Классный час "Я - гражданин России" для 5-6 классов.
классный час
Россия без каждого из нас обойтись может,
Но никто из нас без нее не может обойтись.
И.С.Тургенев
Цель: воспитание чувства патриотизма у учащихся, чувства
любви к Родине, чувства ответственности за судьбу России, готовности и способности служить интересам Родины, защиты Отечества, воспитание толерантности.
Задачи:
А) Воспитательные: воспитание чувства гордости за свою страну, формирование у ребенка активной гражданской позиции.
Б) Образовательные: повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин», ознакомление с основными правами и обязанностями граждан РФ.
В) Развивающие: формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, потребности в выполнении конституционного долга; развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы; развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений.
Методы: беседа, обсуждение, словесное рисование, творческая интерпретация содержания, «проживание» информации в различных видах деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), рассуждение.
Оборудование:
Конституция РФ, плакат с государственными символами России, торжественная музыка, гимн России, грамоты, призы, ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, доска, раздаточный материал (картон, цветные полоски, задания на карточках), магнитики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_ya_-_grazhdanin_rossii.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час "Я - гражданин России"
Россия без каждого из нас обойтись может,
Но никто из нас без нее не может обойтись.
И.С.Тургенев
Цель: воспитание чувства патриотизма у учащихся, чувства
любви к Родине, чувства ответственности за судьбу России, готовности и способности служить интересам Родины, защиты Отечества, воспитание толерантности.
Задачи:
А) Воспитательные: воспитание чувства гордости за свою страну, формирование у ребенка активной гражданской позиции.
Б) Образовательные: повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин», ознакомление с основными правами и обязанностями граждан РФ.
В) Развивающие: формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, потребности в выполнении конституционного долга; развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы; развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений.
Методы: беседа, обсуждение, словесное рисование, творческая интерпретация содержания, «проживание» информации в различных видах деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), рассуждение.
Оборудование:
Конституция РФ, плакат с государственными символами России, торжественная музыка, гимн России, грамоты, призы, ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, доска, раздаточный материал (картон, цветные полоски, задания на карточках), магнитики.
Ход классного часа
Вступительное слово классного руководителя:(слайд 1)
- Свет добра, величия и силу
Сквозь века, несла народам Русь.
Жизнь моя, любовь моя Россия,
Я твоей судьбой горжусь.
В.1) Издавна существовала Русь на земле, крепла, мужала в годы лихолетий. Как вы думаете, на чем держится порядок в любом государстве?
В.2) Но всегда ли существовали законы?
- Давайте послушаем очень интересную легенду и постараемся ответить на этот вопрос.
«Давным–давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать––воруй, хочешь убивать––убивай, хочешь оскорблять––оскорбляй. Можно все.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Нетрудно догадаться, что тут началось.
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство, в котором будут жить добропорядочные граждане и соблюдать единый для всех закон.
В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны».
––Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливыми стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности?
Примерные ответы детей:
- Жители стали жить по законам
- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает права и интересы других, в обществе утверждается беззаконие, беспорядок.
––Какие еще атрибуты государственности вы знаете? Что есть у каждого государства?
- Гимн
- Герб
- Флаг
-А теперь давайте выясним , что вам известно о нашей Родине, о России.
Ребята, мы с вами живём в огромной и необъятной стране.
Как называется наша страна? (слайд 2)
Как зовут нашего президента? (слайд 3)
12 декабря вся наша страна отмечает праздник. Какой это праздник? (слайд 4)
День Конституции РФ – это официальный праздник и отмечается он 12 декабря. Именно в этот день 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ.
Что такое Конституция? Давайте обратимся к словарю.
Конституция – это основной закон государства. В нём написаны правила, по которым живут все жители России и мы с вами тоже (слайд 5).
В ней 2 раздела, 9 глав, 137 статей.
-Ребята, кто помнит, что представляет собой государственный флаг? (по форме)
-Сколько цветов имеет государственный флаг? Какие?
Практическое задание. На каждом столе (ученики сидят группами) имеется картон и цветные полоски белого, красного, синего цветов.
Наклейте на картон эти полоски так, чтобы получился флаг РФ. Кто выполнит, может подойти к доске и повесить.
Вот так выглядит флаг РФ (слайд 6).
Как вы думаете, что символизирует каждая полоса?
1 полоса – белого цвета – символизирует чистоту, мир, правду, благородство.
2 полоса – синего цвета – символизирует небо, верность, веру.
3 полоса – красного цвета – символизирует смелость, доброту, честность, огонь, кровь.
Следующий символ – это гимн (слайд 7).
Гимн – это торжественная песня в честь государства.
Музыка – Александра Александрова.
Текст – Сергея Михалкова.
Какое существует правило для граждан, когда звучит гимн РФ?
Где мы можем услышать гимн?
А теперь давайте споем с вами гимн нашей стране! (Слайд 8)
Следующий символ – это герб.
Кто расскажет, как выглядит герб? (слайд 9)
Государственный герб РФ представляет собой четырёхугольный с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой.
В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающим серебряным копьём чёрного дракона.
-Где можно увидеть герб?
-Ребята, вы, наверное слышали, как взрослые обращаются друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания.
Что же значит- быть гражданином?
Очень кратко, понятно толкуют слово «гражданин» поэты и писатели. Например:
• «…настоящий гражданин – это отечества достойный сын» Н.А. Некрасов.
• «Истинный человек и сын отечества есть одно и тоже» А.Н. Радищев.
– Давайте подробнее поговорим о том, что значит быть гражданином России?
– Как можно истолковать значение этого слова?
– Рассмотрите схему на доске. Аналогичные схемы есть у вас на столе. Вокруг центрального понятия расположены начала фраз – толкований. Прочитайте. Прочитайте слова справа.
Дополните до фразы, пользуясь словами для справок.
• знать (права)
• выполнять (обязанности)
• любить (свою Родину)
• охранять (территорию)
• беречь (природу)
• гордиться (культурой, языком)
• приумножать (богатства)
Дети работают самостоятельно. Если нужна помощь – «зажигается красный сигнал».
Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.
– Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Общая территория, единый язык, культура, законы).
– Посмотрите на доску. Что общего в каждой группе слов?
1) отец
отчество
Отечество
Отчизна
2) род
родной
родители
родня
Родина
– Почему слова каждой группы мы называем родственными?
Родина берёт начало с отчего дома.
«Отчий дом» – дом твоего отца.
«Отчество» – величание по имени отца.
«Отечество» – земля наших отцов.
– Есть ли слова-понятия, из первого и второго столбика одинаковые по значению?
Какой вывод можно сделать?
- Слова-понятия Родина и Отечество, одинаковые по значению.
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя!
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя!
Школа, где твои друзья.
Это – Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина!
В юридическом смысле «гражданин» –– это человек, который обладает правилами, свободами, несет определенные обязанности в обществе.
Права и обязанности определяются законом–– Конституцией РФ. (Слайд 10)
Права–– право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести. Также свобода граждан страны проявляется в следующем. (Слайд 11)
Граждане все равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, образования, языка, вероисповедания. И имеют следующие обязанности: (Слайд 12)
- соблюдать законы России
- уважать права и свободы других людей
- защищать Отечество
- платить налоги
- сохранять природу
- заботиться о детях
- заботиться о сохранности исторических и культурных памятниках
––Можно ли вас назвать гражданами России?
Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства.
С 1 июля 2002 года Закон РФ «О гражданстве» ст.9 и ст.12
Гражданственность равносильна патриотизму, любви к родине, неравнодушному отношению к судьбе Родины.
––Чем может гордиться человек?
––Чем может гордиться государство?
На протяжении тысячелетий истории нашей страны люди гордились, что принадлежат к России.
-.Давайте представим, что вы стали депутатами. Подумайте, что бы вы сделали полезного для нашей страны и проживающих в ней граждан.
– Как вы думаете, какими качествами должен обладать депутат Государственной Думы? (Ответы детей)
– Какие законы вы приняли, чтобы граждане России жили лучше? (Образование, здравоохранение, культура, семья)
Учитель: Сейчас ваша задача – хорошо учиться, получать знания, развивать способности, потому, что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией.
Итог:
– Какие слова в нашей беседе были главными?
– О чём вы расскажите своим родителям, вспоминая сегодняшний классный час на тему «Я – гражданин России».
Учитель: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
Список источников:
1. http://www.profistart.ru/ps/blog/7148.html
2. Государственная символика: Поурочн. Разработки 1-11 кл./ Б. Н. Серов. - М.: ВАКО, 2010.
3. Классные часы: 5 класс/А. В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2010
4. Настольная книга классного руководителя, Астрель,-2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для учащихся 10-11 классов «Человек. Личность. Гражданин»
Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете земля. И вначале 21 века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так же ...
Проект«Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию « Я - гражданин России» в 5 классе»
Данный проект разработан для учащихся 5 класса. Станет большим подспорьем для классных руководителей в 5-6 классах общеобразовательныо школы....
Тематический классный час Гражданин России
Очень важная тема для обсуждения с детьми, так как воспитание гражданственности и патриотизма являлось особенностью российской системы Образования на протяжении достаточно долгого периода времени. Цел...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА ТЕМУ: «ГРАЖДАНИН РОССИИ» В 5 КЛАССЕ.
Тип урока: комбинированный Формы работы: групповая, индивидуальная, работа с карточками и иллюстрациями, выполнение заданий в рабочей тетради, тестирование Применяемые технологии: груп...
Классный час "Гражданин Вселенной"
Разработка классного часа ко Дню Космонавтики...
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 5-9 классы
Актуальность данной программы объясняется формированием социальной самоидентификации и личностных качеств, необходимых для конструктивного и достойного поведения человека в коллективе, обществе; профе...