Программа по формированию здорового жизненного стиля
материал (5 класс)
программа по формированию здорового жизненного стиля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_programma_raboty_zdorovyy_zhiznennyy_stil.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по формированию здорового жизненного стиля
Пояснительная записка
Обоснование необходимости программы
Сегодня в России много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Подростковый возраст можно условно назвать самым аутоагрессивным временем. Именно в этом возрасте большое влияние на жизнь и здоровье ребенка могут оказать отрицательное воздействие такие – факторы как курение, алкоголь, наркотики. На этот же возраст приходится пренебрежения к элементарным правилам гигиены и питания. Сохранение и укрепление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем современности. Проводимые анкетирования учащихся показывают, что собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся. На сегодняшний день, именно профилактика, является основным звеном в рамках охраны и укрепления здоровья.
Программа «Твоё здоровье» посвящена разработке подходов к формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения (временной интервал 5-9 класс). Она интересна и нужна подросткам, так как включает вопросы правильного питания, гигиены питания, профилактики ПАВ. Данный материал поможет учащимся выявить первопричины нарушения здоровья, объяснить влияние различных факторов на организм человека, расширит представление учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования продуктов питания, будет способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения учащихся в различных жизненных ситуациях. Материал распределен по годам, тематические планы каждого года обучения содержат необходимый теоретический и практический материал (включая конкретные видеосюжеты). В программе предусматривается оптимальное использование современных технологий, в частности, личностно-ориентированных и развивающих; различные организационные формы проведения классных часов: устный журнал, викторины, ролевые игры, познавательные игры, спортивный праздник.
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование здорового образа жизни, углубление знаний учащихся о правильном и сбалансированном питании, собственном здоровье, воспитание позитивного отношения к здоровью как непреходящей ценности.
Задачи:
1.Расширять и углублять представления о здоровом образе жизни и факторах, препятствующих его формированию;
2. Развитие и закрепление новых конструктивных форм поведения;
3. Формировать негативное отношение к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам и последствиям их употребления);
4. Активизировать познавательную деятельность школьников;
5. Вовлекать учащихся в коммуникативную, игровую и проектную деятельность как фактор личностного развития;
6. Разработать практические советы по питанию и по выбору продуктов питания для предупреждения заболеваний, связанных с неправильным питанием.
Общая характеристика внеклассного процесса: методы и формы работы, средства обучения
Методы:
- эмпирические (изучение литературы; наблюдение; анкетирование; опросы практические работы);
- теоретические (сравнение; обобщение; анализ; классификация);
Формы организации:
- лекции с элементами беседы;
- дискуссии;
- практические работы исследовательского характера;
- ролевые и познавательные игры;
- устный журнал;
- викторины;
- презентации.
Средства обучения:
- мультимедийные средства (компьютер, проектор, компьютерные презентации);
- наглядный материал (видеофильмы);
- химическое оборудование и реактивы;
- интернет-ресурсы.
Содержание занятий
№ | Тема занятия | Содержание | Форма проведения | ||
5 класс Питание и здоровье | |||||
1 | Разговор о правильном питании | Представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах и витаминах, функциях этих веществ в организме. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. | ||
2 | Витамины и минеральные вещества | Понятие о минеральных веществах, витаминах и их значении для здоровья. | Беседа, проведение викторины, просмотр видеосюжета. | ||
3 | Пищевые традиции разных народов мира. Чайная церемония | Знакомство учащихся с традициями разных народов мира. Чай, его влияние на организм. | Беседа, чаепитие. | ||
Профилактика употребления ПАВ | |||||
4 | Табак завоёвывает мир | Представление об отрицательном влиянии курения на организм. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. | ||
Гигиена здоровья | |||||
5 | Мы за спорт | Представление о здоровом образе жизни, влияние спорта на организм. | Беседа, театрализованное представление. | ||
6 | Устный журнал «Режим дня школьника» | Режим дня и личная гигиена. | Устный журнал. | ||
7 | Формула жизни | Основные составляющие здоровой полноценной жизни. | Внеклассное мероприятие. | ||
6 класс Питание и здоровье | |||||
1 | Скажи мне, что ты ешь? | Полезные и вредные продукты, основы рационального питания. | Беседа с элементами дискуссии. | ||
2 | Ролевая игра «Здоровое питание - часть здорового образа жизни» | Понятие здорового питания. | Ролевая игра. | ||
3 | Искусственные и натуральные напитки | Виды безалкогольных напитков, их значение в организме. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. | ||
4 | Пищевые традиции разных народов мира. Шоколад – пища богов | Знакомство учащихся с традициями разных народов. Всё о шоколаде. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. | ||
Профилактика употребления ПАВ | |||||
5 | Я выбираю здоровый образ жизни | Основные составляющие здорового образа жизни. | Беседа с элементами дискуссии, викторина, просмотр видеосюжета | ||
Гигиена здоровья | |||||
6 | Фаст фуд вред или польза? | Чем опасен фаст фуд. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. | ||
7 | Человек, продли свой век | Пропагандировать здоровый образ жизни. | Беседа, театрализованное представление. | ||
7 класс Питание и здоровье | |||||
1 | Твой режим дня | Основные правила режима дня. школьника; рекомендации при выполнении домашних заданий, распределении времени подростка. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. | ||
2 | Чем полезен завтрак? | Польза завтрака, продукты наиболее подходящие для завтрака, самостоятельно приготовить завтрак. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. | ||
3 | Тайны продуктов питания | История питания человека, некоторые тайны пищевых продуктов. | Беседа с элементами дискуссии. | ||
4 | Пищевые традиции разных народов мира. Арабский напиток. | Знакомство учащихся с традициями разных народов мира. Кофе, его влияние на организм. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. | ||
Профилактика употребления ПАВ | |||||
5 | Выбор за нами | Пропагандировать здоровый образ жизни. | Беседа, театрализованное представление | ||
Гигиена здоровья | |||||
6 | Шаги к здоровью | Гиподинамия, что такое работоспособность. | Беседа, театрализованное представление, просмотр видеосюжета | ||
7 | Мобильный телефон в нашей жизни | Влияние сотового телефона на организм | Беседа, работа в группах | ||
8 класс Питание и здоровье | |||||
1 | Параметры здорового человека | Что такое здоровье и болезнь | Беседа с элементами дискуссии. | ||
2 | Вредные и полезные продукты | Какие продукты следует употреблять, чтобы оставаться здоровыми | Беседа с элементами дискуссии, ролевые игры, просмотр видеосюжета. | ||
3 | Болезни цивилизации | Распространённые болезни цивилизации: ожирение, гиподинамия, близорукость и т.д. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. | ||
4 | Пищевые традиции народов мира. Мёд – еда фараонов. | Знакомство учащихся с традициями разных народов мира. Мёд, его влияние на организм. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. | ||
Профилактика употребления ПАВ | |||||
5 | Десять мифов об алкоголе | Опровержение мифов об алкоголе. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. | ||
Гигиена здоровья | |||||
6 | Викторина «Если хочешь быть здоров!» | Пропагандировать здоровый образ жизни. | Викторина, просмотр видеосюжета. | ||
7 | Компьютер и здоровье школьника | Влияние компьютера на организм | Беседа с элементами дискуссии. | ||
9 класс Питание и здоровье | |||||
1 | Что такое здоровье? | Основные компоненты здоровья | Беседа с элементами дискуссии | ||
2 | Сладости и здоровье. | Значение сладостей для организма человека. Полезные сладости. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. | ||
3 | Пищевые традиции разных народов мира. Мороженное. | Знакомство учащихся с традициями разных народов мира. Мороженное, история открытия, всем ли оно полезно. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. | ||
Профилактика употребления ПАВ | |||||
4 | Жизнь без зависимостей. | Курение, последствия воздействия никотина на организм | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. | ||
5 | Детки в пивной клетке. | Пиво – алкогольный напиток, как оно влияет на оргазм мужчин и женщин. | Групповая работа, дискуссия, просмотр видеосюжета. | ||
6 | Наркотики – оружие самоубийства. | Опасные последствия употребления наркотических веществ, упражнение «Как отразить провокацию?». | Групповая работа, дискуссия, просмотр видеосюжета. | ||
Гигиена здоровья | |||||
7 | Стоп СПИД. | Воздействие ВИЧ на иммунную систему человека; симптомы ВИЧ и СПИДа. | Беседа с элементами дискуссии, групповая работа, просмотр видеосюжета. |
Литература для педагога и учащихся
- Александров О.А. Комплексная программа здоровья/ О.А Александрова - М.: Медицина, 2005.
- Аронов Д.М. Твой и наш враг/ Д.М. Аронов - М.: Физкультура и спорт, 2006.
- Арзамасцев К.И. Сценарии школьных химических вечеров/ К.И. Арзамасцев - Чебоксары: Кино, 1997.
- Байер К. Здоровый образ жизни / К.Байер, Л. Шейнберг - М.: Мир, 2007.
- Быков А.А. Антиспид/ А.А. Быков, И.А. Носков, Е.И. Худякова, Т.И. Бочкарёва - Самара, 2001.
- Вагнер Р.И. Не кури/ Р.И Вагнер, Е.А. Валдина - М.: Медицина, 1979.
- Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: Программа мероприятий, игры/ Е.А. Воронова - М.: Феникс, 2011.
- Евстигнеев Г.М. Тайны продуктов питания/ Г.М. Евстигнеев, Ю.А. Лившиц, О.Н. Сигнаевский - М.: Пищевая промышленность, 1972.
- Коробкина З.В. У опасной черты/ З.В. Коробкина - М.: Мысль, 2005.
- Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимости: 5 - 7 класс/ Г.Г. Кулинич - М.: ВАКО, 2008.
- Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею/ Е.В. Коротаева - М.: КСП, 2005.
- Коротченкова Л.В. Сценарии классных часов для старшеклассников/Л.В. Коротченкова - Саратов: Лицей. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- просветительская программа по формированию здорового образа жизни "Здоровым быть-счастливо жить" для 2-9 классов
Учебно-просветительская программа "Здоровым быть- счастливо жить" направлена на совершенствование методов и форм сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Программа призвана реализовать основ...
"Школа территория- здорового жизненного стиля"
Физическая культура - как общественное явление занимает важное место в жизни человека на протяжении всей истории его существования.Вместе с изменением общественных отношений менялись сущность и характ...
Авторская Программа по формированию здорового жизненного стиля, здорового образа жизни "Твоё здоровье"
Авторская Программа «Твоё здоровье» посвящена разработке подходов к формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения (временной интервал 5- 9 класс). Она интересна и нужна подростка...
Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».
Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....
доклад на тему: Формирование здорового жизненного стиля
Тема: Формирование здорового жизненного стиля.«…чтобы быть здоровым,нужны собственные усилия,постоянные и значительные.Заменить их нельзя ничем»Н.М.Амосов....
"Формирование здорового жизненного стиля у студентов, проживающих в общежитии"
Цели программы профилактики употребления ПАВ создание условий:· Препятствующих распространению наркотиков и создание образовательной среды...
Как помочь ребенку в формировании здорового жизненного стиля
Каждый человек, особенно с возрастом, начинает осознавать истинную ценность своего здоровья. Формирование здорового жизненного стиля должно начинаться с самого детства. На первом плане в этом процессе...