педагогическая копилка
материал (11 класс) по теме
Материал для заседаний Методического объединения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_v_11_kl_proishozhdenie_cheloveka.doc | 50 КБ |
pedagogicheskaya_kopilka.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Место человека в живой природе. Систематическое положение. Урок биологии 11 классе.
Цель урока: сформировать знания особенностей строения и жизнедеятельности людей, указать на разнообразие форм.
Задачи: обучающая - Определить место человека в системе животного ира.
развивающая – Привлечь знания учащихся по теории эволюции для доказательства происхождения человека от животных.
Воспитывающая – Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивные, частично- поисковые, проблемные.
Оборудование: таблица «Ископаемые люди»; компьютерные дискеты, компьютеры, модели «Происхождение человека».
Ход урока:
- Организационный момент. « Свет будет пролит на происхождение человека и его историю» Ч.Дарвин.
- Изучение нового материала.
- Беседа с составлением схемы на доске и в тетрадях.
Тип Хордовые. Подтип Позвоночные
Класс Млекопитающие
Подкласс Плацентарные
Отряд Приматы
Подотряд Человекообразные обезьяны
Семейство Гоминиды
Род Человек
Вид Человек разумный
- Работа с текстом учебника. Заполнение таблицы « Доказательства животного происхождения человека».
Сравнительно-анатомические | Эмбриологические |
Вопрос: Какие научные данные доказывают происхождение человека от животных?
5.Работа с текстом учебника. Заполнение таблицы « Отличие человека от человекообразных обезьян».
Отличия человека от человекообразных обезьян
Сравниваемые признаки И органы | Человек | Человекообразные обезьяны |
Образ жизни Положение тела при ходьбе |
Строение мозга и его функции |
Особенности строения скелета: |
- череп |
-надбровные дуги
-верхняя челюсть
-грудная клетка
-позвоночник
-таз
-кисть руки
-нижние конечности
-стопа
Задание. Перечислите отличия человека от животных. Объясните причины таких различий.
Повторение по вопросам.
- Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу
Позвоночных животных.
- Укажите признаки определяющие положение человека в классе Млекопитающих.
- Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
- Перечислите особенности строения, присущие только человеку.
- С позиции биогенетического закона докажите животное происхождение человека.
- В каком направлении действовал естественный отбор в процессе эволюции человека?
Подведение итогов урока. Беседа с записью в тетрадь основных положений урока.
- Крупным событием в понимании истории человека как вида стала работа Дарвина « Происхождение человека и половой отбор».
- Основные черты строения и эмбриональное развитие четко определяет положение вида. Человек разумный в типе Хордовые, подтипе Позвоночных, классе Млекопитающих,отряде Приматов, подотряде Человекообразных обезьян.
- Наблюдения за эмбриональным развитием человека показывают его родство с примитивными хордовыми, рыбами, амфибиями.
- Сравнительно-анатомические исследования обнаруживают множество сходных черт человека с другими представителями классов млекопитающих.
Движущие силы эволюции
Биологические факторы
1 Мутации
2 Популяционные волны
3 Дрейф генов
4 Изоляция
5 Борьба за существование
6 Естественный отбор
Социальные факторы
1 Трудовая деятельность
2. Общественный образ жизни
3. Речь
4 Мышление
5 Культура
Домашнее задание.
1 уровень: читатьс.466-467, ответить на вопросы на с. 468.
2 уровень: подготовить сообщение об истории взглядов на происхождение человека.
Проверочная работа.
Ряд признаков, свойственных австралопитеку, синантропу и неандертальцу:
а) изготовление примитивных орудий труда; б) изготовление более сложных орудий труда, в) умение поддерживать огонь, г) умение добывать огонь;
д) объем мозга 1400 см. кб.; е) объем мозга 650 см. куб.; ж) целенаправленная (загонная) коллективная охота; з) стихийная охота; и) первые признаки речи; к) прямохождение; л) признаки социальных отношений; м) возникновение социальных отношений; н) использование предметов.
распределите их в нужном порядке в таблице.
Австралопитек | Синантроп | Неандерталец |
Предварительный просмотр:
Контроль и оценка знаний
Совместная деятельность учителя и учащихся по освоению программного материала, как и любой другой полноценной деятельности, состоит из ориентировочной (оргмомент, постановка цели и задач, актуализация), исполнительной (сообщение новых знаний, усвоение, применение) и контролирующей частей.
В контролирующей части устанавливается обратная связь в системе « учитель – ученик», позволяющая регулярно получать информацию, используемую для определения качества усвоения учащимися учебного материала, своевременного диагностирования и контролирования их знаний и умений. В ходе контроля выявляются и оцениваются знания и умения учащихся, что дает возможность получать и накоплять сведения, необходимые для успешного управления их обучением и развитием.
Различают три типа контроля:
- внешний контроль учителя за деятельностью учащихся;
- взаимный контроль учащихся;
- самоконтроль.
Внешний контроль учащихся приучает обучающихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать ее лучше, а при целенаправленной работе учителя способствует развитию взаимоконтроля и самоконтроля. При взаимоконтроле вырабатывается более ответственное отношение учащихся к оценке деятельности одноклассников, нежели своей. Проведение самоконтроля направлено на создание правильности своих действий, на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок.
При обучении самоконтролю особое внимание следует уделять ознакомлению и овладению учащимися приемами проведения контролирующих действий.
Приемы самоконтроля:
- испытание получаемых результатов по косвенным пара- сверка с образцом (ответом);
- Повторное решение задачи;
- проверка полученных результатов;
- моделирование;
- примерная оценка искомых результатов;
В основе этой классификации лежит принцип выделения специфики контролирующих действий. При проведении самоконтроля ключевым звеном является сверка с готовым или составленным образцом.
Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным. Его результаты выражаются в оценке, отражающей степень соответствия знаний и умений учащихся программным требованиям. Это соответствие может иметь цифровую или другую символическую форму выражения и фиксации оценки, именуемой отметкой.
Основные подходы к оценке знаний и умений учащихся:
- по ошибкам;
- по «производительности»;
- комбинированный.
Оценивание знаний и умений учащихся по ошибкам осуществляется в зависимости от количества и характера погрешностей, допущенных ими. Оценки «по производительности» формируются с учетом объема верно выполненной работы, При комбинированном подходе учитываются как ошибки, так и объем выполненной работы.
В практике обучения применяются устный, письменный, лабораторный методы контроля. Они могут осуществляться путем индивидуальной, групповой и фронтальной проверок.
Устный контроль
- Опрос.
- Устные контрольные работы и т. д.
Письменный контроль
Проведение контролирующих самостоятельных работ, контрольных, письменных работ тестов зачетов и т. д.
Лабораторный контроль
Позволяет проверить не только умения учащихся применять знания при решении практических задач, но и умения пользоваться таблицами, приборами, инструментами и другими средствами в ходе практических и лабораторных работ.
Учитель на уроке может квалифицированно изложить каждую новую тему, дать необходимые объяснения, использовать технические и наглядные средства, ответить на вопросы учеников. Вот пожалуй и все его объективные возможности. Все остальное, что не менее важно в процессе обучения, но объективно выполнять не может.
Он не может:
Проверить каждого школьника _ здесь же, своевременно, полностью, т. к. в классе 20 – 30 учеников, При продолжительности урока в 40 минут, на каждого ребенка в среднем приходится всего по полминуты (учитывая время на повторение прошедшего и объяснение новой темы).
Учитель не может добиться от каждого ученика правильного и полного понимания текущего (изучаемого) и тем более уже пройденного материала с учетом разных уровней обученности. Так называемая коррекция откладывается на «лучшие времена», которые для многих учащихся так и не наступают.
Если систематический и полный контроль за каждым учащимся отсутствует, устранение накапливаемых ошибок, непонимания и искажений не происходит, повышенные интересы к изучаемым учебным предметам не удовлетворяются, к самостоятельной работе учащиеся не готовятся, а воспитательные возможности учителей на уроках крайне ограничены, то в результате в массовой школе получается то, что имеется: сплошное недоучивание, низкий уровень воспитанности.
Педагогическая поддержка А.В.Мудрика.
А.В. Мудрик уделяет большое внимание процессу социализации, то есть «вхождению индивида в социум, усвоение определенной системы ценностей, процесс обретения собственного социального опыта и активного самопостроения личностью», следовательно, можно говорить о педагогической поддержке социализации. Данная точка зрения тесно переплетается с новой гипотезой о месте педагогической поддержки в образовании, представленной в работах Н.Н. Михайловой и С.М. Юсфина. Они отмечают, что место педагогической поддержки находится вне процессов социализации и индивидуализации. По мнению А.В. Мудрика, социальное воспитание,» будучи составной частью социально- контролируемой социализации (наряду с семейным и религиозным воспитанием), понимается как создание условий для целенаправленного развития и духовно – ценностной ориентации человека». Эти условия создаются в воспитательных организациях в процессе взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов в трех тесно взаимосвязанных и в то же время автономных сферах:
- образования;
- организации социального опыта;
- индивидуальной помощи (помощь в решении проблем, стимулирование саморазвития, опека). Таким образом, в концепции Мудрика на основе принципа дополнительности воспитание рассматривается: 1) как часть процесса социализации, который включает в себя также стихийную и относительно направляемую социализацию, а также самоизменение человека; 2) как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного и социального воспитания;
3) социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи человеку. А.В.Мудрик рассматривает индивидуальную помощь человеку в воспитании как относительно самостоятельную проблему, требующую своего теоритического исследования, поисков методических решений и распространения их в практике воспитания. Индивидуальная помощь человеку должна оказываться тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач, избегание возрастных опасностей во многом определяют жизнь человека и его развитие. Достаточно условно можно выделить три группы возрастных задач:
- естественно – культурные;
- социально – культурные;
- социально – психологические.
В соответствии с выделенными А.В.Мудриком тремя группами возрастных задач можно до некоторой степени конкретизировать, в решении каких проблем человеку может понадобиться индивидуальная помощь, которую ему могут оказать в воспитательной организации. – Проблемы, возникающие в решении естественно – культурных задач; укрепление здоровья, развитие своих физических задатков; познание своего тела, принятие его и происходящих с ним изменений; осознание относительности норм маскулинности – фемининности и соответственно минимизации переживаний, связанных с собственным «соответствием» этим нормам; усвоение поролевого поведения, владение соответствующими нормами, этикетом и символикой.
- Проблемы, возникающие в решении социально – культурных задач: осознание и развитие своих способностей, умений, установок, ценностей; приобретение знаний, умений, которые необходимы человеку для удовлетворения собственных позитивных потребностей; овладение способами взаимодействия с людьми, развитие или коррекция необходимых установок; понимание проблем семьи и социума, восприимчивостью к ним.
- Проблемы, возникающие в процессе решения социально – психологических задач: самопознание и самоприятие; определения себя в актуальной жизни, самореализация и самоутверждение, определение своих перспектив; развитие понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим; адаптация к реальным условиям жизни; установление позитивных просоциальных взаимоотношений с окружающими, особенно со значимыми лицами; предотвращение, минимизация, разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов. Индивидуальная помощь детям, подросткам, юношам в воспитательной организации может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий: Во- первых, наличия у педагогов и других работников сферы социального воспитания установки необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определенного уровня психолого– педагогической подготовки. Во – вторых, наличия у воспитуемого готовности принять помощь от воспитателя, установки на добровольный контакт с ним по поводу своих проблем, желания найти у него понимание, получить информацию, совет, порой даже инструктаж. В – третьих, наличия у педагога необходимых для оказания индивидуальной помощи свойств: здорового самовосприятия, то есть удовлетворяющей его позитивной Я – концепции; последовательности в установках по отношению к воспитанникам, справедливости, симпатии, понимания их нужд и проблем, уважительного отношения к ним; стремления и умения культивировать теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с воспитанниками; умения пробуждать у воспитанников чувство свободы в общении, умения разрядить обстановку во время беседы, чувства юмора. В – четвертых, умения воспитателя вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве «эксперта», «советчика», «опекуна»: использовать свое влияние для того, чтобы прояснить ситуацию, сложившуюся у воспитанника, осмыслить ее; произвести переориентацию его ущербных установок и точек зрения; помочь определить ему свои позиции и взгляды. В – пятых, использование в воспитательной организации личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуальных подходов. На основании нижеизложенных концепций «педагогической поддержки» и «педагогики индивидуальности» попытаемся определить ситуации педагогической помощи. К таким ситуациям можно отнести: ситуации ожидания; адаптации к новым условиям; доверительного контакта; депрессии; поддержки; выбора цели; растерянности; успеха; обдумывания плана; мобилизации усилий; поддержания (положительного и отрицательного); общения; примирения; удовлетворения интереса; агрессии; требования, взаимного требования; доверия; выполнения поручений, заданий; коллективного разговора; интимной беседы; возникающего конфликта;конкуренции; ссор, драк, насилий; оскорбления; эмоционального взрыва и многое другое. Опираясь на точку зрения О.С.Гребенюка (сферы индивидуальности), появляется возможность проводить мониторинг развития индивидуальности школьников (Гершкович Н.А.), который включает в
- целенаправленный сбор информации о состоянии сфер индивидуальности каждого школьника;
- мониторинг педагогической деятельности, направленный на определение ее влияния и возможностей в развитии целостной индивидуальности школьников, а также выявление затруднений учителей с целью оказания им помощи;
- мониторинг учебной и других видов деятельности школьников – направлен на выявление результатов усвоения учениками знаний и умений, навыков, уровня их обученности и воспитанности. В качестве приемов оказания педагогической поддержки, помощи и сотрудничества могут выступает следующие:
Приемы педагогической поддержки и сотрудничества: поощрение, похвала, одобрение; просьба, стимулирование к деятельности; доверие, авансирование личности; поощрение, неупоминание об ошибках; проявление сопереживания, сочувствия, огорчения; ожидания лучших результатов: вовлечение в интересную деятельность. Приемы скрытой педагогической поддержки: безадресное упоминание об ошибках; мнимое, деланное безразличие, переключение внимания; выполнение какого-либо дела вместо воспитанника; намек, предложение, высказанное без адреса; изменение задания, поручения; обсуждение (анализ) жизненных ситуаций; стимулирование состязательности. Приемы-антиподы педагогической поддержки: проявление обсуждения в форме возмущения; изоляция от части или всего коллектива; негативное выявление виновного; необдуманная характеристика поступка, упрек; жалобы родителей, администрации; приказание выполнения задания; несправедливое наказание.
Список литературы
1. Газман О.С. педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема.// Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор,1995.-58 с.
2. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности (Курс лекций). Калининградский университет. Калининград, 1995.-94 с.
3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: издательский центр «Академия», 2000.-200 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая копилка
Здесь размещены методические разработки воспитательных мероприятий по разным направлениям...
педагогическая копилка
В данном материале представлены три памятки родителям с советами по воспитанию....
Педагогическая копилка для работы с детьми в летний оздоровительный период.
Данная копилка содержит материал для работы с детьми в летний оздоровительный период....
Региональный конкурс методических разработок и лучших практик педагогических работников СПО Смоленской области «Моя педагогическая копилка»,2018
Создание интегрированного мультимедийного проекта как пример использования информационно-коммуникационных технологий, стимулирующих активность познавательного процесса...
Региональный конкурс методических разработок и лучших практик педагогических работников профессиональных образовательных организаций Смоленской области "Моя педагогическая копилка", 2019."Организационно-методическое сопровождение региональной Олимпиады"
Организационно-методическое сопровождение региональной Олимпиады по английскому языку для образовательных учреждений среднего профессионального образования...
Тренинг педагогического мастерства "Педагогическая копилка"
Встречи с педагогами проводим ежемесячно, называем их "Педагогическая копилка". Здесь обмениваемся опытом, разбираем, обсуждаем сложные случаи из практики, предлагаем пути решения. Делимся п...