воспитательные программы
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma10-11.doc | 173 КБ |
programma_vospitaniya.doc | 358.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная система
«Я – гражданин России»
для обучающихся 10 -11классов
Годы реализации: 2015 -2017 года
Составитель: классный руководитель
10 класса
Лесникова Галина Анатольевна
Воспитательная система «Я – гражданин России» в старших классах (10-11).
1. Исходное состояние воспитательной системы.
1.1. Достижения и проблемы в воспитании обучающихся.
В качестве положительных направлений в воспитательной работе ученического коллектива в течение многих лет следует отнести использование коллективной творческой деятельности, тесный контакт с учреждениями дополнительного образования.
Обучающиеся класса ежегодно выигрывают призовые места в спортивных соревнованиях, конкурсах, смотрах, олимпиадах.
В классе сформировано ученическое самоуправление, обучающиеся принимают участие в школьных конкурсах «Ученик года», «Класс года».
Вместе с тем, в процессе диагностической деятельности, коллективного обсуждения, практических наблюдений выявляется главная проблема в воспитательной работе класса и жизнедеятельности школьного коллектива.
Она заключается в недостаточной направленности воспитания по формированию гражданского самосознания у каждого старшего школьника, освоение и реализацию им своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. И как результат: неумение самоопределяться, конфликты в семье и школе, безответственное отношение к учёбе, поведению, делам. Важно воспитать деятельного гражданина – гражданина России.
Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин – государство», «человек – общество».
Формируя гражданина, необходимо, прежде всего, видеть в нём человека.
Гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Поэтому как классный руководитель вижу необходимость в моделировании и построении воспитательной системы для выпускника школы (3 ступень) «Я – гражданин России».
2. Проектируемое состояние воспитательной системы «Я – гражданин России».
2.1 Теоретико-методологические основы воспитательной системы.
Методологическую основу деятельности по моделированию и построению воспитательной системы «Я – гражданин России» составляют идеи философской и педагогической антропологии
К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, Н.Г.Чернышевского, В.А.Сухомлинского, публикации о возможностях и условиях использования личностно-ориентированного подхода в педагогической практике И.С.Якиманской, В.А.Караковского, Е.А.Ямбурга, публикации из опыта становления и деятельности воспитательных систем образовательных учреждений И.П.Иванова, Е.В.Бондаревской, Центра методики воспитания и социализации МИПКРО, ОУ г.Москвы, Старого Оскола, Уфы, Челябинска.
2.2. Целевая направленность системы.
- Формирование личности выпускника, обладающей единством духовно-нравственного и правового долга, способной к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении.
- Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Земля, Творчество.
Личность |
2.3. Реализация воспитательного взаимодействия.
Личность ученика |
Учебная деятельность |
Внеурочная деятельность |
Внешкольная деятельность |
Элективные курсы |
Факультативы |
Творческие игры, праздники |
Школьные традиции |
Самоуправление |
Кружки и секции по интересам, спортивные секции |
Работа социального педагога |
2.4. Содержание деятельности воспитательной системы
позволяет детализировать воспитательные цели и задачи на данном возрастном этапе (10-11 классы):
Цель: Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс основной школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам, личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культурном развитии общества.
Задачи:
1. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.
2. Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для:
- профессиональной дальнейшей учебы;
- выполнения гражданских обязанностей;
- успешной жизни и деятельности в условиях перехода к рынку.
3. Оказание помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самореализации и самоопределения.
4. Дальнейшее физическое развитие личности.
5. Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.
3. Принципы воспитательной системы.
Деятельность, общение и отношения в классе строятся на следующих принципах:
3.1. Принцип гуманизма. Это главный принцип в организации жизнью класса. Только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищённой, нужной, значимой.
3.2. Принцип самоактуализации. В каждом подростке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
3.3. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности классного коллектива - это главная задача и магистральное направление развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член ученического коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
3.4. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.
3.5. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
3.6. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося. Благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
3.7. Принцип доверия и поддержки. Обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
3.8. Принцип системности. Он обусловлен тем, что личность, как целостная интегральная система, должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе.
4. Функции воспитательной системы:
Воспитательная система класса предполагает следующие функции:
- развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
- интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
- защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
- корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;
- компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;
- управленческую, ориентированную на оптимизацию условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.
5. Основные направления работы.
5.1. Формирование гражданского отношения к себе (Я и Я ).
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Я – часть природы, моя жизнь – величайший дар природы, Моё жизненное предназначение. Я – носитель мужского или женского начала. Мужественность и женственность. Смысл красоты детства, юности, зрелости, старости. Самопознание – это открытие себя, своего характера, темперамента, способностей. Самообразование – это приобретение новых знаний, совершенствование своего ума, выработка умений и навыков самостоятельной деятельности |
| Воспитание гуманности учащихся: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважение человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина. |
- Формирование гражданского отношения к своей семье (Я и семья).
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника. Гражданин и семья. Поведение и действия достойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность – основа семьи. Преемственные связи: деды-родители, родители-дети, дети-внуки. |
мероприятия (учителя, дети, родители).
Конкурсы писем: «Я люблю свою маму», «Об отце говорю с уважением | Сформировать понятия сущности социальных ролей: · настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством; · настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям; · настоящий сын бережёт покой родителей, членам семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создаёт конфликтов, умеет держать данное слово; · настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться |
- Формирование гражданского отношения к искусству (Я и культура).
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Познание прекрасного в окружающей действительности. Значение искусства в воспитательном процессе. Выявление способностей, наклонностей каждого ребёнка и их реализация через сеть кружков, клубов, секций, конкурсы, праздники, экскурсии |
| Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов. Занятие детей одним из видов искусства в факультативах и кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности |
5.4. Формирование гражданского отношения к школе
( Я и школа).
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Гражданин и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Познавательная активность и культура умственного труда. Участие в жизни школы, забота о школе, участие в школьном самоуправлении.
|
| Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей. Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважение к труду окружающих, забота о младших учащихся. |
- Формирование гражданского отношения к Отечеству (Я и моё Отечество).
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
осмысление школьником себя как части своей Родины, её гражданина и патриота. Необходимость уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству. |
Спортивные праздники: «Салют, Победа!, «Когда поют солдаты». Шефство над ветеранами Вов Экскурсии в города-герои. Встречи с участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими Российской Армии. Уроки мужества. Игры, диспуты, олимпиады «Знаешь ли ты своё Отечество?». |
Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества. |
5.6. Формирование гражданского отношения к планете
(Я и планета).
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Взаимосвязь между человеком, обществом, природой. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за свою Планету. Роль личности в развитии общества. Цивилизация. Идеал человека, жизненная позиция. | Беседы и наблюдения, экскурсии, литературные вечера, экологические экспедиции, конкурсы рисунков, плакатов, игры-путешествия, проведение «круглых столов», защита гражданских проектов и др.
| Учащиеся осознают, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура, духовность человека. Они должны серьёзно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как её сохранить. |
- Содержание деятельности воспитательной системы
позволяет детализировать воспитательные цели и задачи на данном возрастном этапе (10-11 классы):
Цель: Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс основной школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам, личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культурном развитии общества.
Задачи:
1. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.
2. Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для:
- профессиональной дальнейшей учебы;
- выполнения гражданских обязанностей;
- успешной жизни и деятельности в условиях перехода к рынку.
3. Оказание помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самореализации и самоопределения.
4. Дальнейшее физическое развитие личности.
5. Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.
7. Этапы реализации воспитательной системы:
1-й этап - подготовительный (1 четверть 2015/2016 учебного года)
- Аналитико-диагностичекая деятельность.
- Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания.
- Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.
- Определение стратегии и тактики деятельности.
2-й этап – практический (2015 – 2016 гг.)
- Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов и методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
- Моделирование системы ученического самоуправления.
3-й этап – обобщающий (4 четверть 2016/2017 учебного года)
- Обработка данных за 2 года.
- Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
- Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.
8.Управление процессом воспитания:
Управление процессом воспитания строится следующим образом (по следующим направлениям):
1. Совместная работа с:
отделом молодёжной политики при администрации района;
общественными организациями (Дом культуры, поселковая библиотека).
2.Административная работа:
повышение квалификации классных руководителей;
знакомство с опытом воспитательной работы школ, в том числе по страницам периодической печати;
наставничество;
МО классных руководителей
3. Сбор информации:
педагогические наблюдения;
анкетирование;
анализ собранной информации;
график диаграмм.
4. Планирование:
разработка программ и планов, направленных на развитие обучающихся, повышение их уровня воспитанности;
подбор форм и методов в соответствии с собранной и отработанной информацией.
5. Контроль и коррекция:
анализ и оценка планов и программ воспитательной работы (педсоветы, МО классных руководителей, отчеты при директоре и др. формы);
корректировка планов и программ.
6. Создание условий для развития обучающихся:
доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах;
создание системы дополнительного образования и воспитания;
создание материально-технической базы;
тесная связь семьи и школы;
взаимопомощь в проведении внеклассной, внеурочной, внешкольной работы;
работа с активом класса;
семинар для классных руководителей; посещение и анализ внеклассных мероприятий.
9. Модель выпускника школы :
Исходя из поставленных целей, у обучающихся к 10 классу сформированы (I ступень):
- основы культуры общения в коллективе,
- трудолюбие,
- понимание ценности личного здоровья,
- осознание Природы как живого мира и бережное отношение к ней,
- уважение к Книге, Знаниям, Школе,
- уважительное отношение к ценностям семьи,
- первоначальные представления и умения самоопределения в сфере дополнительного образования.
10 класс или( II ступень)
На второй ступени должны быть сформированы:
культура самовоспитания и общения в коллективе,
экологическая культура,
самоопределение к здоровому образу жизни,
потребность в самореализации на основе полученных знаний и умений,
профессиональная направленность,
умение делать правильный выбор, не ущемляя интересов других,
чувство ответственности за авторитет своей семьи и школы.
11 класс – (III ступень)
У выпускников школы должны быть сформированы:
нравственные нормы поведения,
теоретическое сознание
готовность к труду и профессиональной деятельности,
активная гражданская позиция,
позитивное отношение к созданию и сохранению семьи,
положительная мотивация к здоровому образу жизни,
способность к деловому сотрудничеству, рациональной организации деятельности и самоконтроля.
10. Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы.
Критерии эффективности воспитательной системы | Показатели | Методики изучения
|
I. Сформированность индивидуальности обучающегося школы
| 1. Сформированность познавательного потенциала личности ученика | -Школьный тест умственного развития Айзенка - Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка - Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся -Педагогическое наблюдение |
2.Сформированность нравственного потенциала личности обучающегося | - Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" -Методики "Акт добровольцев", -" Ситуация свободного выбора" - Метод ранжирования | |
3.Сформированность коммуникативного потенциала личности школьника | - Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся - Педагогическое наблюдение | |
4. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы | - Краткий тест творческого мышление П.Торренса (фигурная форма) | |
5.Сформированность физического потенциала выпускника | -Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика -Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств | |
II. Удовлетворенность результатами воспитательного процесса | 1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе | - Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью" - Социометрия - Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе" |
2.Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе | Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении» | |
3. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в школьном коллективе | Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
п. Малиновский»
Воспитательная программа
“ Развитие творческой личности в классном коллективе”.
Автор: Лесникова Г.А.,
классный руководитель
(6 класс 2018-2019 уч.год)
Сроки реализации программы: 2017-2021 уч .г
Пояснительная записка
С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является “живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.
Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.
Цель программы:
- поэтапное создание условий для развития личности ребенка;
- воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной и трудовой деятельности и нравственному поведению;
- воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию;
- формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
1.Создать
- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;
- благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.
- развивать творческие способности школьников;
2. Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.
3. Воспитывать в детях:
- любовь к Родине, своему селу, родному дому;
- способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);
- эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;
- потребность в здоровом образе жизни;
- знакомить учащихся с прошлым и настоящим своей малой родины, приобщать учащихся к культуре своего отечества, народа, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях;
- прививать чувства прекрасного на примерах музыки и живописи.
- развитие потребности в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;
- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;
4. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;
5. Формирование системы самоуправления в классе.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 класс).
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап -2017-2018 уч.год.
2 этап -2018-2019 уч. год.
3 этап -2019-2020 уч. год.
4 этап -2020-2021 уч. год.
5 этап -2021-2022 уч. год.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.
В центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории: “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т.Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.
В основе теории следующие +
- Все дети талантливы.
- Плох не ребенок, плох его поступок.
- В каждом ребенке чудо, ожидай его
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.
Свою работу ориентировала на следующие направления:
1. Новый взгляд на личность – каждая личность должна проявлять себя, именно на этом строится самоуправление в классе.
2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений и формирование гражданской позиции (стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора).
3. Новая трактовка индивидуального подхода (включает отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности.)
Цели воспитательной работы с классом:
- переход от педагогики требований к педагогике отношений: педагогика отношений строится на взаимопонимании, доверии, уважении;
- гуманно-личностный подход к ребенку – формирование положительной концепции, каждый ребенок обладает способностями, приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности – доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность;
- единство обучения и воспитания – создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: “Учиться победно”.
Можно выделить основные целевые направления:
1. Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности.
2.Гуманизм и коллективизм как позиции характеризующие ребенка в его отношении к людям.
3.Отношение к труду, что является показателем человеческой сущности.
4.Любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным.
5.Преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей.
6.Физическое воспитание и гигиеническая культура.
Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.
С 2017 года я являлась классным руководителем в 5 классе, понимая сложность педагогической ситуации, надо было уделить особое внимание сплочению коллектива, созданию благоприятного психологического климата, характеризующегося защищённостью каждого его члена, мобильностью, психологической свободой, работоспособностью, инициативностью.
Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей:
- гуманизация обучения и воспитания;
- системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию;
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, трудом;
- опора на положительные примеры в воспитании;
- личностный подход; учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
- единство воспитательных воздействий.
- принцип гуманизации (гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; ненасильственного формирования требуемых качеств);
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).
Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:
«Я – гражданин России.
«Моя Родина».
«Здоровый образ жизни».
«Мир прекрасного».
«Ученическое самоуправление».
Самоуправление класса
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
- Познай себя – это интересно!
- Сотвори себя – это необходимо!
- Утверди себя – это возможно!
- Прояви себя – это реально!
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо:
- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура самоуправления класса.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:
• классный ученический совет, его председателя и заместителя;
• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
• вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Я предлагаю разделить класс на следующие сектора:
Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
Сектор «Экологии» - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры.
Сектор «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам: Дню согласия и примирения, выводу советских войск из Афганистана, освобождению родины от немецко-фашистских захватчиков, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.), отвечает за возложение цветов к школьной аллее памяти воинов-афганцев и участие класса в ежегодном смотре песни и строя.
Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы.
Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.
Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.
Сектор «Труда и заботы». Сектор организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
В своей работе использую разные формы проведения мероприятия:
-классные часы, праздники, акции, конкурсы рисунков, стихов, сочинений; экскурсии, спортивные праздники, КВН, театрализованные представления, исследовательские работы, диагностические исследования, классное самоуправление. Необходимо подчеркнуть особую роль классного часа.
“Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)
Тематика классных часов
Гражданско-патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
№ | Тема | Форма проведения |
5 класс | ||
1 | «Люди мира, на минуту встаньте!» | классный час с презентацией |
2 | «У войны — не женское лицо». | классный час |
3 | «Праздник Народного единства. Что мы празднуем?» | беседа |
4 | «Аты - баты! Стань солдатом!» | классный вечер |
5 | Мы составляем наш автопортрет. | анкетирование |
6 | "История Отечества". | единый кубанский урок |
7 | «Ему было всего 19"(посвящается погибшим в Афганистане) | классный час с презентацией |
8 | "Я ребенок – я гражданин". | классный час: ролевая игра |
9 | "Символы государства". | классный час |
6 класс | ||
1 | "Ради жизни на земле" | литературно-музыкальная композиция с презентацией |
2 | «Знаменательные события, известные люди ». | беседа |
3 | «Этих дней не смолкнет слава!» | беседа |
4 | «Символика России». | классный час: своя игра |
5 | «Я и мой класс». | диагностический тест |
6 | "Защитник Отечества — каков он?" | открытый урок: ролевая игра |
7 | "День защитников Отечества". | праздник |
8 | "Живая память" (посвящается погибшим в Афганистане). | классный час с презентацией |
9 | Всекубанский классный час, посвященный основанию Краснодарского края. | классный час с презентацией |
10 | «Новый закон на защите детства» | урок-презентация |
7 класс | ||
1 | "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!". | классный час |
2 | Игра "Счастливый случай". | классный час, посвященный 23 февраля |
3 | "Горжусь тобой, моя Россия". | классный час |
4 | «Югра моя, уголок России». | урок гражданственности и патриотизма (с презентацией) |
5 | «Поговорим об ответственности». | правовая беседа с презентацией |
6 | «Всему начало - отчий дом». | классный час |
7 | «Закон, по которому мы живём». | классный час с презентацией |
8 | «Семейная летопись». | классный час |
9 | «Поле русской славы. Куликово поле». | классный час с презентацией |
10 | «Именем Екатерины нареченный» . | урок-презентация |
8 класс | ||
1 | "Идут по войне девчата". | классный час |
2 | "На войне детей не бывает". | историко-литературная композиция |
3 | "Я ребенок – я гражданин". | классный час |
4 | "Всекубанский классный час». | классный час с презентацией |
5 | “Я имею право на…” | дискуссия |
6 | “Великая Отечественная война ”. | классный час с презентацией |
7 | «Афганистан – наша память и боль». | классный час с презентацией |
8 | «Конституция – закон жизни». | классный час с презентацией |
9 класс | ||
1 | «О любви и войне». | литературно-музыкальная композиция |
2 | «Через века, через года помните…» | урок мужества, посвященный освобождению родины от немецко-фашистских захватчиков |
3 | «Знай и люби свой край». | классный час с презентацией |
4 | «Последний поход» (в память о погибшем экипаже «Курск». | классный час |
5 | «Именем святой Екатерины». | игра «Колесо истории» |
6 | Мы – русские, мы – россияне». | классный час |
7 | День воина-интернационалиста». | классный вечер |
8 | "Человек и закон". | деловая игра |
Нравственное воспитание
Нравственное воспитание - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".(Свадковский И.Ф.)
№ | Тема | Форма проведения |
5 класс | ||
1 | “По каким правилам мы живём?” | «Уроки нравственности». Анкетирование, составление нравственного кодекса. |
2 | “Человек – сам себе враг?” | “Уроки нравственности” |
3 | «Наш класс. Законы жизни». | беседа |
4 | День памяти жертвам Беслана. | беседа |
5 | «Отношение к школе и её имуществу». | беседа |
6 | "Праздник мам". | праздник |
7 | «Семейная летопись». | классный час |
8 | «Он первый. День космонавтики. | классный час с презентацией |
6 класс | ||
1 | «Мои духовные ценности». | “Уроки нравственности”. Диагностика духовных ценностей учащихся. |
2 | “Нет уз святее товарищества”. | “Уроки нравственности”. Практикум |
3 | “Человек среди людей”. | “Уроки нравственности”. |
4 | «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» | беседа |
5 | «Этикет и мы! Проблема разговорной речи». | беседа |
6 | «Дом без одиночества». | классный час с презентацией |
7 | «Весенний калейдоскоп». | праздник, посвящённый 8 марта |
8 | «Мои права и обязанности». | классный час |
7 класс | ||
1 | “Что такое культурный человек?” | “Уроки нравственности” |
2 | “Что такое интеллигентность?” | “Уроки нравственности” |
3 | “Сам себя воспитать должен”. | “Уроки нравственности” |
4 | "Сладкая жизнь." | КВН, посвящённый 8 марта |
5 | «Как научиться управлять собой». | классный час |
6 | «Я и учитель». | диспут |
7 | «Мы составляем наш автопортрет». | беседа |
8 | День памяти воинской казачьей славы. | классный час |
8 класс | ||
1 | “Внешний облик – внутренний мир”. | диспут |
2 | “Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание”. | “Уроки нравственности” |
3 | “Человек и его судьба”. | “Уроки нравственности” |
4 | «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности». | “Уроки нравственности” |
5 | «Есть ли у юных идеалы?!» | дискуссия |
6 | «Умеем ли мы общаться?» | деловая игра |
7 | "Весеннее настроение". | праздничный тур конкурса "А ну-ка, девочки" |
8 | «Поощрение и наказание в семье». | беседа |
9 класс | ||
1 | “Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей”. | “Уроки нравственности” |
2 | “Десять Заповедей – основа нравственности человечества”. | “Уроки нравственности” |
3 | “В чём смысл жизни?” | дискуссия |
4 | “Как стать счастливым?” | дискуссия |
5 | «И в шутку и всерьез». | вечер, посвящённый 8 марта. |
6 | «Будем милосердны к старости!» | “Уроки нравственности” |
7 | «Карманные деньги» | дискуссия |
8 | «Соборы и храмы » | классный час |
Экологическое воспитание
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
№ | Тема | Форма проведения |
5 класс | ||
1 | «Как растения показывают погоду и время». | классный час с презентацией |
2 | «Берегите эти земли, эти воды». | классный час с презентацией |
3 | “Эти забавные животные”. | беседа |
4 | «Охрана и использование животного мира». | классный час с презентацией |
5 | “Природа Югорского края”. | беседа |
6 | «Мир вокруг нас». | классный час |
7 | «Загадки осени». | праздник |
8 | «Моё место в природе». | беседа |
6 класс | ||
1 | Конкурс знатоков природы. | игровая программа |
2 | «Электрические станции на службе человека». | классный час с презентацией |
3 | «Экология». | классный час |
4 | «В защиту матери-земли». | классный час |
5 | «Береги лес от пожаров». | классный час |
6 | «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя». | КВН |
7 | «В мире животных». | урок-путешествие |
8 | «День воды». | внеклассное занятие |
7 класс | ||
1 | «И я – природа» | беседа |
2 | «Экологическая тропа». | заочное путешествие по заповедникам |
3 | «Чернобыльская катастрофа». | урок памяти |
4 | «Глобальный экологический кризис». | классный час с презентацией |
5 | «Цветы в жизни человека». | классный час |
6 | «Планета заболела». | конкурс плакатов |
7 | «Знаешь ли ты деревья?». | игра-лото |
8 | «Осень в лесу». | праздник |
8 класс | ||
1 | «Робинзонада с растениями». | классный час с презентацией |
2 | «Зелёная жемчужина». | беседа |
3 | «Птичьи разговоры». | КВН |
4 | «Тайна старого леса». | классный час |
5 | История возникновения и развития экологии. | беседа |
6 | “Оранжерея на окне». | классный час |
7 | "Жизнь под угрозой" | внеклассное мероприятие |
8 | "Колобок на новый лад" | игровая экологическая программа |
9 | "Цветы в легендах и преданиях" | классный час с презентацией |
9 класс | ||
1 | «Нет дерева сердцу милее» | классный час с презентацией |
2 | Экскурсия в природу. | классный час |
3 | «Что? Где? Когда?» | игра-турнир по экологии |
4 | Цивилизация - начало борьбы с природой. | беседа |
5 | “Этот пестрый, волшебный, загадочный мир” | классный час, (Экологическая пьеса о лесе) |
6 | Внимание: бытовые отходы | классный час |
7 | "Энергетика: вчера, сегодня, завтра…" | деловая игра |
8 | "Берегите землю, берегите" | классный час с презентацией |
Физическое воспитание и здоровый образ жизни
Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
Тема | Форма проведения | ||
5 класс | |||
1 | «Здоровье – бесценное богатство». | анкетирование | |
2 | «О вкусной и здоровой пище». | беседа | |
3 | «В здоровом теле…». | с презентацией | |
4 | «Папа, мама, я – спортивная семья». | спортивная игра | |
5 | «Правила дорожные знать каждому положено». | цикл бесед | |
6 | Соблюдение правил техники безопасности. | цикл бесед | |
7 | «Урок здоровья». | классный час | |
8 | «Умелые пожарные». | классный час | |
6 класс | |||
1 | «Я выбираю здоровье». | беседа | |
2 | «Вино вину творит». | классный час с презентацией | |
3 | «Путешествие в Египет» | спортивное мероприятие | |
4 | "Урок здоровья". | ролевая игра | |
5 | «Формула здоровья». | дискуссия | |
6 | «Суд над сигаретой». | ролевая игра | |
7 | «Не сломай судьбу свою» | классный час с презентацией | |
8 | «Большие гонки». | соревнование | |
9 | Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. | Цикл бесед | |
7 класс | |||
1 | "Спортивное казино". | игровая программа | |
2 | "Берегите жизнь". | спектакль " | |
3 | «Причины суицида среди подростков» | беседа | |
4 | «Человек и наркотики». | классный час с презентацией | |
5 | «Вместе мы сильнее наркомании». | диспут | |
6 | Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. | цикл бесед | |
7 | «Как уберечься от гриппа?» | классный час с приглашением медработника | |
8 | «Биологические добавки». | классный час с презентацией | |
«Про злого колдуна Сколиоза Близорукого и добрую фею Гигиену Прекрасную». | театрализованное представление. | ||
8 класс | |||
1 | «Мутагены. Их влияние на природу и человека». | классный час с презентацией | |
2 | «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека». | классный час с презентацией | |
3 | «Не пей, Митя». | театрализованное представление. | |
4 | Проблема наркомании. | ||
5 | Стресс в нашей жизни. | тренинги | |
6 | «Спид – болезнь 21 века». | беседа | |
7 | Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. | цикл бесед | Цикл бесед |
8 | «Коктейль здоровья». | классный час | |
9 класс | |||
1 | День борьбы со СПИДом. | классный час с приглашением медработника | |
2 | «Наследственные болезни». | классный час с презентацией | |
3 | Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. | цикл бесед | |
4 | «Дорожные приключения». | классный час | |
5 | «Быть здоровым – жить в радости». | классный час | |
6 | «Как Иван-царевич Змея Горыныча победил». | сказка | |
7 | «Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека). | классный час | |
8 | «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить». | классный час |
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.
№ | Тема | Форма проведения |
5 класс | ||
1 | "Слава рукам золотым!" | устный журнал |
2 | «Мой дом – наведу порядок в нём» | классный час |
3 | «Без труда ничего не даётся» | классный час с презентацией |
4 | «Мои обязанности в семье» | беседа |
5 | “Мамина помощница” | праздник |
6 | “О лени и лентяях”. | классный час |
7 | “Книжкин праздник” | десант в школьную библиотеку |
8 | БУНТ | |
6 класс | ||
1 | беседа | |
2 | Беседы о профессиях. «Коневод». | классный час с презентацией |
3 | «Волшебный узелок» | Выставка |
4 | «Берегите нашу Землю». | Субботник |
5 | “Об аккуратности” | беседа |
6 | Картофельный банкет | праздник |
7 | "В поисках будущей профессий» | классный час |
8 | "Дежурный по школе» | классный час |
7 класс | ||
1 | Беседы о профессиях. Строительные специальности. | Классный час с презентацией |
2 | “Труд в нашей жизни” | беседа |
3 | Внеклассное мероприятие "Кулинарный поединок" | классный час |
4 | Участие в субботниках. | |
5 | «Его величество – Хлеб» | классный час |
6 | "Подарок для мамы» | мастерская |
7 | "Я в мире профессий" | классный час |
8 | «Подари книге вторую жизнь» | акция |
8 класс | ||
1 | «Мир профессий и твоё место в нём». | классный час |
2 | "Разделение труда. Классификация профессий". | классный час |
3 | «День Земли». | участие в субботниках |
4 | "Путешествие в Город мастеров". | классный час с презентацией |
5 | "Сто дорог — одна твоя". | классный час |
6 | Трудовые десанты. | |
9 класс | ||
1 | «Влияние темперамента на выбор профессии» | классный час |
2 | «Профессии. Которые мы выбираем» | классный час |
3 | «Чем пахнут ремёсла» | классный час с презентацией |
4 | "Я в водители пошел..." | классный час |
5 | "Новое время — новые профессии" | классный час с презентацией |
6 | "Профессия моих родителей" | классный час |
7 | Трудовые десанты |
Эстетическое воспитание
Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности.
Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.
№ | Тема | Форма проведения |
5 класс | ||
1 | «Музыка и мы» | беседа |
2 | «Красота внешнего облика. Мои жесты» | беседа |
3 | «Юные дарования». | конкурс |
4 | Культура чаепития. | ролевая игра |
5 | «Голубые цветы Гжели» | классный час с презентацией |
6 | Путешествие в страну "Чистых слов" | классный час |
7 | «Лотерея вежливости». | классный час |
8 | «Мы ищем Золушку». | конкурсная программа |
9 | "Культура поведения в школе и школьный этикет" | классный час |
6 класс | ||
1 | «О красоте и мужестве» | беседа |
2 | «Музыкальная семья» | классный час с презентацией |
3 | «Жостовский букет» | классный час с презентацией |
4 | «Широкая масленица» | праздник |
5 | «Русские посиделки.». | праздник |
6 | «Царица Осень». | праздник |
7 | "Для чего нужна улыбка?" | классный час |
7 класс | ||
1 | «Золотая хохлома» | классный час с презентацией |
2 | «Птица счастья» | классный час |
3 | "Волк и семеро козлят на новый лад". | музыкальная сказка |
4 | «Гость в доме – хозяину радость» | ролевая игра |
5 | «Русская басня». | (познавательно-развлекательное занятие |
6 | Русские традиции. Масленица. | классный час с презентацией |
7 | «Отговорила роща золотая» | классный час с презентацией |
8 | "Как стать интересным собеседником" | классный час |
8 класс | ||
1 | «Красота и труд вместе идут» | классный час |
2 | Человек и творчество. Великие творения человечества. | классный час с презентацией |
3 | "Секреты Золушки". | конференция идей |
4 | Русские традиции. Рождество. | классный час с презентацией |
5 | «Осенний бал» | вечер |
6 | "Светский этикет" | классный час |
7 | "Умею ли я слушать" | классный час |
8 | "Язык, мимика, жесты как средства общения" | беседа |
9 класс | ||
1 | «Что такое духовное богатство человека» | дискуссия |
2 | "Музыка и мы" | дискуссия |
3 | "Сервировка праздничного стола" | классный час с презентацией, ролевая игра |
4 | "Этикет и мы" | брейн-ринг |
5 | История развития туристской песни . Лучшие авторы и исполнители. | классный час |
6 | Туристско-экскурсионные возможности края | классный час |
7 | «Наш друг – кино» | устный журнал |
8 | «Игорь Тальков. Любимые песни» | вечер |
Критерии оценки
Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:
- Уровень сформированности классного коллектива.
- Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
- Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
Прогнозируемые результаты программы:
- формирование навыков и привычек нравственного поведения;
- обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
- формирование у детей ответственности за свое здоровье;
- вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
- формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
- развитие органов классного ученического самоуправления;
- повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
- педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;
- тестирование.
Примерные темы родительских собраний
№ | Тема | Класс |
1 | "Давайте познакомимся" Собрание с элементами тренинга и анкетирования. | 5 |
2 | Адаптация учащихся к новым условиям обучения. | 5 |
3 | Воспитательная система класса. Деловая игра. | 5 |
4 | Здоровый образ жизни - основа успешной жизнедеятельности. | 5 |
5 | «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». | 6 |
6 | «Как уберечь детей от вредных привычек». Акция: «Уроки для детей и их родителей». Встреча с представителем наркоконтроля. | 6 |
7 | «Поощрение и наказание в воспитании детей». | 6 |
8 | «Новый закон на защите детства» | 6 |
9 | «Роль семьи в воспитании моральных качеств личности». | 7 |
10 | «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии». | 7 |
11 | «Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребенка». | 7 |
12 | "Подростковый суицид". | 7 |
13 | "Этот трудный подростковый возраст. Подросток и закон". | 8 |
14 | Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств. | 8 |
15 | «Всматриваясь в детство – формирование взаимоотношений между девочками и мальчиками в переходный период». | 8 |
16 | "Права человека в обществе". | 8 |
17 | «Свободное время подростка». | 9 |
18 | «Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребенка». | 9 |
19 | «Экзамены: как избежать стресса?» | 9 |
20 | «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся». | 9 |
Литература
Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителя. /Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1989.
Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности школьников. – М.: Просвещение, 1988.
Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36
Бакштановский В. Культура нравственного сознания и поведения личности. – М.: Знание, 1989
Дубич С.А. Организация самоконтроля.// Завуч. – 2002. - № 1. – С. 10-12
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997
Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000
Никитин А.Ф. Нравственно-правовое воспитание учащихся. – М.: Просвещение, 1996
Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 6. – С. 77–84.
Данилова Е.Е. Практикум по возрастной педагогической психологии. – Москва, 1998.
Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.
Экологическое образование школьников. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.
Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2000.
Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. – 2006. - № 8. – С. 14–20.
Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981.
Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Психологическая наука в школе. – М.: Просвещение, 1988.
Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65
Н. И. Дереклеева “Справочник классного руководителя” М.: “Вако”, 2003.
Н. И. Дереклеева “Родительские собрания” М., “Вербум”, 2001.
Н. И. Дереклеева “Справочник классного руководителя” М.: “Вако”, 2003.
М. П. Нечаев “Практика управления воспитанием в школе” М., 2003,
“Классный руководитель” № 1, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа в 6-м классе
В воспитательной программе класса представлены цели и задачи воспитательной работы в этом году, характеристика класса, работа по секторам, планируемые мероприятия....
Воспитательная программа для 5-6 кл
Программа расчитана на два года для учащихся 5-6 классов...
Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»
Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...
рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"
Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...
Воспитательные программы, план воспитательной работы
Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...
Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»
Программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...
Реализация модуля «Уроки семьи» воспитательной программы «Моя программа жизни» для 11 класса
В основе модуля «Уроки семьи» лежит системно-деятельностный подход, направленный на формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей. Это по...