Классный час по теме "Самоконтроль"
классный час (7 класс)

Манзарханова Оксана Даниловна

Полезные классные часы для классных руководителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час: «Воспитание самоконтроля и самостоятельности»

 

Цель: научить учащихся приемам грамотной и осознанной подготовки домашних заданий.

Оборудование: магнитофон и записи веселых школьных песен, политическая карта мира, плакат «Всему свое время!», рекомендации.

 

Ход занятия

(Звучит песня «Школьные годы»)

Классный руководитель: В нашей стране учатся все. Все обязаны учиться, все имеют право учиться. Даже в таких богатых странах, как Франция, Англия, Германия (показать на карте) только четвертая часть детей получает образование, предоставляющее право поступать в высшие учебные заведения. Чтобы хорошо учиться, надо отлично выполнять домашние задания. А не так, как две чудесные подружки, о которых вы сейчас услышите.

Ученик: Однажды две подружки решили встретиться после уроков и позаниматься математикой. Обеим грозили «тройки» в четверти, и обе не хотели их получить. Сначала, как водится, они стали разговаривать. В этом ничего дурного нет: поболтать с подружкой интересно. Потом девочки спохватились: прошел час! И тогда одна из подружек сказала: - Ну, ладно, еще немножко поболтаем, а потом уж будем заниматься. И проболтали до вечера.

Вот кто съел день, вот кто укорачивает время человека: враг по имени «еще немножко».

Кто победит это «еще немножко», тот станет властелином своего времени.

Классный руководитель: Надеюсь, вы победили врага «еще немножко». Этот пример убеждает нас в народной мудрости, в том, что если ученик не хочет учиться, то и сто учителей не научат его. Прежде всего, надо в себе воспитывать волю. Ежедневно проснувшись, говорите себе твердо: буду хорошо учиться! Буду домашнее задание выполнять на «отлично»! Приучите себя к самоотчету каждый вечер. Мы уже с вами научились составлять план, чтобы все успеть за день. Продолжим учиться планировать свое время. Для этого ответьте на вопросы моей помощницы.

Помощница:  Отвечать могут все желающие. Вот мои вопросы:

1. С какими трудностями вы сталкиваетесь при подготовке домашних заданий.

2. Планируете ли вы выполнение домашних заданий?

3. Как ты составляешь план своего рабочего дня и как его выполняешь?

4. Всегда ли при подготовке уроков ты делаешь все сам или прибегаешь к помощи взрослых, друзей?

5.  Проверяешь ли ты правильность выполнения домашних заданий и качество усвоения изучаемого материала?

Классный руководитель: Мы прослушали ваши ответы; главная трудность при подготовке уроков - это начало работы. Время по режиму -16 часов. Первое правило - приступаем к урокам немедленно!

Помощница: Записываем все в свою тетрадочку:

1.      Приступаем к подготовке домашних заданий немедленно!

Классный руководитель: Всегда надо помнить о порядке приготовления домашних заданий.

Вначале готовим те предметы, которые для вас труднее, точные науки (математика и т.д.), а потом -те, которые легче: (русский язык, литература и т.д.)

Помощница: 2 правило: начинаем с трудных для нас предметов.

Классный руководитель: Очень важен наш психологический настрой. Нужно создать вокруг себя наилучшие условия для концентрации внимания. Для этого уберите все, что может отвлечь вас от подготовки уроков (книги, игрушки, музыку, выключите телевизор, не ведите посторонних разговоров и т.п.). Нужно учить себя усилием воли отключаться от помех и сосредотачиваться в нужном направлении. Сразу это не получится, но надо тренироваться настойчиво и упорно. И вы научитесь всегда, когда вам нужно, быть внимательными!

Помощница:  Записываем третье правило:

3. Учу уроки внимательно, ничего более не слышу, не вижу!

Классный руководитель:   По тем предметам, где дается параллельно устное и письменное задание, необходимо начинать с устного - не просто чтения параграфа, а углубленного изучения правила, закона, понятия. Вслед за изучением надо его выучить и только потом переходить к письменному заданию. Но если после этого не удается выполнить упражнение, решить задачу, вам необходимо обратиться за помощью.

Помощница:  Четвертое правило — все должно быть понято и выполнено!

Классный руководитель:  Полезно знать ребятам правила рационального запоминания учебного материала.

Помощница:  Пятое правило - рациональное запоминание:

1. Внимательно прочти материал урока по учебнику.

2. Попытайся пересказать прочитанное самостоятельно.

3.  Читай материал второй раз, обращая внимание на те места, которые ты не смог вспомнить при первом воспроизведении.

4.  Составь план прочитанного параграфа и вторично его перескажи, придерживаясь плана.

Классный руководитель:  Теперь вы имеете полное представление о том, как надо готовить уроки дома, а далее все зависит от вашей воли. Учитесь беречь время! Тратьте время по назначению, и тогда все успеете, будете веселы, учиться будете отлично.


Чтец: Мы знаем: время растяжимо.       

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

 

 

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

(С. Маршак)

Классный руководитель:   Закончив  в 18 часов подготовку уроков на завтра, соберите все, что необходимо, в портфель. Со стола, где только что готовили уроки, нужно все убрать по местам. На столе  всегда  должен  быть порядок  и чистота. Можно включить музыку, чтобы чувство радости было в вашей душе от того, что вы честно выполнили свой ученический долг. Помните пословицу: «Работоспособность - залог долголетия!»

Помощница: Закончить наш сегодняшний практикум я хочу четверостишием С.Я. Маршака:

Кто про дело забывает,

Мяч гоняя во дворе,

У того всегда бывает

Мало дней в календаре.

 

 

 


 




Предварительный просмотр:

Классный час в 8 классе по теме Дружба

Конспект классного для 8 класса

Классный час в 8 классе на тему «Настоящий друг»

Классный час, посвященный обсуждению вопросов, связанных с истинной и мнимой дружбой.

Тема представляется автору весьма актуальной в 8 классе. Стремление к дружбе, потребность иметь настоящего друга, которому можно доверять, очень характерны для подростков. Это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир подростка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к проблемам внутренней жизни человека. Сценарий классного часа позволяет организовать общение детей на актуальную тему, дать информацию для размышления, для критической оценки своих нравственных качеств.

Цели: углубить представление подростков о дружбе; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать подростков к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.

Подготовительная работа с детьми: предложить детям подготовить краткие высказывания на тему «Расскажи о своем друге».

Оборудование: косынка или шарф для игры «Знаешь ли ты своего друга?» (нужно будет завязать глаза участнику).

Оформление: на перемене перед классным часом написать на доске изречения и слова

- Нет друга - ищи, а найдешь - береги.

- Товарищ, знакомый, друг, приятель...

- Друга иметь - себя не жалеть.

- Друг познается в беде.

- Друга на деньги не купишь.

- Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»

III. Незаконченные предложения по теме «Друг - это тот...»

IV. Интервью «Расскажи о своем друге».

V. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг».

VI. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.

VII. Игра «Знаю ли я своего друга?»

VIII. Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба - это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга - великое благо.

II. Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»

Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа: «Настоящий друг». И начать наш разговор мне бы хотелось с такого рассказа. (Читает рассказ.)

«...У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три мушкетера». Они подружились еще в первом классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девчонку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать, с кем дружить: с Олегом или Денисом?

С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылазил из игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногда они вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантации, а они, как белые люди, трясут «однорукого бандита» да еще и выигрывают деньги!

Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном, и Мишка старался подражать ему во всем.

Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах да о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное - постоянно критиковал Мишку: за прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей.

Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать: или Олег, или Денис».

Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка? Кто из них истинный друг, а кто мнимый?

Примерные ответы детей:

- Конечно, нужно прекратить дружбу с Олегом, ничего хорошего из этого не выйдет.

- У Олега родители богатые, пристроят его в жизни, а Мишке всего нужно добиваться своим умом.

- Олег плохой друг, он думает только о себе, а Денис критикует Мишку, значит, хочет ему добра.

- Нужно брать пример с Дениса, у него есть цель, он самостоятельный человек.

- Мишка легко поддается влиянию, поэтому он должен выбрать Дениса, который может оказать на него хорошее влияние.

- Нужно сохранить дружбу с Олегом, помочь ему избавиться от своей пагубной привычки.

- Если Мишка будет дружить с Олегом, он сам станет игроманом.

III. Незаконченные предложения по теме «Друг - это тот...»

Классный руководитель. Что ж, мы выслушали различные мнения. Но у меня возник другой вопрос: «А можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями? Каковы признаки настоящей дружбы?»

Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг-это тот...»

Примерные ответы детей:

- С кем можно поплакать и помолчать.

- Кто может выслушать тебя в трудную минуту.

- Кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.

- Кто понимает тебя даже тогда, когда никто не понимает.

- Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.

- Кто всегда говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.

- Кто может простить даже то, что никогда не простит другой.

- Кто не ждет от тебя никакой выгоды.

- Кто может пожертвовать ради тебя самым дорогим: временем, интересами и даже жизнью.

Классный руководитель. Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга?

(Дети поднимают руки.)

IV.  Интервью «Расскажи о своем друге»

Классный руководитель. Может быть, кто-то уже нашел такого друга? Представьте, что к нам в класс пришел репортер и попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своем друге. Что вас связывает? Что в нем вас привлекает?

Примерные ответы детей:

- Дружу с (имя, фамилия). С ним интересно, он много читает.

- Дружу с (имя, фамилия). Нас связывают общие интересы, увлечения.

- Дружу с (имя, фамилия). Мы дружим еще с детского сада, дружат наши родители.

- Дружу с (имя, фамилия). Живем в одном дворе, связывает спорт.

- Дружу с (имя, фамилия). Болеем за одну команду и музыку любим одинаковую.

- Дружу с (имя, фамилия). Вместе делаем уроки, потом смотрим журналы, обсуждаем наряды звезд.

V. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»

Классный руководитель. Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг.)

А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читает начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят).

О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать... (знакомый).

О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете... (приятель).

Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете... (товарищ).

О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете... (друг).

VI. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу

Классный руководитель. Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске написаны 4 пословицы (читает)- Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословиц которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация №1

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь - себя не жалеть».)

Ситуация №2

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)

Ситуация №3

Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)

Классный руководитель. Ну а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает» - в каких случаях можно вспомнить эту пословицу?

(Дети приводят 2-3 примера гипотетических ситуаций.)

Vll. Игра «Знаю ли я своего друга?»

Классный руководитель. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

(Две-три пары поднимают руки.)

Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.

(Друзья выходят к доске. Класс им аплодирует.)

Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.)

Участники готовы, начинаем игру.

(Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.)

1. Какой урок у него любимый?

2. На чем он любит кататься?

3. Какое время года у него любимое?

4. Какой вид спорта любит?

5. Кем хочет стать, когда вырастет?

6. Какое животное он хотел бы иметь дома?

7. Какие книги любит читать?

Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).

(Игра повторяется.)

Как и следовало ожидать, {имя) тоже в курсе дел своего друга. А это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.

(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересам живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга».)

(Участники садятся на свои места. Если время позволяет, можно повторить игру с другими парами участников.)

VIII. Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»

Классный руководитель. «Дружба - бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку - все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?

Примерные ответы детей:

- Полезно было узнать, что есть мнимые друзья. Понял, что и у меня есть такие друзья.

- Полезно было узнать признаки настоящей дружбы, это поможет более строго выбирать друзей.

- Понял, что у меня в основном приятели, а настоящего друга пока нет.

- Запомнилась игра «Знаешь ли ты своего друга?». Подумал, что я тоже, наверное, не смог бы правильно ответить на эти вопросы.

- Полезно было узнать, каким должен быть настоящий друг, чтобы критически посмотреть на себя и подумать, достоин ли ты настоящей дружбы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...