Классный час "Поговорим о толерантности"
классный час (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час в 8 классе «Слово о толерантности»
Цель – воспитание принципов толерантности в молодежной среде; выработка у учащихся осознанного сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.
Задачи:
1. Знакомство учащихся с понятием «толерантность» и его места в системе гражданских ценностей.
2. Знакомство с основными понятиями, связанными с проявлением нетерпимости.
3. Сплочение группы, развитие умения договариваться.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Приветствие. Мотивационная беседа.
Собираемся в круг, беремся за руки, звучит песня «Я, ты, он, она вместе дружная страна»
Предлагаю выбрать жетон любого цвета, а теперь займите места согласно жетонам.
Учитель. Посмотрите на слайд 1. Что вы видите? (Изображена лодка с разными людьми). Как вы понимаете смысл этого рисунка? (Эти совершенно разные люди находятся в одной лодке). (Презентация, см. Приложение 1)
Посмотрите на слайд 2 и попробуйте сформулировать проблему.
После ответов учащихся демонстрируется слайд 3 «Проблема»:
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу.
2. Целеполагание.
Прежде чем сформулировать цель нашего мероприятия, давайте заслушаем стихотворения Бориса Заходера.
1. Я собака — всего лишь собака!
В голове у меня — пустота,
Но другую собаку, однако,
Никогда не приму за кота!
Не нужны ни условные знаки,
Ни слова — потому что чутьем
Брата кровного в каждой собаке
Мы и так за версту узнаем!
Ни порода, ни масть, ни размеры
С толку нас никогда не собьют:
Даже крошечные тойтерьеры
В сенбернарах своих признают...
2. Мы вступаем и в драки, и в браки,
Неизменную веру храня;
Что бы ни было — все мы собаки,
Все мы — братья, все мы родня.
Вы же, умные, вашего брата
Распознать не способны никак...
Сразу видно — чутье слабовато.
В этом вам далеко до собак.
Если брат ваш — не вашей масти,
Разве в этом он виноват?
Вы же рвете его на части,
Словно он вам уже и не брат...
Представьте, что собаки разумные существа и думают на человеческом языке. Что же они могут думать о нас? Об этом первое стихотворение.
О чём эти стихотворения? Попробуйте сформулировать главную мысль, которую вы услышали в словах поэта.
Учащиеся формулируют мысли.
Таким образом, вы самостоятельно сформулировали цель нашей сегодняшней встречи:
– знакомство с понятием «толерантность» и его места в системе человеческих ценностей,
– понять, какой должна быть толерантная личность, и какие черты присущи интолерантной личности,
– а также вы попробуете разработать «шаги» к толерантности.
3. Понятие «толерантность»
Слайд 4.
Учитель. Дейл Карнеги – известный американский психолог – говорит: «Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство – и большинство глупцов так и делают, но для того чтобы проявить внимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание. Вместо того чтобы осуждать людей, проявлять к ним нетерпение, постарайтесь их понять и принять».
Так вот, слово «толерантность», прежде всего, связано с умением понять и принять другого человека.
Слайд 5.
Итак, я предлагаю вам прочитать толкование слова «толерантность» в словаре иностранных слов: «Толерантный – терпеливый, переносящий; терпимость, снисходительность к кому-нибудь или чему-нибудь».
Слайд 6-7.
Давайте зачитаем вслух еще несколько определений этого слова (дети поочереди вслух читают с доски). Обращается внимание на схему.
Слайд 8.
Социальная значимость понятия толерантность. Зачитывается вслух. Комментарии учителя и учащихся.
4. Практическая часть. (Работа в группах).
Прежде чем перейти к групповой работе, давайте сыграем в простую игру.
НАДО ДОГОВОРИТЬСЯ
Цели:
- развлечь группу;
- сконцентрировать внимание участников;
- осознать ценность сотрудничества;
- показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;
- сплотить группу.
Ход игры:
Вам необходимо сосчитать до десяти (смех в зале). Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй – «два» и т. д.
Есть только одна проблема – если участники вашей группы произнесут число одновременно – группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.
Обсуждение:
- как началась игра?
- чего хотелось каждому сначала?
- почему сначала ничего не получалось?
- как удалось досчитать до десяти?
- появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?
- чему нас учит эта игра?
5. Ну вот, теперь вы готовы плодотворно работать в группе.
Задание 1. На листе бумаги в два столбика выписать черты толерантной и интолерантной личности (пояснить понятие).
Слайд 9. Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность, терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, способность к сопереживанию.
Толерантная личность | Интолерантная личность |
Терпение Чувство юмора Уважение мнения других и т.д. | Непонимание Игнорирование Эгоизм и т.д. |
Заслушиваются результаты работы в группах.
Задание 2. Работа с афоризмами. Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы. Каждая группа читает свои афоризмы и пытается их объяснить. Слайд 10.
«Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера» (С. Смайлс)
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» (Л. Толстой).
«Сострадание правит миром» (Древнеиндийский афоризм).
«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В. О. Ключевский).
«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).
«Люди одиноки, потому, что вместо мостов они строят стены» (Станислав Ежи Лец).
«Люди, которые живут в стеклянных домах, не должны бросаться камнями» (Английская пословица).
«Национальной науки нет, как и национальной таблицы умножения» (А. П.Чехов).
Задание 3. Упражнение «Волшебная рука» обведите свою руку и по кругу напишите на пальцах свои хорошие качества, а на ладошке, то что хотелось бы изменить в себе.
Слайд 11.
Задание 4. «Шаги» к толерантности. Составить перечень того, что нужно сделать, чтобы развивать в себе толерантную личность.
Продемонстрировать слайд 11 «20 шагов к толерантности».
6. Оценка работы групп.
Слайд 12.
Я предлагаю вам такую формулу активной толерантности:
понимание + сотрудничество + дух партнерства.
7. Игра «Поднимите руку, у кого…»
В чем же мы похожи? Сейчас мы будем играть в игру «Поднимите руку у кого?»
-русый цвет волос
-родился зимой
- в имени есть буква А
- карие глаза
- любит мороженое
- чья фамилия заканчивается на –ов
- кто учится в Мугунской школе.
«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»
8. Практическая работа в группах.
Толерантность выражает готовность к взаимодействию между людьми, придерживающихся различных точек зрения. Давайте ребята вспомним и определим, какая именно была описана проблема в следующих баснях знаменитого русского баснописца Крылова.
Цель – определить проблему сложившейся ситуации и как ее можно было бы избежать.
Команда 1: Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс, так и не могут закончить начатое дело: «…А воз и ныне там…», потому что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…».
Команда 2: В басне «Волк и ягненок», волк не хочет мирно сосуществовать со слабеньким ягненком, придумывает разные придирки, чтобы найти в нем изъян, а причины того проста: «…У сильного всегда бессильный виноват…».
Команда 3: В басне «Слон и моська» маленькая собачка, раздраженная присутствием мирно гуляющего слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того, чтобы спокойно пропустить его.
Вывод: Необходимость толерантности, Иван Андреевич Крылов обосновывает так: «…Когда в товарищах согласья, на лад их дело не пойдет…» Эта цитата наглядно иллюстрирует другую сторону толерантности: согласие, во всех его проявлениях, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу, то устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.
9. В заключительной части нашего мероприятия давайте сформулируем «правила толерантности», которыми следует руководствоваться:
– уважай собеседника;
– старайся понять то, о чем говорят другие;
– отстаивай свое мнение тактично;
– будь справедливым, готовым признать правоту другого;
– стремись учитывать интересы других и т.д.
Слайд 14. Заключительные слова.
Рефлексия «Дерево толерантности»
-Ребята, давайте попробуем посадить дерево толерантности.
Перед вами на партах лежат листы, напишите на них, что для вас есть толерантность по итогу нашего урока. Прикрепите ваш листок на дереве.
Все встают в круг, кладут руки на плечи друг другу. Звучит тихая музыка. «Мир который нужен мне»
Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
Толерантная личность | Интолерантная личность |
уважение мнения других гуманизм | непонимание |
Уважение мнения других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
понимание и принятие
чуткость
снисходительность
доверие
гуманизм
непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
цинизм
немотивированная агрессивность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час о толерантности
Если хочешь изменить государство, начни с провинций; если хочешь изменить провинции, начни с городов; если хочешь изменить города, начни с домов; если хочешь изменить дома, начн...
Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"
Цель занятия:Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;С...
Классный час о толерантности
Презентация посвященная теме толерантности....
Классный час о толерантности.
Рабочие материалы к классному часу о толерантности....
Классный час по толерантности "Счастье - это когда тебя понимают!"
Данная методическая разработка знакомит учащихся с понятием толерантности и его историей, способами толерантного поведения, развивает коммуникативные умения и навыки самоанализа, помогает сплотить кол...
Классный час о толерантности
Занятие проводилось на трёх уроках. Дети глубоко пережили все ситуации, в которые были поставлены. Дома эти проблемы обсуждали с родителями. На занятии дети учатся понимать не только себя, но и тех, к...
Классный час "Урок толерантности"
Данная разработка поможет классным руководителям 5-6-х классов провести интересный и содержательный классный час по воспитанию терпимости друг к другу и непохожим на нас людям....