педагогическая копилка
материал (11 класс) по теме

Варламова Евгения Анатольевна

Материал для заседаний Методического объединения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Место человека в живой природе.        Систематическое положение. Урок  биологии 11 классе.

Цель урока: сформировать знания особенностей строения и жизнедеятельности людей, указать на разнообразие форм.

Задачи:   обучающая  - Определить место человека в системе животного ира.

развивающая  – Привлечь знания учащихся по теории эволюции для доказательства происхождения человека от животных.

Воспитывающая – Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза.

Тип урока: комбинированный.

Методы: репродуктивные, частично- поисковые, проблемные.

 

Оборудование: таблица «Ископаемые люди»; компьютерные дискеты, компьютеры, модели «Происхождение человека».

            Ход урока:

  1. Организационный момент. « Свет будет пролит на происхождение человека и его историю» Ч.Дарвин.
  2. Изучение нового материала.
  3. Беседа с составлением схемы на доске и в тетрадях.

Тип Хордовые. Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Подкласс    Плацентарные

Отряд Приматы

Подотряд Человекообразные обезьяны

Семейство Гоминиды

Род Человек

Вид Человек разумный

  1. Работа с текстом учебника. Заполнение таблицы « Доказательства животного происхождения человека».

Сравнительно-анатомические

Эмбриологические

Вопрос: Какие научные данные доказывают происхождение человека от животных?

5.Работа с текстом учебника. Заполнение таблицы « Отличие человека от человекообразных обезьян».

Отличия человека от человекообразных обезьян

Сравниваемые признаки

И органы

Человек

Человекообразные обезьяны

Образ жизни

Положение тела при ходьбе

Строение мозга и его функции

Особенности строения скелета:

- череп

-надбровные дуги

-верхняя челюсть

-грудная клетка

-позвоночник

-таз

-кисть руки

-нижние конечности

-стопа

        

Задание. Перечислите отличия человека от животных. Объясните причины таких различий.

        

Повторение по вопросам.

  1. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу

Позвоночных животных.

  1. Укажите признаки определяющие положение человека в классе Млекопитающих.
  2. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
  3. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.
  4. С позиции биогенетического закона докажите животное происхождение человека.
  5.  В каком направлении действовал естественный отбор в процессе эволюции человека?

Подведение итогов урока. Беседа с записью в тетрадь основных положений урока.

  1. Крупным событием в понимании истории человека как вида стала работа Дарвина « Происхождение человека и половой отбор».
  2. Основные черты строения и эмбриональное развитие четко определяет положение вида. Человек разумный в типе Хордовые, подтипе Позвоночных, классе Млекопитающих,отряде Приматов, подотряде Человекообразных обезьян.
  3. Наблюдения за эмбриональным  развитием человека показывают его родство с примитивными хордовыми, рыбами, амфибиями.
  4. Сравнительно-анатомические исследования обнаруживают множество сходных черт человека с другими представителями классов млекопитающих.

         Движущие силы эволюции

Биологические факторы

1 Мутации

2 Популяционные волны

3 Дрейф генов

4 Изоляция

5 Борьба за существование

        6 Естественный отбор

Социальные факторы

 1 Трудовая деятельность

2. Общественный образ жизни

 3. Речь

 4 Мышление

 5 Культура

Домашнее задание.

                

1 уровень: читатьс.466-467, ответить на вопросы  на с. 468.

2 уровень: подготовить сообщение об истории взглядов на происхождение человека.

Проверочная работа.

 Ряд признаков, свойственных австралопитеку, синантропу и неандертальцу:

а) изготовление примитивных орудий труда; б) изготовление более сложных орудий труда, в) умение поддерживать огонь, г) умение добывать огонь;

д) объем мозга 1400 см. кб.; е) объем мозга 650 см. куб.; ж) целенаправленная (загонная) коллективная охота; з) стихийная охота; и) первые признаки речи; к) прямохождение; л) признаки социальных отношений; м) возникновение социальных отношений; н) использование предметов.

        распределите их в нужном порядке в таблице.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Австралопитек

Синантроп

Неандерталец



Предварительный просмотр:

Контроль и оценка знаний

Совместная деятельность учителя и учащихся по освоению программного материала, как и любой другой полноценной деятельности, состоит из ориентировочной (оргмомент, постановка цели и задач, актуализация), исполнительной (сообщение новых знаний, усвоение, применение) и контролирующей частей.

     В контролирующей части устанавливается обратная связь в системе « учитель – ученик», позволяющая регулярно получать информацию, используемую для определения качества усвоения учащимися  учебного материала, своевременного диагностирования и контролирования их знаний и умений. В ходе контроля выявляются и оцениваются знания  и умения учащихся, что дает возможность получать и накоплять сведения, необходимые для успешного управления их обучением и развитием.

      Различают три типа контроля:

     - внешний контроль учителя за деятельностью учащихся;

      - взаимный контроль учащихся;

      - самоконтроль.

  Внешний контроль учащихся приучает обучающихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать ее лучше, а при целенаправленной работе учителя способствует развитию взаимоконтроля и самоконтроля. При взаимоконтроле вырабатывается более ответственное отношение учащихся к оценке деятельности одноклассников, нежели своей. Проведение самоконтроля направлено на создание правильности своих действий, на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок.

При обучении самоконтролю особое внимание следует уделять ознакомлению и овладению учащимися приемами проведения контролирующих действий.

Приемы самоконтроля:

               - испытание получаемых результатов по косвенным пара- сверка с образцом (ответом);

      - Повторное решение задачи;

       - проверка полученных результатов;

       - моделирование;

        - примерная оценка искомых результатов;

В основе этой классификации лежит принцип выделения специфики контролирующих действий. При проведении самоконтроля ключевым звеном является сверка с готовым или составленным образцом.

       Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным. Его результаты выражаются в оценке, отражающей степень соответствия знаний и умений учащихся программным требованиям. Это соответствие может иметь цифровую или другую символическую форму выражения и фиксации оценки, именуемой отметкой.

        Основные подходы к оценке знаний и умений учащихся:

       - по ошибкам;

        - по «производительности»;

        - комбинированный.

       Оценивание знаний и умений учащихся по ошибкам осуществляется в зависимости от количества и характера погрешностей, допущенных ими. Оценки «по производительности» формируются с учетом объема верно выполненной работы, При комбинированном подходе учитываются как ошибки, так и объем выполненной работы.

   В практике обучения применяются устный, письменный, лабораторный методы контроля. Они могут осуществляться путем индивидуальной, групповой и фронтальной проверок.

Устный контроль

- Опрос.

- Устные контрольные работы и т. д.

 Письменный  контроль

 Проведение контролирующих самостоятельных работ, контрольных, письменных работ тестов зачетов и т. д.

Лабораторный контроль

  Позволяет проверить не только умения учащихся применять знания при решении практических задач, но и умения пользоваться таблицами, приборами, инструментами и другими средствами в ходе практических и лабораторных работ.

Учитель на уроке может квалифицированно изложить каждую новую тему, дать необходимые объяснения, использовать технические и наглядные средства, ответить на вопросы учеников. Вот пожалуй и все его объективные возможности. Все остальное, что не  менее важно в процессе обучения, но объективно выполнять не может.

    Он не может:

             Проверить каждого школьника _ здесь же, своевременно, полностью, т. к. в классе 20 – 30 учеников, При продолжительности урока в 40 минут, на каждого ребенка  в среднем приходится всего по полминуты (учитывая время на повторение прошедшего и объяснение новой темы).

              Учитель не может добиться от каждого ученика правильного и полного понимания текущего (изучаемого) и тем более уже пройденного материала с учетом разных уровней обученности. Так называемая коррекция откладывается на «лучшие времена», которые для многих  учащихся так и не наступают.

           Если систематический и полный контроль за каждым учащимся отсутствует, устранение накапливаемых ошибок, непонимания и искажений не происходит, повышенные интересы к изучаемым учебным предметам не удовлетворяются, к самостоятельной работе учащиеся не готовятся, а воспитательные возможности учителей на уроках крайне ограничены, то в результате в массовой школе получается то, что имеется: сплошное недоучивание, низкий уровень воспитанности.

 

Педагогическая поддержка А.В.Мудрика.

А.В. Мудрик уделяет большое внимание процессу социализации, то есть «вхождению индивида в социум, усвоение определенной системы ценностей, процесс обретения собственного социального опыта и активного самопостроения личностью», следовательно, можно говорить о педагогической поддержке социализации. Данная точка зрения тесно переплетается с новой гипотезой о месте педагогической поддержки в образовании, представленной в работах Н.Н. Михайловой и С.М. Юсфина. Они отмечают, что место педагогической поддержки находится вне процессов социализации и индивидуализации. По мнению А.В. Мудрика, социальное воспитание,» будучи составной частью социально- контролируемой социализации (наряду с семейным и религиозным воспитанием), понимается как создание условий для  целенаправленного развития и духовно – ценностной ориентации человека». Эти условия создаются в воспитательных организациях в процессе взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов в трех тесно взаимосвязанных и в то же время автономных сферах:

- образования;

- организации социального опыта;

- индивидуальной помощи (помощь в решении проблем, стимулирование саморазвития, опека). Таким образом, в концепции Мудрика на основе принципа дополнительности воспитание рассматривается: 1) как часть процесса социализации, который включает в себя также стихийную и относительно направляемую социализацию, а также самоизменение человека; 2) как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного и социального воспитания;

3) социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи человеку. А.В.Мудрик рассматривает индивидуальную помощь человеку в воспитании как относительно самостоятельную проблему, требующую своего теоритического исследования, поисков методических решений и распространения их в практике воспитания. Индивидуальная помощь человеку должна оказываться тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач, избегание возрастных опасностей во многом определяют жизнь человека и его развитие. Достаточно условно можно выделить три группы возрастных задач:

- естественно – культурные;

- социально – культурные;

- социально – психологические.

В соответствии с выделенными А.В.Мудриком тремя группами возрастных задач можно до некоторой степени конкретизировать, в решении каких проблем человеку может понадобиться индивидуальная помощь, которую ему могут оказать в воспитательной организации. – Проблемы, возникающие в решении естественно – культурных задач; укрепление здоровья, развитие своих физических задатков; познание своего тела, принятие его и происходящих с ним изменений; осознание относительности норм маскулинности – фемининности и соответственно минимизации переживаний, связанных с собственным «соответствием» этим нормам; усвоение поролевого поведения, владение соответствующими нормами, этикетом и символикой.

- Проблемы, возникающие в решении социально – культурных задач: осознание и развитие своих способностей, умений, установок, ценностей; приобретение знаний, умений, которые необходимы человеку для удовлетворения собственных позитивных потребностей; овладение способами взаимодействия с людьми, развитие или коррекция необходимых установок; понимание проблем семьи и социума, восприимчивостью к ним.

- Проблемы, возникающие в процессе решения социально – психологических задач: самопознание и  самоприятие; определения себя в актуальной жизни, самореализация и самоутверждение, определение своих перспектив; развитие понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим; адаптация к реальным условиям жизни; установление позитивных просоциальных взаимоотношений с окружающими, особенно со значимыми лицами; предотвращение, минимизация, разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов. Индивидуальная помощь детям, подросткам, юношам в воспитательной организации может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий: Во- первых, наличия у педагогов и других работников сферы социального воспитания установки необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определенного уровня психолого– педагогической подготовки. Во – вторых, наличия у воспитуемого готовности принять помощь от воспитателя, установки на добровольный контакт с ним по поводу своих проблем, желания найти у него понимание, получить информацию, совет, порой даже инструктаж. В – третьих, наличия у педагога необходимых для оказания индивидуальной помощи свойств: здорового самовосприятия, то есть удовлетворяющей его позитивной Я – концепции; последовательности в установках по отношению к воспитанникам, справедливости, симпатии, понимания их нужд и проблем, уважительного отношения к ним; стремления и умения культивировать теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с  воспитанниками; умения пробуждать у воспитанников чувство свободы в общении, умения разрядить обстановку во время беседы, чувства юмора. В – четвертых, умения воспитателя вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве «эксперта», «советчика», «опекуна»: использовать свое влияние для того, чтобы прояснить ситуацию, сложившуюся у воспитанника, осмыслить ее; произвести переориентацию его ущербных установок и  точек зрения; помочь определить ему свои позиции и взгляды. В – пятых, использование в воспитательной организации личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуальных подходов. На основании нижеизложенных концепций «педагогической поддержки» и «педагогики индивидуальности» попытаемся определить ситуации педагогической помощи. К таким ситуациям можно отнести: ситуации ожидания; адаптации к новым условиям; доверительного контакта; депрессии; поддержки; выбора цели; растерянности; успеха; обдумывания плана; мобилизации усилий; поддержания (положительного и отрицательного); общения; примирения; удовлетворения интереса; агрессии; требования, взаимного требования; доверия; выполнения поручений, заданий; коллективного разговора; интимной беседы; возникающего конфликта;конкуренции; ссор, драк, насилий; оскорбления; эмоционального взрыва и многое другое. Опираясь на точку зрения О.С.Гребенюка (сферы индивидуальности), появляется возможность проводить мониторинг развития индивидуальности школьников (Гершкович Н.А.), который включает в

- целенаправленный сбор информации о состоянии сфер индивидуальности каждого школьника;

- мониторинг педагогической деятельности, направленный на определение ее влияния и возможностей в развитии целостной индивидуальности школьников, а также выявление затруднений учителей с целью оказания им помощи;

- мониторинг учебной и других видов деятельности школьников – направлен на выявление результатов усвоения учениками знаний и умений, навыков, уровня их обученности и воспитанности. В качестве приемов оказания педагогической поддержки, помощи и сотрудничества могут выступает следующие:

Приемы педагогической поддержки и сотрудничества: поощрение, похвала, одобрение; просьба, стимулирование к деятельности; доверие, авансирование личности; поощрение, неупоминание об ошибках; проявление сопереживания, сочувствия, огорчения; ожидания лучших результатов: вовлечение в интересную деятельность. Приемы скрытой педагогической поддержки: безадресное упоминание об ошибках; мнимое, деланное безразличие, переключение внимания; выполнение какого-либо дела вместо воспитанника; намек, предложение, высказанное без адреса; изменение задания, поручения; обсуждение (анализ) жизненных ситуаций; стимулирование состязательности. Приемы-антиподы педагогической поддержки: проявление обсуждения в форме возмущения; изоляция от части или всего коллектива; негативное выявление виновного; необдуманная характеристика поступка, упрек; жалобы родителей, администрации; приказание выполнения задания; несправедливое наказание.

                Список литературы

1. Газман О.С. педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема.// Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор,1995.-58 с.

2. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности (Курс лекций). Калининградский университет. Калининград, 1995.-94 с.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: издательский центр «Академия», 2000.-200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая копилка

Здесь размещены методические разработки воспитательных мероприятий по разным направлениям...

педагогическая копилка

В данном материале представлены три памятки родителям с советами по воспитанию....

Педагогическая копилка для работы с детьми в летний оздоровительный период.

Данная копилка содержит материал для работы с детьми в летний оздоровительный период....

Региональный конкурс методических разработок и лучших практик педагогических работников СПО Смоленской области «Моя педагогическая копилка»,2018

Создание интегрированного мультимедийного проекта как пример использования информационно-коммуникационных  технологий, стимулирующих активность познавательного процесса...

Тренинг педагогического мастерства "Педагогическая копилка"

Встречи с педагогами проводим ежемесячно, называем их "Педагогическая копилка". Здесь обмениваемся опытом, разбираем, обсуждаем сложные случаи из практики, предлагаем пути решения. Делимся п...