|
| На мой взгляд, каждый классный руководитель имеет в своей методической копилке несколько интересных секретов, которые помогают ему в работе с классом. Складываются они, как правило, на протяжении всего педагогического творческого пути, но зарождаться начинают в самые первые годы. Так вот я как раз нахожусь сейчас ещё в самом начале своего пути, и находки только недавно стали появляться в моём арсенале, но, тем не менее, мне будет приятно поделиться ими. |
1 | «Я и родители» | При работе с родителями для подведения итогов в конце родительских собраний провожу рефлексию «Наведение порядка в голове». На доске крепятся 3 больших листа с изображением сундучка, печи и мусорного ведра. Каждый участник получает по одному стикеру. Для того, чтобы подвести итоги встречи, родителям предлагается отметить стикерами тот предмет, который, по их мнению, символизирует результат работы: - на сундучок, если участник вынес из родительского собрания важные моменты, которые хотел бы забрать с собой и использовать в своей дальнейшей работе;
- на мусорное ведро – если материал оказался ненужным, бесполезным;
- на печь – если материал был интересным, но пока участник не готов к применению его в своей работе, или его нужно доработать, додумать.
|
2 | «Я и класс» «Я и школьник» | Для того чтобы работа была более плодотворной в начале классного часа провожу «Сейф хлопот» обратить внимание на опасения участников, принять их и частично проработать. Иногда проходит много времени, прежде чем мы включаемся в работу. Возможно, мы ещё вспоминаем о том, где были до прихода сюда, или мысленно уже перенеслись в будущее. У каждого есть мысли, отвлекающие его от обучения и ограничивающие внимание. Учащиеся записывают мысли, отвлекающие от классного часа, на стикере и прикрепляют его в понравившейся ячейке на ватмане. Позже эти вопросы прорабатываются с ребенком. |
3 |
| Игра «Кочки». Цель: выработка групповой стратегии решения проблем, разрядка, сплочение. Правила: представим, что перед нами болото и вам нужно перейти через него, прыгая по кочкам помогая товарищам «не завязнуть». Собрать из ладоней «мостик» пословицу «нам без дружбы не прожить - дружбой надо дорожить». Примечание: болото это листы бумаги синего цвета, коричневые это кочки, мостик-ладошки, на них написаны слова из пословицы, все разложены в хаотичном порядке на полу. Дети, помогая друг другу встать правильно, зачитывают пословицу. |
4 |
| «Корзина идей» В течение недели учащиеся записывают на листочках идеи и складываются в сундучок, затем на следующем классном часе обсуждаются и принимаются решения. |
5 | «Я, класс, социум»
| Для того чтобы сформировать активную жизненную позицию, воспитать любовь к малой и большой Родине, традициям и истории своей страны основных нравственных правил и идеалов мы тесно сотрудничаем с центром патриотического воспитания «Матросовец» г.Ульяновска. В рамках тимуровского движения принимаем участие в различных акциях, в смотре строя и песни, в военно-патриотической играх, митингах. Все это формирует у моих учеников сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества и перед своей страной. |
6 |
| На базе нашего школьного музея «Н.К.Крупская и народное образование» мы с моим классом организовываем выставки, например, «Мир моих увлечений», в которой представили свои увлечения или «История страны в реликвиях моей семьи» и рассказали о семейных реликвиях и провели экскурсии для учащихся нашей школы. |
7 |
| Ежегодно проводим тематические радиопередачи для учащихся нашей школы. |
8 |
| Выпускаем тематические стенные газеты. |
9 | «Я и педагоги класса» | В начале года на этапе планирования провожу среди учителей-предметников анкетирование для решения некоторых важных вопросов. 1. Какие проблемы в классе требуют первоочередного решения? 2. Какие мероприятия целесообразно провести с целью решения этих проблем? 3. Какие дела, формы работы могут быть организованы с вашим участием? 4. Какая внеучебная работа по вашему предмету может быть проведена с учащимися? 5.Какие проблемы целесообразно обсудить с родителями детей? В начале учебного года знакомлю своих учащихся с требованиями учителей-предметников и раздаю памятки, которыми дети могут пользоваться при подготовке домашних заданий, что, повысит результативность учебной деятельности, обеспечит контроль учебной деятельности учащихся со стороны родителей, поможет наладить сотрудничество родителей, педагогов и учащихся. |
10 | «Я и детское самоуправление» | Для развития самоуправления работа с классом строится по принципу: «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – внедряй!». Для определения уровня развития ученического самоуправления использую Методику определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе разработанную Михаилом Иосифовичем Рожковым. Дети выставляют баллы по каждому критерию. При обработке результатов предложения разбиваются на 6 групп компонентов. При обработке результатов 24 высказывания разбиваются на шесть групп: 1 группа - 1, 2, 3, 4 высказывания (включенность учащихся в самоуправленческую деятельность); 2 группа - 5. 6, 7, 8 высказывания (организованность классного коллектива); 3 группа - 9, 10, 11, 12 высказывания (ответственность членов первичного коллектива за его дела); 4 группа - 13,14, 15, 16 высказывания (включенность класса в дела общешкольного коллектива); 5 группа - 17, 18, 19, 20 высказывания (отношения класса с другими классами); 6 группа - 21, 22, 23, 24 высказывания (ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива) По каждой группе подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 -максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждой группе.
Например, сумма баллов, выставленных 10 участниками опроса по первой группе, составляет 78. Тогда 78 : 10 : 16 = 0,4875. Полученный коэффициент соотносится с интервальной шкалой: Таблица Низкий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1) | 0-0,5 | Средний уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1) | 0,51-0,8 | Высокий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1) | 0,81-1 |
Аналогично высчитываются показатели для оставшихся двух групп. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий. |
11 | «Я и моя документация» | Начиная с 1 сентября в 5 классе мы оформляем наш классный фотоальбом, в который складываем все фотографии нашей школьной жизни. |
12 | «Я и администрация школы» | Ежегодно в нашей школе из учащихся 8-10 классов избирается президент республики Надежда. Каждый кандидат на данный пост готовит свою предвыборную кампанию, агитирует, но перед этим я провожу тест Тест Пипа Уилсона. Суть теста бесконечно проста. Есть рисунок дерева. На нем человечки на разной высоте и в разных позах. Надо найти такого, которой вызывает стойкие ассоциации с собой любимым. В текущий момент времени, конечно. Далее следует интерпретация теста дерево с человечками. 1 и 3, 6 и 7 – поза целеустремленного человека, который ничего не боится – ни препятствий, ни преград на пути. 2, 11 и 12, 18 и 19 – коммуникабельная личность, нацеленная на помощь друзьями и близким. 4 – устойчивая жизненная позиция помогает достигать высоких результатов в делах, особенно если на пути не возникают серьезные трудности. 5 – характерна быстрая утомляемость, слабость из-за небольшого запаса энергии и жизненных сил. 9 – просто очень веселый по жизни человек, любитель развлечений. 13 и 21 – тревожность и замкнутость ведут к минимизации круга общения и снижению коммуникабельности. 8 – любит погружаться в свой мир, уходить в себя, мечтать и размышлять. 10 и 15 – нормальная адаптация к текущей жизненной ситуации, полный комфорт и довольство окружающим миром. |
|
| Хочется надеяться, что мои наработки окажутся кому-то интересными и кого-то возникнет желание воспользоваться ими на уроках так, как это делаю я. |