Роль классного руководителя в воспитании школьников.
статья
В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех кого он воспитывает . Ему необходимо быть интересной личностью и глубоко владеть знаниями , владеть информацией из различных источников и быть просто культурным человеком .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_klassnogo_rukovoditelya_v_vospitanii_shkolnikov.docx | 67.87 КБ |
Предварительный просмотр:
« РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА».
Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся , решаются проблемы досуга детей , первичного сплочения коллективов , формируется эмоциональная атмосфера . Поэтому роль классного руководителя очень важна . В рамках своей деятельности классный руководитель осуществляет комплексный подход к воспитательной работе с учащимися . К важнейшим функциям классного руководителя относятся :
- становление классного коллектива
- формирование гармонично – развитой личности
Классный коллектив – это большая воспитательная сила , т.к. он способен удовлетворять духовные потребности подростков в общении , самоутверждении , самовыражении. Коллектив дает возможность каждому школьнику приобрести опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные способности.
Успех в работе классного руководителя во многом зависит от его плановости и систематичности. Деятельность классного руководителя представляет собой часть общего процесса воспитания . Поэтому важно согласовывать ее со всеми другими звеньями школьной работы. Организационно – педагогическая работа классного руководителя включает в себя постоянное изучение учащихся , мероприятия по организации и формированию классного коллектива .
Работа классного руководителя не ограничивается рамками школы. Он поддерживает тесную связь с семьей . Классный руководитель доходит до каждого ученика, информирует родителей об учебной работе , привлекает их к проведению различных мероприятий в классе. Все это способствует становлению классного коллектива. Управляя ученическим коллективом класса классный руководитель представляет интересы учащихся своего класса. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний , фактов , теорий , а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Учение в котором , заинтересован ученик , где есть не просто накопление фактов , а изменение ученика, его поведения , его « Я –концепции». Можно выделить следующие закономерности воспитания :
- воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей .
- любая воспитательная задача решается через активные действия ; физическое развитие – через физические упражнения
- нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное – через мыслительную активность , решения интеллектуальных задач
- содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка.
Опережая актуальные потребности , классный руководитель рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка . то процесс воспитания затрудняется и нарушается соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий классного руководителя в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности классного руководителя превышает активность ребенка , затем активность ребенка возрастает , и на заключительном этапе ребенок делает все сам под контролем классного руководителя.
Работая над становлением классного коллектива классный руководитель осуществляет повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся , проводит индивидуальные и групповые диагностические беседы, посещает учащихся на дому . Все это помогает делать обобщающие выводы по вопросам отношения учащихся к учебной деятельности , выявлять черты характера , культуру поведения, отношения с одноклассниками и т.д.
Непосредственное общение с детьми , духовно – ценностное влияние на них требует от классного руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и состоянием детей , формированию их идеалов , взглядов , убеждений , личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда когда педагоги стремятся перевести внешние социально ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения.
Воспитательный эффект велик , когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития , перерастает в самовоспитание , а ребенок из объекта воспитания превращается в его субъект.
Механизмом такого превращения является осмысление детьми процесса собственной жизнедеятельности , осознание ее целей , требований , перспектив. Классный руководитель , анализирующий вместе с учащимися общественную жизнь , процесс их становления , как личностей , формирования их мировоззрения , творческих способностей , предстает перед ними в качестве мыслителя , помогающего активно участвовать в становлении собственной личности.
Личность – это человек в его социальных связях и взаимных отношений, формирование личности протекает , как движение , вызываемое причинами проходящее свои этапы . Это движение длительное. В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться правила : « Недостаток ребенка – это такое достоинство , которому мы не нашли применения» А , значит , нет у детей недостатков , с которыми нужно бороться , тратя нервы детей и свои собственные . Большую роль для ребенка играет психологическая поддержка ребенка важно услышать от педагога высказывания типа: « Я тобой горжусь» , « я рада , что ты попытался это сделать» и т.п. Поэтому сегодня для меня , как классного руководителя , одним из приоритетных направлений в работе является задача создания единой системы воспитания гармонично – развитой личности ребенка.
Формируя классный коллектив использую следующие направления в воспитательной работе:
- художественно - эстетическое
- патриотическое
- здоровье сберегающее
- спортивное
Для достижения этих целей определяю воспитательные задачи:
- воспитывать у учащихся потребность в формировании здорового образа жизни
- воспитывать чувство долга , чувство собственного достоинства
- поддерживать творческие стремления детей
- создать условия для самовыражения и самореализации учащихся
- создать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем
- обеспечить участие родителей в коллективной и творческой деятельности
В работе с классным коллективом использую следующие методы , приемы, формы работы: лекция , объяснение , беседа , диспут , пример . поощрение.
Очень важной считаю индивидуальную работу с учащимися :
-психологическая диагностика
-индивидуальные беседы
-вовлечение учащихся в кружки и факультативы
-дневник педагогических наблюдений
Важное место отвожу регулярным контактам с учителями предметниками , ежедневно отслеживаю оценки учеников , провожу индивидуальные беседы с учащимися . их родителями .
Особое место в деятельности классного руководителя занимают классные часы. Классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников , в ходе которого поднимаются важные моральные , нравственные и этические проблемы . Классные часы можно подразделять на группы : « часы знаний» , « часы труда» , « час коллектива» , « час творчества» и т.д. Классный час – это своеобразная форма собрания коллектива класса. На нем ставятся и осмысливаются актуальные проблемы жизни классного коллектива. В течении часа проводится свободная дискуссия , формируются основные выводы и решения , выдвигаются темы и вопросы следующих классных часов.
Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся . Он организует и направляет воспитательный процесс в классе , объединяет воспитательные усилия учителя , родителей , общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются воспитательные и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей , о коллективизме , трудолюбии , о повышении качества знаний , укрепления дисциплины и порядка в классе.
Основное в деятельности классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно , в центре внимания стоят вопросы учебной работы , повышения уровня знаний . Но к их решению он подходит прежде всего как воспитатель.
В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех кого он воспитывает . Ему необходимо быть интересной личностью , глубоко владеть знаниями , увлекаться театром , живописью , литературой , разбираться в моде , владеть информацией из сети интернет и быть просто культурным человеком .
Школьные годы оставляют глубокий след в сознании человека . Они вспоминаются не только интересными уроками . Но в памяти всплывают увлекательные школьные экскурсии , школьные вечера , яркие доклады. Не забываются и задушевные беседы классного руководителя , его дружеская поддержка в трудную минуту . Многие ученики и после школы не порывают связь со своими любимыми классными руководителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в психологической подготовке школьников к ЕГЭ.
История массового проведения ЕГЭ уже показала, что тестирование – целенаправленное, одинаковое дело для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяет...
Роль классного руководителя в воспитании социального поведения школьников
доклад на педагогическом совете: "Роль классного руководителя в воспитании социального поведения школьников"...
Презентация "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника"
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают св...
"Роль классного руководителя в формировании ключевых компетенций школьников"
Выступление на семинаре классных руководителей в рамках проведения методической недели...
Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).
Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...
Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей.Тема: «Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников»
Выступление на МО классных руководителей, ноябрь 2015г....