Классный час "Поговорим о толерантности"
классный час (8 класс) на тему

Кучерова Юлия Викторовна

Классный час 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_o_tolerantnosti.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 8 классе «Слово о толерантности»

Цель – воспитание принципов толерантности в молодежной среде; выработка у учащихся осознанного сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.

Задачи:

1. Знакомство учащихся с понятием «толерантность» и его места в системе гражданских ценностей.

2. Знакомство с основными понятиями, связанными с проявлением нетерпимости.

3. Сплочение группы, развитие умения договариваться.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Приветствие. Мотивационная беседа.

Собираемся в круг, беремся за руки, звучит песня «Я, ты, он, она вместе дружная страна»

Предлагаю выбрать жетон любого цвета, а теперь займите места согласно жетонам.

Учитель. Посмотрите на слайд 1. Что вы видите? (Изображена лодка с разными людьми). Как вы понимаете смысл этого рисунка? (Эти совершенно разные люди находятся в одной лодке). (Презентация, см. Приложение 1)

Посмотрите на слайд 2 и попробуйте сформулировать проблему.

После ответов учащихся демонстрируется слайд 3 «Проблема»:

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу.

2. Целеполагание.

Прежде чем сформулировать цель нашего мероприятия, давайте заслушаем стихотворения Бориса Заходера.

1. Я собака — всего лишь собака!  

В голове у меня — пустота,

Но другую собаку, однако,

Никогда не приму за кота!

Не нужны ни условные знаки,

Ни слова — потому что чутьем

Брата кровного в каждой собаке

Мы и так за версту узнаем!

Ни порода, ни масть, ни размеры

С толку нас никогда не собьют:

Даже крошечные тойтерьеры

В сенбернарах своих признают...  

2. Мы вступаем и в драки, и в браки,

Неизменную веру храня;

Что бы ни было — все мы собаки,

Все мы — братья, все мы родня.

Вы же, умные, вашего брата

Распознать не способны никак...

Сразу видно — чутье слабовато.

В этом вам далеко до собак.

Если брат ваш — не вашей масти,

Разве в этом он виноват?

Вы же рвете его на части,

Словно он вам уже и не брат...

Представьте, что собаки разумные существа и думают на человеческом языке. Что же они могут думать о нас? Об этом первое стихотворение.

О чём эти стихотворения? Попробуйте сформулировать главную мысль, которую вы услышали в словах поэта.

Учащиеся формулируют мысли.

Таким образом, вы самостоятельно сформулировали цель нашей сегодняшней встречи:

– знакомство с понятием «толерантность» и его места в системе человеческих ценностей,

– понять, какой должна быть толерантная личность, и какие черты присущи интолерантной личности,

– а также вы попробуете разработать «шаги» к толерантности.

3. Понятие «толерантность»

 

Слайд 4.

Учитель. Дейл Карнеги – известный американский психолог – говорит: «Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство – и большинство глупцов так и делают, но для того чтобы проявить внимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание. Вместо того чтобы осуждать людей, проявлять к ним нетерпение, постарайтесь их понять и принять».

Так вот, слово «толерантность», прежде всего, связано с умением понять и принять другого человека.

Слайд 5.

Итак, я предлагаю вам прочитать толкование слова «толерантность» в словаре иностранных слов: «Толерантный – терпеливый, переносящий; терпимость, снисходительность к кому-нибудь или чему-нибудь».

Слайд 6-7.

Давайте зачитаем вслух еще несколько определений этого слова (дети поочереди вслух читают с доски). Обращается внимание на схему.

Слайд 8.

Социальная значимость понятия толерантность. Зачитывается вслух. Комментарии учителя и учащихся.

4. Практическая часть. (Работа в группах).

Прежде чем перейти к групповой работе, давайте сыграем в простую игру.

НАДО ДОГОВОРИТЬСЯ

Цели:

  • развлечь группу;
  • сконцентрировать внимание участников;
  • осознать ценность сотрудничества;
  • показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;
  • сплотить группу.

Ход игры:

Вам необходимо сосчитать до десяти (смех в зале). Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй – «два» и т. д.

Есть только одна проблема – если участники вашей группы произнесут число одновременно – группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.

Обсуждение:

- как началась игра?

- чего хотелось каждому сначала?

- почему сначала ничего не получалось?

- как удалось досчитать до десяти?

- появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?

- чему нас учит эта игра?

5. Ну вот, теперь вы готовы плодотворно работать в группе.

Задание 1. На листе бумаги в два столбика выписать черты толерантной и интолерантной личности (пояснить понятие).

Слайд 9. Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность, терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, способность к сопереживанию.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпение

Чувство юмора

Уважение мнения других

и т.д.

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

и т.д.

 

Заслушиваются результаты работы в группах.

Задание 2. Работа с афоризмами. Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы. Каждая группа читает свои афоризмы и пытается их объяснить. Слайд 10.

«Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера» (С. Смайлс)

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» (Л. Толстой).

«Сострадание правит миром» (Древнеиндийский афоризм).

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В. О. Ключевский).

«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).

«Люди одиноки, потому, что вместо мостов они строят стены» (Станислав Ежи Лец).

«Люди, которые живут в стеклянных домах, не должны бросаться камнями» (Английская пословица).

«Национальной науки нет, как и национальной таблицы умножения» (А. П.Чехов).

Задание 3. Упражнение «Волшебная рука» обведите свою руку и по кругу напишите на пальцах свои хорошие качества, а на ладошке, то что хотелось бы изменить в себе.

 Слайд 11.

Задание 4. «Шаги» к толерантности. Составить перечень того, что нужно сделать, чтобы развивать в себе толерантную личность.

Продемонстрировать слайд 11 «20 шагов к толерантности».

6. Оценка работы групп.

Слайд 12.

Я предлагаю вам такую формулу активной толерантности:

понимание + сотрудничество + дух партнерства.

7. Игра «Поднимите руку, у кого…»

В чем же мы похожи? Сейчас мы будем играть в игру «Поднимите руку у кого?»

-русый цвет волос

-родился зимой

- в имени есть буква А

- карие глаза

- любит мороженое

- чья фамилия заканчивается на –ов

- кто учится в Мугунской школе.

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»

8. Практическая работа в группах.

Толерантность выражает готовность к взаимодействию между людьми, придерживающихся  различных точек зрения. Давайте ребята вспомним и определим, какая именно была описана проблема в следующих баснях знаменитого русского баснописца Крылова.

Цель – определить проблему сложившейся ситуации и как ее можно было бы избежать.

Команда 1: Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс, так и не могут закончить начатое дело: «…А воз и ныне там…», потому что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…».

Команда 2: В басне «Волк и ягненок», волк не хочет мирно сосуществовать со слабеньким ягненком, придумывает разные придирки, чтобы найти в нем изъян, а причины того проста: «…У сильного всегда бессильный виноват…».

Команда 3: В басне «Слон и моська» маленькая собачка, раздраженная присутствием мирно гуляющего слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того, чтобы спокойно пропустить его.

Вывод: Необходимость толерантности, Иван Андреевич Крылов обосновывает так: «…Когда в товарищах согласья, на лад их дело не пойдет…» Эта цитата наглядно иллюстрирует другую сторону толерантности: согласие, во всех его проявлениях, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу, то устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.

9.  В заключительной части нашего мероприятия давайте сформулируем «правила толерантности», которыми следует руководствоваться:

– уважай собеседника;

– старайся понять то, о чем говорят другие;

– отстаивай свое мнение тактично;

– будь справедливым, готовым признать правоту другого;

– стремись учитывать интересы других и т.д.

Слайд 14. Заключительные слова.

Рефлексия «Дерево толерантности»

-Ребята, давайте попробуем посадить дерево толерантности.

Перед вами на партах лежат листы, напишите на них, что для вас есть толерантность по итогу нашего урока. Прикрепите ваш листок на дереве.

Все встают в круг, кладут руки на плечи друг другу. Звучит тихая музыка. «Мир который нужен мне»

Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.

Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
понимание и принятие
чуткость
снисходительность
доверие

гуманизм

непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
цинизм
немотивированная агрессивность

Уважение мнения других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
понимание и принятие
чуткость
снисходительность
доверие

гуманизм

непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
цинизм
немотивированная агрессивность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о толерантности

Если хочешь изменить государство, начни с провинций; если хочешь изменить провинции, начни с городов;  если хочешь изменить города, начни с домов;  если хочешь изменить дома, начн...

Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"

Цель занятия:Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;С...

Классный час о толерантности

Презентация посвященная теме толерантности....

Классный час о толерантности.

Рабочие материалы к классному часу о толерантности....

Классный час по толерантности "Счастье - это когда тебя понимают!"

Данная методическая разработка знакомит учащихся с понятием толерантности и его историей, способами толерантного поведения, развивает коммуникативные умения и навыки самоанализа, помогает сплотить кол...

Классный час о толерантности

Занятие проводилось на трёх уроках. Дети глубоко пережили все ситуации, в которые были поставлены. Дома эти проблемы обсуждали с родителями. На занятии дети учатся понимать не только себя, но и тех, к...

Классный час "Урок толерантности"

Данная разработка поможет классным руководителям 5-6-х классов провести интересный и содержательный классный час по воспитанию терпимости друг к другу и непохожим на нас людям....