день человек должен проживать достойно, стремиться быть лучше, помогать всем кто в этом нуждается.
Музыка — Игорь Матвиенко, Слова — Валерий Селезнёв, Игорь Матвиенко, Александр Шаганов, Джахан Поллыева, Тимати
Рефлексия. Отвечают на вопросы.
После классного часа я ...
Теперь я знаю ...
Услышанное заставило меня ...
Я поймал себя на мысли ...
Я категорически возражаю ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Совместная деятельность классного руководителя с семьями обучающихся по формированию и развитию всесторонней личности ребёнка"
Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя н...
"Права ребёнка в новом веке" классный час для учащихся 5-6 классов
Данный классный час необходим школьникам среднего и младшего звена для знакомства с основным документом нашего государства - Конституцией....
Классный час "Каждый ребёнок имеет право"
Разработка открытого классного часа по теме "каждый ребёнок имеет право" ....
Классный час в 5 классе на тему «Права ребёнка. Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности».
Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества....
Классный час "Права ребёнка"
Мероприятие по правовому воспитанию, проводимое в 6 классе...
Выступление на педсовете "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка".
Выступление на педсовете. Тема выступления : "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка"....
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....