«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
учебно-методический материал
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_klassnyy_chas.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль классного руководителя
в системе воспитания школьников
в условиях реализации
ФГОС второго поколения»
Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего - это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.
Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет все: правильно учить, интересно рассказывать, помогать кому-то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.
Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью
Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, игры, экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность.
Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого обучающегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.
Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.
Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к работе с родителями. Классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации в микро- и макросоциуме. Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с учителями-предметниками. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Одним из самых сложных компонентов деятельности классного руководителя является обеспечение обратной связи. Это и в методическом, и психологическом смысле довольно сложная процедура.
Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России значительно, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – само актуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.
Основные идеи
В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.
В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.
Актуальной становится социальная деятельность классного руководителя, направленная на формирование гражданской идентичности с целью консолидации общества, снижение рисков социально-психологической напряженности в детском коллективе, достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями.
Основные результаты воспитания определяются постановкой и решением ключевых задач личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития детей по направлениям деятельности классного руководителя.
Классный руководитель играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится. Что для этого необходимо, я думаю, сегодня мы все вместе определили. И если мы будем руководствоваться этими принципами, то многие наши проблемы будут решены.
Сегодняшнее выступление хочу закончить так:
Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.
Открытый классный час
"Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть"
Цели классного часа:
расширить знания обучающихся о добре и зле, нацелить обучающихся задуматься о понятии добра, милосердия, человечности, развивать умение анализировать, делать выводы, сформировать коммуникативные умения школьников, воспитать у обучающихся положительные качества характера, желание преодолевать в себе плохие отрицательные качества.
Оборудование: презентация, подсолнушки, рисунки.
Ход классного часа
- Уважаемые гости, ребята! Наш классный час мы посвятим самым важным качествам человека. Начнём мы его с известной всем песенки «Если добрый ты». А вы подумайте, о каком главном качестве человека сегодня пойдёт речь.
Песня «Если добрый ты».
- Какому же качеству человека посвящён классный час? (Доброте).
- Тема нашего классного часа «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть».
- Вы нарисовали рисунки на темы: «Что мне доставляет радость» и «Чем я могу порадовать других». Поднимите руки те, кому нравится получать подарки и доставлять радость себе. А теперь поднимите руки те, кому нравится дарить подарки и доставлять радость другим. А ведь это одинаково приятно и доставлять радость другим и радовать себя.
- Мы будем доставлять радость друг другу, общаясь по теме.
- Доброта! Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
- Ребята, как вы думаете, где живёт доброта?
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
- Доброта в первую очередь должна жить в наших сердцах.
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
- Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы создадим этот сад.
- Ребята, а как думаете вы, что такое доброта?
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение людям, стремление делать добро другим».
- Вот и посадили мы с вами первое дерево нашего сада доброты. Продолжим создавать этот сад.
- Вы сейчас дружно поработаете в группах. А задание такое. Запишите на листочек как можно больше родственных слов к слову доброта. Во всех словах корень –добр-.
От каждой команды 1 человек зачитывает эти слова.
- Я тоже приготовила для вас слова, в которых спряталось добро. И снова задание для группы. Объясните значения данных слов. (По 2 слова на группу).
Дети объясняют по 1 слову. Параллельно идёт проверка по слайду.
Добро – всё положительное, полезное, хорошее.
Добряк – добрый человек.
Доброжелатель – человек, желающий всем добра.
Добросердечность – ласковое, доброе сердце.
Добродушный – добрый и мягкий по характеру человек.
Добросовестный – честно выполняющий обязанности.
- А для чего нужна доброта?
- Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в 4 веке до нашей эры древнегреческий философ Платон утверждал: « Стараясь о счастье других, мы находим, своё собственное счастье». Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
- Следующее дерево нашего сада знакомит нас с высказываниями великих людей о доброте.
- «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». Лев Толстой.
- «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».
Жан Жак Руссо. Французский писатель.
- «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других». Лев Толстой.
- Почему выдающиеся люди так много внимания уделяли именно этому качеству человека?
- Доброта очень ценилась на Руси.
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
- В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Существует множество пословиц и поговорок о добре. Прочитаем их и объясним их смысл.
Добрый человек добру и учит.
Добро помни, а зло забывай.
- А теперь вы в группе обсудите несколько пословиц.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
Добрая слава лежит, а худая бежит. - За добро добром плати.
Худо тому, кто добра не делает никому. - Жизнь дана на добрые дела.
Сделаешь худо, не жди добра.
- Доброта и вежливость рядом идут. Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
- Попробуем определить, знаете ли вы правила вежливости. Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. Если вежливыми, то поднимаете весёлое личико, если нет – грустное.
- Поздороваться при встрече …
- Толкнуть, не извиниться …
- Помочь поднять упавшую вещь …
- Не уступить место пожилому …
- Уходя, попрощаться …
- Перебивать говорящего …
- Кричать в помещении …
- Поблагодарить за помощь …
- Отнять игрушку у малыша …
- Пропускать старшего в дверях …
- Для посадки следующего дерева, мы должны прочитать правила вежливости и будем стараться их всегда выполнять.
- Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
- Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
- Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
- Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
- Ребята, а сейчас проверим вашу смекалку. Некоторые дети приготовили вредные советы из книги Григория Остера «Вредные советы». Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.
Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.
- Можно ли бить друзей? А как нужно защищать своих друзей?
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лёжа в луже, -
Ты ничуть не огорчён.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
- Как нужно поступить в данной ситуации?
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
- А как нужно вести себя с девочками?
- А теперь обсудим ситуации, которые встречаются в нашей жизни на каждом шагу. Каковы должны быть поступки с позиции вежливого человека.
Ситуация 1.
По улице шёл человек. У него в руках было 4 предмета: 1 портфель, 2 книги и 1 пакет. Одна из книг упала.
- У вас упала книжка!
- Разве?
- Конечно. У Вас же было 2 книги, плюс 1 портфель, плюс 1 пакет – итого 4 вещи, а теперь осталось 3.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение. Однако есть правила, которые ты ещё не знаешь.
- Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить?
Ситуация 2.
Жили две неразлучные подружки. Они были очень похожи, обе учились на пятёрки. Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме.
- Я получила по математике «пять», а Вера только «три». Мы стали уже неодинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно.
- Да, ты стала хуже…
- Я? Но ведь «три» получила не я!
- «Три» получила Вера, но она ведь получила её потому, что болела. А ты обрадовалась – это значительно хуже.
- За что мама осудила Соню?
Ситуация 3.
- Кто кого обидел первым?
- Он меня…
- Нет, он меня.
- Кто кого ударил первым?
- Он меня…
- Нет, он меня.
- Вы же раньше так дружили.
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
- Что неправильно сделали дети? Как надо решать спорные вопросы?
- Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу, а нужно оберегать друг друга, заботиться, не обижать словом и поступком.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.
- Учёные считают, что осознание сделанного добра – это уже награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать благодарности.
- Следующее дерево сада «Копилка добрых дел». Вспомните, какие добрые дела вы совершили в последнее время? А какое из всех дел, по-вашему мнению, доставило больше всего радости окружающим? …., ты запиши его и красиво оформи, а завтра мы опустим его в нашу копилку. Вы продолжайте совершать добрые дела, но есть одно обязательное условие – они должны быть сделаны во благо другого человека, доставить ему радость.
- Одна из пословиц гласит: «Доброе слово лечит, а злое калечит». Следующее дерево «Добрые слова». Сейчас мы с вами сделаем так, что плохих слов вообще не останется.
Слайд «Злое и доброе солнце».
- Понять и исполнить желание другого – одно удовольствие. Помните, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей. Может быть, поэтому ещё в старой азбуке буквы назывались словами.
Слайд со славянской азбукой.
- Прочитайте, как назывались буквы.
Слайд с призывом.
- Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро». Пусть эти слова будут девизом на всю вашу жизнь.
Слайд «Сад добра».
- Вот наш сад и наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его добрыми словами и добрыми делами, наполняйте солнечным светом.
- Закончить наш классный час хочется замечательной песенкой «Дорога добра».
Песня «Дорога добра».
- Всему живому на земле нужно тепло. Его нам даёт солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце. Давайте поделимся частичкой нашей доброты с гостями и подарим им подсолнушки. Такое название ему дано неслучайно. Огромные соцветия подсолнуха, окаймлённые яркими лучистыми лепестками, напоминают солнце. Кроме того, это растение обладает уникальной способностью поворачивать голову вслед за солнцем.
Дети дарят гостям подсолнушки.
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".
Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС....
Доклад на педсовете на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения...
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения
Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. А самый главный принцип классного руководства — доверие и взаимопонимание. Поэтому хочу сказать, что в работе каждого учите...
Презентация "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС 2 поколения."
В презентации рассказывается о целях, задачах воспитания, роли классного руководителя, описывается технология и структура составления плана деятельности классного руководиеля....
Доклад: "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения"
МО классных руководителей...
«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
laquo;Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и...