Я и моя будущая профессия
классный час (9 класс)
Учитель: Гаврильева Н.Е.
Класс: 9
Классный час
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gavrileva_nyurguyana_egorovna.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по профориентации
«Я и моя будущая профессия»
Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.
Вольтер
Класс: 9б
Цель - сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности.
Задачи:
- Вывести основные правила выбора профессии;
- стимулировать размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения;
- помочь в отношении профессионального самоопределения;
- расширить знания подростков о мире профессий.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, опросник “Ориентация” Е.А.Климова, бланки для заполнения, ватман, фломастеры, раздаточный материал.
Ход занятия
Вступление: Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что ещё одну третью часть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым делом – счастье, которое вполне достижимо, нужно только правильно выбрать профессию.
ВЫБОР ПРОФЕССИИ - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Как вы поняли, сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.
I этап: Способы выбора профессии:
Какие способы выбора профессии вам известны?
1способ - метод проб и ошибок, когда человек идёт вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёт ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда.
Какие минусы этого способа выбора? На это может уйти половина человеческой жизни.
2 способ – выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов.
В каком случае возможен этот способ выбора? Да, он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая передаётся из поколения в поколение.
В чём минусы этого способа? Не учитываются индивидуальные особенности человека.
А есть ли ещё способ выбора профессии? Попробуйте сами вывести формулу успешного выбора профессии (чем нужно руководствоваться при выборе профессии?).
3 способ – изучение себя, своих интересов, склонностей – своих желаний. Изучение свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания, учесть состояние здоровья – своих возможностей. А ещё необходимо ориентироваться на потребности рынка труда и уметь выделять «+» и «–» выбранной профессии, чтобы быть готовым к возможным трудностям.
Как можно назвать одним словом составляющие МОГУ и ХОЧУ? Совершенно верно, ПРИЗВАНИЕ. И сейчас мы попробуем определить, в чем призвание каждого из вас.
II этап: Проведение опросника «Ориентация», который определяет профессиональную направленность личности к определенной сфере деятельности.
Опросник “Ориентация”
Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашей способности к этому виду деятельности (0 - вовсе нет, 1 - пожалуй так, 2 - верно, 3 - совершенно верно)
Я ХОЧУ
(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
1 | Обслуживать людей | 0 1 2 3 |
Заниматься лечением | 0 1 2 3 | |
Обучать, | 0 1 2 3 | |
Защищать права и | 0 1 2 3 | |
Управлять | 0 1 2 3 | |
2 | Управлять машинами | 0 1 2 3 |
Ремонтировать оборудование | 0 1 2 3 | |
Собирать и налаживать технику | 0 1 2 3 | |
Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи | 0 1 2 3 | |
Заниматься строительством | 0 1 2 3 | |
3 | Обрабатывать тексты и таблицы | 0 1 2 3 |
Производить расчеты и вычисления | 0 1 2 3 | |
Перерабатывать информацию | 0 1 2 3 | |
Работать с чертежами, картами и схемами | 0 1 2 3 | |
Принимать и передавать сигналы и сообщения | 0 1 2 3 | |
4 | Заниматься художественным оформлением | 0 1 2 3 |
Рисовать, фотографировать | 0 1 2 3 | |
Создавать произведения искусства | 0 1 2 3 | |
Выступать на сцене | 0 1 2 3 | |
Шить, вышивать, вязать | 0 1 2 3 | |
5 | Ухаживать за животными | 0 1 2 3 |
Заготавливать продукты | 0 1 2 3 | |
Работать на открытом воздухе | 0 1 2 3 | |
Выращивать овощи и фрукты | 0 1 2 3 | |
Иметь дело с природой | 0 1 2 3 | |
А | Работать руками | 0 1 2 3 |
Выполнять решения | 0 1 2 3 | |
Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать | 0 1 2 3 | |
Получать конкретный практический результат | 0 1 2 3 | |
Воплощать идеи в жизнь | 0 1 2 3 | |
Б | Работать головой | 0 1 2 3 |
Принимать решения | 0 1 2 3 | |
Создавать новые образцы | 0 1 2 3 | |
Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать | 0 1 2 3 | |
Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать | 0 1 2 3 |
Я МОГУ
(способен, умею, обладаю навыками):
1 | Знакомиться с новыми людьми | 0 1 2 3 |
Быть чутким и доброжелательным | 0 1 2 3 | |
Выслушивать людей | 0 1 2 3 | |
Разбираться в людях | 0 1 2 3 | |
Хорошо говорить и выступать публично | 0 1 2 3 | |
2 | Искать и устранять неисправности | 0 1 2 3 |
Использовать приборы, машины, механизмы | 0 1 2 3 | |
Разбираться в технических устройствах | 0 1 2 3 | |
Ловко обращаться с инструментами | 0 1 2 3 | |
Хорошо ориентироваться в пространстве | 0 1 2 3 | |
3 | Быть сосредоточенным и усидчивым | 0 1 2 3 |
Хорошо считать в уме | 0 1 2 3 | |
Кодировать информацию | 0 1 2 3 | |
Оперировать знаками и символами | 0 1 2 3 | |
Искать и исправлять ошибки | 0 1 2 3 | |
4 | Создавать красивые со вкусом сделанные вещи | 0 1 2 3 |
Разбираться в литературе и искусстве | 0 1 2 3 | |
Петь, играть на музыкальных инструментах | 0 1 2 3 | |
Сочинять стихи, писать рассказы | 0 1 2 3 | |
Рисовать | 0 1 2 3 | |
5 | Разбираться в животных или растениях | 0 1 2 3 |
Разводить растения или животных | 0 1 2 3 | |
Бороться с болезнями, вредителями | 0 1 2 3 | |
Ориентироваться в природных явлениях | 0 1 2 3 | |
Работать на земле | 0 1 2 3 | |
А | Быстро выполнять указания | 0 1 2 3 |
Точно следовать инструкциям | 0 1 2 3 | |
Работать по заданному алгоритму | 0 1 2 3 | |
Выполнять однообразную работу | 0 1 2 3 | |
Соблюдать правила и нормативы | 0 1 2 3 | |
Б | Создавать новые инструкции и давать указания | 0 1 2 3 |
Принимать нестандартные решения | 0 1 2 3 | |
Легко придумывать новые способы деятельности | 0 1 2 3 | |
Брать на себя ответственность | 0 1 2 3 | |
Самостоятельно организовывать свою работу | 0 1 2 3 |
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Типы профессий:
1. “человек - “человек “,
2 - “человек - техника”,
3 - “человек - знаковая система”,
4 - “человек - художественный образ”,
5 - “человек - природа”.
Классы профессий: А - исполнительский, Б - творческий,
левая сторона - А+Б . 100% - степень активности,
30
правая сторона - А+Б . 100% - степень уверенности в своих силах.
III этап: Класс разделяется на группы по типам профессий.
Задание группам:
Из предложенного перечня выберите профессию, относящуюся к выбранному вами типу. Составьте профессиограмму (систему признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающую в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией) в соответствии с предложенным планом:
- Какие требования предъявляются к должностным обязанностям работника;
- Какие требования предъявляются к рабочему месту;
- Опишите возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
- Какие существуют варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др.
Типы профессий
Человек-человек | Человек-природа | Человек-техника | Человек знаковая система | Человек художественный образ |
Парикмахер Продавец Врач Учитель Судебно-медицинский эксперт Социолог Педагог Тренер Экскурсовод Воспитатель Организатор торговли Адвокат Инспектор милиции Психолог Менеджер по продажам Торговый представитель Администратор | Агроном Зоотехник Ветеринар Зооинженер Егерь Биолог- исследователь Флорист Садовник Геолог Пчеловод Почвовед | Инженер-механик Инженер-электрик Слесарь-ремонтник Инженер-конструктор Водолаз Водитель Радиотехник Швея Связист Токарь | Программист Чертежник-картограф Математик Редактор издательства Языковед Финансист Бухгалтер Нотариус Фотограф Делопроизводитель Маркетолог Специалист по налогообложению Аудитор Плановик | Художник-декоратор Художник-реставратор Настройщик музыкальных инструментов Артист Искусствовед Цветовод-декоратор Дизайнер интерьера Композитор Бренд-менеджер Специалист по рекламе Имиджмейкер |
Задание группам:
Напишите характеристики требований, предъявляемых профессией к психологическим качествам человека, используя такие характеристики психических функций, как:
- высокая чувствительность органов зрения, слуха, вкусовая чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др.;
- быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т.д.;
- восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния;
- наблюдательность;
- показатели внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрация;
- разновидности памяти: оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, зрительная, слуховая;
- показатели памяти: объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации;
- скорость мыслительных действий;
- способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию, пониманию графического материала, пониманию словесного материала;
- способность быстро и точно принимать решения;
- инициативность;
- хорошая ориентировка в пространстве и способность к оперированию пространственными представлениями;
- скорость реакции в простых и сложных ситуациях;
- точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью;
- разборчивость речи;
- устойчивость к стрессам;
- уравновешенность;
- показатели характера: целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность;
- стремление к развитию в работе, к руководству;
- опыт профессиональной деятельности.
Задание группам: перечислите учебные предметы, необходимые, на ваш взгляд, для поступления в ССУЗы и ВУЗы по выбранной специальности.
IV этап: выступление команд по темам заданий.
V этап: Подведение итогов.
Запомните ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
Отвечаем себе на вопросы, учитывающие три основных фактора стратегии выбора профессии:
«ХОЧУ»
- Чем тебе интересно заниматься?
- Представляешь ли, каким делом ты хотел бы заниматься каждый трудовой день?
- Какие профессии тебе нравятся?
«МОГУ»
- Знаешь ли ты о своих способностях и умениях?
- Знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая тобой профессия?
- Соответствуют ли твои способности, физические возможности выбранной профессии?
«НАДО»
- Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии?
- Знаешь ли ты, где можно получить интересующую тебя специальность?
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
- Неумение разобраться в своих личных качествах и интересах.
- Необъективная оценка своих способностей.
- Незнание требований профессий, увлечение какой-либо одной стороной профессии.
- Ориентир на «престижную» профессию.
- Выбор профессии «за компанию», под давлением родственников.
- Перенос увлечения школьным предметом на профессию.
VI этап: Рефлексия. Учащиеся оценивают значимость занятия, применяя метод незаконченного предложения.
1. Сегодня на занятии я узнал (а) _____________________________________.
2. Я научился (лась) ________________________________________________.
3.Мне пригодится в будущем ________________________________________.
4.Мне понравилось (не понравилось) на занятии ________________________.
Чтобы правильно выбрать профессию, не ошибиться в правильности выбора, необходимо, прежде всего, знать самого себя. Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете? (Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования. Узнать, что тебе нравится, чем ты хочешь заниматься. Найти своё призвание.)
Поиски себя - это длительный процесс. Но выбор когда - то нужно будет сделать. Ищите себя! Найдите себя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-викторина по иностранному языку «Моя будущая профессия» для профессии "Мастер швейного оборудования"
Викторина проводится на завершающем этапе обучения иностранному языку. На заключительном этапе обучающиеся должны уметь оперировать на иностранном язые профессиональными терминами, осознавать значимос...
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»
Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...
Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»
Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...
Методическая разработка урока-7 класс. Человек и его профессия. Выставка работ “Моя будущая профессия”
Методические рекомендации к занятию.Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Учени...
Вебинар "Профессия:Учитель" (на основе билингвального классного часа "Я и моя будущая профессия")
Содержание вебинара "Профессия: Учитель"подготовлено на основе материалов билингвального классного часа «Я и моя будущая профессия» и знакомит учащихся и их наставников с методич...
Устная часть по английскому языку по теме «Планы на будущее. Будущая профессия».Шаблоны.
материал полезен для отработки устной части ЕГЭ...