Методическая разработка классного часа "Эпидемия сквернословия"
классный час

Кузнецова Татьяна Васильевна

методическая разработка классного часа для учащихся 6-10 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassn.chas_.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Классный час

" Эпидемия сквернословия ".

 

 

 Методические приемы: беседа, игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы).

Цели: расширить знания школьников о вредных привычках; познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию. Форма nроведения: час общения.

 Подготовительная работа: назначить ведущих информационного блока (2 ученика); обеспечить детей текстами.

Оформление:

- написать на доске:

 а) тему, эпиграфы;

б) слова: Отчизна, мать, правда, добро, любовь, верность, надежда, дружба, ненависть, измена, ложь, прикольно, супер, трус, предатель;

в) рифмы для антирекламы: мат - ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат, материться - добиться, злиться, больница, лечиться.

    Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Предлагаемый сценарий содержит материал для беседы о силе слова, о значении слова в жизни людей, о вредных последствиях сквернословия. Основная задача   не напугать детей фактами, убедить в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни.

 Методические приемы: беседа, игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы).

Цель: формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

Форма проведения: час общения.

 Подготовительная работа: назначить ведущих информационного блока (2 ученика); обеспечить детей текстами.

Задачи:

  • Развивать умение работать в группах
  • Информировать об истории сквернословия и его пагубного влияния на здоровье
  • Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества
  • Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Подготовительная работа:

  • Провести анкетирование среди учащихся: «Твое отношение к сквернословию».
  • Назначить ведущих информационного блока (2 ученика); обеспечить детей текстами.
  • Плакаты, отражающие данную проблему:
    «Мат укорачивает жизнь»

    «Сквернословие вредит здоровью»

    « Здоров будешь – все добудешь»

    «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял,

    здоровье потерял – все потерял»

    «Здоровье сгубишь – новое не купишь»

    Речь - это показатель ума.

    Проводя этот классный час, мы поднимем самый больной вопрос, волнующий не только нас, но и окружающее нас общество. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. 
      Хотя я и многих из вас знаю, но мы напишем на бейджиках – сердечках, свои имена. Пусть каждый по очереди назовёт свое имя и определение - качество, начинающиеся на ту же букву, что и его имя». (Анна – аккуратная, Валентина – весёлая, Наталья – надёжная и т.п.) 
    Сегодня мы поговорим об очень важной и интересной теме. Вначале подумаем, как нередко вы слышали слова, которые относились к вам, но они вам не нравились вы обижались на это. Вспомните те прозвища, клички, которые вы может быть слышали от одноклассников, друзей. А теперь вспомните, какими словами называет вас мама,  бабушка любящие вас люди. Правда, большая разница? Ласковые, добрые слова матери дают вам тепло, счастье, радость, они вселяют в вас уверенность, делают сильными, умными. Обидные слова даже сейчас не хочется вспоминать. 

    «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…», -сказал известный поэт Вадим Шефнер. Мы поговорим о словах, которые убивают. Это слова страшные, скверные, грязные. Матерные. 
    Сквернословие – это речь, наполненная непристойными словами, бранью.  Так ли уж безобидна эта вредная привычка?

Самое страшное оружие человеческого рода - это слова человека, слетающие с его языка. Мы можем возродить человека словами и можем проклясть человека, тем же самым орудием. А ведь речь человека и отличает нас от всего животного мира, возвышает нас над всей живой и неживой природой. Слова имеют свою энергию, которая не пропадает, а соединяется в определенной сфере, наполняет эту сферу и затем этой же энергией давит на человека. 
Самым важным и научно подтверждённым является то, что “мат” опасен для здоровья, он способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет. 
Он, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти. 
Как вы думаете, почему важно бороться со сквернословием?

Ответы детей.

 Матерная брань разрушает личность человека, в ней таится скрытая или явная агрессия, которая может вылиться в более тяжкие формы: неконтролируемое поведение, жестокость экстремизм, ненависть к людям. 

На доске вы видите пословицы и высказывания о сквернословии,  дополним их, поделимся на группы и за дело. (Кто-то из группы наугад вытягивает листочек, на обратной стороне которого пословицы). Красочно напишите их в более крупном масштабе -  каждый по букве, внесите вклад в общее дело.

Мат оскверняет человека, убивает его душу.

Господствуй над языком, чтобы не умножить грехов твоих.
Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык.

Проводится диспут с учащимися.

  1. Часто ли вы слышите мат в своей семье?
  2. Считаете ли вы нормой поведения употребление нецензурной брани?
  3. Верите ли вы, что сквернословие вредит вашему здоровью?
  4. Споткнувшись или ударившись, какая фраза первым делом вылетит у вас из уст?
  5. Считаете ли вы мат неотъемлемой частью жизни русского общества?

ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ

Считается, что матерщину на Русь занесли монголы и татары. Это миф.

Большинство нецензурных слов имеют общеславянское или даже индо-европейское происхождение. Это явление древнее и присуще почти всем народам. Корни сквернословия – языческие заклинания, и на Руси они были еще до монголов. После крещения Руси в 988 году за сквернословие стали строго наказывать.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

  • Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.
  • Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.
  • Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
  • Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. С помощью матерной брани земледелец-славянин отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка.

Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.

СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ О ГРЕХЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ

  • Сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху. Недостойным словом убивают душу.
  • «Скверное слово - гнилое слово», - писал святой апостол Павел. - Егда кто матерными словами ругается, тогда Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает, и Сама отступает».
  • В IV веке святитель Иоанн Златоуст говорил: «Хочешь ли знать, сколь великое зло  говорить срамное и постыдное? Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие. Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною».

ПОЧЕМУ СКВЕРНОСЛОВЯТ?

  1. Для снятия сильного психофизического напряжения, причем, чем сильнее выражение, тем большую эмоциональную разрядку принесет.
  2. Для выражения какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова, поведение других людей и даже свое собственное поведение.
  3. Привычное сквернословие. Матерные слова используются автоматически – с их помощью именуются соответствующие предметы и действия. В качестве слов-паразитов, междометий, «для связки слов», как в речи других людей постоянно звучат слова «вот», «так», «так сказать», «это самое», короче.
  4. Еще одно из проявлений сквернословия - намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. Диапазон этой разновидности мата весьма широк - от элементарного лингвистического хулиганства, надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных (на публике) выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства - книг, кинофильмов, спектаклей. Да, в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова даже в академических изданиях стыдливо заменялись отточиями.

ПЕЧАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.

  1. Матерная брань – это язык бесов. Матерящийся человек окружает себя сонмом нечистой силы, бесовщины. Поведение его зачастую может стать бесноватым.
  2. Матерщина – вредная привычка. Это грех, а «творя грех, ты раб есть греха». Бросить ругаться не легче, чем бросить курить.
  3. Матерная лексика культурно обедняет человека. Если убрать из языка сквернослова все матерные слова, сразу станет видно, насколько беден его словарный запас. При этом разговор оставляет в душе всегда тягостное впечатление, так как любое матерное выражение несёт в себе эмоциональный оттенок жестокости, пошлости, цинизма и хамства.
  4. Употребляя скверные слова, матерщинник часто подсознательно хочет заглушить голос совести, стыд, чтобы дальше уже было легче совершить постыдные поступки.
  5. Мат оскверняет человека, убивает его душу.
  6. В компании матерящихся людей возникает ложный стыд сказать искреннее, доброе слово.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

ДЛЯ ДЕВУШЕК.

Косметологи знают, что в молодежных компаниях, где матерная скабрезная речь становится обыденной, у некоторых девушек возникает избыточное оволосение, портится кожа, начинает ломаться голос, как у мальчиков, - то есть возрастает продукция мужских половых гормонов. Если мужчина не хочет причинить девушке и женщине вред, при них выражаться нельзя, матерная речь им вредна, провоцирует гормональные нарушения. Особенно это опасно, если матерятся дети, если скабрезности становятся частью их интересов, гормональное развитие нарушается. 

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ.

Подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того, чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.

Социальный педагог: вот такие, ребята, неопровержимые факты.

В Библии сказано: «От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься». Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит. 

Учёные, медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами.

Бездуховность - вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний. До необъятных размеров нужно развить в себе любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки.

Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека -  изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути:

- первый - зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.

- второй путь- путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.

Закон свободной воли даёт право выбора - по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

ЧТЕЦЫ

Ах, как нам добрые слова нужны! 
Не раз мы в этом убеждались с вами, 
А может, не слова - дела важны? 
Дела делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас. 
На дне души до времени хранимы, 
Чтоб их произнести в тот самый час, 
Когда они другим необходимы!

Как богат и свободен наш Великий язык. 
Как красив и чудесен его благостный лик... 
Ведь же всё говорят. "Век живи - век учись". 
Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.

Его многие любят, и он нравится многим, 
И мой мир без него не богат, а убогий. 
И для каждого он частица тебя ,
Возлюби его так же, как ты любишь себя.

Но что значит, для нас Современным казаться? 
Одеваться по моде и вслепую влюбляться? 
Или взрослым хамить, родных обижать? 
Или мат полюбить, или пьяницей стать? 
Нет и нет!

Это только лишь казаться 
Современным быть - 
Мы умеем выражаться и красиво говорить.

В итоге нашего разговора я хочу предложить написать памятки-рекомендации для ваших родных знакомых для тех, кто использует в своей речи нецензурную брань\

Ребята заполняют памятки «Советы родителям», «Тем, кто матерится».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Разработка классного часа"Сквернословие и здоровье"

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это прояыление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть симв...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Методическая разработка классного часа «Слово надо спасать» (беседа о чистоте русского языка и сквернословии в подростковой среде)

Возвращение к истокам родной культуры и духовности начинается со знакомства с родным языкам, его богатством и возможностью в полной мере пользоваться им. Обращение к этой теме вызвано прежде всего тем...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...