Классный час "Темперамент"
классный час
Предварительный просмотр:
Темперамент
Цель: составить у школьников представление о темпераменте.
Форма: практикум.
Темперамент идет впереди мысли. Это плохо.
Надо поставить мысль впереди темперамента.
К.С. Станиславский
Ход занятия
I Беседа о темпераменте.
Темперамент (от лат. «temperamenum» - соразмерность) – врожденные реакции человека на трудности и неудачи, на обидное и угрожающее ему, врожденные особенности поведения и преодоления всего этого, особенно в трудных и опасных ситуациях.
Темпераменты впервые описал Гиппократ. Он подметил врожденное различие в реагировании людей на опасность , угрозу, в приспособлении к жизни.
Художник на картинке попытался дать свое видение проявления темпераментов (см.слайд 1) Внимательно рассмотрите.
Физиологическую основу темперамента составляют свойства нервной системы:
- Сила (способность выдерживать большие нагрузки);
- Уравновешенность (соотношение процессов возбуждения и торможения);
- Подвижность (способность нервных процессов быстро сменять друг друга).
В зависимости от сочетания свойств нервной системы всех людей разделяют на четыре типа темперамента:
- Меланхолик (слабый);
- Холерик (сильный, неуравновешенный);
- Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный);
- Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный)
Интроверт–эмоционально неустойчивый тип темперамента (меланхолик, холерик)
Экстраверт – эмоционально устойчивый (флегматик, сангвиник). Слайд
При правильном воспитании ребенок приобретает характер, соответствующий своему темпераменту. В этом благоприятном случае человек холерического темперамента смел, отважен, решителен, настойчив в преодолении трудностей и преград на пути к достижении цели. Он прямолинеен, искренен, уверен в себе и отвергает кривые пути в отношениях с людьми и в достижении целей, обладает огромной энергетической мощью и чрезвычайно работоспособен, склонен к достижению цели не щадя сил, не обращая внимания на раны, лишения, неудобства, не жалуется на трудности, верен в дружбе и любви. Он надежен.
Человек сангвинического темперамента быстр, активен. Все у него мгновенно: мысль, решение, слово и действие. Он миролюбив, не помнит зла, искренен, потому что уверен в себе, и, понимая других, будучи дружественно настроен к окружающим, ожидает понимания со стороны других. Он весел, жизнерадостен и оптимистичен. Однако из-за брызжущей жизнерадостности он не всегда обязателен в слове и деле, нередко легкомыслен, так как уверен, что вывернется из беды, преодолеет или обойдет ее.
Человек флегматического темперамента медлителен, неразговорчив, тугодум. Он замкнут и скрытен, миролюбив и надежен, ответственен. Он достигает желаемого неуклонно, шаг за шагом двигаясь к цели. Он добивается много. Главное не торопить его, не тормошить. И он однолюб, имеет одного друга, но верного и такого же неторопливого. Пройдет время, и он окажется впереди всех, потому что терпелив, трудолюбив, организован и настойчив.
Холериками были Петр I, Маршал Жуков, А.С.Пушкин, А.В.Суворов, Л.Бетховен; сангвиниками – Бонапарт Наполеон, Хрущев, С.А.Есенин , М.Ю.Лермонтов; флегматиками –М.И.Кутузов, И.А. Крылов; меланхолик – В.А.Жуковский, Н.В.Гоголь.
II Твой практикум:
- А кто Вы по темпераменту? Слайд
Каждый определяет свой темперамент. Тест
- Попробуй смоделировать поведение четырех темпераментов в различных жизненных ситуациях, а также тактику общения с ними окружающих людей:
- Опоздал в театр;
- Забыл дома ключи, стоит перед закрытой дверью;
- Получил радостное известие;
- Разбил любимую мамину вазу;
- В столовой сосед по столу нечаянно облил его супом;
- Потерял кошелек с большой суммой денег;
- Вы в ожидании друга
- Прослушай фрагменты из музыкальных произведений композиторов – представителей разных темпераментов, попробуй в них услышать особенности их психической организации: Моцарт (сангвиник), Бетховен (холерик), Глазунов (флегматик), Чайковский (меланхолик). Убедитесь в том, что плохих темпераментов не бывает: они просто разные. Слайд
- Оды темпераменту. Слайд
Обладатели каждого темперамента хвалят своих одноклассников в стихах.
Итог: в каждом темпераменте есть что-то хорошее. Всегда можно найти хорошее в человеке с любым типом темперамента. Все темпераменты хороши, обладатели всех темпераментов нужны!
Использованная литература:
- Настольная книга классного руководителя в 5-8 классах М.А. Алоева, В.Е. Бейсова Феникс 2005
- Классный руководитель: практические материалы Л.И. Маленкова Москва 2005
- Спутник классного руководителя 5-7 классы Н.И. Билык Волгоград 2007
- Интернет ресурс сайт презентации
- Практикум по психологии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...