Классный час на тему "Осень"
методическая разработка (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час в форме литературно-музыкальной композиции на тему «Осень».
Цель проведения: воспитание чувства прекрасного через музыку, стихи, развитие у учащихся представлений о времени года – осени, показать, как разные люди могут передавать одно и тоже.
Оборудование: 1.Видеоролик «осень наступает» с использованием музыки Чайковского «Октябрь. Осенняя песня».
2. Рисунки детей +поделки из природного материала на тему «осень» - оформление класса
3. музыкальные композиции об осени: «Отговорила роща золотая». Стихи С.Есенина, музыка Г.Пономаренко и др.
Действующие лица:
А) ведущий
Б) ученики-чтецы
Учительь:
Предлагает к просмотру видеоролик «Осень в окно стучится».
Обсуждение видеоролика:
- Что такое осень, и какая она бывает?
- Какой нам ее показали авторы видео?
- Понравилась ли вам музыка, которая сопровождала видео?
- Какие чувства нам пытался передать автор музыкальной композиции?
(ответы детей)
- В толковом словаре Ожегова «Осень- это время года, следующее за летом и предшествующее зиме». И даются примеры: поздняя осень, дождливая осень, золотая осень (время, когда желтеют и золотятся листья). Давайте посвятим сегодняшний семейный час осени.
- Раз мы выяснили, что же такое осень, и какой она бывает, давайте поговорим о наших великих поэтах, которые посвящали этому прекрасному времени года свои произведения. Приглашаем выступить наших чтецов.
(дети читают стихи об осени):
Тютчев.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
Пушкин
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Лермонтов
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Д.Орлов
И снова осени портрет
природа вешает в гостиной
под звуки песни журавлиной,
под листьев золотистый свет.
Придём в знакомый лес с утра,
а там хозяйничает осень.
Ну что мы у неё попросим? –
Она вначале так щедра.
Она в вуали из дождя…
Её прихода не пропустим
и предадимся лёгкой грусти,
ей объясненья не найдя....
Бальмонт
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
Осенняя песенка.
Миновало летом,
Осень наступила.
на полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
-Обсуждение стихотворений. Какие наиболее выразительные речевые обороты вам запомнились. (Хрустальный день; унылая пора – очей очарованье; седая зима; мрачная зелень, вуаль из дождя и т.д)
Какое стихотворение вам понравилось больше всего, почему?
Ребята! Давайте послушаем различные музыкальные произведения и посмотрим, как композиторы воспринимали осень и отражали её в музыке.
(Слушание: «Отговорила роща золотая». Стихи С.Есенина, музыка Г.Пономаренко)
Вопросы:
Какие настроения передаёт нам композитор?
С чем сравнивается осень?
Почему «костёр» не может согреть?
( ответы детей)
- А ещё, ребята, есть художники, которые тоже передавали свои впечатления об осенней поре через краски и кисти.
Давайте посмотрим ваши рисунки, а также репродукции картин об осени знаменитых художников. (воспитатель выбирает самостоятельно по своему усмотрению, например, Левитан – «золотая осень»)
Заключительная часть вечера:
Ну а в конце нашего семейного часа давайте немного поговорим об осенних поговорках и приметах, а также разгадаем пару загадок.
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(Дождь)
Летит, а не птица, Воет, а не зверь.
(Ветер)
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан ...
(Иней)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...
(Листопад )
Вопросы:
1. Когда начинается осень в Австралии? (В марте)
2. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые)
3. Как назывались осенние месяцы в Древней Руси? (Сентябрь – хмурень, октябрь – грязник, ноябрь – студень)
Дополните приметы:
1. Лягушки квакают…. (к дождю).
2. Комары в ноябре… (быть мягкой зиме).
3. Осенью птицы летят низко….(к холодной зиме), высоко…(к тёплой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...