Классный час "Сквернословие – враг здоровью"
классный час

Клевакина Елена

Форма работы – «Час общения», направлена на профилактику сквернословия и рассчитана на детей школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_skvernoslovie_-_vrag_zdorovyu.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18

Сквернословие – враг здоровью

 (Форма работы – «Час общения», направлена на профилактику сквернословия и рассчитана на детей школьного возраста)

                                                                       

Выполнила:

Клевакина Елена Юрьевна

учитель географии МБОУСОШ № 18

Пояснительная записка

Классный час «Сквернословие – враг  здоровью»

Цель: профилактика сквернословия.

Задачи:

  • Показать пагубное влияние сквернословия на внутренний мир человека;
  • Развивать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений;
  • Учить выражать свои чувства социально приемлемым способом.

Проблема культуры общения стоит достаточно остро на сегодняшний день. Молодое поколение должно осознавать, что грамотное владение речью – это показатель общей культуры человека, его развития. Поэтому овладение русским языком, культурой речи, постоянное её совершенствование особенно важно для тех, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением окружающих.

Ожидаемые результаты и выводы:

– привлечение внимания школьников к проблемам современного русского языка, к  сквернословию и причинам его возникновения;

– осознание значимости бережного отношения к своему родному языку как основе духовно-нравственной жизни человека в окружающем социуме;

– рост  общего уровня воспитанности учащихся, искоренение случаев жестокого обращения подростков и молодёжи друг к  другу;  развитие дружеских отношений среди учащихся школы.

Подготовительная работа:

Подготовить плакат “Дерево доброты”.

Оформить кабинет наглядными материалами (стихи, пословицы, поговорки).

Распечатать “Памятки доброты” по количеству детей, участвующих в занятии.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, игрушечный микрофон, фломастеры, (листва “Дерева доброты”).

Содержание:

1. Вступительное слово учителя.

2. Опасно ли сквернословие.

3. История возникновения сквернословия.

4. Игра «Волшебный микрофон».

5. Творческое задание «Антиреклама».

6. Группа учёных.

7. Как избавиться от сквернословия?

8. Упражнение “Дерево доброты”.

9. Викторина.

10. Как борется с матом закон.

11. Заключительное слово, обратная связь, раздача памяток.

Речь – это показатель ума.

                                                                                                                 Сенека.

Нет музыки слаще,
чем ангельские голоса ребятишек,
если не особенно вслушиваться
в произносимые ими слова.

Логан Пирсолл Смит

Ход занятия:

Здравствуйте, дорогие ребята, гости, учителя!

Тема нашего сегодняшнего классного часа «Сквернословие и здоровье».

«Здоровье не купишь – его разум дарит».

Сегодня мы поговорим с вами о проблеме сквернословия. Сквернословие, к сожалению, было, есть и будет проблемой нашего общества.

Эта вредная привычка, которая будет существовать всегда, пока каждый из нас не задумается о том, какой вред наносят бранные слова нашему здоровью и здоровью окружающих.

Прежде чем перейти к теме нашего классного часа, я прошу посмотреть на плакаты, расположенные на доске, которые отражают данную проблему:

«Мат укорачивает жизнь»

«Сквернословие вредит здоровью»

«Словом можно убить»

«У кого, кто ругается – некрасивое лицо»

(Беседа с учащимися, обсуждение увиденного)

Учитель: Что такое сквернословие? (слайд 5)

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре Владимира Даля сказано: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь, нравственное растление, все богопротивное».

1-й ученик: 

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим, актерам, певцам.

2-й ученик: 

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Учитель:

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Вдумайтесь в факты! (слайд 6 – 10)

За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10й выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 80-е годы, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров.

3-й ученик: 

Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

4-й ученик: (слайд 11)

В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.

Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоих – до сих пор саднит мне сердце”.

Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своих стихах: (слайд 12)

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

5-й ученик: (слайд 13 –17)

Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова “мат” в изначальном варианте, то оно означает “крик” громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных – “ма” и “мя” – в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Игра «Волшебный микрофон»

Учитель: Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека – это тоже очень хорошее и доброе слово.

(Например: благородный, внимательный, добродушный, замечательный,
умный ласковый, порядочный, честный, красивый, ласковый, надежный, добрый, воспитанный, счастливый, спокойный, сильный, смелый, ловкий.)

Учитель:

Вот видите, кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

Творческое задание (слайд 18,19)

Доказано, что мат отрицательно влияет и на окружающих, на всех, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Активисты акции – студенты, журналисты придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. И мы с вами сейчас попытаемся создать антирекламу сквернословию. «Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!» 

«Наше условие – долой сквернословие!»

Смогли бы и вы придумать такие лозунги?

В качестве подсказки можете использовать рифмы.

Мат – ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат 

Материться – добиться, злиться, больница, лечиться

(Дети выполняют задание, читают свои лозунги)

Примерные варианты лозунгов:

  • Кто использует мат, тот умишком небогат! (тот немного глуповат)
  • Мат – это помоев ушат.
  • Мат – дорога в ад.
  • Мат уродует девчат.
  • Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!
  • Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться.
  • Мат – это ядов концентрат!
  • В классе мы найдем управу на словесную отраву!
  • Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!

6-й ученик: (слайд 20 –26)

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).

Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произноситься то громко, то шёпотом.

На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.

7-й ученик: Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные “благословляли”, т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10 000 рентген. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.

(слайд 27 32)

Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

Есть такая точка зрения, что использование в речи нецензурной брани ведет к развращению, отуплению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия сквернословия – это угроза национальной безопасности России.

Представьте себе, что вы – не ученики, а я – не учитель. Мы с вами – врачи. И к нам обратился Президент России Владимир Владимирович Путин и поручил нам составить рецепт с лекарствами, которые помогут молодежи избавиться от сквернословия? Какие бы пункты вы включили в эту памятку?

(Дети высказываются)

Классный руководитель. У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырех:

• перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию
• избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова
• читать русскую классическую литературу

• запоминать стихотворения, афоризмы

Упражнение “Дерево доброты”

Предлагаю посадить “Дерево доброты”. Для того, чтобы оно росло крепким и здоровым, вы должны удобрить почву добрыми словами (дети маркером вписывают слова), затем каждый участник прикладывает листочки, выбирает место на ветке дерева (листва дерева).

А сейчас, предлагаю вам принять участие в викторине.  

Как борется с матом закон.

1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период  до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами.
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».

Учитель: (слайд 35)

Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора  – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

Я приготовила вам памятки добрых дел, но прежде чем вы их получите, позвольте мне прочитать стихотворение одной московской школьницы:

Как богат и свободен наш Великий язык.

Как красив и чудесен его благостный лик…

Ведь же всё говорят: “Век живи – век учись”.

Ну, а жизнь без него, это просто не жизнь.

Его многие любят, и он нравится многим,

И мой мир без него не богат, а убогий.

И для каждого он частица себя,

Возлюби его так же, как ты любишь себя.

Но что значит, для нас современным казаться?

Одеваться по моде и вслепую влюбляться?

Или взрослым хамить и детей обижать?

Или мат полюбить, или пьяницей стать?

Нет и нет!

Это только лишь казаться

Современным быть —

Это уметь говорить,

Это красиво уметь выражаться.

Обратная связь.

  • Во время занятия я поняла, что...
  • Самым полезным для меня было...
  • Больше всего мне понравилось…
  • На занятии мне не понравилось...

Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки! А.Чехов.

Литература

  1. Дубровина И. В. Мы живём среди людей. Кодекс поведения.
  2. Журнал «Школьная библиотека» № 3-4, 2007.
  3. Маслова Л.Н. Психология искусства. 1998.
  4. Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.
  5. Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206 
  6. Сквернословие // Centre Magik. http://www.magik.ru/s68.asp 
  7. http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html 
  8. Источник: газета "Школьный психолог" №20/2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Коварные враги здоровья"

Классный час посвящен проблеме табакокурения, алкоголизма и наркомании...

Сквернословие - враг здоровью

Презентация к классному часу, беседе о вреде сквернословия....

Коварные враги здоровья

Внеклассное мероприятие о здоровом образе жизни...

Разработка классного часа "Коварные враги здоровья"

Данная разработка может быть использована при проведении классных часов, предметных недель по здоровьесбережению. Она интересна тем, что на неё приглашается медицинский работник, который может дать по...

"Курение-главный враг здоровью"

Цели:Знакомство с фактами, свидетельствующими о вреде курения.Формирование отрицательного отношения к курению.Формирование устойчивой жизненной позиции, напраленной на здровый образ жизни....

«Курение – главный враг здоровья!»

Сформировать в сознании школьников негативное отношение к курению, научить их сказать: “Нет вредным привычкам!!!”....

Статья "Коварные враги здоровья."

Статья "Коварные враги здоровья"...