Классный час на тему "Осень"
методическая разработка (5 класс) на тему

Кали Мария Матвеевна

Классный час на тему "Осень" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_osen.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Классный  час в форме литературно-музыкальной композиции на тему «Осень».

Цель проведения: воспитание чувства прекрасного через музыку, стихи, развитие у учащихся представлений о времени года – осени, показать, как разные люди могут передавать одно и тоже.

Оборудование: 1.Видеоролик «осень наступает» с использованием музыки Чайковского «Октябрь. Осенняя песня».

2. Рисунки детей +поделки из природного материала на тему «осень» - оформление класса

3.  музыкальные композиции об осени: «Отговорила роща золотая». Стихи С.Есенина, музыка Г.Пономаренко и др.

Действующие лица:

А) ведущий

Б)  ученики-чтецы

Учительь:

Предлагает к просмотру видеоролик «Осень в окно стучится».

Обсуждение видеоролика:

- Что такое осень, и какая она бывает?

 - Какой нам ее показали авторы видео?

 - Понравилась ли вам музыка, которая сопровождала видео?

- Какие чувства нам пытался передать автор музыкальной композиции?

(ответы детей)

- В толковом словаре Ожегова «Осень- это время года, следующее за летом и предшествующее зиме».  И даются примеры: поздняя осень, дождливая осень, золотая осень (время, когда желтеют и золотятся листья). Давайте посвятим сегодняшний семейный час осени.

- Раз мы выяснили, что же такое осень, и какой она бывает, давайте поговорим о наших великих поэтах, которые посвящали этому прекрасному времени года свои произведения.  Приглашаем выступить наших чтецов.

(дети читают стихи об осени):

Тютчев.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...  

Пушкин

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.


Лермонтов

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

Д.Орлов

И снова осени портрет

 природа вешает в гостиной

 под звуки песни журавлиной,

под листьев золотистый свет.

Придём в знакомый лес с утра,

а там хозяйничает осень.

Ну что мы у неё попросим? –

Она вначале так щедра.

Она в вуали из дождя…

Её прихода не пропустим

 и предадимся лёгкой грусти,

 ей объясненья не найдя....

Бальмонт

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

Осенняя песенка.

Миновало летом,

Осень наступила.

на полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

-Обсуждение стихотворений.  Какие наиболее выразительные речевые обороты вам запомнились. (Хрустальный день; унылая пора – очей очарованье; седая зима; мрачная зелень,  вуаль из дождя и т.д)

 Какое стихотворение вам понравилось больше всего, почему?

Ребята! Давайте послушаем различные музыкальные произведения и посмотрим, как композиторы воспринимали осень и отражали её в музыке.

(Слушание:  «Отговорила роща золотая». Стихи С.Есенина, музыка Г.Пономаренко)

Вопросы:

Какие настроения передаёт нам композитор?

С чем сравнивается осень?

Почему «костёр» не может согреть?

( ответы детей)

- А ещё, ребята, есть художники, которые тоже передавали свои впечатления об осенней поре через краски и кисти.

 Давайте посмотрим  ваши рисунки, а также репродукции картин об осени знаменитых художников. (воспитатель выбирает самостоятельно по своему усмотрению, например, Левитан – «золотая осень»)

Заключительная часть вечера:

  Ну а в конце нашего семейного часа  давайте немного поговорим об осенних поговорках и приметах, а  также разгадаем пару загадок.

        

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

(Осенью)

 

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!

(Дождь)

Летит, а не птица, Воет, а не зверь.

(Ветер)

 

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан ...

(Иней)

Листья желтые летят, 
Падают, кружатся, 
И под ноги просто так 
Как ковер ложатся! 
Что за желтый снегопад? 
Это просто ...

(Листопад )

   

    Вопросы:

   1. Когда начинается осень в Австралии? (В марте)

    2. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые)

    3. Как назывались осенние месяцы в Древней  Руси? (Сентябрь – хмурень, октябрь – грязник, ноябрь – студень)

                  Дополните приметы:   

1.   Лягушки квакают….   (к дождю).

2.   Комары в ноябре…  (быть мягкой зиме).

3.    Осенью птицы летят низко….(к холодной зиме), высоко…(к тёплой)

                   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...